Школьные годы нашего учителя

    Парта. Окно. Птички. Табличка. Стулья. Доска. Играет музыка. Трое учителей направляются к  парте, дружно садятся и начинают разговор.
Максим Потапович. Всё… не могу так больше. Не-мо-гу.
Бабушка Марфуша. Что случилось, Максим Потапович?
Максим Потапович. Иногда мне кажется, что весь мир вокруг меня просто сошёл с ума…
Тётя Дуня. А вы не удивляйтесь – вам не кажется.
Максим Потапович. Ну, представьте себе такую картину: Человек…. Идёт по улице человек. Не кому, собственно, не мешает. Идёт себе, идёт…. И вдруг птица! Как залетала она передо мной, как залетала,  пернатая! А вы знаете этот ужас, когда ветер в лицо бьёт,  слёзы на глаза налезают, а дождь эти слёзы так нехотя  смыть пытается.  Пытается. Так вот…. А потом я шляпу свою снимаю и вижу….  Вы себе не представляете, что я такое вижу.
Бабушка Марфуша. Не повезло вам, Максим Потапович, очень не повезло.
Тётя Дуня. Ой. Какая неприятность, боже мой! Кто бы посмотрел на мои не приятности…
Бабушка Марфуша. Плевать мне Дуня на твои неприятности. Честно говорю - плевать. К нам сейчас с минуты на минуту новый учитель добро пожаловать должен. Так не нравится мне он. Очень не нравится. Я его видала. Надо сказать, тяжёлый попался случай. Молодой…зелёный…глаза горят, как у орла перед добычей…руки летают то там, то здесь…и всё время куда-то ходит … не остановишь ведь.
Максим Потапович. Ничего, поумнеет, бычок. Поумнеет. Дунька сюда, я помню, тоже не лучше пришла.
Тётя Дуня. Что-о?
Бабушка Марфуша. Да-а.
Максим Потапович. Чушь какую-то всё время несла. И не успокоить же было. А потом…
Учитель влетает в учительскую…
Иннокентий. Парарарам! Пам-пам! Па-ам! Здравствуйте, господа. Рад познакомиться! Иннокентий. Иннокентий. Очень приятно, Иннокентий.
Тётя Дуня. Хи-хи.
Иннокентий. Прекрасный сегодня выдался денёк. Я прямо чувствую – птички над головой кружатся, солнышко глаза слепит, и дождик  кап-кап-кап!
Тётя Дуня. Боже мой - как мне душно.
Максим Потапович. Какое солнышко? Какие птички, в самом-то деле?
Иннокентий распахивает окно.
Бабушка Марфуша. Что вы делаете, Иннокентий?
Иннокентий. Как сказал знаменитый учёный – Если вам душно, откройте окно…
Максим Потапович. Вот что значит…новичок.
Иннокентий. Боже мой! Птичка. Посмотрите, господа.  Вот-вот… она полетела…
Бабушка Марфуша. Как мне известно, Иннокентий, только что перед нами был голубь.
Тётя Дуня. Размах крыльев не превышает…
Иннокентий. Ну и  прекрасно! Это же прекрасно смотреть на них, как они летают, воркуют между собой, ухаживают друг за другом. Разве вам это  не интересно, господа?
Максим Потапович. Мне…пФ… если честно…нет.
Иннокентий. Бедный. Бедный дядя…. Как вас  по имени отчеству?
Максим Потапович. Максим Потапович Язычковскый.
Иннокентий. Максим Потапович.  Мне  искренне жаль, что такой человек как вы, в таком замечательном возрасте не видел не разу свет.
Максим Потапович. Что вы хотите этим сказать, молодой человек?
Иннокентий. Держитесь и ещё раз держитесь, Максим Потапович!
Иннокентий хватает Максим Потаповича за шиворот и выставляет в окно.
Не волнуйтесь – дождик уже кончился. Вы  это чувствуете, Максим Потапович?
Максим Потапович. Что-о? Что-о?
Иннокентий. Вы видите птичек? Голубей. А ветер бьёт в лицо?
Максим Потапович. Тфу! Нет!
Иннокентий. Жалко.  Очень жалко.
Рад был помочь!
Максим Потапович. В чём? Чёрт возьми, наглое дитя!
Иннокентий. Как в чём? Увидеть свет! Разве вы не…
Максим Потапович. Вы идиот. Вы…издеваетесь надо мной! Над стариком, над учителем! Вы…. А ну-ка иди сюда. Иди-иди-иди! Сейчас посмотрим кто, так сказать, кого!
Тётя Дуня. Мальчики, а может быть не стоит так?
Максим Потапович. Стоит-стоит! Он у меня ещё попляшет!
Бабушка  Марфуша. Сколько лет здесь сижу,  а такое в первый раз! Пойдём отсюда, Дусенька, пойдём пока не поздно.
Иннокентий. Да вы что? Да…. Да я стариков не бью, вы чего?
Максим Потапович. Это я тебе старик? (откидывает трость). Снимай   пиджак. Снимай пиджак, я тебе говорю!
Иннокентий. А…зачем?
Максим Потапович и Иннокентий дерутся.
Максим Потапович. Это что бы тебе на раны не давило слишком,  мальчик!
Иннокентий. М-м!
Звенит звонок. В класс входят дети и становятся за спинами «дерак». Учителя отталкиваются друг от друга. В результате младший учитель пятится назад,  прямо на ребят….
Мальчик. Дяденьки! А у нас урок   будет?
Иннокентий. БуБудет! Конечно будет. (оправляется)
Максим Потапович. Ха! Видите, дети, какой недотёпа ваш  учитель-то оказался! Плохой дядя, плохой! А я с тобой ещё (одёргивает пиджак) разберусь. (уходит, возвращается) Потом!
Иннокентий. Очки не видел никто?
Девочка. Вот, дядя, вот.
Иннокентий. Господи-боже мой! Что ж мне делать-то? А? Заходите дети, присаживайтесь. Будьте как дома…. (достаёт поломанные очки, одевает)
Иннокентий задумчиво ходит вперёд, назад... Дети делают что хотят. Вдруг…
Мальчик Лёля. Дяденька, мне больно. Дяденька, он меня колотит!
Иннокентий. Как колотит?
Мальчик Лёля. Вот так! Вот так!
Иннокентий. Ну-ну! Мальчик, перестань показывать. Хватит.
Мальчик Кеша. Что? Стукачок! Он врёт! Я его вот как колотил! Вот как!
Мальчик Лёля. Дяденька, побейте его, побейте!
Иннокентий берёт за шкирку детей и разнимает их.
Иннокентий. Ладно-ладно!  Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик Кеша. Кефа  меня зовут.
Иннокентий. Как?
Мальчик Кеша. Иннокентий! Кефа.
Иннокентий. А. Даже так? Ну, Ладно, Иннокентий. Давай, рассказывай, что здесь произошло.
Мальчик Лёля. Дяденька, он  не верит.
Мальчик Кеша. Дяденька, он  врёт!
Иннокентий. Так.  Ничего не понимаю. Что случилось-то?
Мальчик Лёля. Ну, вы понимаете, я буду пьемьер министром,  а он не верит!
Иннокентий. Хм. Кем?
Мальчик Лёля. Пьемьер Министром! А он….
Мальчик Кеша. Не будешь. Не будешь!
Мальчик Лёля. Буду! Буду! Буду! Буду! Аа!
Иннокентий разнимает ребят.
Иннокентии. Так, ребята, угомонитесь.  Ну, будет он пьемьер министром, не будет…. Не всё ли равно?
Мальчик Кеша. Не всё! Не всё!
Иннокентий. А ты то кем будешь, Иннокентий?
Мальчик Кеша. Не знаю, я ещё не решил.
Мальчик Лёля. А-а (показывает язык).
Дети дерутся.
Иннокентий. Ё моё! Дети! (разнимает) Не хорошо драться! Вы понимаете, не хорошо.
Мальчик Кеша. А вы?
Иннокентий. Что  я?
Мальчик Лёля. Вы вот так! Вот так давали тому дяденьке, что ушёл.
Иннокентий. Я? Я погорячился. Он…погорячился. Мы взрослые уже. Нам разрешается. А вот вам нельзя. Нет.
Мальчик Лёля. А кода мы подрастём, нам, что ли можно будет?  Как вам?
Иннокентий. Можно. То есть, нет. Нет, конечно. Вы что?
Мальчик Кеша. Ни честно, ни честно!
Иннокентий. Всё! Всё. Молчать, Иннокентий, молчать!      Сядь на место, обалдуй!
Мальчик Кеша. А ну, дай мяч! (другому)
Иннокентий. И вообще, сели бы вы все  за парты.  Иннокентий!
Учитель Иннокентий снова ходит по классу.
Девочка Оксана. Дяденька!
Иннокентий. Что-о?
Девочка Оксана. А вы нас учить   будете?
Иннокентий. Мда. Буду. Хм. Ну, конечно буду.          А вы уже сели, можно начинать?
Дети. (хором) Да-а!
Иннокентий. Значит так…. В некотором царстве,  в некотором государстве   жили были  дети…. Так в этом государстве повелось, что каждому новорождённому ребятёнку нужные знания внушались с годами, а  не нужные в процессе отдавались богам.
Девочка Оксана. А что такое внушались?
Мальчик Сеня. Кто такие боги? И почему им знания отдавались?
Мальчик Лёля. А как-то они так в государстве жили?
Иннокентий. Стоп! Закончили дискуссию!
Девочка Рита. Какую такую дискуссию?
Иннокентий. Обычную, философскую. Я всё….
Девочка Рита. Мы не филофоствуем, мы разговариваем.
Иннокентий. Да-да-да! Объясняю по-другому: Жили были дети. 
Мальчик Сеня. (Тирлям, тирлям, тирлям-пам-пам…. ) А как-то они так жили…?
Иннокентий. Жили.  С родителями жили, между домов и домиков, между  садов и садиков. Но были  у этих взрослых
Мальчик Лёля. А сейчас  уже нет?
Иннокентий. Нет. Странные обычаи. Очень странные.
Мальчик Лёля. А что такое…?
Иннокентий. Законы это! Законы. Только словесные ещё.  Дети в школы не ходили, грамоту не знали, считать не умели, и росли себе, росли, росли…. Кстати, вы то считать умеете?
Дети. (хором)  Нет!
Мальчик Сеня. Ля-ля!
Мальчик Лёля. Ну, если только за пятёрку….
Иннокентий. Ишь, какие умные попались! За пятёрку значит. За пятёрку и рак на горе свистнет. Ладно. Будет вам пятёрка. Открывайте окно!
Дети открыли окно, и учитель высунулся на улицу.
Мальчик Сеня. Ла-ла-ла-ла-ла….
Иннокентий. Птичка! Ребята, вы посмотрите,   там же птичка! И не одна даже…. Ух! Да их здесь куча! Чик-чирик! Чик-чик.
Мальчик Сеня. Чик-чирик! Пам-пам-пам….
Иннокентий. Вот….  Ты ж поделишься с нами,  берёза? Да, поделишься, поделишься,  куда ж ты денешься? И с осины сорвём, и с дубочка, и с…клёна….
Учитель вылезает из окна.
Дети. Ура!
Иннокентий. Видите? Я хороший дядя!
Так…. Кто это у нас  художник? (вся школьная доска изрисована мелом).
Девочка Нелли. Я, дяденька! Я!  А вы меня накажите?
Иннокентий. Я? Нет.  Я тебе, (смотрит на доску) Нелли, пятёрку первую поставлю. Ты же такую чудесную картину нарисовала! Художница!
Девочка Нелли. Ну, да.
Иннокентий. Надо же! И подписалась даже «Нел-ли». Знаешь, Нелли, ты молодец! Далеко пойдёшь. Держи пять! (учитель протягивает ученице листочек).
Девочка Нелли. Я?
Иннокентий. Ну, да, ты.
Так кто мне, наконец, скажет, сколько будет два плюс два?
Ну, смотрите палочка, ещё одна  палочка и ….
Мальчик Сеня. Я знаю!
Иннокентий. Как тебя зовут?
Мальчик Сеня. Сеня!
Иннокентий. И сколько?
Мальчик Сеня. Четыре. Я песенку такую знаю: дважды два четыре, дважды два четыре….
Иннокентий. К сожалению, Сеня, дважды два и два плюс два это немножко разные вещи. Хотя Сеня в чём-то прав. Но вот в чём?
Девочка Оксана. Я знаю! Я! Я!
Иннокентий! Как тебя зовут, девочка?
Девочка Оксана. Ксана меня зовут! Оксана.
Иннокентий. Так что, Оксана, ты знаешь, сколько будет два плюс два?
Девочка Оксана. Не-е. Не знаю, дяденька. Я  стих хочу рассказать!
Иннокентий. Ну, рассказывай, Оксана. Мы тебя все внимательно послушаем. Правда, ребята?
Дети. Конечно.
Девочка Оксана. Да. (читает стихотворение).
Иннокентий. Молодец, девочка! Прекрасное прочитала стихотворение. Ребятам, я думаю, тоже очень понравилось. Молодец, Оксана, молодец.
Девочка Оксана. Спасибо. А листик можно взять?
Иннокентий. Можно. Конечно можно. Бери любой, какой тебе нравится.
Девочка Оксана. Ага! (берёт красный кленовый лист). Я вот этот возьму, красненький.
Иннокентий. Здорово.  Вот только почему же мальчик, рыжеволосый мальчик за первой партой так плохо себя ведёт? А, Иннокентий?
Мальчик Кеша. А ну, дай мяч!
Мальчик Кока. Мой! Мой! А-а!
Иннокентий. Смотрите, ребята, он меня даже не слышит! Иннокентий!
Девочка Рита. Ребята! Я тут такое узнала! У нас оказывается целых два Иннокентия! Два, представляете?
Иннокентий. Тогда уж сразу три. Я тоже…так сказать, Иннокентий. Иннокентий Игнатьевич!
Ну, скажите, ребята, фамилия какая  у этого рыжего? Он меня же совсем не слышит.
Дети. Рыжий!
Девочка Рита. Гагакин. Гагакин его фамилия!
Иннокентий. Гагакин? Гагакин. Гагакин!
Звонок.
Мальчик Сеня. Звонок! Ура, ребята! Слышите?
Дети. Ура!
Иннокентий. Нет! Нет. Первый звонок для учителя, второй  для вас.
Гагакин!
Поняли?
Дети. Да-а!
Мячик соскочил с рук двух дерущихся учеников и стукнул по голове учителя.
Иннокентий. Всё!
Дети. Хи-хи-хи!
Иннокентий. С меня хватит! Звонок для учителя был?
Дети. Да-а!
Иннокентий. Был.
Иннокентий разворачивается и молча уходит из класса. В классе образуется сиюминутная тишина.
После чего….
Девочка Нелли. И сколько будет два плюс два?
(мальчик Кеша. Четыре!)
Тишина. Молчание.
Мальчик Сеня. Он не придёт, ребята-а!
Молчание. Тишина.
Дети. У-ура-а! (и вдруг второй звонок)
Дети с воплями выбегают из класса….
(звучит торжественная музыка).
 
Одиннадцать лет спустя….
И снова Учительская.
Иннокентий. Приветствую вас, господа учителя….! Как настроение, состояние? (не отрывает глаз от книжки)
Тётя Дуня. Ой! Ха-ха-ха! Сегодня такое было! Такое! Вы себе не представляете! Значит, утром вхожу я в класс…. Ха-ха-ха! А на доске…. Ой! Вы не представляете! А на доске как всегда надписано что-то. Ну, ваши, художники, Иннокентий. И, подумайте что? А вот что. Цитирую -  «Всем учителям от нас оставлять помытый класс! 11 «Б»! ». А надпись стереть  забыли! Ну, вы представляете? На выпускной такое придумать! И в самом деле! Вы представляете? Послушались ваших! Ни пылинки, ни фантика! Ну, просто чудеса какае-то! Ой! Тфу. Какие-то! Хи-хи-хи!
Иннокентий. Да, нечего сказать…. Постарались мои ребята. Хм. На славу постарались.
Тётя Дуня. Ой! Да. Прекррасные у вас ученики! Ну, просто пррекрасные!
Бабушка Марфуша. А у вас-то как дела, Иннокентий Игнатьевич?
Иннокентий.  Да, всё как всегда,  разве вы не знаете….?
Тётя Дуня. А хотите  чаю? Бодррит! Ух, как бодррит.
Бабушка Марфуша. Сахарку не добавить? Сладенькое всё-таки. На молодой-то организм….!
Иннокентий. Ой. Да, что вы. Не надо, спасибо. Я дома перекусил. Мне этого вполне.
Максим Потапович. Здраствуйте-досвидания! Это что значит «вполне»? Дома, ёж-выпендрешь,  - вполне здоров, в школе, ёж-выпендрёшь, - вполне сыт, а у врача потомс начинается!  Ешь, тебе говорят! И пей,  что дают!
Тётя Дуня. У-ум.
Бабушка Марфуша. Максим Потапович! Что это вы так резко?
Максим Потапович. Нормально я разговариваю. Нормально! Вполне нормально.
Тётя Дуня. Максим Потапович, вы меня извините, конечно, но мне кажется, вы палку-то перегнули, чуть-чуть перегнули. Не! Вы не сочтите меня слишком строгой! Я вполне адекватный человек….! И понимаю вас, вполне понимаю. Но… мне кажется….
Максим Потапович. Вам кажется!
Бабушка Марфуша. Ну, и в самом-то  деле, Максим Потапович! Вы….
Максим Потапович. Что я?
Тётя Дуня. Вы  говорите какую-то безудержную, я бы сказала, даже….
Максим Потапович. Говорите!
Бабушка Марфуша. Безраздумную чушь! Вам не кажется?
Максим Потапович. Не кажется!
Тётя Дуня. Ну, как так можно, Максим Потапович? Разве вы не….
Максим Потапович. Не! Я так больше   не могу!  Всё! Как говорится, хватит, хватит и ещё раз хватит!  Не одной пудры не хватит. Что ж я всё пудрю-то, пропащая душа! Уже  целых десять лет пудрю, одиннадцать месяцев, а ещё …  двадцать три дня … тринадцать часов, пятьдесят девять минут… и
Тётя Дуня. Ну.
Максим Потапович. Двадцать пять, нет, тридцать … нет… сорок … ровно сорок секунд.
Тётя Дуня. Вы пудрите себе нос?
Максим Потапович. Нет! Вас я пудрю,  вас! Не догадались что ли? А ещё учителя называются!
Бабушка Марфуша. В каком…смысле?
Максим Потапович. Во всех таких смыслах! И вообще, я уже десять лет, одиннадцать месяцев, а ещё…
Тётя Дуня. Где-то это я уже слышала.
Максим Потапович. Ну, да. Так вот…я
Тётя Дуня. Сына? Но у вас же дочка? Свата? Нет. Ни его… хм.
Максим Потапович. Племянника, Дунаида Себастьяновна, пле-мян-ни-ка!
Тётя Дуня. Боже мой! Что вы говорите? Это правда?
Максим Потапович. Да! Чистая,  благородная  правда. Ох! Век такой не ведал. Век….
Бабушка Марфуша.  Боже!
Тётя Дуня. Господи!
Бабушка Марфуша. Иннокентий! Деточка!
Иннокентий. Что?
Тётя Дуня. А я почти сразу же поняла – родственник он его, род-ствен-ник!
Бабушка Марфуша.
(продолжение следует)....


Рецензии