Скакун

Забывается много чего всего. Но вот эта картинка из детства стоит перед глазами, как будто вчера было. Деревня утопает в зелени. У каждого дома сад. По центру прямой и широкой улицы располагаются в два ряда мазанки – кладовые и сараюшки, обсаженные ветлами. Некоторые ветлы просто огромны. Траву в улице скашивают летом и подкашивают осенью подросшую отаву. После скашивания улица выглядит прибранной и особенно уютной. Ветви ветел свисают местами почти до земли, в их тени, у многих мазанок стоят лавочки – и не хочешь, да присядешь отдохнуть душой. Непременным атрибутом ранней осени является запах спелых яблок по всей деревне. К любому школьнику в портфель загляни, книжек там может и не быть, но яблоки – обязательно есть.
 
Около одной из мазанок, на пятачке перед лавочкой, девчонки собрались вшестером, скачут через веревочку. Увлекательное такое занятие: двое крутят веревочку – скакалку, а третья скачет. С ними Ленкин Тузик, плотная, небольшая дворняжка черной масти. Ну, крутится, за компанию. Девчонки обыкновенные: четвертый класс, вертихвостки с хвостиками.  У них, конечно очередь и порядок. Кому скакать, там, кому скакалку вертеть. А между мазанками проходит линия фронта. Мальчишки играют в войну. Человек пятнадцать – малышня всех возрастов.  Ну, а там конечно шум гам, и «Ура!» и все что хочешь.

Вдруг у девчонок поднимается невообразимый гвалт, крики и собачий лай. Мальчишки даже вынуждены были прекратить боевые действия. Что там такое случилось? И уж не случилось ли чего?

Оказывается, бузит Тузик. Не дает скакать следующей участнице. Бегает, лает на всех, хватается зубами за скакалку, путается в ногах. А на все призывы прекратить и отвалить отвечает громким лаем, явно высказывает какие-то свои претензии, которые, однако, ни кто понять не может.
Мальчишкам все бы балагурить. Вот, кто-то из них и говорит: «Да просто он считает, что сейчас его очередь скакать». Покумекав, девчонки понимают, что так оно и есть. Только этим и можно объяснить необычное поведение собаки. Ими овладевает оторопь: «Это как, это может быть?» Видимо, каким-то образом, это состояние растерянности может передаваться от одной к другой, так, что, в конце концов, пошло по кругу.

Кому приходилось видеть шесть обалдевших девчонок, тот не забудет этой сцены до конца своих дней. Они застыли в нелепых позах. С вытянувшимися лицами, и открытыми ртами они смотрят друг на друга округлившимися глазами, ища ответа. Но видят такое, же недоумение. Самое смешное, что продолжается это гораздо дольше, чем можно предположить или представить.

Мальчишки отрываются по полной. Хохочут, комментируют и изображают позы и выражения лиц девочек. Девчонки, наконец, приходят в себя, обижаются, сначала, но вспомнив лица подружек, тоже начинают смеяться.

Тузик терпел, терпел все это безобразие. Но сколько, же можно! Выступление его явно саботируют, и его затирают. Да тут любой возмутится! Он опять начинает бегать и лаять. Теперь уже не у кого не вызывает сомнения, что он порывается скакать. С большим трудом ему удается пробудить в девчонках совесть. Так они еще стали разбираться, за кем он занимал очередь. Наконец убедившись в том, что определить это невозможно, решили, что Тузик, вероятно, не врет, и взялись за скакалку. Но тут, неожиданно встал вопрос, а принимать ли его вообще в игру. «Возникла» против этого Ленка: «Он все равно не умеет!» Проблему разрешил убедительный довод в пользу Тузика: «Пусть скачет, тебе жалко, что ли? Ты, ведь, не облезешь?»

Зрители ждут выступления и уже торопят игроков. Война забыта, все мальчишки собрались тут же, вокруг. Наконец Тузика приглашают в круг. Он с удовольствием занимает позицию, на секунду замирает в позе готовности, затем начинает прыгать, не дождавшись скакалки. И прыгает с невообразимой частотой и темпераментом. Это вызывает всеобщий смех. Особенно смешно выглядит усердие, с каким он скачет. Скакалка остается неподвижной. Девочки не могут ее крутить, поскольку загнулись и попадали от смеха. Танька, лежа на боку и воздев руки к Тузику, пытается выговорить: «Тузик, ты хоть дай, мы раскрутим». Опять все хохочут, и опять Тузик вынужден наводить порядок.

Первую попытку признали не в зачет. Снова Тузик занимает позицию в центре круга, так же начинает скакать, не обращая ни какого внимания на скакалку, но очень темпераментно и старательно. Скакалка совершает несколько беспорядочных движений. Девочки не могут скоординировать движения. Им мешают смех и Тузик.
 
Затем Тузика прогоняют из круга: «Все, выходи, ни чего не умеешь, сейчас следующая очередь». Вопреки всеобщим ожиданиям, Тузик ни сколько не огорчен провалом, напротив воодушевлен. С победным лаем, он носится между игроками, как будто делится впечатлениями и хвалится. Он считает себя победителем. Мальчишки его поддержали: «Ты лучше всех скачешь, по крайней мере, всех смешнее!» А им бы только побалагурить. Девчонки пытаются спорить, но мальчишек больше, и кричат они громче. Тузик признан победителем!

Естественно, что на другой же день историю эту в деталях знала уже вся деревня. Также естественно, что и Тузика с тех пор частенько называли скакуном.


Рецензии
Очень "аппетитно" написано! Живая, образная и уморительная картина у Вас получилась! Так и лезут с языка: "Ай да Тузик! Ай да сукин сын!"

Людмила Мила Михайлова   13.01.2012 00:20     Заявить о нарушении
Спасибочки! Приятно получить похвалу.
А еще, как начинающему, зеленому автору, мне бы хотелось знать, что не получилось или получилось плохо. Если найдутся критические замечания, буду вдвойне благодарен.

Федотов Геннадий Владимирович   15.01.2012 18:43   Заявить о нарушении
Ну, если без обид... Есть "шипы", которые цепляют внимание.

Первое - это начало. Оно рисует картину, создает образ, настроение. На мой взгляд, не совсем удачны фразы, с которых начинается повествование.
- Забывается много чего всего. Но вот эта картинка из детства стоит перед глазами, как будто вчера было.
(Выглядит как продолжение чего-то ранее сказанного, но не написанного. Первая фраза никакая, как-будто автор не знал, с чего начать. Может, построить начало таким образом: происходит какое-то событие, которое вызывает у автора воспоминание из детства. В этом случае получается цельная картинка - завязка. Дальше идет развитие сюжета.)
- По центру прямой и широкой улицы располагаются в два ряда мазанки – кладовые и сараюшки, обсаженные ветлами. Некоторые ветлы просто огромны.
(Слабо представляю себе дома, построенные по центру улицы. Кроме того, наверно, основное, что располагается на центральной улице - это дома? А сараюшки - это дополнение к ним? "... обсаженные ветлами, иногда огромными.")
- Траву в улице скашивают летом и подкашивают осенью подросшую отаву. После скашивания улица выглядит прибранной и особенно уютной.
(Зачем здесь эти предложения? Три раза повторяются слова с одинаковым корнем - скашивают, подкашивают, скашивания. Кроме того, эти предожения ничего не привносят в рассказ)
- Непременным атрибутом ранней осени является запах спелых яблок по всей деревне.
(По-моему, не совсем удачная фраза - слово "атрибут" грубо по отношению к описанию ранней осени)
- Около одной из мазанок, на пятачке перед лавочкой, девчонки собрались вшестером, скачут через веревочку. Увлекательное такое занятие: двое крутят веревочку – скакалку, а третья скачет.
(А остальные девочки? Ведь их шестеро!)
- Девчонки обыкновенные: четвертый класс, вертихвостки с хвостиками.
(ВертиХВОСТки с ХВОСТиками...)
- У них, конечно очередь и порядок. Кому скакать, там, кому скакалку вертеть.
(У них, конечно, очередь и порядок. Каждая заранее знает - кому скакалку вертеть, кому прыгать)
- Вдруг у девчонок поднимается невообразимый гвалт, крики и собачий лай. Мальчишки даже вынуждены были прекратить боевые действия. Что там такое случилось? И уж не случилось ли чего?
(Вдруг у девчонок поднимается невообразимый гвалт, крики и собачий лай. Мальчишки замерли, прекратив бой. Что случилось?)
- Видимо, каким-то образом, это состояние растерянности может передаваться от одной к другой, так, что, в конце концов, пошло по кругу.
(Не удачная фраза)
- Кому приходилось видеть шесть обалдевших девчонок, тот не забудет этой сцены до конца своих дней. Они застыли в нелепых позах. С вытянувшимися лицами, и открытыми ртами они смотрят друг на друга округлившимися глазами, ища ответа. Но видят такое, же недоумение. Самое смешное, что продолжается это гораздо дольше, чем можно предположить или представить.
(В нелепых позах, с вытянувшимися лицами и открытыми ртами шесть обалдевших девчонок смотрят друг на друга округлившимися глазами, ища ответа. Вокруг молчание и недоумение. Немая сцена длится так долго, что...)
- Мальчишки отрываются по полной. Хохочут, комментируют и изображают позы и выражения лиц девочек. Девчонки, наконец, приходят в себя, обижаются, сначала, но вспомнив лица подружек, тоже начинают смеяться.
(Вдруг сначала один, следом за ним другой, третий взрывают тишину хохотом...)
- Естественно, что на другой же день историю эту в деталях знала уже вся деревня. Также естественно, что и Тузика с тех пор частенько называли скакуном.
(Уже к следующему полудню история эта в деталях стала достоянием всей деревни. А у Тузика появилось гордое звание - скакун)

Вот примерно так. Надеюсь, не обиделись. Хорошо бы еще добавить описания Тузику - он все-таки главный герой повествования.

А картина, действительно, получилась живая и уморительная. Поэтому хочется ее еще "наполнить".

С улыбкой,

Людмила Мила Михайлова   16.01.2012 11:35   Заявить о нарушении
Должен принести свои извинения. Подвела меня неопытность. Я Вашу рецензию от 16 января увидел только сегодня. Только представьте: сижу, чуть не плача, позарез нужна критика. Самому объективно судить свою работу сложно, особенно начинающему, бета-ридера найти не удается, пока, и критики нет. А тут такой разбор лежит.
Большущее спасибо, очень кстати выручили. Обязательно проработаю все Ваши замечания. Готов помочь Вам тоже, если потребуется. Приспичит - обращайтесь, с удовольствием помогу.
Спасибо!

Федотов Геннадий Владимирович   11.03.2012 21:44   Заявить о нарушении
Спасибо, что не обиделись! А то бывает - просят сделать разбор, а потом столько напишут гадостей. Я поэтому редко делаю анализ, просто пишу, если понравилось.

Вашей критике тоже буду рада. Только у меня, в основном, крупная проза. :)) А маленькие кусочки, выложенные в миниатюрах, это, в основном, отрывки из романов. :))

С улыбкой,

Людмила Мила Михайлова   11.03.2012 23:09   Заявить о нарушении
"Спасибо, что не обиделись!"
Ну, чай мы люди серьезные.

"Вашей критике тоже буду рада".
Можно бы договориться о взаимном бета-ридерстве?

Федотов Геннадий Владимирович   13.03.2012 17:46   Заявить о нарушении
Геннадий, я иногда делаю анализ произведения (не профессионально, конечно, по душе). Но времени очень мало. Если Вы имеет страничку Вконтакте, там есть группа, так и называется "бета-ридеры". Читала отзывы, вот думаю сама к ним обратиться. Если не найдете, напишите где-нибудь в комментах, я поищу ссылку. Не обижайтесь! Маленькое произведение я могу проанализировать, но на крупное у меня просто физически не будет времени - я работаю, учусь и пишу.

С улыбкой,

Людмила Мила Михайлова   13.03.2012 22:38   Заявить о нарушении
Ну, нормально. Я видел, сколько у Вас там насочинено. Один роман прочитал. Большущих, большущих Вам успехов!

Федотов Геннадий Владимирович   16.03.2012 20:24   Заявить о нарушении
Спасибо, Геннадий!

Людмила Мила Михайлова   16.03.2012 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.