Система уровневого распределения сознания

            
                ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАБОТЫ

            Данная система разрабатывалась сначала как результат обобщения закономерностей наблюдаемых при обучении, т.е. в образовательном процессе, но не в рамках педагогики и не в рамках психологии, а как самостоятельная дисциплина, стремящаяся к рациональному описанию сознания в теоретических и моделирующих традициях естественных наук. На этой основе были сформулированы закономерности, которые позволили дать краткие и ёмкие, т.е. рациональные, объяснения наиболее важным гуманитарным процессам. Исходя из повторяемости основных принципов и их сводимости к малому числу, появляется возможность ставить вопрос о строгом теоретическом исчислении свойств и функций сознания, а также о различных технологических возможностях относительно него. Теоретическая работа сначала была проведена для той части сознания, что имеет самое прямое отношение к его основной социальной сфере, а потом стала естественно расширяться до полного социального диапазона и в его досоциальную сторону, к чему относятся рефлексы, инстинкты, впечатления, интуиция и другие подобные досоциальные функции сознания. Теперь одной из основных задач данной работы является задача формировании единой теоретической системы, позволяющей строго логически выводить мыслительные функции сознания из его рефлекторной основы. На данный момент и в теории ноономики и в её практике уже достаточно выверены и предметная и формальная точные системы понятий, позволяющие производить рациональные рассуждения о сознании и делать относительно него строгие выводы на примере ассоциативных, поведенческих и мотивационных процессов. Текущая идея состоит в том, чтобы выработанную систему закономерностей, полученную на основе части социальной сферы, расширить до полного социального диапазона, а также применить её к сфере рефлекторной и вообще к досоциальной. Это позволит тем самым приобщить её к единой системе сознания без пробелов между рефлексами и осмысленным поведением.

КАК СОЕДИНИТЬ РЕФЛЕКСОЛОГИЮ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СОЗНАНИИ

            Представления о безусловных рефлексах подобно газовым законам из области термодинамики: изобарному, изохорному, изотермическому (в фигуральном смысле, конечно). Мы знаем, что таковые законы, выделенные в их чистом виде, полезны и необходимы науке, но реальные действующие ситуации почти никогда не сопряжены с полной константностью какого-либо из параметров: давления, объёма или температуры; всегда изменяются в реальности все три. Также и с рефлексами: их формулировка в чистом виде помогает обратить на них внимание, но она же и препятствует развитию технологии на их основе, в виду недоучтения проблемы комплексности их работы. Причём проблема их комплексности ещё не сводится к модели условного рефлекса, а имеет и свою собственную подоплёку уже даже на уровне безусловного рефлекса.

            Что касается модели следующей ступени — модели условного рефлекса, то она, пользуясь прежней аналогией с газовыми законами, аналогична уравнению Менделеева-Клапейрона (тоже, конечно же, фигурально). В нём работают одновременно и давление и объём и температура, да ещё и ряд других параметров, связанных с количеством вещества. Но и это уравнение не работает полноценно для реальных газов, потому, что, являясь прекрасной теоретической платформой относительно идеального газа, для реальных газов, даже инертных, требует ещё и некоторого множества поправок. И только тогда, после применения поправок к формуле Менделеева-Клапейрона, она становится точной для расчётов любых реальных устройств для любых реальных газов, взять хотя бы для дирижабля.

            Наша задача сейчас состоит в нахождении как раз тех поправок, которые позволят с помощью рефлексологии объяснить процессы мышления, как естественно и логично вытекающие из рефлекторного источника, как занимающие твёрдую позицию на надёжной платформе учения о рефлексах.

            В качестве основной модели сознания берётся не психологическая, а его ноономическая модель, подразумевающая многоуровневую архитектуру, приведённую далее.

            Практическим источником ноономической теоретической модели была образовательная деятельность, которая позволила на основе учебных процессов, а также и за счёт сравнительного анализа подойти и к объяснению роли рефлекторной сферы мышления. И теперь данная система предоставлена читателю в полном объёме, будучи приведённый выше в виде таблицы

            Ноономическая модель сознания рациональна и фундаментальна, что позволяет во многом упрощать научную работу относительно сознания за счёт сводимости к одним и тем же сложным, но повторяющимся закономерностям, к одной и той же обозримой базе понятий. Эта модель была сформулирована для группы социальных мыслительных процессов и может быть распространена в том числе и на рефлекторную сферу, что позволит устранить имеющийся теоретический разрыв между представлениями о рефлексах и представлениями о мышлении.

            Это, возможно, также позволит обнаружить неучитываемые факторы рефлекторной комплексности.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ "ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ" НАХОДИТСЯ НА СТРАНИЦЕ http://www.proza.ru/2011/03/12/206


Рецензии