Глава 12. 1990-2010гг

          

      Мама приживалась на новом месте трудно.  Ей все не нравилось: ни климат, ни соседи, ни наш двор, ни мой муж. Пытались увлечь ее дачей, но и там ей было не уютно. Сказывалось многолетнее житье в одиночку. Так она прожила у нас 5 лет, и в 84 года умерла от инсульта. А я сделала для себя вывод – старое дерево не пересаживают на новое место, не приживется. И для себя решила, что старость проведу в своей квартире, дома и стены помогают. Поэтому сейчас категорически отказываюсь жить с кем-то из сыновей.

     Первое пенсионное  время наслаждалась свободой. Не надо ходить на работу, рано вставать, беспокоиться о выполнении плана, ездить в командировки, скучать на собраниях. Дом, дача, забота о маме, маленькие внучата Оленька и Ванечка. Сыновья жили отдельно и в моих услугах не нуждались. В общем, не жизнь, а сказка! Но, очень скоро, я ощутила какую-то пустоту, мне не хватало работы. Попыталась заменить любимую работу частным проектированием. Дома и на даче на столе лежали чертежные доски, и у меня появилась множество дачных клиентов. Всем надо было составить проекты дачных домиков, согласовать их в районной архитектуре. Два - три дня я тратила на паспорт домика и получала, кроме небольшого гонорара, массу удовольствия от любимой работы. Так я провела года полтора. А потом получила приглашение работать в Министерстве промышленности нашей, недавно созданной Приднестровской Молдавской Республики. Министерство только что организовали, зам.министра   по энергетике был назначен бывший директор нашего проектного института Иван Прокопьевич Максименко, с которым я проработала два десятка лет. Он меня и пригласил на должность ведущего инженера по строительству. Надо ли говорить, что я с радостью согласилась.  Дома сидеть мне уже надоело. И там я проработала до 2000года.

     А в 1992году вспыхнула война с Молдовой. Приднестровская Молдавская Республика  (ПМР) была провозглашена 2.09.1990г. Левобережье Днестра не захотело жить в Молдове, где после ее выхода из СССР, бурно расцвел национализм, велась агитация за объединение с Румынией, был издан закон о языке, признающий национальным языком только румынский язык, причем на латинице. Появились лозунги «Русские - чемодан – вокзал - Россия». Молдова не могла смириться, что русскоязычное Левобережье, где размещался основной промышленный потенциал Молдовы,  ушло из-под  ее влияния, а в таком урезанном виде она не нужна Румынии. И она начала, при поддержке Румынии, настоящую кровавую войну за объединение ПМР с Молдовой. С бомбежками, разрушенными зданиями, разграбленными заводами, беженцами, сотнями убитых и раненых. Это был геноцид против собственного народа. И народ стал на защиту Приднестровья. Организовались народные дружины. Мой сын Костя тоже записался в отряд добровольцев на своем заводе. Не было оружия, но его можно было просить у Российской армии, которая базировалась у нас.  Сотни  женщин собирались у ворот воинской  части, они просили вооружить своих сыновей, помочь техникой, своим опытом. Российским воинам было трудно устоять перед толпой матерей. Вскоре Российская армия встала между ПМР и Молдовой. Война была приостановлена, начались переговоры. Мы вступили в период «ни войны, ни мира».

     Анатолий, мой второй муж, ушел на пенсию в 1996г в 55лет. Он тоже очень хотел продолжать работать, но у нас началась жестокая безработица. Заводы почти не работали, а многие просто закрылись. Нашу непризнанную республику душили  всеми доступными способами. Экономические блокады, со стороны Молдовы, взяли нас в тиски. Большая часть трудоспособного населения подалась на заработки за пределы республики. Наступили трудные времена. На, оставшихся пока на плаву, предприятиях не выдавали зарплату месяцами. Склады ломились от продукции заводов и фабрик – вывезти их не было возможности, Молдова закрыла границы, потом и Украина сделала тоже. Бюджет трещал по швам. Зарплату, и без того маленькую, задерживали, пенсии были значительно ниже прожиточного минимума. Очень выручала дача. Овощи, фрукты были свои.  Анатолий почти все время жил на даче, а я приезжала только в выходные дни. Ему было тоже скучно без дела, он пытался найти хоть какую работу, но ее не было и для молодых, а не то, что для пенсионеров. Стал брать заказы в ближайшем селе, кому сварить ворота, кому арку для винограда. Сварщик он был высококлассный. Но беда была в том, что рассчитывались в основном вином, денег ни у кого не было. Он постепенно спивался. Я продолжала работать. Муж был предоставлен сам себе.Известно -   мужчины – это большие дети, они требуют надзора и заботы  Я это не учла.

     Когда я спохватилась, было уже поздно. Трещина в наших отношениях расширялась стремительно. А тут еще в одну из ночей украли машину, почти новую «восьмерку». Это был удар под дых! Анатолий, очевидно, чувствовал свою вину, и  он ударился в жестокий запой. Выйти из него он не смог. Лечиться отказывался, меня стал избегать. Жизнь пошла под откос.

     В 2000г я решила перейти работать в институт повышения квалификации.  Институт располагался не далеко от моего дома, не надо было толкаться по утрам в троллейбусе, и можно было работать на полставки, с 8часов до 12. Это меня вполне устраивало. У меня было много свободного времени,  и я  продолжала работать. Дома сидеть не хотелось. Взяли меня методистом  в научно-методическую лабораторию профобразования. За мной закрепили  среднепрофессиональные  строительные учреждения. С работой я быстро освоилась и до 2004г. успешно и с интересом  работала.

     А вот семейные мои дела шли все хуже и хуже. Анатолий спивался. Я решила с ним развестись. Другого выхода я не видела. Перевоспитывать взрослого мужика было нереально, да и сил на это у меня не было, я была серьезно больна. Весной 2004г я с ним развелась и тут же легла в онкологическую клинику на операцию, диагноз был тот же, что и у моего первого мужа – рак почки. Я думала, что вряд ли перенесу операцию. Я была готова распрощаться с этим миром, неприятности с Анатолием ушли на задний план. В это тяжкое время мне очень помогла моя подруга Валентина. Она отвезла меня в Кишинев, помогла устроиться в онкоклинику, я ей безмерно благодарна.    Прилетели сыновья, оплатили операцию и курс облучения, организовали все, что бы спасти меня. Операция прошла успешно, я осталась жить.
     А Анатолий  умер в 2007г.на руках хорошей женщины, которая пыталась его спасти, но и ей это не удалось – цирроз печени.  Мне его очень жаль, мы вместе прожили 22 года. Наверное,  есть и моя вина, что так все случилось, но уж так сложились обстоятельства.   
     К тому времени сын мой Костя вместе с женой и уже взрослыми детьми стал работать в Москве. Сначала он уехал один, дочка училась в техникуме, а потом в институте, сын тоже поступил в техникум. С ними оставалась его жена Вера. Потом и Вера уехала к нему, дети уже были взрослые и могли жить самостоятельно. Внучка Оля вышла замуж и родила девочку. А как только и внук закончил учебу, уехали в Москву все.  Работают там до сих пор. Домой приезжают  два- три раза в год, в отпуск и на большие праздники. Внук тоже женился два года назад. Правнучка Яна пойдет в школу на следующий год. Ждем  наследника и у внука, продолжателя фамилии. Все три семьи живут на съемных квартирах и имеют достойную, и что главное, постоянную работу. Сын обещает вернуться в Тирасполь. А внуки собираются покупать квартиры в Москве.

     А мой младший сын Стас, морской офицер в отставке, остался жить на Дальнем востоке,  там живет и его дочь.  Мой правнук Максим пошел в этом году в школу. Каждый год сын обязательно приезжает ко мне в гости. Дважды и я ездила к ним. Сразу же влюбилась в Приморье, богатейшая природа, чудное море. Я поняла, почему сын не хочет уезжать оттуда.

     Сыновьями я могу гордиться, самостоятельные, работящие мужики, заботливые семьянины, любящие мужья, отцы и деды.  И в наше тяжелое время смогли найти достойное место в жизни, выучили детей, являются примером для них, помощниками и наставниками. А как любят своих внуков!   Слава Богу, у них все хорошо. И мне не страшно умирать.  Может Бог даст возможность видеть и дальше счастье и достойную жизнь у моих потомков. А они прочтут эти мои мемуары и оценят нашу прошедшую жизнь по достоинству. Храните память о прошлом!

   *** Фото из семейного архива. 2008г. Во дворе дачи.


Рецензии
Решил читать с конца. Тронут мужеством с которым пришлось переносить удары 1990-2000-х.
С искренним уважением, Саша

Александр Нотик   20.12.2011 15:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.