По ком звонит рында... 4

Подборка из мистерии "Дремучие Двери"

*   *   *

Свидетель Лев Толстой:

" В школах учат катехизису и посылают учеников в церковь; от чиновников требуют свидетельств в бытии у причастия.

Но человек нашего круга, который не учится больше и не находится на государственной службе, и теперь, а в старину ещё больше, мог прожить десятки лет, ни разу не вспомнив о том, что он живёт среди христиан и сам считается исповедующим христианскую православную веру".

" Началом всего было, разумеется, нравственное совершенствование.
Но скоро оно подменилось совершенствованием вообще, т.е. желанием быть лучше не перед самим собой или перед Богом, а желанием быть лучше перед другими людьми.

И очень скоро это стремление быть лучше перед другими людьми подменилось желанием быть сильнее других людей, т. е. славнее, важнее, богаче других".

*   *   *

 Бог есть дух. И поклоняться Ему надо "в Духе и Истине".
А не "казаться" вместо того, чтобы "быть".
Свидетель Толстой убедительно показывает нам переход от теплохладности к самости и вампиризму:

"Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах.
Я убивал людей на войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал.

Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство...
Не было преступления, которого бы я не совершал, и за всё это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком".

*   *   *

Свидетель Иосиф Сталин:

- Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.

*   *   *
  Свидетели: пом.инспектора семинарии С. Мураховский и инспектор семинарии Иеромонах Гермоген:

"Джугашвили, оказалось, имеет абонементный лист из "Дешёвой библиотеки", книгами из которой он пользуется. Сегодня я конфисковал у него соч. В. Гюго "Труженики моря", где нашёл и названный лист".

"Наказать продолжительным карцером - мною был уже предупреждён по поводу посторонней книги - "93г"В.Гюго".

Характеристика одного из героев "Девяносто Третьего года" В. Гюго - бывшего священника Симурдэна, ушедшего в революцию;


"Он был праведник и сам считал себя непогрешимым.
Никто ни разу не видел, чтобы взор его увлажнили слезы. Вершина добродетели, недоступная и леденящая.
Он был справедлив и страшен в своей справедливости. Для священника в революции нет середины.
Превратности революции могут привлечь к себе священника лишь из самых низких либо из самых высоких побуждений: он или гнусен или велик.

Симурдэн был велик, но это величие замкнулось в себе, ютилось в недосягаемых кручах, в негостеприимно мертвенных сферах: величие, окруженное безднами.
Иные горные вершины бывают так зловеще чисты".

*   *   *

"Не ужасно ли, и не обидно ли было думать, что Моисей восседал на Синае, что эллины строили себе изящные Акрополи, римляне вели пунические войны...что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Гранин и бился под Арабеллами,..

что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной комичной своей одежде благодушествовал бы "индивидуально" и "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?..

СТЫДНО БЫЛО БЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, ЧТОБЫ ЭТОТ ПОДЛЫЙ ИДЕАЛ ВСЕОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ, МЕЛОЧНОГО ТРУДА И ПОЗОРНОЙ ПРОЗЫ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛ БЫ НАВЕК".

- Свидетель Константин Леонтьев ещё не напомнил о главной жертве - РАСПЯТИИ ХРИСТА!

*   *   *

Свидетель Лев Толстой:

"Каким образом случилось, что большинство образованных людей нашего времени, не работая, спокойно поглощает труды других людей, необходимые для жизни, и считает такую жизнь самою естественною и разумною?..

Мы живём так, как будто нет никакой связи между умирающей прачкой, 14-летней проституткой, измученными деланьем папирос женщинами, напряженной, непосильной, без достаточной пищи работой старух и детей вокруг нас.

  Мы живём - наслаждаемся, роскошествуем, как будто нет связи между этим и нашей жизнью. Мы не хотим видеть того, что не будь нашей праздной, роскошной и развратной жизни, не будет и этого непосильного труда, а не будь непосильного труда, не будет нашей жизни...

Нам кажется, что страдания сами по себе, а наша жизнь сама по себе, и что мы, живя, как мы живём, невинны и чисты, как голуби".

*   *   *

Библейские пророки предвещали, что гнев Божий сойдёт именно на верха:

« Дом царя, потом самый близкий к нему дом людей, облечённый славой и честью, а третий вслед за ними, более получающий от Бога преимуществ, дом божественных священнослужителей.

Обличаются прежде всего "князья" - лица, обладающие административной или судебной властью, государственные сановники, вельможи, злоупотребляющие своим положением». (Толковая Библия Лопухина).

Свидетель Бл. Иероним:
"Будем читать рассказы Иосифа /Флавия/, и там найдём описание того, что даже из помойных ям, пещер, звериных берлог и могильных углублений извлекали князей, царей и людей знатных и жрецов, которые под влиянием страха смерти скрывались в этих местах".

*   *   *

Слова пророка:
"И накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём:
"Не делает Господь ни добра, ни зла".
И обратятся богатства их в добычу и домы их - в запустение".
/Соф.1, 12/


И по блаж. Иерониму, наказаны будут гневом Божиим:

"те, которые, отстраняя промысел, говорили, что Бог не есть виновник ни добра людям добрым, ни зла - злым, а всё управляется волей счастия и косится неопределённой случайностью» .
Такие мысли и убеждения граничили с неверием, были практическим отрицанием бытия Божия.

То есть Иосиф, уходя в революцию видел себя бичом Божиим:

"и бич в руке его - Моё негодование!"
/Ис. 10, 5/

*   *   *

Свидетель С.Франк (русский религиозный философ):

"Русское религиозное сознание постепенно уходило от жизни и из жизни, училось и учило терпеть и страдать, а не бороться и творить жизнь.

Все лучшие силы русского духа стали уходить на страдание и страдательность, на пассивность и бездейственную мечтательность.

Русский религиозный дух уже давно перестал укреплять народ в его будничной трудовой жизни, пропитывать нравственными силами земные экономические и правовые его отношения.
И потому здоровый в основе реалистический инстинкт народа оторвался от духовного корня жизни и стал находить удовлетворение в неверии, в чисто отрицательной освобождённости. Т.е. в разнузданности мысли и чувства".

*   *   *

Свидетель Александр Блок:

"Я слишком образован, чтобы не понимать, что так дальше продолжаться не может и что буржуазия будет уничтожена.

Но если осуществится социализм, нам останется только умереть; пока мы не имеем понятия о деньгах, мы все обеспечены и совершенно не приспособлены к тому, чтобы добывать что-нибудь трудолюбием.

Все мы - наркоманы, опиисты; женщины наши - нимфоманки.
Нас - меньшинство, но мы пока распоряжаемся среди молодёжи: мы высмеиваем тех, кто интересуется социализмом, работой, революцией.
Мы живём только стихами...
Ведь мы - пустые, совершенно пустые".

"Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были.

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных;

но это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток.

Гул этот всё равно всегда о великом".

*   *   *

Свидетель Лев Троцкий:

" Не без изумления мы узнаём из этих строк, что у Кобы, который сам уже в 13 лет отвернулся от религии, была наивно и глубоко верующая жена...

Он удовлетворялся покорной и преданной женщиной.
По взглядам он был марксистом; по чувствам и духовным потребностям - сыном осетина Бесо из Диди-Лило".

*   *   *

Жена Иосифа умерла от тифа в 1907 году, оставив ему маленького сына.
Бывший друг Иремашвили пришёл выразить свои соболезнования:

"Он был очень опечален и встретил меня как некогда, по-дружески.
Бледное лицо отражало душевное страдание, которое причинила смерть верной жизненной подруги этому столь чёрствому человеку.

Его душевное потрясение... должно было быть очень сильным и длительным, так как он не способен был более скрывать его перед людьми".

"Умершую похоронили по всем правилам православного ритуала. На этом настаивали родственники жены, и Коба не сопротивлялся".

*   *   *

Лев Троцкий:

"Цель своей жизни он видел в низвержении сильных мира сего.
Ненависть к ним была неизмеримо активнее в его душе, чем симпатия к угнетённым.
Тюрьма, ссылка, жертвы, лишения не страшили его. Он умел смотреть опасности в глаза.

Год революции открылся расстрелом петербургских рабочих, шедших с петицией к царю.
Написанное Кобой воззвание по поводу событий 9 января увенчивается призывом:

"Протянем друг другу руки и сплотимся вокруг партийных комитетов.
Мы не должны забывать ни на минуту, что только партийные комитеты могут достойным образом руководить нами, только они осветят нам путь в обетованную землю..."


Рецензии
" гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Гранин и бился под Арабеллами,"
Александра подобное и погубило.Одной из последних его фраз была:"Берегитесь персидских ковров..."

Юрий Воропанов   15.06.2015 11:35     Заявить о нарушении
Этот грех называется "мшелоимством".
Спасибо!

Юлия Иоаннова   15.06.2015 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.