Подвиг Екатерины Великой

«Мой предмет был:   своим примером спасти от смерти многочисленных моих верноподданных,
кои не знав пользы сего способа, оного страшась, оставались в опасности.
  Я сим исполнила часть долга звания моего; ибо, по слову евангельскому, добрый пастырь
полагает душу свою за овцы».
                Екатерина Великая


София Фредерика Августа принцесса нищего германского княжества Ангальт-Цербст - матушка Императрица, Государыня Екатерина II, Екатерина Великая (1729 - 1796).

Ни об одном правящем лице в России не ходит столько анекдотов, главным образом скабрезного содержания, как о ней. Приверженность к «свободной любви»? Похождения Екатерины не выделялись на фоне общей распущенности нравов того времени. Фавориты Екатерины (общим числом 23) «знали свое место» и не вмешивались в государственную политику.
Царствование этой Немки, более русской, чем любой урожденный россиянин, освещено созвездием великих полководцев, государственных мужей, писателей и ученых. Ей служили верой и правдой:

Полководцы:     Александр Суворов, Григорий Потёмкин, Петр Румянцев, Алексей Орлов;

Адмиралы:       Федор Ушаков, Самуил Грейг, Григорий Спиридов, Василий Чичагов;

Писатели:       Гавриил Державин, Денис Фонвизин, Александр Сумароков;

Художники:      Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский;

Архитекторы:    Василий Баженов, Николай Львов;

Ученые:         Михаил Ломоносов, Екатерина Воронцова-Дашкова, Пётр-Симон Паллас, Леонард Эйлер;

Прибавлю к ним еще великого мастера шпионажа и других тайных дел, в честь которого названа главная улица Одессы – испанца де ри Баса.

Знаем ли мы заслуги Екатерины? Тут как в присказке советских времен на тему что такое мат и диамат: что такое диамат никто не знает, но все делают вид, что знают. Так же и с этой царицей. Все о ней знают, но только из анекдотов.

Среди монархов Европы Екатерина единственная сумела ввести в обращение бумажные деньги (ассигнаций) и при этом не вызвать инфляцию.

При ней Россия приобретает: Азов, Керчь, Крым, Кубанскую область, прибрежную полосу между Бугом и Днестром и становится твёрдой ногой на Чёрном море. России отходит западная Русь: часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская, области Минская, Волынская и Подольская); литовские губернии (Виленская, Ковенская, Гродненская), верхнее течение Припяти, западная часть Волыни и герцогство Курляндское.

Екатерина Великая завершила дело Петра Великого и превратила Россию в европейскую Державу. Есть у нее и множество других заслуг перед Россией. Но я хочу рассказать Вам о личном Подвиге Екатерины Великой, о проявленной ей незаурядной храбрости.
                ***
Начиная с VIII века Европу периодически посещали эпидемии оспы, от которой умирали двое из трех заболевших. В XVII - XVIII веках от нее погибло не менее 150 миллионов человек. Болезнь не щадила ни богатых, ни бедных, от оспы умерли: королева Англии Мария II (1694), русский император Петр II (1730), король Франции Людовик XV (1774).

Бытует представление, что победили эту болезнь после того, как английский врач Эдвард Дженнер в 1796 году доказал: у людей, привитых безобидной коровьей оспой вырабатывается невосприимчивость к натуральной (черной) оспе. Но, задолго до Дженнера, на востоке для получения невосприимчивости прививали здоровым людям гной подсыхающих язвочек от больных натуральной оспой. Врачи назвали эту прививку вариоляцией. После того как в 1717 году эпидемия оспы в Стамбуле была погашена массовой вариоляцией населения, ее стали применять в Англии. Сам Дженнер подвергся в детстве вариоляции.

Рискованное это было дело и результат – как кому повезет. После таких «прививок» люди часто заболевали тяжелейшей формой оспы, умирали или становились слепыми. Другие действительно переносили оспу в легкой форме и приобретали невосприимчивость. Все зависело от того, в какой степени вирус в высушенной корочке потерял свою болезнетворность. Понятно, что люди не горели желанием получать эту рискованную прививку.

В начале своего царствования, в 1763 году, Екатерина учредила медицинскую коллегию, которая и поднял вопрос о необходимости защиты населения империи массовой прививкой против оспы. Но как заставить людей пойти на эту рискованную процедуру?

И Екатерина приняла решение – она сама будет ПЕРВОЙ. Императрица выступит в роли заботливой матери, жертвующей собой ради здоровья подданных.
Как любой человек того времени, она страшно боялась оспы. «С детства меня приучили к ужасу перед оспой, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас, в каждом ничтожном болезненном припадке я уже видела оспу».

О страшных последствиях оспенной прививки ходило множество легенд. Взгляните еще раз на карикатуру в заставке этого рассказа. На ней художник изобразил превращение людей в скотов после вакцинации по Дженнеру. За 28 лет до открытия Дженнера, когда Екатерина Великая принимала свое решение, боялись значительно больше.

Преодолевая страх, Екатерина решила все-таки привить оспу себе, а затем, в случае удачного исхода, стать «донором», от которого для прививок другим возьмут «материю» - те самые подсохшие корочки гноя. Для проведения этой процедуры в Россию пригласили английского врача барона Димсдейла. Екатерина впоследствии так писала Вольтеру:
«Он мне привил оспу 12 октября 1768 года. Я была очень удивлена после этой операции… и говорила, что не стоит труда кричать против этого и мешать людям спасать себе жизнь при помощи таких пустяков….»

Легко себе представить ужас дам и кавалеров из окружения императрицы. Они должны были вести с императрицей, зараженной оспой, непринужденную беседу за обедом, а вечерами играть с ней в карты. Прошло 6 дней и у Екатерины появились признаки оспы. Она уединилась в своих покоях до полного выздоровления.
Сыну Екатерины, 14-летнему Павлу оспу привили через месяц. Теперь не было недостатка в желающих сделать прививку. Приближенные считали великой честью получить «оспенную материю». В следующие дни только в Петербурге прививку от оспы получили около 140 аристократов. Екатерина писала: «Весь Петербург хочет себе привить оспу, а те, которые это сделали, уже здоровы».

И все же это был большой риск. Прусский король Фридрих II в письме Екатерине пожурил ее за такое геройство:
«Вы ведете себя как мать ваших народов, геройски подвергая себя операции, которая может спасти жизнь множеству ваших подданных… Но … если бы привитие оспы не удалось вам так счастливо, то Россия потеряла бы бесконечно более того, что может когда-либо приобрести через употребление этого предохранительного средства».

Действительно, трудно даже представить урон, который могла нанести России преждевременная смерть этой царицы. Но нам, как всегда, везло на крутых поворотах.
Екатерина не только осмелилась быть первой, но и повелела обнародовать описание своей болезни, «чтоб и другие, употребляя те же средства, удобно предохраняли себя от опасностей…». А в 1770 г. было опубликовано официальное наставление о прививании оспы, впоследствии включенное в Полный свод законов Российской империи.

Брикнер А.Г. История Екатерины Великой. М., 1998. Репринтное издание
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000


Рецензии
Вроде бы и не в новину.
Но, написано хорошо, не тягомотно,
и прочиталось в удовольствие.

Василий Овчинников   31.01.2015 11:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.