Крылья вместо мастерка каменщика
Например:
Спектр поглощения знаний у способных студентов против спектра испускания, излучения, у не очень «способных» к «поглощению», но «излучающих» студентов.
Студенты, хорошо усваивающие учебный материал, почему-то считаются и перспективными «генераторами» нового в будущем.
Практика веков показывает, что это совсем не так.
Из множества «талантливых школяров» вырастает множество весьма посредственных учёных – «ненастоящих» исследователей!
По-большинству – серенькие середнячки. «Научные чернорабочие» -- добросовестные, аккуратные и заурядные.
Г. Минковский об А. Эйнштейне.
«Эйнштейн? Это тот, кто вечно пропускал мои лекции?»
«Никогда бы не подумал, что из этого Эйнштейна выйдет что-нибудь толковое»
В 1908 году математик Герман Минковский, приняв за основу Частную Теорию Относительности Эйнштейна (1905 год), разработал удобный математический аппарат для этой теории. Так называемый, Четырёхмерный Формализм Минковоского..
Допустим, мы нагреваем некий материал. Скажем пары некоего металла.
Вначале они будут только поглощать из пропускаемого сквозь них излучения, целые полосы и линии частот.
По мере разогрева, они начнут и излучать. Как это их излучение отразится на поглощении падающего на них извне излучения?
Они будут меньше поглощать и больше излучать.
Не исключено, поэтому, что именно эта творческая (даже в потенции) активность мозга у немногих студентов мешает их усвоению материала.
Он слишком критичны, слишком «излучающие сами» И это нарушает их «поглощающую способность».
Вновь, всё преподавание неверно. Принцип – дать информацию, а не научить ею пользоваться.
Стиль преподавания – строительство некого здания и заборов – запретов в сознании обучаемого..
Годы и десятилетия в сознании людей строят эти сооружения.
Но наступает минута, особенно ярко это проявляется в науке, когда обнаруживаются новые факты, новые явления, в корне противоречащие «незыблемым прежним теориям и законам» И, после обычно многочисленных ремонтов, подпорок и дополнительных колонн, здание старого с грохотом рушится, погребая под собой мысли «каменщиков». И таких «строительных свалок» в сознании почти любого человека много!! И, если хочешь приспособиться к новым фактам, к новой действительности, приходится эти свалки мышления сдвигать в сторону. Расчищая место для строительства нового здания, которое, рано или поздно, тоже рухнет.
Великий голландский учёный, Генрик Антон Лорентц, одним из первых признавший Теорию Относительности, и сам сделавший немало для неё, признавался, что с появление этой теории, он «перестал ощущать почву под ногами». Незыблемое здание Абсолюта рухнуло и он как бы повис в воздухе.
Порочность всей системы воспитания-образования очевидна!
Вновь:
Это некое строительство в нашем сознании. Догма к догме, кирпичик к кирпичику – строятся в нашей голове стены и заборы запретов и дверцы разрешений. Но когда новая действительность предстаёт перед нашим умственным взором, она, как землетрясение (мыслетрясение), рушит и храмы и ограды, и мы оказываемся «без кола и двора», среди груды развалин. На свалке!
А надо из сознания делать крыло, применять «аэродинамическое обучение». Крыло, которое обтекается непрерывно набегающими струйками информации. Если владелец такого крыла умеет думать с детства, он так направляет крыло, что оно непрерывно испытывает подъёмную силу, то есть, способность к творчеству на основе прибывающей информации. Знание не заваливает сознание массой фактов и сведений, погребая под собой ростки творчества, как теперь, а всё время сообщает сознанию подъёмную силу творчества. Тогда переход от одной, «устаревшей», теории не будет мыслетрясением, обрушивающим все мысленные постройки и превращающим их в нагромождения развалин и мусора, а лишь дополнительным подъёмом сознания в более высокие слои информационной атмосферы и открытием новых горизонтов обзора.
«Всё это, конечно, звучит распрекрасно, -- скажет внимательный и ироничный читатель. -- Да, вот, дорогой реформатор, об одном, самом главном, Вы умалчиваете:
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Как из свалки строительного мусора сделать мышление крылом птицы или самолёта? Чутким к новым «струйкам» знаний» и всегда умело использующим их для дальнейшего подъёма.
Вы сами-то знаете? Иначе все Ваши «многомудрые» призывы-позывы вызовут только желание пойти в туалет!
Если знаете, скажите чётко и ясно:ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, как преобразовать всю систему не только образования, а шире, всего воспитания от детей до взрослого возраста?»
Отвечаю!
Упрёк справедливый и не очень. Ибо не дождались продолжения моих рассуждений.
Итак.
В системе воспитания-образования господствует неявно провозглашённый принцип многотысячелетней давности, идущий ещё от «обучения» в шалаше или пещере шамана:
Он - Учитель, Он – Шаман, Он - всё знает и изрекает истины неопровержимые!
Истины в последней инстанции!
Так было, так есть, так будет!
На этом и базируется вся система передачи информации от поколения к поколению. Как у животных Детишки-зверёныши смотрят на мать и отца, ведь в них заложен инстинкт подражания: «Делай так же, как я!» И они учатся, они делают «так же как мать и отец»!
Вот от этого, никогда не провозглашённого, но вечного и доминирирующего принципа, следует отказаться.
Пример:
Допустим, речь идёт об истории.
В сегодняшней школе учитель объясняет причины, скажем Первой Мировой Войны.
И говорит, что, де, Германия имела одни интересы, Британия – другие, Франция – третьи, Россия – четвёртые. И все противоречили друг другу.
Объяснение верное, да ничего ученикам не говорящее в смысле развития ИХ мышления.
Что нужно сделать по новой системе – «Крыла»?
Дать факт: Разразилась Первая Мировая Война. Германия против стран Антанты.
А теперь, дорогие ученики или студенты, попытайтесь САМИ дать объяснение этому событию. На основе анализа предыдущей политико-экономической ситуации.
Придумайте некое допущение, которое объяснит всё!
Задача, таким образом сводится НЕ к запоминанию данного и разжёванного учителем объяснения, а к придумыванию самими учащимися своих гипотез и предположений. И совершенно неважно, будут ли эти гипотезы «верными» или абсурдными.
Ученики из такого урока извлекут, пусть подсознательно, мысль: Для любого явления природы или жизни общества, можно придумать МНОГО разных допущений, ОДНО из которых или НЕСКОЛЬКО окажутся наиболее удачными, то есть хорошо объясняющими, если не все, то наиболее значительные исторические или природные явления, уже происшедшие!
То же в химии, физике, биологии, и даже в математике.
Придумывание «допущений» уже само по себе приучает школьников и студентов, и даже просто детей, понять механизм решения проблем – «придумать наиболее удачное» объяснение! «Удачное» -- значит хорошо объясняющее то, что до него было неясно! Так в сознании людей появляется вместо кирпичного фундамента – гибкое крыло!
И это должно стать постоянным и непрерывным методом: Есть проблема, задача, загадка!
Попробуйте придумать ей объяснение!
Так в мозгу обучаемого никогда не будут возникать некие Абсолюты Непоколебимого Знания. Ведь они сами всё это пытаются ежедневно придумать. Есть законы Ньютона,
То есть придуманные Ньютоном гениальные догадки Как объяснить целый ряд явлений природы. Но не более! Новое знание может их изменить, указать на их ограниченность, недостаточность. Так что, придумаем новые законы, которые объяснят новое и непонятное лучше.
И никаких умственных катастроф, никаких мыслетрясений, никаких свалок «строительного» мусора.
Зато есть КРЫЛО!
Крыло это надо и можно поворачивать так, чтобы оно всегда поддерживалось набегающими струйками нового знания!!!
Как видим, ничего страшного и ничего странного в методе «окрыления» сознания нет!
Заменить труд землекопов-каменщиков, кладущих кирпичик за кирпичиком, трудом Дедала – приделать к сознанию учащихся крылья!
24 XI 2010
Свидетельство о публикации №210120401320
Не мог не откликнуться на эту публикацию, особенно в свете нашей "плодотворной" дискуссии о крыле и подъёмной силе. В процессе чтения сформировал в голове основную мысль своего ответа, и тут в самом конце текста вишенка на торте — упоминание Дедала! Мысль же была такая: ОДИН УЖЕ ДОЛЕТАЛСЯ! А всё потому, что в своих хотелках и тяге к неизведанному пренебрёг имеющимися кирпичиками знаний.
Если же рассматривать знания в виде "струек", то в желании подняться выше придётся увеличить скорость полёта, а отсюда всего шаг до флаттера и катастрофы.
Побуждать с детства к творчеству, фантазии и критическому взгляду — задача благородная, только (увы!) реальная жизнь нещадно бьёт таких фантазёров по рукам и голове, иногда с летальным исходом. Сколько погибло тех же "летунов", выдумывавших всякие способы перемещения в воздухе.
Но если даже отрешиться от полётов и обратиться к любой произвольной области, увидим ту же картину. "Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!"
И позволить себе роскошь летать (витать) в эмпиреях можно лишь на сытый желудок, да и то, если на такие полёты после добычи пищи останутся силы. Или если рядом армия не обученных творчеству землекопов-каменщиков, кормящих такого "эмпириста".
Андрей Девин 08.12.2022 08:22 Заявить о нарушении
Как обычно, благодарен Вам за прочтение заметочки и написание комментария.
Дополнительная благодарность за изысканное чувство юмора, проявившееся в этом коментарии.
Речь в моей заметке идёт не об алюминиевом или титановом крыле самолёта, в о крыле птицы, которая умеет подниматься БЕЗ увеличения скорости полёта, а лишь инстинктивно используя ощущаемые ею движения воздуха и, соответственно, изменяя геометрию крыла
Наше мышление должно уподобиться именно этому алгоритму, а не тупому крылу, которое лётчик поворачивает ПО ИНСТРУКЦИИ, а не по ОЩУЩЕНИЯМ. Вот, когда датчики на крыльях и корпусе дадут пилоту ОЩУЩЕНИЯ состояния воздуха вокруг, тогда он сможет летать как птица.
И так же сможет летать наш разум.
Пока же мы привыкли к очередному строительству лабиринтов догм, в которых сами и блуждаем впотьмах, разбивая морду о НАМИ ЖЕ СОЗДАННЫЕ стены и тупики лжевходов и лжевыходов. А, в конце концов, некий шальной снаряд неожиданного эксперимента, полетев "не туда, куда надо," обрушивает всю эту постройку, погребая нас под её обломками,
Вот в чём смысл моей заметки.
Ваш с признательнсотью Эспри
Эспри Де Лэскалье 08.12.2022 16:16 Заявить о нарушении
Добавить же могу лишь то, что среди населения желающих задумываться — ничтожная часть, и вряд ли в обозримом будущем ситуация изменится. И никакие суперпрогрессивные воспитательные и образовательные методики ситуацию не изменят, это всего лишь будет некая социальная лысенковщина по "воспитанию" картофеля до уровня помидоров.
Андрей Девин 08.12.2022 16:26 Заявить о нарушении
Вновь, спасибо!
Но Вам, всё же, не следует уподобляться широко известному в очень узком кругу Эспри! Он, мизантроп и мрачный пессимист, а Вы, мне кажется, под эти категории никак не подходите. Но, допустив целиком Вашу правоту, если даже ничтожнейшая часть преобразуется по Лысенко из картофеля в помидоры, то ведь они тоже дадут потомство, не только чисто биологическое, но и, главное, ДУХОВНОЕ и так постепенно будет расти количество умных помидоров?
На это и рассчитываю. Как-то написал, ну, совершенно фантастическую заметочку под названием "Россия вспрянет ото сна", хотя теперь всё отчётливей вижу её абсолютную утопичность.
Но, с другой стороны, ничего не делая, тем паче, ничего не добъёшься.
"ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ"!
С благодарностью Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 08.12.2022 20:16 Заявить о нарушении
К сожалению, от осинки не родятся апельсинки (равно как от картофеля помидорки). Гены всё равно скажутся — как говорится, научный факт.
Андрей Девин 08.12.2022 21:21 Заявить о нарушении
Да, с генофондом за семьдесят лет большевизма, стало плохо. Выживали, как стаде каннибалов, самые подлые и безнравственные. Разрядило генофонд России на таланты и порядочность, хотя одно с другим не связано.
С другой стороны, если некий Ваш герой разделяет подобные фантазии, не всё потеряно?
Ваш с признательностью Эспри
Эспри Де Лэскалье 08.12.2022 22:08 Заявить о нарушении