Трансформация мирового порядка после мирового криз

ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА. МЕСТО РОССИИ В НОВОМ МИРОПОРЯДКЕ
         Обзор материалов СМИ
         Юрий Куратченко  - журналист, научно-технический эксперт, к.э.н.
 02.12.10.
          Договоримся о понятиях. Трансформация мирового порядка – структурные изменения основных факторов мирового порядка. Это  изменения прав, свобод и сознания человека,   политического строя и политики государств,  мировой экономики и рынков,  уровня развития стран и их места в мировой экономике,  межгосударственных и моровых институтов поддержания мирового порядка, а так же,  структурные изменения  мировых угроз, в том числе, природных, и методов борьбы с ними. Это главные факторы изменений, которые происходят на наших глазах, заявив о себе глобальным кризисом 2008 года – взрывом внутренних противоречий каждого фактора.
      1. Предистория  миропорядка
        Исторически, современный   миропорядок сформировался после второй мировой войны, с момента принятия конгрессом США  т.н.   «плана Маршала» по восстановлению послевоенной экономики всего мира. Тогда доллар стал единой мировой валютой межгосударственных экономических отношений, а США – монопольным «производителем» этой валюты и, естественно, самой развитой и мощной державой мира.   СССР, тогда в 1947году отказался от долларовых услуг «Плана Маршала». В результате оказался в изоляции от бурного роста  послевоенной экономики, создания новых видов техники и технологий в мире.
      К 1968 году передовыми промышленно-развитыми странами оказались США, Великобритания, ФРГ, Япония и Франция. Их экономика бурно развивалась и обновлялась. Ими были созданы политические, военные (НАТО), и экономические международные инструменты для защиты своих интересов (ВТО и МВФ).  Россия, Индия, Италия, ГДР были отнесены к  категории развивающихся стран.  Все остальные были отнесены к слаборазвитым и отсталым.  Такая «сертификация» стран в послевоенном мире диктовала государственную и экономическую политику  передовых стран мира в отношениях с остальными, ради сохранения лидирующих позиций в конкурентной борьбе за мировые рынки сбыта.
 . Это был первый этап трансформации мирового порядка после мировой войны в направлении глобализации экономики.
     СССР, в силу своего исторического опыта в многочисленных войнах за свою независимость, и недоверия мировому капиталу, пошёл своим экономическим путём: развитие с «опорой на свои силы».  В результате, экономика СССР  оказалась  за «железным» политическим, финансовым, экономическим, технологическим  и культурным «мировым занавесом» от  экономики и промышленного развития мира.  Послевоенный рост экономики СССР в условиях жёсткой конкурентной борьбы, торпедировался различными политическими и экономическими санкциями (Резолюция Джексона-Веника), препятствующими налаживанию плодотворного экономического сотрудничества с передовыми странами. В результате, надолго  СССР   «выпал» из мировой экономической системы.
       Попытка создания регионального экономического блока в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с молодыми  социалистическими странами   Европы, обернулась для СССР дополнительным финансовым и сырьевым бременем  на поддержание экономик этих слабо развитых стран Европы. В итоге, финансовая и экономическая изоляция стран-членов СЭВ,   плановая система хозяйствования  этих стран, производство устаревшей продукции, бартерные инструменты экономических отношений и отсутствие  доллара как конвертируемой валюты,  сделали экономику стран социалистического лагеря неконкурентной и  привели  к расшатыванию экономики  СЭВ. Соседние капиталистические страны, то есть страны с демократической формой государства и рыночной экономикой жили свободней, сытнее и богаче. Особенно наглядно это проявилось на отношениях ГДР и ФРГ. Произошла трансформация сознания народов Социалистических Европейских стран. Начались протесты в Польше, Венгрии, Германии, Чехословакии, завершившиеся  распадом  СЭВ, и военного Варшавского  договора  о коллективной безопасности.   С победы польской «Солидарности» и падения  Берлинской стены, в Европе начались объединительные процессы по созданию ЕЭС.  К настоящему времени 28 стран Европы объединились в Европейский Союз на основе принципов демократии и рыночной экономики. Дополнив  членство в НАТО, они ввели свою единую региональную конвертируемую валюту Евро, вступили во Всемирную торговую организацию ВТО, унифицировали все цены на товары, технологические и таможенные правила.   Это дало бурный рост новейших технологий и производств. ЕС занял передовые позиции по ВВП.  И в завершение   процесса распада региональной экономики СЭВ, не встроенной в послевоенную  трансформацию миропорядка на основе рыночных отношений, в 1991 году распался   Советский Союз. 
    Это был второй этап трансформации миропорядка 20 века.
    Спустя 46  лет,  с начала трансформации послевоенного миропорядка (с 1945г.)   и  успешного развития  мировой экономики без нас, с 1991 года Россия вступила на путь капиталистической демократии и рыночной экономики, пытается войти в мировую экономику. Замечу: это девять поколений смены техники и технологий в странах с рыночной экономикой и отношениями, при среднем лаге инновации – пять лет!      
     Сегодня, развивающиеся страны, такие как Россия, Китай, Индия, Бразилия, несмотря на свои огромные золотовалютные резервы, отстают от   промышленно-развитых стран по качеству продукции и уровню технологий. Не выдерживая конкуренции, их продукция на мировом рынке занимает  худшие места, а страны – соответствующие роли. России и Индии  – роль стран с сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, Китай и Бразилия – стран с дешёвыми трудовыми ресурсами.   
   С этого момента начался  следующий этап трансформации миропорядка –   процесс глобализации.    А мы опять –  в роли «догоняющих» мировой уровень. 
     2. Кризисы – инструмент передела собственности
     К 1991 году бюджеты СССР были дефицитными.   Такая ситуация привела к финансовому и производственному кризису. В 1985 году в стране исчезли деньги и товары. СЭВ перешёл на бартерные отношения. Банковская система, как регулятор распределения финансовых средств, для расширенного воспроизводства, не работала. Запад скупал наше бюджет образующее сырьё: нефть и газ  по демпинговым ценам и В пылу конкурентной борьбы за советский рынок, Мировой рынок практически организовал политическую и товарную блокаду нашей стране, находящейся на грани кризиса.
   И кризисы произошли. Вначале  экономический, в 1985 году, затем политический, в 1991 году, и финансовый в 1998 году. Они и запустили дикий, криминальный процесс передела собственности – Неизбежный этап перехода к рыночным отношениям.  Можно теперь судить хорошо или плохо он осуществлён. Но главный плюс этого процесса – он произошел без гражданской войны. Да, с бандитскими и криминальными разборками, но без возможной гражданской войны, которая была в двадцатые годы при переделе собственности в России:  её национализации и ликвидации собственности. Теперь, в 1991 году шёл обратный процесс передела, организованный сверху, властью. Власть приватизировала общую  государственную собственность и делила её между собой. Народ «безмолвствовал», потому что не имел собственности. А, получив подачку  собственности в виде устаревших квартир «хрущёвок»  и долю общегосударственной собственности в виде акции – «ваучера», радостно запил. Ему было всё равно, кто завладел предприятиями! Народ не был готов к предпринимательству.  Передел собственности  в стране начался в период  экономического кризиса. Он обеспечивался  раздачей золотовалютных резервов и кредитов МВФ в форме залоговых аукционов с целью оживления приватизированных  рентабельных и жизнеобеспечивающих производств, выпуска на рынок товаров и тем самым, подъёма экономики. Деньги раздавались всем, кто оказался в ближайшем окружении гибнувшей монопольной государственной власти и плановой экономики. Государственный капитал: фабрики и заводы, отрасли производства и добычи, транспортные и энергетические сети, государственные финансы и банки   перетекли в руки  этого окружения, которые стали собственниками. Появился класс олигархической буржуазии, который тут же увеличил капитализацию полученной собственности путём продажи акций на сумму, соответствующую  мировому уровню цен этой собственности.
    Большие деньги и собственность общественных организаций КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС остались в руках их руководителей, которые приватизировали общественную собственность и создали частные банки, увеличивая их прибыль высокими кредитными ставками. Напомню, что курс доллара в те времена подскочил с 0.9 рубля до 18 рублей.  Мгновенно, как по волшебству, разбогатевшие молодые реформаторы экономики России, озаботились сбережением своих неработающих финансов - миллионов долларов. Начался активный отток долларов из России.  Отсутствие законодательства нового государственного порядка, и нестабильность экономики, позволили  этим олигархам   вывезти огромные финансовые ресурсы в оффшорные безналоговые зоны, обналичить их, скупить основные отрасли и производства в России, престижную недвижимость и земли в лучших местах мира.
    С этого момента их не волновали проблемы подъёма экономики России, поскольку, объективно, это очень затратная экономика, не обеспечивающая  главный принцип рыночной экономики – принцип роста капитала. К сожалению, одно из основополагающих свойств роста капитала – его не патриотичность. Он –  глобалистичен: течёт туда, где лучшие условия для его роста.
     3.Кризис 2008года – следствие распада двуполярной системы миропорядка
     К 2000 году в промышленном отношении мы упали до слаборазвитых стран. Наши технологические стандарты отстали от Западных стандартов на 5 – 10 поколений, а в некоторых отраслях промышленности мы не имеем своих производств, например, в айти технологиях. На мировом рынке для нас есть место. Но у нас нет конкурентоспособного товара. И для того, чтобы поднять свою экономику до уровня мировой и войти в мировой рынок, мы вынуждены всё создавать заново, точнее покупать: и технологии, и оборудование, и образцы продукции, и стандарты.(Даже наши электророзетки не принимали западные электровилки). Благо Россия богата полезными ископаемыми, природными ресурсами, которые востребованы в мировой экономике. И эта главная статья дохода в бюджет государства пока и до сих пор нас спасает. Но пока! Пока есть ресурсы.
    Выход из производственной отсталости давно ясен – нужна диверсификация  производства для создания конкурентоспособного  на мировом рынке товара. Однако, эта задача настолько трудна, что требует от власти и народа новой самоорганизации и жёсткой дисциплины исполнения, особенно, почти тотального контроля расходования финансовых  средств.  Дело здесь не только в коррупции, естественной болезни слабой экономики и переходного периода приватизации, что, безусловно, тормозит вхождение в мировой рынок. Главные проблемы здесь в последствиях перестройки СССР.   За счёт раздела производственной сферы и распада Союза, образовался дефицит производств и трудовых ресурсов. Рабочая сила стала дорогой. В России самая  низкая  среднегодовая температура – минус пять градусов. Это значит, что вся номенклатура факторов затрат на поддержание комфортных условий производства, требует дополнительных затрат. Кроме того, огромные территории для корпоративного производства товаров удорожают любую продукцию за счёт дальних перевозок. Отсюда, высокая себестоимости товара,  что лишает наш товар  конкурентоспособности на мировом рынке.
       К моменту перехода на рыночные отношения, экономика России  не была встроена в мировую экономику, была и остаётся  пока мало привлекательной для инвестирования в производство инновационной продукции  и возврата  вывезенного отечественного капитала. В то же время, Россия стала огромной товарной «дырой». Товарный дефицит и финансовая активность российского капитала на мировом рынке, увеличили товарный и кредитный спрос на Западе. Западный бизнес устремился на заработки в Россию В основном, со сбытом своей устаревшей продукции на новом российском рынке. Рост покупательского спроса в России, привёл к росту финансового спроса, как в России, так и во всех странах, везущих товар в Россию. Быстро растущие, в связи с этим, мировые банковская система и мировой рынок способствовали росту финансового кредитного пузыря в США, как производителя основной мировой валюты.  Появились деревативы, финансовые инструменты не обеспеченные производством товаров. Финансовый пузырь раздулся  и….  Грянул мировой кризис.
    4 Мировой кризис 2008 года – следствие глобализации экономики, спусковой крючок  и инструмент трансформации миропорядка.
     Мировой кризис начался с финансового кризиса в США. Финансовая  доктрина США, провозглашённая главным экономистом США Беном Бернанке,  «деньги решают всё, заботься о своём кармане и тогда всем будет хорошо», рухнула 15.09.08г., вместе с главным банком США «Леман Бразерс».  Намеренно раздутый банкирами США финансовый пузырь: (продажа ценных бумаг на невозвращённые кредиты, наполнение внутреннего финансового дефицита огромными эмиссиями денежной массы, превышающими ВВП США, стимулирование спроса на банковские кредиты низкими ставками) лопнул, потопив экономику США в чёрной дыре долга. Экономика, нацеленная на рост товарного потребления за счёт роста кредитования населения, привела к не возврату длинных ипотечных долгов. Производство не успевало производить столько товаров, сколько требовал рынок. Чувствуя это правительство США ещё в преддверии кризиса, открыло «зелёную улицу» товарам из Китая, экономика которого бурно пошла вверх.
    Но и это не спасло экономику США от рецессии. Возрос товарный спрос на дешёвый импорт, упал спрос на собственную  продукцию. Сократилось её производство, пошла вверх безработица, ещё более возрос не возврат кредитов. В конце этого порочного круга упал спрос на  кредиты. Финансовая экономика рухнула. Вначале кризиса финансовый спрос упал на 56% от  ВВП. Доллар упал в цене, подросли национальные валюты. Произведённая товарная масса стала расти в цене. Возросла инфляция. Стал падать покупательский спрос.    В 2009 году в США падение реальной торговли составило 13% от ВВП. (Такое было только в 1929 году, в год начала великой депрессии в США). В 2010  году в США ожидается падение производства на одну треть, ВВП на 50%. Финансовый спрос упадёт на 75% от ВВП.  Общий долг США (государственный и частный) на начало кризиса осенью 2008года  составил 50 триллионов долларов. Федеральный долг США  сейчас составляет 12 триллионов долларов при реальном ВВП – 13 триллионов  долларов. Замечу,  критический уровень дефицита ВВП в бюджетах стран составляет 60%. Его превысили почти все Европейские страны. На грани финансового коллапса Греция, Испания, Италия. В Японии – он вообще превысил ВВП, и составил  200%.  Правительство США ведёт сильно дефицитную экономику. Выкупив у банков ипотечные долги населения, США, по существу,  национализировало рынок жилья, взяв все риски на себя.
     5. Периодическая трансформация миропорядка- «лекарство» от  кризисов   
     Диагноз  кризиса – много ненастоящих денег (в виде ценных бумаг)  США грозит дефолт, вероятно в 2011-12годах.  Но вначале возникнут суверенные дефолты. Возможны, в Греции, Испании, Италии. Греции Европейский Центральный Банк уже спас Грецию от дефолта, выдав кредит в сумме ……. На 7 лет. Мировую экономику лихорадит. Векселя правительства США становятся ненадёжными. Чем лечить мировой финансовый кризис? 
   Если мировая финансовая система рухнула, то её надо менять. Нужно создавать новую международную резервную валюту. Евро изначально, с момента своего возникновения, пытается играть роль второй резервной валюты в мировой экономике. Но США не хотят делить с ним финансовый рынок. 50% мирового спроса сосредоточено в долларах. Бюджеты  всех государств мира опираются на свои золото и валютные резервы,  почти все межгосударственные расчёты ведутся в долларах. Евросоюз пытается печатать необеспеченные Евро сколько нужно, подобно действиям  США. Но ареал спроса Евро  ограничен Европой и пока Евро не конкурирует с долларом. Соотношение евро – доллар растёт. Все стараются удешевить свою национальную валюту, используя финансовый инструмент конкурентной девальвации. Других популярных валют, способных играть роль третьей резервной валюты, на мировом экономическом поле – пока не видно. Китай, при всей своей активности по скупке золота, долларовых кредитов США и  облигаций ФРС, заявляет, что не будет делать юань резервной валютой.
   Итак, есть желание, но нет возможности найти замену доллару в мировой экономике. Да США и не позволят. Похоже, в этой валютной системе он никогда не упадёт. Кризис показал: Чем сильнее и глубже  кризис, тем сильнее доллар. И наоборот: чем сильнее доллар, тем сильнее угроза кризиса, и превращение его в структурный кризис миропорядка. 
    Один из выводов и выходов из этого замкнутого круга –   обеспечение системной  стабильности в мире финансов путём создания мирового правительства и мировых финансовых инструментов регулирования выпуска и распределения доллара (так называемая региональная квота) между экономическими регионами мира, в зависимости от уровня  развития их экономик. То есть – необходима финансовая  трансформация  долларового мирового порядка.    
     А это уже очевидная неоглобалистская политика США, активно  проводимая  ими после распада СССР и социалистической системы мира. Политика, которая сопровождается протестом большинства населения во всём мире.
    Резюмируя сказанное, для определения  роли и места России в новой экономике и миропорядке, можно сказать: 
   Похоже, Карл Маркс был прав: не может быть создано общество всеобщего благоденствия, социалистическое государство, в отдельно взятой стране, не прошедшей этапы капитализма: накопления капитала и объединения капиталов в монополистический мировой капитал.   
   Похоже, в мировой экономике  наступил этап  создания мировой глобальной экономики объединения капиталов, и трансформации всего миропорядка, с целью более эффективного использования мировых природных, трудовых, финансовых и интеллектуальных  ресурсов во имя стабильности жизни на планете Земля.   
   Очевидно, Россия, первая страна в мире, поднявшая знамя трансформации миропорядка в 1917 году под лозунгом: объединения   производств (пролетариев) всех стран, но на социалистических принципах минуя фазу развитого капитализма, оказалась в хвосте мирового производства, мирового рынка и мировой экономики в целом.
   Похоже, в новом миропорядке, в этом новом «паровозе» мировой экономики, который «летит вперёд», России отводится место  у топки: подбрасывать в мировую топку мировой экономики – энергоресурсы! Поздравляю нас, господа! Не надо было бежать впереди паровоза в 17 году прошлого века. Он нас и задавил…
     Текущий мировой кризис, повторяет по всем экономическим параметрам   мировой кризис 1929 – 1933 годов.   Пока Мир устоял от скатывания в хаос, которым закончилась «великая депрессия». Мировая финансовая система на долларовой игле уже не обеспечивает новые вызовы мировой экономики. Но кризис ещё не окончен. Некоторые экономисты высказывают возможность второй волны кризиса, если соотношение двух резервных валют мира приблизится к 1,30 – 1,35.  Мир содрогнулся от нового вызова,   подтянул пояса и сделал выводы: Необходима трансформация финансовой и экономической систем, создание новых инструментов управления и контроля ими. Итак, с лечением стало ясно.  Готов ли больной принять это лечение? 
   6.Готова ли Россия осуществить трансформацию миропорядка в 21 веке? 
  Россия с 1991 года  уже начала трансформацию своего внутреннего порядка, Вовлечена и сама стремится войти во все сферы мировой экономики и трансформируемого миропорядка.   Но в какой роли?
     Сложилась парадоксальная экономическая ситуация в России: есть природные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, но экономика, за истекшие двадцать лет нового курса, так и осталась сырьевой. Все призывы и стимулы государства к диверсификации экономики – не работают.    Казалось бы, и менеджмент управления экономикой подобран грамотный и деловой, и государство ограничивает своё участие в бизнесе,  а процесс диверсификации  не идёт.
       В чём же дело? А дело, на мой взгляд, в устаревшей  структуре  вертикали власти и механизма управления. По существу, всё управление страной осталась от старой и по форме и по содержанию советской системы. Стара «машина», на которой «едет»   страна  и экономика. В таких условиях не спасёт никакой  классный «управленец».
       А условия таковы!
1 Сопротивление властных структур развитию экономики. Те же по существу, что и в прошлом веке, «Советы», хоть и названы теперь  «Законодательными собраниями». Основная функция – распределение финансовых федеральных и региональных средств. Слабая проработка, а порой и отсутствие концепций и долгосрочных программ развития регионов с учётом местных  ресурсов и особенностей Такое же назначение, а не выборы глав администраций в регионах и на местах. Та же одно партийность в управлении страной и экономикой. Те же структуры министерств и ведомства в управлении. Бизнесмены, которые, по существу рыночных отношений, безусловно заинтересованы в бурном росте экономики страны, не способны преодолеть сопротивление   властных структур, главный смысл действий которых остался с советских времён и сводится к фразам: «не пущать», «ай, яй, яй», «нельзя!». Отсюда  волокита  и  неимоверно раздутая процедура в принятии ими решений. Отсюда неэффективное  законодательство и неэффективное управление. И  полное недоверие власти к отечественному бизнесу. Чиновничий аппарат раздут до безобразных пределов. И понятно почему: жить по инструкции легче, чем брать ответственность на себя - всем знакомая советская ментальность. А у чиновников родственники: они и «окучивают» государственные должности, раздувая аппарат. – Предпринимательство – огромные риски.   
2. Чрезмерное вмешательство власти в бизнес.      Произвол чиновников рождает протестный радикализм  бизнеса  коррумпированному чиновничеству и проверяющим органам, уход от налогов и вывоз прибылей. Так что, в этих условиях управления экономикой, всякие бизнес инкубаторы и инновационные центры, типа «Сколково», искусственно создаваемые на государственные деньги,  «умрут» до получения прибыли.  Не ясно, что будет производить этот инновационный центр. Жизненный только тот центр, который производит продукцию, на которую есть спрос. Любой бизнес это дитя экономики. Он не может родиться искусственным путём. Для раскручивания бизнеса и инновационных проектов нужен спрос, оперативный простор, быстрота принятия решений, не облагаемые налогом потери на  оправданные риски,   свобода управления, стабильность законодательства и налогообложения в пределах раскручивания проекта. И, главное –  ДОВЕРИЕ бизнесу.
      Вывод. После глобального кризиса 2008 года, мировая экономика, планируемая и управляемая большими игроками мирового капитала (теневыми и групповыми, G8 и др.), делает новый шаг на пути глобализации: она претерпевает системную трансформацию, вовлекая   все страны мира, и Россию в том числе, в  процесс глобализации экономики на принципах стратегического планирования. К сожалению, принимая во внимание вышеприведённый анализ состояния экономики страны, наше участие в ней как промышленно отсталой страны, будет весьма ограничено и сведено к двум направлениям экономики. Это сырьевые и интеллектуальные ресурсы.      
      7. Шансы   России, эффективно вписаться в трансформируемый миропорядок.
     Надо в очередной раз не упустить предоставляемую мировой экономикой  возможность принять участие в мировом экономическом переустройстве и трансформации миропорядка.  Объективно говоря,  у нас мало шансов стать промышленно-развитой, конкурентоспособной страной на этом этапе трансформации мировой экономики.  Но есть шансы  вписаться в мировой рынок и играть там свою роль, постепенно преодолевая управленческую, производственную, технологическую и товарную отсталость в экономике. Эта оптимистическая оценка наших возможностей позволит России не суетиться по мелочам, а сосредоточиться на реализации своих возможностей. Просто так, нас на мировой рынок  – не пустят. И за место придётся платить: «Базар есть базар». 
       В чём объективность такой оценки наших шансов? Двигатель мировой  экономики – конкуренция. Особенность торговых отношений в условиях  бурно развивающихся рынков довели лаг смены продукции до 3 – 4 лет. Такой темп развития производств могут выдержать только глобальные и крупные межгосударственные корпорации, и средний  бизнес в силу малости своих объёмов производства. Трансформация мировой  экономики  планирует инновацию мировых производств с учётом этих лагов смены продукции и их мировой корпорации.   
       Что имеем в России? Лаг обновления продукции выпал из лексикона  руководителей государства и производства. Поэтому мы имеем устаревшие производства в машиностроительной, судостроительной и авиационной промышленности, там где мы были первыми; Устаревшие стандарты номенклатуры металлургической и алюминиевой продукции; То же – в лёгкой промышленности и в сфере товаров и услуг. Малый бизнес не развивается, как не способный выдержать конкуренцию с челноками западной продукции.   
      Итак, каковы наши шансы России вписаться в  трансформируемый   миропорядок?
      Шанс первый. Фактор вывоза капитала. Участие своим капиталом в мировых кооперациях и компаниях- важный фактор современной трансформации миропорядка. Чтобы выжить как государство, мы должны входить в мировой рынок, в мировое производство и мировое  разделение труда, путём инвестирования, покупая доли на развитие устоявшихся мировых производителей продукции. При этом, в России можно будет  диверсифицировать своё производство, за счёт переноса части   расширения и обновления мировой продукции этих корпораций на   наши территории и производства. Пусть не журавль в небе, но синица в руках.
    Шанс второй. Фактор привлечения капитала, инвесторов со всего мира. Приглашать инвесторов в Россию, создавая им все условия для создания новых  производств на нашей территории, сдавая землю в концессию на выгодных условиях. При этом, Россия   должна создавать новые производства на уровне выше сегодняшнего, широко развивая международную кооперацию.   И начинать этот процесс нужно с отраслей, где мы безнадёжно отстали, не жалея «лежащие» или вообще отсутствующие у нас производства.  Это –  информационные и нано технологии, здравоохранение и медицинское оборудование, образование и переработка сырья. Кстати, эти отрасли более других социально ориентированы.
     Глобальный кризис, как ни странно, оказал России благую услугу в трансформации экономики. Кризис  уравнял  все страны мира общей проблемой выхода из кризиса на новый инновационный уровень развития экономики: необходимостью анализа и пересмотра действующей структуры мировой экономики,  и   совместной модернизации и обновления мировой экономики и миропорядка. Россия не должна упустить этот шанс общего старта модернизации. На Россию, как на крупный сырьевой и товарный рынок, обратили взор все инвесторы и прониклись доверием для вложения   своих денег. «Там можно заработать!» - считают они.
     Шанс третий. Фактор трудовые ресурсы. В России дефицит трудовых ресурсов производства. Треть населения пенсионеры и этот показатель растёт с каждым годом. Растёт он и в других странах. Человечество неуклонно стареет. С другой стороны растёт  потребность в трудовых мигрантах. Диверсификация  нашей экономики совместно с изменениями в мировой экономике и развитием мировой производственной кооперации,   вынуждает ряд стран (Францию, Англию и др.) продлить возрастные сроки участия трудящихся в производстве. То есть, речь идёт о повышении пенсионного возраста, до среднемирового. Мера не популярная, но вынужденная. Такая проблема уже стоит и в России.
    Есть и другие механизмы эффективного использования трудовых ресурсов. С учётом необходимости привлечения в новые производства трудовых мигрантов, а также учитывая климатические условия в России,  необходимо менять организацию труда. Там где в крупных производственных отраслях остро стоит вопрос дефицита трудовых ресурсов, актуален переход  на вахтовый режим работ. Во-первых, это позволит уменьшить затраты на строительство капитальной бытовой инфраструктуры вокруг крупных производств. Во-вторых, обеспечит трудовую кооперацию в использовании высококвалифицированных рабочих в условиях нехватки собственных трудовых ресурсов в России. Такой режим позволит    привлекать трудовые ресурсы   со   всего мира. Там где обновляются производства с высвобождением рабочих высокой квалификации, последние могут без переездов на новые места работы, работать вахтовым методом там, где их профессия востребована. Так уже работают международные корпорации   морских перевозок,   мировые добывающие компании на шельфе, крупные авиа производители.
    Этот механизм полностью вписывается в предложение Президента Медведева Д.А. в Послании на 2011 год, создания  конгломераций –   укрупнения мегаполисов по стране, с целью сокращения мелких административных поселений.
      Шанс четвёртый. Фактор логистики. Россия не эффективно использует Транссибирскую железнодорожную магистраль для трансатлантических грузоперевозок с востока на запад и обратно, как мировую транспортную артерию. Эти перевозки  дешевле для мировой экономики, чем все существующие виды таких перевозок. Дополнительно необходимо реализовывать проект трансатлантической автомагистрали от Китая, через Казахстан и Россию в Европу и Скандинавию. При этом, России нужно шире использовать механизмы привлечения инвесторов, путём сдачи  прилегающих свободных земель вдоль магистралей в концессию всем мировым участникам перевозок для обеспечения логистики и её  инфраструктуры.
    Шанс пятый. Управленческий фактор. Необходимо,  как можно быстрее, перейти  к следующему этапу реформы    государственного  управления. Этап жёсткой вертикальной власти сыграл свою  роль: создал стабильность в стране. И  теперь его пора менять, пока он не превратился в «жёсткий неколебимый столп». Лаг смены систем управления не должен отставать от лага смены систем в экономике. Теперь необходимо «мягкое управление», способствующее инновационному процессу, созданию новых отраслей производств и мировой интеграции, которые диктуются временем трансформации экономики и миропорядка.
    Реформы  непременно должны касаться  кадрового  обновления госаппарата специалистами, адекватными меняющимся мировым экономическим институтам  и  современной мировой экономике. Должны касаться расширения экономических, политических и информационных свобод регионов. Реформы должны обеспечить максимальный уход власти из собственности, повысив взаимное доверие. Это  мера тоже непопулярная,  но неизбежно необходимая. Некоторые партии   уже «забронзовели» и забыли основные принципы демократического государства: свобода выборов,  прав человека, частной собственности и конкуренции. Государственное  ручное управление экономикой – нужно только в экстремальных ситуациях в стране, что успешно было показано в условиях нынешнего кризиса и природных катаклизмов. Не надо возвращаться в прошлый век, к методам жёсткого управления.
    И, наконец, реформы должны максимально способствовать конкуренции во всём, в том числе в партийной и политической сфере. Трансформация современного миропорядка происходит с переходом на новый ментальный уровень человеческого сознания и общения с использованием современных информационных технологий.
       Как видим, у России есть достаточно шансов с учётом лага обновления трансформируемой экономики,  за пять, десять лет достойно войти в мировую экономику с деловыми предложениями и активами. Мы должны повысить свой экономический статус: со страны с развивающейся экономикой, войти в число страны с промышленно-развитой экономикой.
    8.Практические шаги России в направлении трансформации
      Реализации этих факторов был посвящён XIV Петербургский Международный Экономический форум, прошедший 17 -20 июня.  Главная задача форума  привлечь   западный крупный бизнес для участия в модернизации  нашей экономики и повысить доверие глав  государств ЕС к нашей внешнеэкономической политике. Президент России Дмитрий Медведев заверил участников форума, что мы готовы привести  свои технические регламенты в соответствие с евро стандартами, готовы заплатить за помощь и предоставить инвесторам таможенные преференции на инновации и гарантии инвестиций.   На форум  прибыло 4000  участников, более чем, из 100 стран и 700 компаний. Заключено договоров на  5 млрд евро и 150 млрд рублей. Больше чем на предыдущем форуме. Бизнесмены поддержали Россию в создании Международного центра инноваций в Сколково под Москвой, заключив контракты по созданию айти технологий. Форум вселил оптимизм не только для российских бизнесменов, о правильности выбранных путей выхода из кризиса, но и для европейских.
    Комментаторы назвали форум Сессией, где Россия была учеником, а западные специалисты – учителями, обучающими Россию как трансформировать нашу экономику для вхождения в мировой рынок. При этом западный бизнес заявил, что  поможет оборудованием по всем направлениям модернизации.    На мой взгляд, эти обещания не принесут нам  серьёзных инвестиций  на диверсификацию производства. Просто нам  продадут действующее у них оборудование, комплектацию к нему, включая обучение персонала. Это типичная тактика бизнеса: в условиях кризиса и обновления своего производства: необходимо очистить свои производства от сменяемого оборудования. Опасность для нас в том, что не всегда в таких случаях, предлагают сопровождение продаваемого нам обновления. То есть, не собираются  своевременно менять установленное у нас    оборудование на новую генерацию.  Понятно, зачем создавать себе конкурента своими руками.  Так мировая экономика определяет  мировую политику.
    9.Системные выводы о будущем характере  трансформации   миропорядка.
    Этот краткий макроанализ трансформации мировой экономики по состоянию на конец первого десятилетия 21 века, в условиях выхода из глобального кризиса экономики, позволяет сделать системные выводы о будущем характере политических и экономических взаимоотношений ведущих  политических игроков Мира. 
    Вывод первый: Мировой правопорядок, созданный после второй Мировой Войны, структурно кардинально изменился. Сегодня в мире формируются по интересам пять крупных  экономическо-политических  регионов: 1.Северо-Американский (США, Канада), Латинская Америка и Карибский бассейн 2.Евро-Атлантический (ЕС, и Скандинавские страны). 3. Ближне-Восточный  (Израиль, Арабские Эмираты, Турция). 4. Юго-Восточный (Индия, Пакистан, Иран). И    5. Азиатско-Тихоокеанский  (Китай,  Юго-Восточная Азия,  Япония).
    И только Россия, как самостоятельный крупный  экономико-политический регион, остаётся в стороне от этих   процессов объединения по интересам. Однако, Россия проводит активную политику политического и экономического   укрепления  Евро-Азиатского  региона из бывших Советских республик. Подписанный 9 июля 2010года, пока тройственный Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии,  позволяет претендовать, совместно с  Украиной, Арменией, Молдовой   Узбекистаном, Таджикистаном, Киргистаном, и Монголией, на шестую экономико-политическую силу в мировой экономике со статусом –   Евро-Азиатского региона.
   Вывод второй: Назрела необходимость  трансформации финансового миропорядка. Мир находимся в переходном периоде смены мировой финансовой системы. США, как создатель этой системы и производитель единой мировой валюты, имея 50 триллионов долларов мирового долга, отказавшись  от   принципа обмена долларов на золото,  терпят фиаско, и  находится в губительном для неё кризисе.  Мировой валютой становится Евро. Вводят свою валюту Арабские Эмираты. Российский рубль и Китайский юань тоже претендует на роль резервной валюты и уже в ноябре 2010 года они подписали двойственный договор о переходе в двусторонней внешней торговле на расчёты в национальной валюте. КНР в условиях кризиса провёл крупную интервенцию по скупке золотых запасов, за доллары в странах с глубоким финансовым кризисом. Юань конкурирует с долларом, дешевеет и претендуя на резервную валюту.
    Однако, США будут предпринимать все меры, чтобы не потерять своей роли  держателя мировой валюты. Административное, и политическое сопротивление Бена Бернанке, руководителя Федерального Резерва США, этому процессу – есть только человеческий фактор. США  вынуждено будет прекратить печатание долларов по собственному желанию.
   В принципе,   состояние мировой экономической системы таково, что затормозить или изменить направление процесса трансформации миропорядка,   - невозможно. Количество ключевых факторов за изменение системы гораздо больше факторов её сохранения. Рано или поздно, в формирующихся шести политико-экономических регионах мира, появятся свои региональные  резервные  валюты и регуляторы. Монополизм долларовой валютной  системы рухнет. Доллар  станет одной из региональных валют в мировой экономике. А новая поли валютная финансовая система,  рано или поздно стабилизируется, как всякая многофакторная система.
    Вывод третий: Все игроки в обозначенных зонах объединяются в решении своих финансовых и экономических проблем в экономические, политические и военные блоки. По мере их развития и могут появиться новые инструменты миропорядка: региональные правительства, страховые банки и банки резервных валют, финансовые регуляторы, региональные силы быстрого реагирования и другие объединяющие структуры. Они, в свою очередь, будут представительствовать в соответствующих мировых структурах нового миропорядка.
    Вывод четвёртый: Все игроки находятся на высоком современном уровне инновационных технологий и технических регламентов продукции. Это будет способствовать дальнейшему укрупнению и проникновению их капиталов в межрегиональные и мировые, приводя к дальнейшей монополизации производств и рынков сбыта на принципах взаимной выгоды.
    Вывод пятый: В такой монополизации и структуризации мировой экономики не будет места отставшим странам. Их развитие станет обще региональной и общемировой задачей. Подъём их экономик возможен за счёт встраивания в региональную и мировую экономику национальных природных и трудовых ресурсов на взаимовыгодных принципах делового сотрудничества.   Например, страны с низким уровнем производства, но с благоприятным климатом, будут развиваться как мировые «райские» места отдыха, за счёт налогов за землю, предоставляемую для организации оздоровления и отдыха работников корпораций  и крупных олигархов, капитализирующих свои доходы  в предметы жилья, роскоши и земли в этих странах.  Некое контролируемое распределение мировых доходов  «золотого миллиарда» на остальное население земли.  Это необходимое условие трансформации миропорядка, ради стабильности мира на Земле и снижения угроз терроризма. Объективно,  всего на всех не хватит. Даже пресной воды.
    Вывод шестой: Все эти элементы глобализации уже действуют. После глобального кризиса вектор не изменился, а напротив увеличил градиент трансформации. В частности, ускоряются политические процессы изменения мировых систем поддержания нового правопорядка (ООН), мирового финансового регулирования (МВФ), и главные из них – системы страхования и гарантирования  экономических рисков, и различных  угроз, от  стихийных бедствий до политического и экономического терроризма (ОБСЕ  и НАТО). 
   Вывод седьмой:  Глобализация экономики и капиталов, поддержания правопорядка и других элементов трансформации миропорядка, в 21 веке позволяет предположить, что хозяева капитала, вкладывающие его в виде инвестиций в производства и технологии по всему миру, заинтересованы в его умножении, а не в утрате. Следовательно, мировые войны, как средство борьбы за новые производства, рынки сырья и сбыта, на данном историческом этапе, теряют свою актуальность.
    Можно считать, что наступил момент, когда начинает действовать закон «критических масс». Критическая масса капитализации собственности  крупных экономических (считай они же и политические) игроков становится  больше, чем её можно получить за счёт любых войн. Атомная война, как фактор изменения миропорядка (по примеру Хиросимы и Нагасаки) так же исключена. У бывших потенциальных противников на мировой арене США и РФ (бывший СССР) столько атомных боеголовок и средств их доставки, что, не дай Бог ей случиться, Земной шарик превратится в метеоритную пыль.  Хранение   атомного оружия  как сдерживающего фактора агрессии, становится не целесообразным, по соображениям огромных затрат на хранение и защиту от хищения. А так же,   по закону «критических масс»: дешевле удовлетворить запросы   любого радикального субъекта, чем хранить и обновлять оружие для защиты от него.   
   Вывод восьмой: Но угроза войны остаётся. Она исходит от бедности во всех её проявлениях: бытовой и ментальной. Бедность порождает радикализм и фундаментализм в суждениях, и терроризм в средствах протеста. Считаю, в силу обострения этой угрозы в новом веке, глобальный кризис трансформирует и  ментальность в  политике власти и капитала. Прагматизм  бизнеса, проявившегося до кризиса  в диком накоплении капитала, в новом миропорядке должен сместиться в сторону нравственного,  меценатского и социально справедливого распределения    капитала бизнеса и среди бедных. «По совести».  «По-божески»,  чтобы снять в обществе  угрозу радикализма всяких форм.
      Кризис  трансформирует  и ментальность новой, после кризисной цивилизации. Просыпается «Совесть» - нравственное мерило Бога: Бог даёт богатство одним, чтобы они делились им с ближним. Все люди разные и внешне, и интеллектуально. Новая цивилизация объединит свои разные интеллектуальные и физические способности для создания нового общества 21 века в новых формах правового и финансового регулирования миропорядка.
       03.12.10.                Юрий Куратченко


Рецензии