Хризалит и танцы

Танца каждое движение -
В музыке воплощение -
Вот что терминвокс такое,
Танцем говорить с душою...
Начинался с движений рук,
Что мелодией отзывались вдруг.
Инструмент 21 века,
Который слушал ещё Ленин.
Всё, что в мире прекрасно,
Дано нам не напрасно.
Как тренажёр
И как партнёр,
Тела разговор...
Пусть будет каждому возможно
В этом свои силы попробовать,
Услышать самого себя
Как музыки Вселенной совершенное дитя!



Пожалуй, первый танец, который появился в детстве Хризалит был хоровод, который водили в садике, когда у кого-то в группе был День рождения, все ходили по кругу то по часовой стрелке, то против часовой стрелки и пели "Как на <имя> именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!"...

Однажды на Новый год почти все девочки в группе были снежинками, сами с помощью воспитательницы и мам делали себе корону с большой снежинкой, все снежинки танцевали и было очень весело - все похожи, в почти одинаковых белых платьях и со снежинкой на голове, и в тоже время каждая была неповторима, как снежинка...

В школе с первого класса началась хореография, в основном были бальные танцы. Хризалит очень понравился вальс, который они разучили на первом занятии, и она записалась дополнительно в группу бальных танцев. Когда она пришла домой и стала показывать позиции ног и рук отцу, отец почему-то пришёл в восторг от "первой позиции" ног и часто просил ему показать. Хризалит очень нравилось, что в бальных танцах всё, как музыка с нот, начинается с разучивания позиций рук и ног. Из танцев она больше всего любила "Ча-ча-ча".
Как-то они должны были ехать в соседний посёлок Айхал и выступать в клубе, утром была репетиция, а потом нужно было зайти за платьем для выступления домой. Хризалит ушла утром на репетицию, спешила и забыла взять ключ от дома. Вспомнила об этом только когда бегом прибежала домой, чтобы взять платье. Хризалит прыгала возле окна на кухне, надеясь, что как-нибудь пролезет через форточку. Кошка сидела между оконными рамами, как обычно, и с удивлением на неё смотрела, Хризалит жалела, что кошки не могут открывать двери. Каким-то образом Хризалит дозвонилась маме на работу, мама приехала, но автобус с детьми из кружка бальных танцев уже ушёл. Хризалит и мама поехали в Айхал на рейсовом автобусе, который ходил довольно редко. Когда они прибежали в клуб, уже начали выступать, Хризалит уже кем-то заменили в паре, но видя, как она расстроена, всё-таки один или несколько танцев она станцевала...

Из раннего детства, Хризалит полюбила "ча-ча-ча"; первый вальс; танец берёзок, в котором нужно было идти мелкими шажками, чтобы не видно было ног под длинным платьем, плавно перемещаясь, как берёзки, а потом играли в ручеёк. Когда-то тогда же они выучили греческий сертаки, который был чем-то похож на русских хоровод...

Хризалит нравилось, что наступать в бальных танцах нужно с носка на пятку, у неё появилась привычка ходить, сначала ставя ступню прямо, а потом разворачивая на пятке как в первую позицию.

В новой школе тоже была хореография в школе, раз в год весь класс выступал на конкурсе между классами и школами, шили в ателье для этого всем платья. Дополнительного кружка бальных танцев не было, были только народные танцы, на них Хризалит не очень хотела ходить, потому что на выступлениях всем рисовали дурацкий румянец, как у клоунов.

Как-то на перемене, Хризалит, внезапно подойдя к группе класса, увидела девочку, которая, как ей показалось передразнивает её, изображая походку Чарли Чаплина. Хризалит вспомнила книгу про американских индейцев, где рассказывалось, что большой палец - хозяин ноги, поэтому когда идёшь куда-то далеко надо ставить ноги как по ниточке прямо, чтобы большой палец, а вместе с ним и вся нога, меньше уставали. Хризалит постепенно изменила свою походку.

Поступив учиться в Томский университет, Хризалит приняли после отбора желающих в университетскую танцевальную группу, которая была похожа на бальные танцы, но почему-то называлась почти как "балет". На занятиях большое внимание уделяли повороту головы, вращаясь, нужно было смотреть в одну точку. Хризалит очень нравились занятия, но было много других увлечений, и она постепенно перестала ходить на занятия.

Вернувшись на Крайний север, Хризалит с подругой начали ходить на аэробику. Это было просто здорово - и спорт и танец одновременно, самое лучшее, что может быть. Был полный спортивный зал женщин всех возрастов. Через некоторое время руководительница предложила Хризалит заменить её на время отпуска, Хризалит согласилась. Сначала волновалась, будет ли у неё получаться, но всё было хорошо. В это время была подготовка к Новому году, Хризалит предложили в вечернем комитете комсомола на новогоднем балу быть куклой, которую выносят в зал в картонной коробке, открывают её, кукла танцует, а в конце садится на шпагат. Хризалит немного отвыкла делать шпагат, пока тренировалась растянула ногу, было очень больно вести занятия на аэробике, и она с нетерпением ждала, когда же вернётся тренер.
За годы работы на Крайнем севере, Хризалит несколько раз выступала с танцами на сцене клуба - на творческом отчёте и на конкурсе "А ну-ка, девушки", в котором заняла первое место.
Идеалом Хризалит в танце была Лилия Сабитова, она могла смотреть бесконечно на неё танцующую.
Среди мужчин она восхищалась Махмудом Эсымбаевым.
Тогда же Хризалит впервые увидела якутские танцы, девушки были просто прекрасны, изображая то чаек, то оленей. Это было как ритуальные танцы в современной постановке.

И, конечно, "Лезвие бритвы" Ефремова было всё пронизано любовью к танцу, так незаметно-плавно было принято сознанием Хризалит, что невозможно было вспомнить, когда она прочитала эту книгу.

В Москве, обучаясь в МГУ, Хризалит познакомилась со многими латиноамериканцами, на дискотеках она танцевала в основном с ними, вспомнив "ча-ча-ча" детства. Это была жизнерадостней, можно было в паре танцевать быстрые танцы, а не только медленные.

Вместе с подругой они посмотрели выступление афро-американского балета из США, и это было потрясающе здорово!

Друг Хризалит еврей как-то позвал её на концерт певицы из Израиля. По окончании концерта, вся молодёжь выбежала на свободное пространство перед сценой и стала танцевать, Хризалит тоже пошла, хотя плохо представляла себе еврейские танцы. Было что-то между русским хороводом и греческим сертаки. Хризалит была удивлена, узнав, что и в синагогах евреи танцуют, это было как-то необычно, хотя танцы и начинались с ритуальных, подкреплявших религиозные чувства.

Чеченцы часто собрались на землячество в общежитии МГУ, потом танцевали лезгинку на улице, все собирались посмотреть. Однажды был разговор, что на одно из землячеств собирается приехать Махмуд Эсымбаев, но Хризалит его так и не увидела.

Ещё живя на Севере, Хризалит пришла в восторг от элекронного музыкального инстумента терминвокс, показывали терминвокс-платформу, на которой танцует девушка и танец создаёт мелодию. Хризалит познакомилась в МГУ с Термином, создателем инструмента и спрашивала у него, можно ли попробовать, Термин ответил, что пока только его дочь экспериментирует с этим. У Хризалит осталась надежда когда-то увидеть такую платформу, но Термин заболел, появились какие-то дела, и это так и осталось просто мечтой Хризалит.

Оставшись в Москве одна, когда муж и сын уехали в США, Хризалит вспомнила про танцы, которые хорошо поднимают настроение и жизненный тонус и стала ходить на занятия в школу индийского танца. Теперь понимание танца расширилось ещё больше - не просто фиксированные позиции рук, ног, головы но и символическое значение жестов. Хризалит была немного рассеянна, постоянно думая о своей семье и будущем, поэтому получалось средне, и всё же индийские танцы привели Хризалит в чувства.
Как-то раз подруга пригласила её как зрителя на занятия арабского "танца живота", сочетание мелодии и позвякивания поясов на девушках и женщинах было просто гипнотическое, приносящее отдых и какую-то отрешённость. Сама Хризалит никогда не пробовала заниматься этими танцами, потому что для них больше подходит немного полная комплекция тела.

Было жаль уезжать из Москвы в Томск, и всё же Хризалит верила, что ещё вернётся когда-то к индийским танцам, которые подходят женщинам всех возрастов и в которых всё подчёркивает женское начало, связь женщины с Землёй.


Рецензии