Рассказ 18. Гедеон

Дорогие мои, знаете, меня всегда интересовало, почему некоторые библейские имена дают современным людям или  целым организациям, фирмам,  миссиям или порой называют печатные издания. Наверно, люди видят в имени что-то особенное, надеясь, что  именем  библейского героя Богу можно угодить и ожидать Его милости и благодати, а, может быть, они хотят быть похожими на героя.  Так случилось и с Гедеоном.  Кто же он такой этот библейский герой, чье имя сегодня на устах многих современников?
      Это  происходило  за 120 лет до Рождества Христова в Израиле. 
К этому времени уже  несколько поколений иудеев сменилось на земле обетованной.   И,  что же, спросите вы,  они были  счастливее своих предков?  Вряд ли, если говорить не о конкретном человеке, но о целом народе. В те времена израильтяне не имели еще царя. Господь Сам управлял народом через  Своих пророков  или судей. В мирное время судьи, действительно, занимались решением  спорных вопросов в отношениях между людьми. Но судить они должны были по справедливости и закону. Во время войн судьи становились полководцами и вождями,  защищая владения доверенного им божьего народа от посягательств  других языческих племен. После смерти  Деворы, судьи и пророчицы, матери Израиля, предводительницы племен, народ перестал поклоняться Богу живому, а начал приносить жертвы, в том числе и человеческие,  языческому божеству  Ваалу.  Именно за этот грех  Господь  наказывает израильтян в очередной раз  и на 7 лет отдает их земли и все, что они выращивают в руки  мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников. Эти племена появлялись на земли Израиля, как  у себя дома. Они спускались с гор со своими семьями, многочисленным скотом, верблюдами, всем, что имели, разбивали свои шатры и начинали опустошать израильские земли, не оставляя коренному населению ни овцы, ни вола, ничего для пропитания,  расправляясь с жителями, защищавшими свое имущество, урожай и свою собственность.
      Не в состоянии больше терпеть, сыны Израильские возопили к Богу. У Бога всему есть предел и всему есть мера. И вот наступил момент, когда Господь больше не захотел видеть страдания своего народа, Он  сжалился над израильтянами и послал на землю Своего Ангела, чтобы пресечь совершаемое зло. Вот, как это было.
     Если помните, у Иакова, сына Исаака или внука Авраама было своих  12 сыновей. Это они стали родоначальниками 12 колен Израиля,с тех пор весь народ был разделен по родовому признаку. Один из сыновей Иакова, Иосиф стал управляющим целого египетского государства, фараон сам передал в его руки  эти полномочия.  В Египте у Иосифа родились два сына - Ефрем и Манассия. Именно Манассия был прародителем отца Гедеона. 
     Гедеон был еще молодым, когда,  был избран Богом, чтобы стать очередным судьей израильского народа. Не мечтая о власти, скромный и трудолюбивый юноша, занимался тем, что ему поручал его отец Иоас. В тот день он выколачивал пшеницу нового урожая. Прячась от мадианитян, он делал это в помещении виноградной давильни (место где давили виноград на вино и сок). И вдруг Гедеон видит, что под большим дубом сидит человек, а это был воплощенный в человека,  Божий Ангел. Ангел, наблюдая  за Гедеоном,  говорит ему: «Господь с тобою, муж сильный!». Гедеону это не совсем понравилось. Судя по его ответу, в его семье не верили в Господа, обвиняя Его, что Он забыл свой народ и отдал его на разорение другим племенам. Гедеон сказал: «господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян». И тогда через Ангела Господь сообщает Гедеону, что Сам Бог посылает его сразиться с мадиадинятами и сказал:  «Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека!».
Гедеон  сомневается, считая себя слабым и бедным человеком для этого, и хочет  удостовериться, что услышанные им слова  –  это,  действительно, слова Бога,  и тогда он просил у Бога  знамения. И Господь дал ему знамения трижды, показывая, что Он все видит и все слышит.
 И, вот,  после этого Господь сообщает  Гедеону, что прежде, чем он будет сражаться с мадианитянами, он обязан уничтожить жертвенник Ваалу, установленный его отцом. Боясь мести отца, Гедеон ночью с десятью рабами идет и разрушает жертвенник  и срубает священное дерево, которое росло рядом с жертвенником. А на скале на видном месте сооружает жертвенник Господу Богу.  Наступает утро и жители города обнаруживают, что место, где они поклонялись Ваалу полностью разрушено, а на новом месте на жертвеннике горит огонь  и лежит  теленок, преданный во всесожжение.  Люди узнали, что это сделал Гедеон и решили убить  Гедеона, замахнувшегося на их божество. Однако отец  Гедеона  Иоас  говорит: « вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Ваал Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник,  пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его».
       А тем временем  все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли реку и стали станом на долине Изреельской. И вот Дух Господень объял Гедеона и, движимый им,  Гедеон собирает все колена израильские  для сражения. На его призыв откликнулось  32 тысячи израильских воинов, против войска противников, которое, как написано в Библии, просто нельзя было сосчитать, так их было много, как песка на берегу моря. Господь решил показать свою силу, чтобы ни Гедеон, ни воины не хвалились, что они сами победили врага. И тогда Бог говорит Гедеону, чтобы все, кто боится за свою жизнь возвратились домой. Ушло 22 тысяч воинов, осталось всего 10 тысяч. Но и этого количества для Бога было много.   И Он повелел Гедеону отвести к воде всех воинов и пусть напьются воды, кто как сможет. И вот новое повеление от Бога, все, кто стал на колени и пил воду прямо из реки, могут отправляться домой, а те, кто черпал воду ладонью и пил с рук стоя, тот может остаться. Осталось 300 человек. Именно с этими людьми, не вынимая меча из ножен, и победил Гедеон всех воинов противника. Они просто ночью бежали при звуках труб гедеоновского войска от страха. А воины Гедеона в правой руке держали зажженные светильники, а в левой трубы, в которые трубили. Ибо так повелел Бог Гедеону (см. рис.). А бежавших уже встречали на горе Ефремовой израильские воины. Были убиты от руки Гедеона два князя мадиамских Зевей и Салман за то, что они подняли руку на его народ, за то, что они убили его родных братьев. Противника  преследовали  до Иордана. Победа была окончательной и славной. Без воли Божьей это было бы невозможно. 
        Наступил мир и благодать на земле израильской.  Сорок лет никто из племен,  живших  на границе Израиля,  не мог себе позволить переступить эту границу, боясь и  Гедеона, ставшего судьей Израиля,  и боясь Бога этого народа. Сорок лет  покоя на земле – это большой срок.  Гедеон  прожил долгую жизнь в своем доме, имел 70 детей и был похоронен в склепе своего отца Иоаса. После победы и изгнания мадианитян с земли старейшины  народа  предложил Гедеону стать их царем  и вступить во владение всем народом. Но Гедеон отказался от царской короны.
Давайте делать выводы,  ребята. 
          Почему Бог избирает именно Гедеона? Мне представляется, что Гедеон не был равнодушным человеком, его душа горячо переживала унизительное положение своего народа. Он не мог понять, почему Бог, освободивший его народ от рабства в Египте,  отвернулся от  них. Но, когда Господь лично обращается к Гедеону и поручает ему стать во главе освободительной войны, Гедеон проявляет полное послушание и глубокую веру, что Бог с ним. Но сначала нужно разрушить идолов, которые стали причиной Божьего наказания. И Гедеон начинает свою деятельность именно с этого, а потом он воздвигает жертвенник Богу и называет «Иегова шалом» («Божий мир»). И только после этого Бог открывает ему дорогу к победе над врагом.
        Это  великий урок,  заключается в том, что то могущество, с каким Бог действует ради своей славы, ни в коем смысле не является силой, данной Им человеку. Никогда прежде Гедеон не чувствовал так свою собственную ничтожность, бедность своей семьи, свою,  наконец,собственную нищету, как при встрече с Ангелом Божьим.
        При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твердой вере в помощь Божию. В Новом Завете апостол Павел называет его победившим верою своею.  И вот главное :  “исполняющий волю Божию пребывает вовек”.


Рецензии