Глава 10. 1980-1984г

         
     После смерти Ивана я долго не могла прийти в себя. Здоровье расшаталось вконец: одолела бессонница, заболели все зубы, отчаянно ныли по ночам суставы, обострилась язвенная болезнь. Жить не хотелось. Насколько я держалась во время его болезни, настолько я расклеилась после его смерти. В конце лета 1980г. меня отправили, чуть ли не силой, отдохнуть в Ялту. Первое время я не могла взять себя в руки, плакала без всякого повода, скучала по дому, по сыновьям. Костя еще служил срочную службу, Стас учился в военно-морском училище в Ленинграде. Но постепенно я успокоилась, и начала наслаждаться морем и природой, окружающей меня. Меня мучила мысль, что за время моего отсутствия, или полу - присутствия на работе, дела там ухудшились. Архитектурно – строительный отдел, которым я руководила, несколько сдал свои позиции. А мы привыкли быть первыми.

     И я с нетерпением стала ожидать возвращения домой. Я очень любила свою работу, она всегда была у меня на первом плане, но, из-за моей трагедии, я ее совсем забросила. Надо было браться за дело. По возвращении, я с головой окунулась в дела. А тут еще мне предложили купить машину. Сначала я отказалась, но директор института так настойчиво меня уговаривал, что я не устояла. Об этом я писала в рассказе «Москвич  на «Запорожце». Пришлось ходить на курсы вождения, хлопотать о гараже. А там и Костя вернулся из армии. Я настаивала, что бы он поступал в ВУЗ, но у него были другие планы. Ему хотелось быть независимым мужчиной, а не сидеть на шее матери еще 5 лет, особенно когда не стало отца. Чтобы отделаться от моих настойчивых уговоров, он уехал в Одессу поступать в институт, но «завалил» первый - же экзамен. После чего устроился на работу. Осенью 1981г. он женился,свадьбу справляли в селе, где жили родители невесты. В  1982г. мы уже ждали рождения  моей первой внучки Оленьки. Никогда не забуду, как мне впервые показали в роддоме мою  внучку. На кругленьком личике сияли огромные глазки, темные длинные волосики вылезали из - под чепчика. Я даже заплакала от счастья. Мне всегда хотелось иметь дочку, но дочку мне Бог не дал, зато дал внучку.

     В марте 1982г я, в очередной раз, легла в больницу с язвой желудка. На 8 марта меня пригласили друзья отметить праздник у них. Уйти из больницы можно было по разрешению врача, и я его выпросила. Это был первый, за два года, выход в гости после смерти мужа. Компания была та же, что и раньше, семейные пары наших давних друзей. Но я была одна.  И это было тяжкое испытание для меня. Я смотрела на своих друзей, чувствовала их супружескую привязанность,  внимание и ласку друг к другу, и особенно обостренно ощущала свое одиночество. Я не могла находиться среди них, комок стоял в горле, я боялась разрыдаться в голос. При первой же возможности, я встала из-за стола и тихонько покинула веселую компанию. Мне было здесь не место. Долго я рыдала в ту ночь. Праздник не получился, ему было еще не время.

     А 18 марта соседка по палате, студентка Лида, общительная и веселая девушка, передала мне приглашение из соседней палаты, отметить день рождения  Анатолия. Ему принесли друзья торт и бутылку коньяка, и он приглашал нас с Лидой на чай по случаю этой даты. Я удивилась, почему меня? Лида мне поведала, что Анатолий очень интересуется моей особой и неоднократно расспрашивал ее обо мне. Я припомнила, что однажды сидела перед телевизором в холле рядом с ним, и даже о чем - то говорила, да несколько раз он почтительно раскланивался со мной в коридоре. Идти в гости я отказалась, но передала ему  букет тюльпанов, который мне принесли в этот день мои сослуживцы. Лида вернулась из гостей возбужденная, с тарелкой, на которой лежал кусок торта и несколько конфет. Рассказала, что Анатолий очень веселый и симпатичный мужчина, но все время расспрашивал только обо мне. Похоже, он в меня влюбился. Я посмеялась от души, есть в кого влюбляться! До выписки из больницы мы с Анатолием познакомились поближе, пару раз поговорили на прогулке в саду больницы. Когда я уже уходила домой, он проводил меня до такси и попросил телефон. Я дала ему свой номер.

     Через несколько дней Анатолий пригласил меня в кино. И я пошла, хотя сама себе удивлялась. Роман развивался бурно. И вскоре он предложил мне выйти за него замуж. Он оказался на 6 лет меня младше, но это его не смущало. Я попросила Костю дать мне совет, выходить ли мне замуж. Сын сказал, что Анатолий ему нравится, и он не будет противиться, если я устрою свою жизнь. Я написала маме и просила ее подготовить Стаса к этой новости. Мама одобрила, а сын очень расстроился, он не хотел иметь отчима. Мама и другие родственники убеждали его, что маме одиноко и тяжело одной, что у них, сыновей, своя жизнь впереди, что мама еще не старуха и у нее есть право устроить свою жизнь. Кое – как успокоили. В день, когда должна была родиться моя внучка Оленька, Анатолий переехал ко мне. Стали жить вместе.

     Вскоре мы разменяли нашу 3-х комнатную квартиру на две 2-х комнатные и стали жить отдельно. Костя поступил в заочный машиностроительный техникум и закончил его успешно. Вера, жена его, не работала, сидела с ребенком, а через три года у них родился сын.  Назвали его Иваном, в честь деда и прадеда.

     Стас учился успешно. В один из своих приездов домой влюбился  в славную девушку Любу, и увез ее в Ленинград. Для этого ему пришлось много похлопотать. Сначала ее не отпускали с работы, так как она должна была отработать, за полученное образование, на ХБК (хлопчатобумажном комбинате в Тирасполе). Потом получить согласие родителей, увезти девочку, не известно на каких условиях. Жениться он мог только на последнем курсе, так он обещал мне. Но всех убедить он сумел, и увез свою суженную в Ленинград. Там его тетя Люба, сестра отца, устроила ее на работу, и на курсы секретарей, ей дали место в общежитии. А на последнем курсе они поженились.Свадьбу справляли у ее родителей. Перед окончанием училища, у них родилась девочка Настенька. Стас страсно желал сына, и хотел его тоже назвать в честь отца, но получилась девочка. Стас получил направление на Дальний Восток, где и живет с семьей до сих пор.   


  *** Фотография из семейного архива.Провожаем Стаса на Дальый восток.Справа Любин отец. 
   


Рецензии