Забота о военных инвалидах

3 декабря – Международный день инвалидов
ЗАБОТА ОБ УВЕЧНЫХ ВОИНАХ
Николай СТАРОДЫМОВ

Не помню кто именно из великих высказал мысль о том, что нравственность общества определяется отношением к старикам и детям. Высказывание не вызывает никаких возражений. И в то же время его, как и любой другой афоризм, можно дополнить. Например, к старикам и детям можно смело добавить инвалидов. В первую очередь тех из них, кто лишился здоровья на войне, куда его отправило государство.
Для начала – несколько цифр. По подсчетам историков за 5,5 тысяч лет нашедшей отображение в источниках истории в Ойкумене произошло около 15 тысяч больших и малых войн. Только за минувшие 100 лет на Земле произошло до 150 вооружённых межгосударственных столкновений.
Из этих тысяч и тысяч военных столкновений известно лишь несколько счастливых курьезов, когда по тем или иным причинам не пострадал ни один человек. Но эти случаи можно смело вынести за скобки статистики. Потому что война для того и ведется, чтобы нанести противнику максимальный урон. И при этом та же статистика свидетельствует, что на войне на одного погибшего солдата приходится до десяти раненых. Ни одна рана, ни одна контузия не проходит для человека, для его организма и психики, без последствий. И все же, согласимся, рана ране – рознь.
На протяжении веков система призрения военных инвалидов в России постоянно менялась. ( К слову, оговоримся, что слово «инвалид» в данной публикации будет использоваться в его современном значении, потому что сто лет назад оно соответствовало современному «ветеран»). Общим было и остается лишь одно: государство всегда стремилось к тому, чтобы забота о них требовала как можно меньше затрат из казны.
И еще одно предварительное замечание. Зарождение государственной медицины в России можно отнести к 1551 году, когда на Стоглавом соборе было принято решение о строительстве ряда медицинских учреждений. Дошедшие до нас письменные источники, оставленные иноземными путешественниками (венецианец Марко Фоскарино, иезуит Джованни Паоло Компант, англичанин Джером Горсей) указывают, что в XVI веке врачебное дело на Руси оставляли желать лучшего. В период с 1560 по 1581 год (точнее дата не установлена) в Москве был организован Аптекарский приказ, возглавляемый Аптечным боярином князем Афанасием Вяземским. Однако в данной публикации освещается вопрос специализированной помощи именно военным инвалидам, потому и акцентировать внимание будем именно на нем. Тем более, что, как свидетельствует несколько лет проживший в Москве медик-француз Яков Маржерет, услугами врачей Аптекарского приказа пользовался поначалу только царь и его семья, а затем исключительно представители царского двора. Им было не до рядовых ратников.
Скажем, Судебником Ивана III (1497 год) и Уложением Алексея Михайловича (1649 год) предписывалась забота об увечном воине землевладельцу, который этого воина отправил в княжеское войско. Если сказать просто, ушедший на войну молодой здоровый работник возвращался к своему хозяину бесполезным нахлебником, о котором к тому же надо было заботиться. Надо ли говорить, что все дальнейшее существование ветерана, лишившегося здоровья ради государя и родной земли, зависело исключительно от душевных качеств и материального положения помещика?..
Человеком, который одним из  первых в истории нашей страны предпринял шаг в сторону подлинной заботы о военных инвалидах на государственном уровне, был патриарх Филарет. О его жизни можно снимать многосерийный остросюжетный захватывающий фильм, а потому для описания его судьбы ограничимся лишь несколькими штрихами. Широко образованный, прекрасно воспитанный, красавец и душа общества, родовитый боярин Федор Никитич Романов в период Смуты и Семибоярщины имел все шансы претендовать на царский престол. Однако его оклеветали, насильно постригли в монахи под именем Филарет и заточили в монастырь. В период Смутного времени он занимался политической деятельностью, несколько лет провел в польском плену… К слову, Гришка Отрепьев, больше известный как Лжедмитрий, был холопом Романовых, что дает широкое поле для домыслов и предположений - например, что сам же Федор Никитич в свое время готовил его на роль Самозванца…
Так вот, вернувшись из плена на Родину, Филарет прочно взял в руки бразды правления государством - не обладавший сильной волей, мягкий Михаил Федорович был послушным сыном. В частности, Филарет провел несколько мероприятий в интересах увечных и вернувшихся из плена воинов - скорее всего, насмотрелся патриарх на их страдания… В частности, в 1612 году Москве был основан больничный монастырь, при котором действовал госпиталь для раненых и увечных воинов. Церковь и раньше играла ключевую роль в заботе о страждущих. Решение Филарета в этом вопросе можно назвать прорывом - впервые в стране было построено учреждение, изначально предназначенное для лечения раненых воинов. В это же время, не ранее в 1616 года, в штатах полков появляются появляются настоящие военные медики, которые получали фиксированное жалование - 3 рубля 25 алтын в месяц, а во время войны оклад увеличивался до 30 рублей.
Новые  шаги в этом направлении предпринял внук Филарета - царь Алексей Михайлович. Он организовал специальную лекарскую школу для подготовки, в том числе, и костоправов для армии - всего школа подготовила более 100 профессиональных врачей. Первые 30 врачей были отправлены в войска 1660 году, так что у российской военной медицины в нынешнем году своеобразный юбилей - 345 лет. Алексей Михайлович установил пенсию для пострадавших воинов, причем, поставил ее в зависимость от тяжести ранения. Устроил Аптекарский двор, где увечные воины могли получить бесплатную медицинскую помощь и бесплатное питание…
В том же веке зародилась еще одна форма оказания помощи раненым - устройство временных полевых госпиталей. В 1656 году такой был открыт в Смоленске. Сын Алексея Михайловича, болезненный и добросердечный царь Федор указом от 29 сентября 1678 года за государственный счет было организовано лечение 746 раненых ратников. Боярин Федор Ртищев организовывал сбор раненых на поле боя и организовывал их эвакуацию и лечение за свой счет.
Однако эти разрозненные меры не могли решить проблему в целом.
И вот 9 февраля 1710 года выходит Указ Петра I. Он становится, как мы сказали бы сегодня, «пилотным» в серии других петровских законов, регламентировавших взаимоотношения государства и военных инвалидов. Документы выходили в 1711 году, в мае 1722 и 31 декабря 1724 годов.
Суть их сводилась к следующему. Выслуживших срок ветеранов, которые еще могут служить, отправлять по губерниям для обучения рекрутов. В случае необходимости их же привлекали для организации карантинов при эпидемиях, скажем, чумы или холеры. «Потерявших возможность служить» и «недужих» по-прежнему предписывалось содержать в монастырях. Однако ключевое новшество заключалось в том, что монастырям предписывалось строить для таких людей «странноприимницы» и лазареты. Ну а теперь самое главное. Петр положил начало созданию промышленных предприятий, на которых инвалиды могли бы зарабатывать себе на жизнь, а не быть просто монастырскими захребетниками. Первой среди них стала полотняная фабрика в селе Преображенском, где непригодные для службы матросы ткали материю для парусов.
При Петре в стране было открыто 10 больших военных госпиталей (Москва, Санкт-Петербург, Ревель, Астрахань, Казань и др.) и более 500 лазаретов. По приказу Петра в Москве едва ли не впервые в мире была создана госпитальная (медико-хирургическая) школа, в которой медики приобретали как фундаментальные мудицинские знания, так и практические навыки по лечению страждущих - в отличие от западноевропейской школы, где подобное совмещение теории и практики не применялось.
В дальнейшем ряд российских правителей немало сделали для того, чтобы развивать и совершенствовать формы вспомоществования военным инвалидам, нашли новые пути в этом направлении - и все же первым был Петр Великий.
Первым, но, повторимся, не последним.
Сколь бы негативно мы сегодня ни относились к Анне Иоанновне, именно ей принадлежит заслуга в некоторых новациях в деле призрения военных инвалидов. Те из них, кто не мог служить, но был еще работоспособен, получал возможность поселиться на пустующих землях близ границ империи, причем, на обзаведение хозяйством им выделились из казны средства. Это начинание прижилось, переросло в традицию - на протяжении полутора веков отставные солдаты и военные инвалиды получали земли в Сибири, на Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии… Это их потомков бросила на произвол судьбы Россия сегодня, разделившись границами с республиками «бывшего Советского Союза»…
Кроме того, Анна Иоанновна 24 декабря 1735 года утвердила Генеральный регламент о госпиталях, в котором говорится о создании за казенный счет богаделен для увечных воинов. В документе оговаривается, что в данных заведениях необходимо содержать слепых, глухих, безногих… - инвалидов, которые не нуждаются в непосредственном лечении, но не могут жить самостоятельно, без посторонней помощи. Судя по всему, первый такой госпиталь открылся в 1740 году в доме новгородского архиерея. Тогда же произошло еще одно знаковое событие - в Москве была открыта первая частная военная богадельня. Ее основали князья Куракины.
Впрочем, пересказывать, кто из власть имущих в нашей стране приложил руку к облегчению участи военных инвалидов, можно долго. Потому ограничимся еще лишь одним примером.
Выше уже говорилось, что государство постоянно стремилось переложить бремя заботы об увечных воинах на чьи-то плечи - на монастыри, например, или на благотворительные организации. И вот лишнее тому подтверждение.
Имя Анри Дюнана, основавшего в середине XIX века общество «Красный крест», широко известно во всем мире. Между тем, еще за полвека до него в России уже существовала подобная структура - Комитет вспомоществования раненых воинам. Одним из наиболее активных его участников был лифляндский дворянин, сын лютеранского пастора Павел Помиан-Пезаровиус. Этот замечательный человек организовал кассу для сбора пожертвований для раненых «нижних чинов» и вносил в нее третью часть своего жалования. Вдовствующая императрица Мария Федоровна регулярно жертвовала в эту кассу по несколько тысяч рублей. После этого все великие князья, другие светские богачи считали за должное пожертвовать какие-то суммы на столь святое дело. В результате Пезаровиус собрал почти 400 тысяч рублей, которые в 1814 году передал правительству. Только заполучив столь кругленькую сумму, а также список нуждающихся солдат-инвалидов, подготовленный все тем же Павлом Петровичем, Александр I 24 февраля 1816 года соизволил снизойти до «нижних чинов» и утвердил их право на пенсию по инвалидности.
В дальнейшем данная традиция поддерживалась – «инвалидный» фонд пополнялся за счет благотворительных балов, лотерей, аукционов... Скажем, Николай I, который стремился максимально регламентировать жизнь общества, четко предписал, на проведение каких благотворительных мероприятий имеет право та или иная общественная структура. Скажем, императорскому театру предписывалось проводить не больше одного спектакля или маскарада в год в пользу раненых воинов, а столичным дворянским собраниям - не более шести.
Чтобы иметь представление о том, что такое благотворительный аукцион XIX века, можно коротко описать один из них. 16 февраля 1878 года французская колония в здании Санкт-петербургского дворянского собрания проводила бал в пользу семейств убитых и раненых воинов. Гостей собралось 5000 человек. Залы освещали 6000 свечей и 2000 газовых рожков. На балу продавались живые цветы, привезенные из Парижа. Расходы на его организацию составили 12.474 рубля 91 копейка, доходы же - 41.790 рублей 15 копеек. Однако инвалидам и семьям погибших пошла лишь половина этой суммы - вторую организаторы бала передали нуждающимся французам. Право же, подобная лицемерная «благотворительность» весьма похожа на фарисейство. Французы, организаторы бала, не только в полной мере окупили затраты на его проведение, но и за счет русских оказали помощь своим землякам! И это представители той самой нации, усилиями которой на протяжении века множились ряды российских инвалидов - во время нашествия Наполеона, Крымской войны, а также руками советников, которые помогали Турции в балканских войнах.
 ...Данный обзор государственного вспомоществования раненым воинам трудно назвать даже поверхностным. Это лишь набор отдельных фактов из богатой российской истории.


Рецензии
Спасибо, Николай,за труд, и желание ткнуть кого надо, туда куда надо.Не можете, вернее не хотите, платить, не отправляйте туда, где покалечат.
С уважением,

Виктор Бондаренко   01.02.2011 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!

Николай Стародымов   10.02.2011 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.