Интервью с Екатериной Великой Секреты ее успеха

Интервью  основано на  текстах царицы  и ее изречениях.

-Ваше Императорское величество, вы достигли всего, чего хотели, в восприятии моих современников жизнь ваша была блестящая от начала и до конца. Вы  всегда были в форме, физически бодры, с детства вы имели все, что душа пожелает, потом вы стали удачливой императрицей… В чем причины вашего успеха?

-Говорите, что я всегда была счастлива? Я вам кое-что расскажу, это относится ко временам моего замужества. Дворец был полон интриг, царица Елизавета ценила мой ум, но это была властная женщина и не очень добрая ко мне.  Муж меня ненавидел. И вот однажды я была в таком состоянии духа, что взяла большой нож, который лежал у меня на столе, и решила вонзить его себе в сердце. Нож был не очень остер и застрял в моем корсете, в это время в комнату вошла моя служанка, она схватила этот нож, она была умна и стала уговаривать меня и утешать. Я пришла в  себя.

-А что стало с этой вашей служанкой?

-Сейчас она замужем за полковником. Я не забываю людей, которые делали мне добро. Никогда не забываю, чтобы потом с ними не происходило!

-Так это главный секрет вашего успеха, что вы не забывали людей, которые сделали вам добро?

-Это один из секретов. Я взяла за правило, ни при каких обстоятельствах не оскорблять людей, не унижать их человеческое достоинство.

-Вот как! У нас сейчас  считается хорошим тоном, если есть возможность, показать человеку, что он ниже тебя.

-Мой вам совет, будьте мягки, сострадательны, доступны и щедры. Ваше величие не должно мешать вам снисходить к малым людям, это можно делать так, что ваше величие никоим образом не пострадает от этого. При дворе Елизаветы, окруженная врагами, я сумела уважительным отношением к самым разным людям получить очень многих друзей, которые не предали меня никогда потом.

-Вы немка оказались на русском престоле, правили, чуть ли, не дольше всех русских государей. Достаточно ли просто уважать людей для этого?

-Я люблю Россию. Русские  есть особенный народ во всем свете. Когда я стала невестой великого князя Петра Федоровича, девочкой четырнадцати лет меня повезли в Россию,  на  границе нас встретили русские конные гвардейцы. Какие это были красавцы! Их речь звучала, как падающий водопад! Они приветствовали меня, как свою будущую государыню. И я не испытывала никакого страха при виде этих огромных мужчин, только восторг и благодарность! Я чувствовала всем своим существом, что они готовы защищать меня и умереть за меня! Я сжала кулачки и поклялась тогда, что никогда не предам русских!


-Вот-вот,  молва говорит,  приходом к власти вы обязаны храбрым мужчинам. И потом вы опирались на фаворитов. Сколько их было?

-А как вы сами думаете? (Императрица смеется)

Историки насчитали двенадцать человек.

-Почти правильно. Я опиралась не просто на некоторых мужчин, я опиралась на русских офицеров и солдат!  Меня поддержала гвардия! Мой муж не любил Россию и русских, и взял за привычку им это говорить.

-А вы наоборот. Вы хвалили Россию и русских, вы так хитрили?

-Я хотела быть хорошей женой, я старалась  быть женой, это все, что занимало мой ум сначала, но я была отвергнута, не любима… А русские мужчины, которые меня окружали, были такими красивыми!

-Вашим первым любовником был Сергей Салтыков…

-Он был прекрасен, как май! Так что я не хитрила, я любила русских мужчин. И всегда стремилась найти не любовника, но мужчину, который может быть моим мужем. Наши отношения Григорием Орловым длились 11 лет!

-И гибель вашего мужа на вашей совести?

-Русская армия разгромила Фридриха Великого, моего родственника, кстати. Дважды русская армия разбивала его доселе непобедимую армию в пух и прах! России отошла восточная Пруссия с Кенигсбергом, Россия силой своих штыков утвердилась в Европе. И тут мой супруг, Петр Федорович, стал императором после смерти Елизаветы. Он аннулировал все результаты победы,  он вернул Фридриху все завоеванное, он восхищаться Фридрихом, как ребенок и послал русские полки воевать уже на стороне Фридриха. Этот глупец сам подписал себе смертный приговор. Если бы я любила его, то разделила бы его участь, но я его ненавидела. Моим близким  другом стал Григорий Орлов. Братья Орловы были людьми, которые физически не знали, что такое страх. Их прадеда стрельца Петр I  не предал казни только потому, что тот абсолютно бесстрашно себя вел. Это у них наследственное. Когда рядом со мной были братья Орловы, я тоже не знала страха, это особенность любой женщины, рядом со смелым мужчиной она ничего не боится.

-И вот вы пришли в  казармы Измайловского полка,  братья Орловы взбунтовали гвардейцев, те объявили вас царицей и все? Вот так просто произошел переворот?

-Перевороты так просто не происходят (смеется). Против Петра Федоровича были все – русская знать, русская армия, русская гвардия. Вопрос об его отстранения от власти был решен, но кто взамен его?

-Говорят, что гвардейцы хотели обвенчать вас с Григорием Орловым, чтобы дать новую уже русскую династию. Что же не получилось?

-Этого хотели гвардейцы, но русская знать хотела видеть на престоле законного наследника, моего сына Павла.  И они не могли договориться. Вот так я, немка, попала на русский престол и осталась на нем.

-Все знают братьев Орловых, но мало кто знает других участников  переворота.

-О, их было очень много! Например,  граф Разумовский, родной брат фаворита Елизаветы. Это был очень веселый человек приблизительно моих лет. Однажды летом я жила на даче, это было еще при правлении Елизаветы, а его  поместье было  в двадцати верстах от нас, и вот он каждый день приезжал, обедал и ужинал с нами. Лет двадцать спустя мне пришло в  голову его спросить, что  заставляло его тогда приезжать к нам и делить скуку и нелепость нашего пребывания  в Раево. Он мне сказал, не колеблясь: «Любовь». – Но, Боже мой, в кого вы могли у нас быть влюблены?» - « В кого?  В вас». Я громко рассмеялась, ибо никогда в жизни это не подозревала».


-Но ведь не все же вас любили?

- Граф Панин не любил, - это был ледяной человек. – Но я обошлась с ним по-другому. Он говорил мне, что имеет смысл ограничить монархию в России, я ему не перечила. И он был уверен, что сумеет воплотить свою идею в жизнь.

-То есть вы прекрасно понимали людей, и использовали их в нужном для себя направлении?

-После того, как я оказалась на престоле, я использовала их в интересах государства Российского, я никого не арестовывала, никого не  казнила, не ссылала, я просто очень хорошо видела, на что годен тот или иной человек.

-И даже любовь не делала вас незрячей? Вот тот же Григорий Орлов, очень непростой человек.

-Чтобы о нем не говорили, он обладал орлиной проницательностью, я никогда не видела другого человека, который овладевал всяким делом, за которое он брался. Но характер его ума был производным от необычайной силы его тела и темперамента.

-А  что вы скажите о Суворове?

-Суворов мне предан и в высокой степени неподкупен.  Когда возникает какое-то чрезвычайно дело, я предпочту довериться только ему, но его должно держать в узде, чтобы его суровость не перешла границ.

-О графе Безбородко говорили, что он безумно сластолюбив, особенно по части женщин не знатного происхождения, а ваш секретарь Храповицкий горький пьяница!

-Да? (смеется) А я и не знала. Эти двое так умны,  таких ни при одном  европейском дворе не найдешь. А они, оказывается, беспутные шалуны, не знала! (Смеется)

-Но все-таки, современному человеку странно слышать, что такие слова, как любовь и верность, используют в политике … Политика прагматична и цинична… А вы говорите о своей любви к русским, об ответной любви…

-Все так и было! Почти 12 тысяч человек знали о нашем заговоре неделю, и никто не предал! Графа  Пасека  арестовали, но он молчал о заговоре. Я спала в ту ночь, ко мне вошел совершенно спокойный Алексей Орлов и сказал, что пора. Мы прибыли в Измайловский полк, и полк присягнул мне. Мы отправились в Семеновский полк, но они уже шли навстречу нам с криками «виват». Тут же подходит Преображенский полк, тут же Конная гвардия, она была в бешеном восторге! Полком командовал мой дядя, его не любили за то, что  он немец, и он был избит! Вот они, вещи удивительные, а о том, что я немка, русские не думали, они знали, что я люблю их! В итоге я на престоле, мой супруг в каземате и попросил оставить ему только его любовницу, собаку, негра и скрипку, но, боясь скандала, я послала только три последние вещи!

-Вы находились 34 года у власти, и этот век назвали «золотым веком». Россия действительно стала великой державой. Какие качества своего ума вы выделили бы еще, кроме того, что вы хорошо разбираетесь в людях и умеете направить их энергию в нужно русло? Выражаясь современным языком, вы занимались пиаром, вы переписывались с Вольтером и другими великими людьми Европы, они хвалили вас и Россию. И получали в подарок деньги.

-Это мелочи. (Императрица улыбается). Ум мой прост и прямолинеен. Я не умею придумывать что-то в политике, но я не пропущу умную идею, которую высказывают окружающие меня, я уцеплюсь за нее, и найду человека, который сумеет воплотить ее в жизнь. Я дала Потемкину царские полномочия, и Россия получала на Юге огромные земли, новые города, он бы взял Константинополь, если бы не умер!

-А вам не одиноко было в этом враждебном мире? Ведь чем сильнее становилась Россия, тем более ее не любили.

-Чтобы лучше понять русский язык, я стал учить поговорки, и когда я слышала о том, что кто-то не любит русских, я говорила так – дадим им все звона!


Рецензии
Очень интересно и оригинально представлено!
Спасибо Александр!

Нажимаю на "зелёную"

Просто Ольга   07.02.2014 11:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!

Александр Самоваров   07.02.2014 11:44   Заявить о нарушении