Глава 11. Летние дни

     А теперь я опишу жизнь мою в летнее время в Суоярви, начиная с 3-его класса. Дом наш выходил окнами на ул. Ленина, а двором на лесок, за которым проходила железнодорожная ветка, ведущая к фабрике, за ней - озеро. Прямо за нашим огородом росли молодые берёзки  и всякий кустарник, и там росли грибы. Особенно много было горькушек. Я регулярно собирала их, это мне очень нравилось.Грибы росли всё лето. Мама отмачивала их в тазу и солила.

     Там же, за огородом, у меня было развлечение. Я забиралась на берёзу, цеплялась руками за вершину, отпускала ноги и....пикировала на землю. Берёзы были молодые, гибкие. Эти "полёты" мне доставляли радость, дух захватывало.

     Я научилась ездить на велосипеде. Однажды, съезжая с горки на шоссе, я грохнулась, ударилась подбородком о дорогу, и мне срезало кожу на подбододке укатанным песком. Долго потом залечивали.

     Всё лето мы купались в озере. Озеро огромное, с островами, простиралось до горизонта. Плавала я прилично, умела даже на спине. Всё время заплывала вглубь и обратно, когда другие ребята плавали только вдоль берега.

     Однажды ни с того, ни с сего, неожиданно для себя решила плыть на остров. Он был на расстоянии 1,5 км от нашего берега или дальше, никто не измерял да и никто из взрослых туда не плавал, только на лодках. Взяла и поплыла, сказав кому-то, что плыву на остров. Это было в 4-ом классе.

     Плыву. Острова не видать, и от берега уже далеко. Ко мне подплыла лодка. В ней парень-рыбак. Говорит: "Садись в лодку, утонешь". Я не согласилась. Доплыла до острова, еле живая. замёрзла, дрожу. А на берегу как назло тень, не согреться. А что на том берегу, мне не видно. Вижу только людей маленьких, как собачки. Далековато!

     А там была паника. Когда ребята потеряли из виду мою голову, испугались, решили, что я утонула. Зинка Ульянова, что жила в доме на берегу, с этой вестью побежала к моей маме. А я ведь не подумала, как я буду обратно плыть, смогу ли.

     На моё счастье парень- рыбак (он, оказывается, не спускал с меня глаз) подплыл на лодке и отвёз меня обратно.
     На берегу меня встречала мать. Понятно, какая была встреча.
     Случай этот прошёл как-то незаметно, было лето, одноклассники об этом даже не узнали, я никому не говорила. А это ведь был личный подвиг. Когда через 50 лет я приехала в Суоярви, пришла на этот остров ( туда построили переправу со стороны станции)и взглянула на тот берег, откуда я плыла, я ужаснулась. Я могла тогда утонуть, меня бы уже не было.
     Да, я была способна на неожиданные, необдуманные  и рискованные поступки.  Это в моём характере и по сей день.

     Кстати, гуляя с сестрой в тот приезд по нашему берегу, мы встретили женщину, которая сразу узнала меня со словами: "А уж не та ли ты девчёнка, что уплыла с этого берега на остров?" Узнав меня, она представилась: "А я та Зинка, что бегала за твоей матерью". Вот какие чудесные встречи бывают в жизни, чтобы двое земляков из разных теперь городов (Санкт-Петербург - Мурманск)  сошлись в один день и час на одном памятном месте через 50 лет! И память о моём подвиге жива!

     Не помню уже, с какими девочками я ходила в лес за грибами. Грибов было много. Мы собирали только белые. Когда уже вся тара была заполнена грибами, мы снимали майки, завязывали узлом лямки и наполняли их одними шляпками. С тех пор я получаю необыкновенное удовольствие, если мне удаётся найти белый гриб. Такого обилия грибов и ягод, как в Карелии, мне уже не случалось больше видеть.

     За рыжиками и волнушками ходил на болота папа. Мы заготовляли грибы на зиму бочёнками. В сенях у нас стояли бочки с мочёной брусникой, клюквой, - эти ягоды собирал по осени папа, а мы уже в лес не ходили, учились.

     Летом я с мамой и её подругой  ходили за черникой и голубикой. За черникой иногда плавали на лодке на острова. Я ловко собирала ягоды. Пока не наберу цинковое ведро - не отступлюсь. Потом приходилось тащить это ведро по шпалам.
     Очень мне запомнились походы за голубикой. Она росла на болотах. Мы снимали обувь и шли по мокрому светлому мху. Моховая подстилка качалась под ногами, было страшно провалиться, быстро перебирали ногами. Голубики было море! Пока набирала ведро, наедалась от пуза. От голубики и дурмана кружилась голова, домой шли пьяные. Запах этих болот, дурмана, вереска - как я тоскую по ним!

     Какое удовольствие было зимой выйти в сени, зачерпнуть ковшом из бочки покрытую тонким ледком бруснику! Это были наши фрукты. Других фруктов мы не знали и не видели, разве только на картинках в учебниках, да ещё я читала книгу о Мичурине.
     В лесах было много змей. Я боялась их смертельно. Но мне повезло. я с ними не встречалась.
     Ну и конечно всё лето игры, описанные выше. Особенно в лапту, дотемна.

     Родители, чтобы улучшить наше питание, решили завести корову. Такой у нас был городок, что некоторые держали скотину. Начались новые заботы. Папа в сарае устроил тёплый хлев, над ним сеновал. Взяли тёлку, чёрную со звездой на лбу. Мурка.

     И вот в июле я еду с папой на сенокос. Там папа накосил травы и соорудил шалаш в виде стога. Разжёг костёр, попили чаю, и отец начал косить. Косил целый день с перерывом на обед. Обед готовил тоже он. Я, как избалованный мамой лодырь, даже не догадывалась заняться хозяйством. Да и не умела ничего. Всё гуляла, любовалась цветами, искала землянику. В канаве мелькнула змея. Я даже не успела её разглядеть, просто поняла, что там проползла змея. Сильно испугалась. Когда ночью легли с папой спать в шалаше, не могла уснуть: боялась, что змея заползёт. Но сон сморил меня. День этот был ярким, запомнился мне.

     Через неделю мы с отцом поехали на грузовике вывезти сено. Нагрузили машину доверху, перевязали верёвками. Меня посадили наверх. Ехали по лесной дороге. В Карелии леса - красота неописуемая! Лежу на сене и вижу с высоты по сторонам дороги огромные грибы - белые, подосиновики. Здесь их никто не собрал, и они переросли. Мне казалось, что они были с полметра высотой. Было много красивых мухоморов.

     Зимой Мурка отелилась. Появился бычок Прошка. Всё хозяйство вёл папа. Рано вставал, шёл к корове. Потом на работу. Вечером снова в хлев. Я думаю, что и доил корову он. Мои родители были родом из деревни и всё это знали и умели. Потом бычка употребили на мясо.

     Я в семье не интересовалась хозяйством, жизнью родителей. Я даже не помню своей сестры Музы в детстве. Учились мы с ней в разные смены. Муза меня помнит. Она рассказывает мне, что она любила домовничать, к приходу отца с работы убиралась, что-то готовила. А я о себе такого не помню.

     (продолжение следует)

               


Рецензии