Кино, театр и другие игры

Признаки обнаруживаются в сравнении. Чтобы рельефнее определить феномен театра, сопоставим его с другим, близким к нему искусством – кинематографией. Кино и театр занимаются одним и тем же - отображают эпизоды реального мира. Актеры играют роли на фоне декораций. Но на этом сходство заканчивается, начинаются расхождения.

Декорации кино сложны и подробны. Они хорошо имитируют реальность, обычно это и есть сама реальность. Место действия в течение фильма может многократно изменяться, нет принципиальных ограничений на число актеров. Возможность "фотографически" точного отображения формирует жанр документалистики, где фантазии не должны присутствовать. В соотношении эмоционального, рационального и интеллектуального в кино преобладает интеллектуальное и рациональное.

В театре действие происходит в ограниченном пространстве, в реальном времени. Из-за физических ограничений многое из того, что удается изобразить в кино, здесь обозначается символами. Декорации условны, они только обозначают место действия, это тоже символы. И для того, чтобы символы были правильно поняты, требуется определенная фантазия не только режиссера, но и зрителя. Поэтому восприятие театра должно быть сложнее, чем кинофильма, а упомянутое соотношение смещается в сторону эмоционального. Здесь более важно не «что показывают», а «как».

Творчество режиссера кино в большей степени индивидуально, чем в театре. Конечный результат зависит исключительно от него. В театре на результат могут влиять непредсказуемые факторы. Каждый спектакль - это коллективное творчество режиссера и артистов, осуществляющих его замысел. Возможны импровизации, замена исполнителей. Одно и тоже в разное время может быть исполнено по-разному. В кино ничего подобного нет. Монтаж фильма выполняется один раз, результат можно тщательно отработать, неожиданностей не будет. Если что-то получилось плохо, можно повторить и в итоге все будет соответствовать замыслу - настолько, насколько это удовлетворит создателя.

Зритель кино - абстрактный, неизвестный, неисчислимый и невидимый. Его роль абсолютно пассивна. Напротив, аудитория театра ограниченна и зритель некоторым образом включен в действие. Все происходит на его глазах - здесь и сейчас. Он может непосредственно влиять на постановку посредством "обратной связи". По реакции зала режиссер или артисты могут вносить какие-то изменения в игру. Некоторые театры стараются максимально приблизить зрителя к действию. Например, театр в Измайловском саду был организован так, что сцена располагалась в центре зала, а зрители - вокруг сцены. По окончании спектакля актеры перемещались в гардероб, выдавали пальто. Это должно означать, что символизм театра – вынужденный. Он готов от него отказаться и перейти к реальным действиям в реальном окружении. Театр стремится к тому, чтобы все было "как в жизни", чтобы у зрителя не было повода сказать "не верю!".

Кино не претендует и не может претендовать на "физическое" соучастие зрителя. Кино символично изначально. Двумерный экран, изображение вместо реальных людей и предметов. Разный масштаб изображения, "наезжающая камера" и другие "иррациональные" технические эффекты. Поэтому кино априорно пребывает в стороне от реальности, и далеко не всякий фильм готов ей соответствовать. Об информации сомнительной достоверности, говорят "как в кино". С другой стороны, кино, символическое по форме, может отказаться от символизма содержания, поскольку имеет возможность показывать реальные картины «настоящего». Все это переводит символизм  кинематографии в совершенно иные формы, чем в театре.

Крайней и (получается) наивысшей формой театра являются карнавальные мистерии, где все участвуют в едином действии и не очень различаются как зрители или актеры. Того же добиваются и некоторые популярные эстрадные исполнители, умеющие довести зал до полной сопричастности. Подобные эффекты случаются и за пределами театра – на стадионах, политических собраниях и т.д.

Театр принадлежит времени, в котором он существует. После окончания спектакля остаются только воспоминания о нем, иногда - кадры снятого фильма. Но театр не рассчитан на такую съемку и его фильмокопии далеки от истинного действия. В свою очередь, кинофильм вне времени. Его копии не отличаются от оригинала и могут существовать неизмеримо долго. Однако, время изменяет все остальное - жизнь, людей, их восприятие. И то, что было создано много лет назад, нетронутое временем тихо уходит в небытие.

Все, что происходит в кино или в театре, можно определить одним словом –игра. Игра в реальность. Взрослые играют, словно дети. Причины и цели этой игры разнообразны, но основная цель – моделирование реальности для ее изучения и понимания. Такова цель всякой игры, даже если она не обозначена четко  – от игры в «дочки - матери» до тренажеров летательных аппаратов или научных экспериментов. Понимание, как правило, доставляет положительные эмоции. (Это говорит о том, что любопытство закреплено эволюцией как важное свойство живого существа). Поэтому одна из целей игры актеров – положительные эмоции зрителей.

Один из определяющих признаков театра – действие происходит в искусственной, «виртуальной» среде, создаваемой из символов (моделей) объектов действительности. Но в нашем восприятии реальный объект – это тоже его модель, формируемая сознанием. В театре происходит двойное преобразование. Первое выполняет режиссер, второе - зритель. Если отвлечься от этого лишнего преобразования, если зритель воспринимает модель как живое и реальное, возникает эффект присутствия и соучастия, которого желает добиться постановщик. Способы «физического» приближения к зрителю (сцена в середине зала или постановка оперы в Египте, в окружении реальных пирамид)  - это попытки снять или маскировать одно из упомянутых преобразований. Однако представляется, что искусство и состоит в том, чтобы добиться этого символическими средствами. (Неслучайно слова «искусство и «искусственный», т.е. ненастоящий, сотворенный - однокоренные). В этом смысле, в кино слишком много «физики», и составляющая «искусство» в нем представлена меньше. Взгляд через объектив кинокамеры не очень отличается от непосредственного видения, поэтому лишнее преобразование здесь не очень заметно. В кино меньше «играют», больше  «показывают».

Преобразование в символьную форму и последующее восстановление исходного материала – это не что иное, как процесс передачи информации, причем в его самом тривиальном, «классическом» варианте. Из этого следует еще одна цель театра – передача информации. Зрителю передается то, что увидел автор. Задача режиссера и артистов – донести эту информацию, найти для нее адекватную и привлекательную форму. Исторически, театр был одним из самых первых средств массовой информации.

Модель – это неточная копия исходного объекта, в которой сохраняются важные для цели моделирования признаки. К «театральному моделированию» можно отнести любые действия, создающие некоторый образ для «внешнего употребления». В частности, подготовка к спектаклю начинается в гримерной, где создается внешний образ (модель) героя пьесы.

Способность к моделированию свойственно не только человеку, этим широко пользуются разнообразные другие живые существа. Например, как подражание и мимикрия. Очень озабочены своим внешним видом цветы – они должны быть яркими и красивыми. Животные редко могут вести себя так, как им заблагорассудится, они всегда должны играть прописанную для них роль. От внешнего вида животного, от его поведения и от того, как его воспринимают окружающие, зависит его жизнь. Здесь, на уровне растений и животных уже присутствует элемент игры и обмана. Образ для внешнего употребления создается таким, каким он должен быть в конкретной ситуации и скрываются детали, не соответствующие этому образу. Человек ничего принципиально нового (театрального) не изобретает – в своем био- и социо- окружении он, как и другие живые существа, играет заданные роли. Но если в природе такая игра исключительно рациональна – она несет конкретную функцию, вписана в жизненный процесс и является необходимостью, то человек идет дальше. Кроме необходимого и рационального, он готов играть бескорыстно, «из любви к искусству».

Театральная стихия все более захватывает общество. Фундаментальный принцип цивилизованности и воспитанности – вести себя не «как хочется», а как требуется в данной ситуации, «как подобает». Часто очень трудно отделить игру от реальных чувств и переживаний. Возможно, и сам человек уже это не слишком различает. Цивилизация театральна, она развивается и охватывает все новые сферы человеческой жизни.

Новая, многообещающая форма развития театра – Интернет. Виртуальная реальность, в которой происходят некие события. Их можно не только наблюдать в качестве зрителя, но и участвовать, оказывать на них влияние. Человек за компьютером отождествляет себя с одним из персонажей развертывающегося действия. Такое отождествление очень натурально и достигается более простыми средствами, чем это происходит в традиционном театре.

Истоки «театрального процесса» можно проследить и в самых глубинах нашего восприятия. Картины природы прекрасны. Во всяком случае, мы их воспринимаем так. Но что-то должно происходить в нашей голове, чтобы безликие фигуры, линии, частоты световых волн приняли соответствующие образы и заиграли в красочной гармонии. Более того, мы видим не совсем то, что «есть на самом деле». Чтобы образ получился целостным, нечто, сидящее внутри нас, обманывает наше сознание, искажая и сглаживая информацию, поступающую от органов чувств. Восприятие театрально.

Природа во многих своих проявлениях предстает как огромный театр. Мы привлечены сюда как участники этой захватывающей мистерии жизни.

31.01.09

 


Рецензии
"Более того, мы видим не совсем то, что «есть на самом деле». Чтобы образ получился целостным, нечто, сидящее внутри нас, обманывает наше сознание, искажая и сглаживая информацию, поступающую от органов чувств. Восприятие театрально"

А почему Вы этой театральности даете негативную оценку, почему сознание "обманывают"?
Возьмите Персея. Он мог бы не "сглаживать" информацию о Медузе Горгоне, не искажать своего восприятия с помощью щита, а просто посмотреть этому существу в глаза.
Тогда не было бы и самого правдолюбца.
Всему свое время, в том числе и "тому что есть на самом деле"

Дмитриев   03.12.2010 18:49     Заявить о нарушении
Используя для обозначения отношений несоциальных, я просто забыл о нравственно отрицательном содержании этого понятия. Т.е. негативной оценки нет. Тем более, что есть у меня текст с названием "Умеренный обман, как форма понимания" (выкладываю).
Хочу заметить также, что само слово "театральный" иногда употребляется с негативным оттенком.

...Я "открещиваюсь" от негативного, но может быть и не следует этого делать. Вывод о том, что "истины нет и быть не может" сам по себе достаточно печален.

Олег Ханов   03.12.2010 20:56   Заявить о нарушении
Истина есть, хотя в чистом виде ее быть не может. Что касается театральности, то мнение еще Шекспира об этом Вы конечно знаете. И в самом деле, как похожа наша жизнь на шоу. Только это вообще не обман, да и не человек - постановщик этого перфоманса
Любое наше знание имеет природу символа и не есть прямое и непосредственное знание. Гнозис - лишь греза человечества. И это не ложь, что Земля покоится на спинах трех слонов. Это попросту символическое изображение мировых начал.
Какой же может быть обман, если Бог хочет объяснить невежественному индусу, как устроена вселенная. Как это можно сделать? Учитель учителей использует предметы, знакомые тому в обиходе, из опыта: плоская равнина, слон
И то знание о природе вещей и о космосе, которым мы владеем сейчас, ничуть не лучше геоцентрической или "черепахоцентрической" модели
Мы и не можем видеть мир вещей "как они есть" хотя бы уже потому что для этого нужно иметь "зрение как оно есть"

Дмитриев   03.12.2010 22:30   Заявить о нарушении
Удивляют совпадения, почти дословные. Цитирую себя (О сути вещей...):

"Мир, покоящийся на трех китах - это образ, его можно опустить. Мир, как нечто непонятное, но единое целое, твердое, окруженное бесформенным океаном, можно оставить. Отношение, определяемое этим образом - островок стабильности в океане хаоса. Современные представления - как обыденные, так и научные - те же, что и древние, почти первобытные..."

Кажется, наши представления различаются недостаточно для "полнокровной" дискуссии.

Олег Ханов   04.12.2010 00:20   Заявить о нарушении