Просто мы научились жить. Глава 1

С чего всё началось? Я не помню. Так много времени прошло с тех пор, миллионы минут и сотни часов, наполненных событиями, чувствами, мыслями. И где-то в этих миллионах растворилась память о тебе и о том, что связало нас вместе много-много лет назад.
Я забыла тебя, как забывают о тяжелой болезни, когда она, наконец, проходит и перестает мучить. Забыла, как забывают первую любовь – обретя вторую, и третью, и сто сорок восьмую. Забыла, как забывают умерших, когда они перестают сниться в горьких снах.
И только иногда, очень-очень редко, я вдруг оглядываюсь на улице в безумном ощущении, что только что, вдалеке, видела твое лицо. В такие мгновения я понимаю, что, кажется, продолжаю тебя ждать.


Глава 1.

…Что сделаешь ты, если на пороге дома, в котором ты прожила полжизни, появится вдруг женщина, которую ты когда-то страстно любила, а затем возненавидела с не меньшей страстью?..

Голубой экран телевизора показывал плавающую заставку ДВД. На стоящем посреди комнаты диване мирно спала Женя – она лежала, согнув ноги в коленях и уткнувшись лицом в белую меховую подушку. На майке без рукавов, едва прикрывавшей её спину, красовалась надпись «Kiss my soul», а на обтягивающих попу шортах – «Hi, baby». Длинные курчавые волосы разметались по плечам и подушке, несколько прядей упали на лоб и ритмично подрагивающую ото сна щеку.
Маленькая Лёка сидела на полу, и возила туда-сюда самолет. Её уже давно перестало интересовать происходящее на экране, гораздо интереснее было отломать у самолета крылья и проверить, сможет ли он теперь взлететь. По всему выходило, что сможет, и Лёка задумчиво возила его по паласу, размышляя, что отломать следующим – хвост или, скажем, иллюминатор.
За окном быстро темнело. Сквозь синие шторы в комнату проникли последние на сегодня лучи света, блеснули, отражаясь от красивой хрустальной люстры, поиграли немного с зеркалом на стене, и исчезли, с тем, чтобы вернуться утром.
Раздался звонок. Громкий и неожиданный в вечерней тишине комнаты, он звенел пронзительно и тревожно, заставив Лёку уронить самолет, а Женю мгновенно проснуться.
-Мама! – Сказала Лёка, подняла самолет и стукнула им по полу.
-Всё хорошо, милая. Похоже, к нам гости.
Женя погладила дочку по голове, одернула майку и пошла открывать. В прихожей ей под ноги попались детские сандалии и тридцать девятого размера босоножки. Переступив через них босыми ногами и сладко зевая, Женя потянула задвижку и распахнула дверь.
В первое мгновение она не поверила своим глазам. А во второе – с размаху захлопнула дверь обратно, дернула задвижку, и, тяжело дыша, подперла дверь спиной.
Не может быть. Этого просто не может быть.
Звонок настойчиво зазвенел снова. Теперь он из простого нарушителя спокойствия превратился во врага, тревожного и пугающего. Женя заставила себя успокоиться. Если не открыть – звонок напугает Лёку. Черт. Трижды черт.
Она глубоко вздохнула, повернулась и распахнула дверь.
На пороге стояла невысокого роста женщина, одетая в не слишком соответствующий летней погоде брючный костюм и широкополую шляпу. Стройная, даже худая, красивая зрелой, очаровывающей красотой, в одной руке она держала маленькую сумочку, а другой игриво шевелила пальцами возле кнопки звонка.
-Что тебе надо? – Спросила Женя, держась за косяк двери. Сердце её бешено стучало, во рту было сухо и холодно.
-Ты даже не поздороваешься? – Голос гостьи звучал насмешливо, да и весь её вид словно говорил: «Вот она я. И что ты сделаешь?».
-Здравствуй. – Тихо сказала Женя и, вздохнув, повторила уже громче и отчетливей. – Здравствуй, Марина.

***

Обычным местом для «встреч в филях», как называл подобные мероприятия Толик, служила их с Кристиной квартира в доме номер сорок два по улице Ломоносова. Если инициатор встречи предупреждал заранее, то его встречал огромный чайник с заваренным чаем, бутылка коньяка и свежеиспеченный пирог. Если же предупреждения не было, то обходились водкой из магазина внизу или вообще тем, что удавалось обнаружить на кухонных полках.
Традиции этого гостеприимного дома являли собой целую историю, начиная от триста одиннадцатой комнаты в общежитии, где много лет назад точно так же собирались друзья, чтобы обсудить накопившиеся проблемы или просто повеселиться.
Но этим вечером компании было не до веселья.
-Надеюсь, ты вызвала милицию? – Кристина сидела на подоконнике, и курила в приоткрытое окно, изящно зажав между пальцами мундштук.
-Конечно, вызвала! – Отмахнулась Женя, ни на секунду не переставая ходить туда-сюда по комнате. Она обогнула кресло, в котором расположился листающий журнал Лёша, прошла мимо притихших на диване Инны и Лизы, обошла валяющийся на полу игрушечный самосвал, и начала новый круг. – Только знаешь, что они мне сказали?
Её голос изменился, и из возмущенного стал вдруг передразнивающе-вежливым.
-Извините, но эта женщина имеет полное право звонить в вашу дверь. Так же, как вы имеете полное право ей не открыть, если не хотите. Если она попробует силой попасть в квартиру, или будет шуметь после одиннадцати ночи – другой разговор. В таком случае звоните, и мы пришлем наряд.
Договорив, она изобразила плевок, и продолжила ходить. Кристина внимательно смотрела за ней, не забывая стряхивать за окно пепел.
-Ковалева, не мельтеши. Дальше что было?
-Дальше я открыла дверь и велела ей убираться к черту.
-Ага. И, я так понимаю, она тебя не послушалась?
Женя резко изменила траекторию движения, в одно мгновение оказалась около окна и, облокотившись на подоконник между Кристининых ног, заглянула в её глаза.
-Крис, ты правда думаешь, что это смешно? – Дрогнувшим голосом спросила она. – Моя бывшая любовница, повинная в смерти моего лучшего друга, находит меня в Таганроге, в доме, адреса которого она не может знать просто потому, что не может знать никогда, а тебя это забавляет?
-Меня это… удивляет, - Кристина примиряющее улыбнулась и изменила тон, - что было потом?
Потом пришлось пустить её в квартиру – иначе она просто отказывалась уходить. Уверяла, что у неё срочное и важное дело, и что просто так она бы не приехала. Видит бог, Жене этого совсем не хотелось, но Лёка и так уже перепугалась – она не привыкла к бесконечным звонкам в дверь, и продолжать пугать дочь ей не хотелось еще больше.
Это было как сон, глубокий и фантастический, в котором явь сумасшедшим образом смешалась с фантазией. Круглый стол в кухне, синие чашки с цветами, заляпанная Лёкиной кашей скатерть. И среди всего этого, реального и привычного, - Марина, сидящая на настоящем стуле у окна и пьющая кофе из настоящей, синей же, синей, чашки.
А потом она сказала, что ей нужно. И фантазия исчезла, резко и холодно превратившись в реальность, да в такую, что лучше бы её вовсе не было.
-Ты спятила? – Холодно поинтересовалась Женя, выслушав Марину до конца. Она стояла, облокотившись спиной о плиту, и сложив руки на груди.
-Нет, - так же холодно ответила Марина, и улыбнулась, поставив на стол пустую чашку. От Жениного внимания не укрылось, с какой брезгливостью она выбрала чистое место на скатерти. И эта деталь еще сильнее разозлила, как будто было еще куда сильнее.
-А, по-моему, спятила. С чего ты взяла, что я стану тебе помогать?
Марина снова улыбнулась.
-С того, что ты единственная можешь мне помочь.
-И что? Даже не думай. Слышишь? Я не буду тебе помогать, ты только зря потратишь время. На что ты вообще надеялась, приходя сюда? Что явишься, продемонстрируешь мне свои ямочки на щеках, пару раз тронешь за коленку – и вуаля, милая добрая Женя как всегда готова схватить в зубы штандарт и рвануть вперед выполнять поручения своей королевы? Так вот, милая, у меня для тебя сюрприз – кое-что изменилось. Я не собираюсь помогать тебе, не собираюсь разговаривать с тобой, и не хочу иметь с тобой ничего общего. Допила кофе? Собирай свою шляпу и вали отсюда к черту, поняла? Будем считать, что повидались, обменялись новостями, и распрощались с богом.
Женя договорила всё это, почти крича, глядя воспаленными глазами прямо на Кристину, а когда она закончила, та спросила:
-И что, ушла она?
-Нет, - выдохнула Женя, - сказала, что подождет, пока я успокоюсь, и осталась сидеть.
-Так что ей надо-то было? – Подала вдруг голос с дивана Инна. – Ты так и не сказала.
Женя перевела на неё взгляд, вздохнула глубоко и, опустив плечи, ответила:
-Ей надо, чтобы я помогла ей найти Лёку.
Гнетущая тишина воцарилась в комнате. Все замерли, пораженные.
-Ты шутишь? – Спросила, наконец, Лиза. – Жень, но это же…
-Да не мою Лёку! – Закричала Женя. – Не мою, не дочку. Лёку старшую, как вы не поймете? Савину!
И снова стало так тихо, что можно было расслышать, как в кухне из не до конца закрученного крана по одной капле капает вода. Кап-кап. Кап-кап.
-Так. – Угрожающе сказал Лёша, выбираясь из кресла. Он отложил наконец журнал в сторону и посмотрел на Женю. – А ну рассказывай всё по порядку. Что-то мне окончательно перестает нравиться вся эта история.
А история и правда вышла странная. Оказалось, что Марина приехала в Таганрог еще две недели назад, и всё это время пыталась найти Женин адрес. Помог случай – в деканате университета её отправили к секретарю, которая оказалась Жениной соседкой по подъезду и с удовольствием рассказала «бывшей однокласснице» не только как найти Евгению Ковалеву, но и как удобнее и быстрее добраться до места её жительства.
Причина же, по которой Марина потратила столько времени и сил на поиски, оказалась проще не придумаешь: Лёка.
-Да пойми ты, - сказала Женя, немного успокоившись, - она уехала отсюда еще два года назад, и я ничего о ней не знаю. Она не пишет, не звонит, не приезжает. Не думаешь же ты, что я под столом её прячу?
-Нет, не думаю. Ты знаешь, где она может быть?
-Понятия не имею. Где угодно.
Марина кивнула и снова улыбнулась. Она смотрела на Женю каким-то странным, понимающим и спокойным взглядом, и от этого взгляда будто ластиком стирались годы, стены, расстояния. Как под кистью художника проявлялись совсем другие обои – зеленые, покрытые восточным орнаментом. Чашки вытягивались вверх, превращаясь в тяжелого стекла бокалы с вином. Исчезала стена, отделяющая кухню от гостиной, и вырастал в углу комнаты мольберт и разбросанные по полу кисти. Белая занавеска с медвежатами удлинялась, превращаясь в густую темно-зеленую портьеру, а тополя за окном исчезали, открывая вид на Фонтанку. И в груди Жениной тоже что-то менялось, плавилось, становилось острее и горче, будто воск от свечи, будто красивая полузабытая музыка.
-Мама!
Женя дернулась, как от удара, наваждение исчезло мгновенно, и всё внимание захватила сонно потирающая глаза кулачками Лёка.
-А кто это у нас не спит? Кому сейчас по попе надаю? Ну-ка, быстро в кроватку.
Она подхватила дочь на руки, прижала к себе и унесла в комнату. Уложив в кровать, долго смотрела, как закрываются уставшие за день глазки, как разжимаются сжатые кулачки, и выравнивается легкое сонное дыхание.
Вернулась в кухню уже другая Женя – спокойная, собранная и знающая, что нужно делать.
-Итак, - сказала она, усаживаясь на стул напротив Марины и посмотрев ей в глаза, - Лёки здесь нет, и где её найти, я не знаю. Я могу еще чем-то тебе помочь?
-Да.
-Вот как? И чем же?
-Я хочу, чтобы ты помогла мне её найти.
Она не сразу нашлась, что ответить. Было ощущение, что её с головой окунули в какой-то театр абсурда. Как эта женщина могла предположить, что она согласится? Как она вообще осмелилась явиться сюда после всего, что случилось? Как?
-Знаешь, - Женя вылезла из-за стола, и заговорила тихим свистящим шепотом, - ты, кажется, в прошлый раз меня не совсем поняла. Я не собираюсь тебе помогать. Я пустила тебя сюда только потому, что твои звонки пугали мою дочь. Убирайся вон из моего дома.
-А если я не уйду? – Спросила Марина. Она не стала шептать, только слегка понизила голос. – Что ты сделаешь?
-Вызову милицию.
-И что они тебе скажут? Ты сама пустила меня сюда, я не заставляла тебя открывать дверь.
-Тогда я устрою адский шум, и скажу, что это ты – пришла, разбуянилась и отказываешься уходить.
-Отличная идея, котенок. Представляю, как испугается при этом твоя дочка. Милый ребенок, кстати. Очень на тебя похожа.
Женя вздрогнула и свирепо уставилась на Марину.
-Пошла. Вон. – Повторила она, по-прежнему шепча. – Или я за себя не отвечаю.
Наконец, Марина послушалась. Медленно встала, изящно надела шляпу, и прошла мимо разъяренной Жени в прихожую. Там она так же не торопясь подхватила под локоть сумочку и, уже стоя в дверях, улыбнулась.
-До завтра, котенок. Подумай о моей просьбе.
Закончив рассказывать, Женя обвела взглядом комнату. Кристина по-прежнему сидела на подоконнике, но больше не курила. Теперь она согнула ноги в коленях, обняла их руками и задумчиво склонила голову. Инна на диване перебирала Лизины пальцы. Лёша прислонился плечом к стене и постукивал ногой.
-И ушла? – Спросил он мрачно.
-И ушла.
Из Жени будто воздух выпустили – с поникшими плечами и усталым лицом она присела в кресло и откинулась в нем назад.
-Так. Ладно. – Продолжил Леша. – Я так понимаю, всё это было вчера, так? Сегодня она проявлялась?
-Чертова Ася дала ей не только адрес, но и телефон. Так что она звонила. Трижды. Пыталась убедить меня в том, что отправиться на поиски Лёки – моя первоочередная задача, и приступить к ней нужно немедленно.
-Чушь какая-то, - подала голос Кристина, - надеюсь, ты её послала?
-Да, черт возьми, я её послала. Только есть одна проблема.
Женя обвела взглядом друзей и сжала руки в кулаки.
-Она сказала, что не оставит меня в покое, пока я не соглашусь. Что будет ходить, звонить, и всячески мешать мне жить. И рано или поздно мне придется сделать то, что она хочет. Вот так.
И снова в комнате повисла тишина. Слышны были только постукивания Лёшиной ноги об пол, да поскрипывание подоконника под Кристиной.
-Ну что вы молчите? – Рявкнула Женя. – Давайте думать, что делать.
Отмерли. Лёша успокаивающе помахал рукой.
-Так. Так. Главное спокойно. Я думаю, тебе нужно сегодня же вместе с Лёкой переехать ко мне. Пусть эта чокнутая ломится в пустую квартиру.
-Это первая мысль, которая пришла мне в голову, Лёш, - вздохнула Женя, - но Ася оказалась не просто идиоткой, а феерической идиоткой. И на случай если меня не окажется дома, подсказала Марине и твой адрес тоже.
- Тогда давай я поживу у тебя, и когда она придет в следующий раз, сам с ней поговорю?
-А что это даст? Ты ей скажешь «уходи», а она не уйдет. Не будешь же ты её бить.
Он предлагал варианты один за другим, но каждый из них оказывался неподходящим. Положение складывалось отчаянное. Получалось, что выхода – нет. Кроме одного.
-Жень, - пришла вдруг на помощь Леше Инна, - мне почему-то кажется, что ты уже приняла решение.
-Что?
-Я думаю, ты всё уже решила, но почему-то не хочешь в этом признаваться.
-О чем ты? Что я решила?
-Согласиться.
Женя замерла, раскрыв рот. Она смотрела на Инну и на лбу её одна за другой выступали капельки пота.
-Ты… чего? – Сказала она, наконец. – С ума сошла?
-Почему ты отрицаешь очевидное? – Инна как всегда была совершенно спокойна, легкая полуулыбка играла на её губах, но голубые глаза смотрели очень серьезно. – Что бы мы ни говорили сейчас, решение уже принято, только ты не хочешь первая его озвучивать.
-Согласна, - подала голос с подоконника Кристина, - у меня тоже такое чувство, что решение ты уже приняла.
-Вы спятили! – Перебил уже открывшую рот чтобы ответить Женю Леша. – Я её никуда не отпущу! Жень, ты что, правда, собираешься ехать с одной сумасшедшей искать другую сумасшедшую?
Женя снова открыла рот, закрыла и присела на край кресла. Отвечать было нечего. И не потому, что Инна и Кристина были правы, а просто потому что ответа Женя не знала.
-А почему бы и нет? – Сказала вдруг молчащая до сих пор Лиза. – Лёку в любом случае неплохо было бы найти, так почему не сейчас?
-Неплохо бы найти?
Женя вскочила на ноги и повысила голос, обращаясь к Лизе и Инне одновременно.
-Легко вам говорить – неплохо бы найти! Если так скучаете по ней – идите и ищите её сами, а я-то здесь причем? Моя жизнь только-только наладилась, у меня маленький ребенок, у меня работа, в конце концов. И только-только всё пошло на лад, как здравствуйте пожалуйста, снова появляется Лёка. Если не сама лично, то опосредованно – чтобы снова, в очередной раз, всё разрушить. Ну уж нет, дамы и господа, на этот раз я ей это не позволю. Я никуда не поеду. Пусть живет там, куда сбежала, раз уж быть рядом с нами ей не понравилось.
Женя еще долго кричала, бегая туда-сюда по комнате, под внимательным Лешиным взглядом, под иронической ухмылкой Кристины, под сочуственными кивками Лизы, и чем больше бегала, тем больше понимала, что ничего уже не изменить, как ни пытайся – колесо судьбы сделало очередной поворот, и в этом повороте у неё нет иного выбора кроме как идти туда, куда её тянуло все эти годы, где еще жило и теплилось то раненное, на котором она разумом своим давно поставила могильный камень.


Рецензии