Путешествие в прошлое

       
       В полночь позвонили из Поречья:
- Павел?.. Пелагея  померла. Похоронили  позавчера... Приезжай, помянем…
Помолчал полминуты, пытаясь понять…
- В пятницу приеду.

       Павел, привычный к переездам – полжизни  путешествовал!  - поезда,  перроны, причалы, попутки –  поездил-повидал прилично, приятели даже прозвали  «перекати-поле»,  приехал на  Павелецкий.  Прихватил по пути печенье, пряники, полкило полукопчёной «Полтавской», Пепси, пол-литра «Парламента» -  что  попалось и поместилось в портфель.
- Плацкарт до Поречья, пожалуйста...

… Поезд прибыл в пять. Проводница подмигнула: пока!..
     До Поречья  полчаса пешком. Пошёл по полю – протоптали полоску. За пустырём с поникшей от пекла полынью показался посёлок – пятьдесят построек… Вот и прабабкина, Пелагеина. Покосившийся плетень, понурый, плешивый пёс Полкан на привязи – подкармливают ли? ,  в палисаднике привядшая петунья,  промокшая поленница… Пригнулся под притолокой - переступил   порог – печка, подгнивший пол, полки с посудой, поношенное пальто, пуховый платок на постели, приёмник на  потрескавшемся подоконнике, портрет прадеда, патефон, пачка писем. Посмотрел – от подруги из Пензы,  и от Павла – пять: поздравлял с  праздниками, последнее – на пятидесятилетие Победы… Прошло – почти пятнадцать…

…. Вспомнил, как  приезжал пацанёнком к прабабке. Пелагея поднималась пораньше,  с петухами – поросят и птицу покормит, помидоры польёт, полы подметёт, половики на перила повесит, подушки и перины пуховые на подоконники положит просушить… Платочек пёстренький, передник – пекла правнуку пироги да пышки. Принесёт: «Поешь, Пашенька, полезно, питательно!» - приговаривает – « Потом на пруд пойдёшь– покупаешься,  позагораешь»…  А то – пластинку на патефон поставит, пританцовывает, поводит плечами, подпевает Пьехе – «Пап, пап, па-ра-ра-па  пап-пап..»

….Припомнил Полину – пепельноволосую пигалицу  в парусиновой панамке. Потом – примерную пионерку, прилежную,  послушную пятёрочницу-пятиклассницу в платье с плетёным пояском. На Пашу посматривала пристально и печально. Подружились. Приходили к Пелагее, помогали полоть, поливать… Потом Полина пошла в ПТУ – на повара. Павел поехал в Питер, поступать в Политех… Приезжал к Пелагее, приходил к Полине, приглашал прогуляться…Прятались  в подлеске… Первое признание, первый поцелуй… Помнил, как подрался с пьяными парнями – приставали к Поле, подначивали Павла: «Пижон питерский! Полинка-то твоя – потаскушка! С Петром поразвлекалась да подзалетела!»… Порванный и перепачканный пиджак – полбеды: Полина промолчала!
 - Правда?
 - Правда…
 - Предательница! –  пошёл, прихрамывая, прямо к поезду… 


…В понедельник Павел протопил печку, прибрался. Позвал посельчан… Помидорчики из подвала принёс, продукты привезённые поставил… Перед первой – помолчали, помолились, поплакали. Помянули первачом, повспоминали Пелагею. Поговорили потихоньку – о политике, о президенте, о погоде, о пожарах, пожаловались на пенсию – поздно приносят!, на пьющего председателя… Посудачили о Пугачёвой – платья, причёска – «в передаче показывали – принцесса престарелая»! .. Павла послушали, не перебивая, о путешествиях – про Португалию, про Пакистан, про Париж… Потом поставили Пелагеину пластинку – Пьеху… Потом – «на посошок», поблагодарили, попрощались…


Павел подошёл к порогу, постучал.
 - Паша?!
 - Полина!... Пустишь?
 - Поздно приехал…
 - Прабабку, Пелагею приехал помянуть.
- На погосте побывал?
 - Побывал…
Помолчали.
 - Подожди, - Полина принесла пакет. – Портсигар вот…. Подарок… Прятала от Петра…
 - Полина, ты письма мои получала?
 - Письма? – поёжилась, поправила платок, - Пойду я,  Паша….

    На поселковой площади, почему-то переименованной из Песчаной в площадь Пржевальского, примостились палатка «Продукты», пекарня  послевоенной постройки, Почта,  Пивная и поликлиника. Пять помещений поликлиники – процедурная, перевязочная, плюс приёмные  педиатра, психиатра и проктолога-практиканта. Педиатр принимал по понедельникам и пятницам с половины первого до пяти – пока попадёшь – помрёшь! У проктолога – постоянно пусто: пациенты побаивались показывать попы практиканту. Позже он переехал из посёлка – польстился на прибавку в полсотни. Психиатр, пытаясь подзаработать,  пробовал приобщить посельчан к парапсихологии. И  престарелые пореченцы, преодолевая предрассудки и предубеждения,  постигали паранормальные «правила». Но, потом,   посовещавшись,  пошли к председателю с протестом: просили посадить психиатра-параноика  в психушку. Председатель повздыхал, но повиновался – прогнал…

    В помещении Почты – пусто. Пожилая почтальонша перекладывала и просматривала привезённые переводы и периодику.
 - А письма? Почему не приходили письма? –поинтересовался Павел.
 - Письма-то? Поди, повыкидывали…Или потерялись…
 - Понятно…

 … Пропылил полуразвалившийся пикап пореченской «полиции», притормозил у Почты. Приземистый пузатик, промокая платком пот, подскочил к Павлу: «Паспорт предъявите!».
- Паспорт и портмоне потерял, в поезде -  предположительно, «посеял». Приехал в Поречье прабабку, Пелагею Прохорову помянуть.
- Павел! Прохоров! Привет! Да пошутил я! Я – Пётр, Полинкин парень, помнишь? – похлопал по плечу, -  Потом мы поженились, пацан - уже подросток,  Павлушка,  - Полька придумала, прям приказала: «Павлом пропишем!» - папку перерос уже, подлец !..  Покажись-ка!.. Поседел.. Но  прики-ид – плащ, портфель – прынц!.. Пойдём в «Пивную»?  - посидим, побалакаем, подкрепимся!

… Подошла полная, помятая, перегидрольная продавщица в перепачканном переднике.
- Принеси пиццу, поджарку, плов, пол-литру и пару пива.

…-  Ну, поехали!
Пётр, причмокнув, пыхтя и пережёвывая пиццу, посмеивался:
- Поучился, поработал прилежно и  - погоны подполковника получил! Платят прилично. И приплачивают порядочно, - подмигнул. – с ПДД,  с правами помогаю, понимаешь? «Пежо» прикупил, подержанную, правда -  по дешёвке, пальтишко песцовое Польке, племяннику-первокласснику – пианино – пусть пиликает!. Павлушке – причиндалы пацанские  покупаю, просит постоянно: «пап» да «пап!». Путёвки – Пицунда там, Пятигорск, Паланга. Подкоплю – в Париж поедем! …
Пётр привычно «полировал» «Путинку» пивом.
- Порассказывай пока, я поем…
- Ну…После Политеха переучивался,  подрабатывал переводами с португальского, путешествовал, публиковался…
 - Паш!  - перебил, - Понятно…
К «Пивной» на перекрашенной «Победе» подкатил председатель.
 - Прибедняется, подлец! Призывников припахал на постройку «палаццо», и не платит, паразит!..
Помолчали, покурили…
- Полюбил я Польку, Пашка! Прикипел с потрохами! Попался и пропал, понимаешь?…Прости… Первая и последняя она, поверь!
 - Петь, проехали!..
После пятой Петра подразвезло. Потный, покрасневший, попытался приобнять Павла, повис на плече:
- Ну, пора прощаться, Паха,  усё путём!... Поговорили по-приятельски!...  Приезжай, повидаемся  прилично!  - Пётр, покачиваясь, побрёл к пикапу, - А портмоне поищем, не переживай!...


   Павел проснулся в пять.  Поднялся, поправил постель, поклонился портрету Пелагеи…У порога погладил Полкана и поспешил на поезд…

   Полина пришла  первая - подождала полчаса на пустом перроне… 
- Паша! – подбежала, прислонилась к плечу. – Прости, Пашенька, - прошептала…
- Прощай….


Рецензии
Надежда, мне не западло коротко написать: понравилось. Мог бы и длинно. Да у меня слов хвалебных дефицит. Почти все израсходовал на предыдущие рецензии.

Александр Тарновский 2   29.05.2022 10:07     Заявить о нарушении
Люблю, когда "длинно"))) Можно и повториться))) В любом случае - спасибо!

Надежда Лезина   29.05.2022 14:56   Заявить о нарушении
Читать все любят...

Александр Тарновский 2   29.05.2022 15:28   Заявить о нарушении
Думаю, и на "длинно"растащит🙂

Александр Тарновский 2   29.05.2022 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.