Третий вариант

ТРЕТИЙ
ВАРИАНТ

Действующие лица:
Елена – хозяйка офиса, 30 лет
Александр – уборщик, 40-45 лет

Сцена первая
Интерьер офиса. В левой части на переднем плане кухонный уголок. Вдоль левой стены стоят несколько столов с компьютерами. В центре кресла с журнальным столиком, справа – стойка секретаря. В дальнем левом углу стеклянная дверь в комнату управляющего офисом, справа на переднем плане входная стеклянная дверь в офис.
Снаружи к входной двери подходит мужчина средних лет, одетый в джинсы и футболку, и нажимает на звонок. Внутри раздается сигнал зуммера. Внутренняя дверь отворяется, и в комнату заходит молодая женщина, одетая модно и строго.
Мужчина: Добрый вечер! Я от Хаима, буду убирать ваш офис по вечерам.
Женщина: Наконец-то Хаим уважил меня, прислал нормального уборщика.
Мужчина проходит внутрь, оглядывается.
Мужчина: А что, до меня здесь работали ненормальные?
Женщина (смеется): Правильнее будет, не вполне нормальные. Я не знаю, где Хаим нанимал этих типов, но я боялась оставаться с ними наедине, так как мои служащие к этому времени расходятся по домам, а я вынуждена задерживаться в офисе иногда до полуночи.
Мужчина (продолжает осматривать помещение): А что так поздно? Это же не завод.
Женщина: Дело в том, что я слежу за торгами на бирже в режиме «он-лайн». (Разводит руками.) Бизнес есть бизнес…
Мужчина шумно втягивает в себя воздух и кривится.
Женщина (обеспокоено): Что, в чем дело? Что-то не так?
Мужчина: А вы ничего не ощущаете?
Женщина (испуганно): Нет, а что?
Мужчина (мрачно): С вами все ясно… Концентрация никотина в этой комнате может свалить не то, что лошадь, а … (изображает руками габариты крупного животного).
Женщина (облегченно): А-а-а, вот вы о чем… Что я могу поделать?! Правда, сама я не курю, но все мои клиенты… (Безнадежно машет рукой).
Мужчина: Лучше бы вы уже курили. (Продолжает осматривать помещение). Участь пассивного курильщика еще более горькая, чем активного, имейте это ввиду.
Женщина (смешавшись): Вы меня прямо без ножа режете, я ужасно мнительная.
Мужчина (продолжая осматриваться): Не надо отчаиваться раньше времени. Я здесь, и худшее вас минует. У меня в наличии (хлопает рукой по сумке) средства от всех напастей.
Женщина: Вы что, по совместительству врач?
Мужчина: Я по совместительству здоровый человек, вернее, стараюсь быть таковым.
Женщина: Завидую вам, а я вот никак не могу взять себя в руки.
Мужчина (делает успокоительный жест): Не волнуйтесь, я о вас позабочусь. (Заканчивает обход и останавливается). Все ясненько, контора ваша, конечно, запущена, но умеренно. (Надевает рабочую блузу). Ничего, я наведу у вас свой порядок…
Женщина: Простите, как вас зовут?
Мужчина: По-русски Саша, по-местному Алекс, - кому как удобнее.
Женщина: Я – Лена (протягивает руку).
Александр: Очень приятно. (Пожимает протянутую руку. Деловито.) Знакомство состоялось. Теперь за работу!
Елена улыбается и разводит руками. Заходят в кухонный уголок. На мойке стоит много стаканов и чашек.
Елена (перехватив взгляд Александра): Сегодня у меня было много посетителей, так что использовали всю посуду.
Александр: Вся ясненько. Я начинаю…
Александр засучивает рукава и начинает мыть посуду. Елена подходит и включает электрочайник.
Елена: Саша, что вы будете пить – чай, кофе?
Александр: Ни то, ни другое, только минеральную воду.
Елена: Что это вы так? Сидите на какой-то особой диете?
Александр: Называйте это как хотите, но обычная минеральная водичка, по-моему, лучше всего.
Елена: А я вечером без кофе просто не человек. (Наливает себе в чашку кофе и достает из холодильника упаковку с тортом). Тут у нас после дня рождения еще кусок торта остался. Вы как к торту относитесь? (Встречается глазами с Александром). Ой, не смотрите на меня так! (Принимает вид обиженной девочки). Мне можно это есть (топает ножкой), можно!
Александр: Я не спорю, можно. Интеллектуальная работа требует возмещения энергии. Только после такого кусочка торта вам придется выпить вот такую бутылочку минералочки. (Вытягивает из упаковки на полу полутора литровую бутылку минеральной воды и ставит ее рядом с тортом).
Елена (ошарашено отступает на шаг): Вы что, серьезно?
Александр: А вы видите у меня на лице улыбку?
Елена: Кто вам такое сказал?
Александр: Вычитал в одной умной книжке, поэтому и сам перестал пить чайные и кофейные смеси.
Елена: И что?
Александр: И ничего… Стал вдвое быстрее работать и меньше спать.
Елена: Это серьезно или прикол?
Александр: Лена, у меня нет ни малейшего азарта прикалываться, мы находимся в разных социальных и возрастных категориях.
Елена вздыхает и прячет торт в холодильник. Александр выплескивает содержимое ее чашки в раковину и моет чашку.
Елена (задыхаясь от негодования): Но там был мой кофе! Я пить хочу!
Александр открывает бутылку воды и наливает ей в чашку.
Александр: Пейте!
Елена (отпивая воду): Но я очень-очень голодная! Я уже десять часов сижу в этом офисе. (В сторону). Будь он неладен!
Александр: Нет проблем.
Александр подходит к своей сумке и достает связку бананов. Отломив две штуки, моет их, снимает кожуру, кладет бананы на блюдце и шинкует ножом. Затем ставит блюдце на журнальный столик и кладет рядом вилку.
Александр: Кушать подано! (Делает жест рукой). Прошу!
Елена тяжело вздыхает, садится в кресло и медленно ест ломтики банана.
Елена (чуть не плача): Но почему, почему рядом со мною обязательно оказывается человек, который начинает мною командовать?! Обязательно начинают меня учить, что есть, что надевать, где гулять, с кем спать…
Александр: Насчет последнего, Лена, я вам не советчик, а забота о вашем здоровье, с моей стороны, чисто меркантильная.
Елена: Как это понимать?
Александр: Когда Хаим сказал мне, сколько вы платите за уборку офиса, я поначалу оробел; думал, что работы будет невпроворот. А сейчас я все прикинул и вижу, что для меня это вполне приемлемо. (Заканчивает уборку кухни и начинает с тряпочкой обходить столы и сметать пыль).
Александр: Лена, вы щедрая женщина, а таких людей в наш паскудный век надо ценить и лелеять. Ваши родители здесь живут?
Елена (продолжая есть): Папа умер, а мама живет у брата в Канаде.
Александр: Ничего страшного, я за вами присмотрю, завтра яблочками побалую.
Елена (обреченно): А я-то думала, Александр, что вы от чистого сердца… (качает головой), а вы такой же, как все. Только одним нужны мои деньги, а другим… (вздыхает).
Видя, что Елена закончила есть, Александр аккуратно берет ее вилку и блюдце.
Александр: Бескорыстие, Лена, это непозволительная роскошь для меня.
Елена (вздыхает и встает): Большое спасибо вам, Саша, за вкусный и питательный ужин. (Видя, что он выволакивает пылесос). О, нет, нет, сегодня пылесосить не надо, завтра конец недели, завтра и сделаете генеральную уборку.
Александр кивает головой. Свет гаснет, играет музыка.

Сцена вторая
В темноте раздается шум и гомон выходящей из помещения большой группы людей. Свет зажигается. Офис пуст, только входная дверь распахнута настежь.
В комнату заходит Александр и оглядывается по сторонам. Навстречу ему с сэндвичем в руке выходит Елена.
Александр: Эта орущая толпа от вас только что вышла?
Елена, пережевывая сэндвич, утвердительно кивает головой.
Александр (надевая рабочую блузу): Кошмар какой, чуть не затоптали меня возле лифта.
Подходит к двери в комнату Елены и заглядывает внутрь.
Александр: Да, судя по количеству выпитого и съеденного, заседание проходило в теплой и дружественной обстановке.
Елена: Такова моя работа. Мы просидели без перерыва больше шести часов. Я дважды посылала секретаршу в соседний кафетерий за сэндвичами.
Александр: И все эти шесть часов они так орали? (Переносит на кухню подносы со стаканами и тарелками).
Елена: Так, и еще сильнее...
Александр: Вы, Лена, героическая женщина. А из-за чего весь этот гам? Что вы решали столько времени?
Елена: Это называется юридическим сопровождением сделки. Они между собой торгуются о коммерческом проекте, обсуждают все мелочи, спорят, шумят, кричат, одним словом… (Елена делает жест руками). А когда они, наконец, приходят к соглашению, то я, как юрист, фиксирую его на бумаге. И так пункт за пунктом. (Вздыхает). Шесть часов – это еще ерунда. Бывало, и по четырнадцать часов сиживали без перерыва.
Александр: Скажите, Елена, а вы не пробовали предложить им договориться между собой где-нибудь на лавочке, -  в соседнем скверике, например, - а сюда уже прийти с готовым решением, так чтобы только подписать его на бумаге.
Елена (с иронической улыбкой): А за что я тогда свои комиссионные буду иметь? За спокойную жизнь деньги не платят. Если бы они могли между собой тихо и спокойно договариваться, я бы сейчас вместе с вами, Александр, мыла посуду и пылесосила полы.
Александр (вздыхает): Каждому свое, Лена, каждому свое. Кстати, я не понял, какая у вас специальность? Вы экономист или юрист?
Елена (улыбается): И то, и другое. Вначале, я получила степень по экономике, а затем, уже работая, закончила юридический факультет университета.
Александр: Вы, по-видимому, и школу здесь заканчивали?
Елена: Да, моя семья переехала, когда мне было 14 лет.
Александр: Перед вами, Лена, можно снять шляпу. (Заканчивает мыть посуду и начинает тряпкой смахивать пыль). Вы сделали себя сами, можно сказать, с нуля, настоящая бизнес-вумен… Искренне завидую вам (вздыхает), - заметьте, искренне. Это не черная зависть, а восхищение.
Елена смеется и закрывает ладонями лицо.
Елена: Саша, перестаньте, вы вгоняете меня в краску.
Александр: Так, а кто, кроме меня, это видит? Хоть какое-то удовольствие от этой работы я должен иметь?
Елена (обмахивая лицо газетой): А вы, я смотрю, опытный сердцеед. Рядом с вами расслабляться нельзя.
Александр (безнадежно машет рукой): Чего уж там, это все так, остатки былой роскоши.
Елена (наблюдая за ним): Саша, но вы ведь тоже не «от сохи»?
Александр (протирая стеклянную дверь): Само собой…
Елена: Так почему застряли на уборке? Не дался язык?
Александр: У меня, Леночка, случай более прозаический, чем ваш. (Продолжает работать). Образование у меня, действительно, «верхнее», я инженер-электрик, но восхождение мое в этой стране оборвалось в самом начале.
Елена: Это как?
Александр: Производственная травма: упал неудачно с лестницы во время монтажа проводки и… (разводит руками).
Елена: И что?
Александр: И несколько лет провел «у койке».
Елена: Господи, как это было?
Александр: Потом как-нибудь расскажу. Но это падение разрушило мое счастливое «поглощение местным истеблишментом».
Елена: А ваша семья? Как они все это пережили?
Александр: Моя семья решила, что с нее хватит, и быстро-быстро – после развода, естественно, - ретировалась в неизвестном мне направлении.
Елена: И вы так легко об этом говорите…
Александр: Вся эта история случилась более десяти лет назад, так что мое теперешнее восприятие этих событий несколько иное, чем тогда. Время все лечит…
Елена: Так вы, я смотрю, вольный стрелок.
Александр (проникновенно): Так же, как и вы…
Елена (вся мигом подобравшись): А-лек-сандр!..
Александр: Пылесосить будем или как?..
Елена: Если бы вы могли сделать это бесшумно…
Александр: Неужели вам, после этого дурдома, не хочется домой?
Елена: Еще как хочется! Но я должна следить за биржей.
Александр: Так у вас что, компьютера дома нет?
Елена: Дома я сразу расслабляюсь и засыпаю.
Александр (стягивая с себя рабочую блузу и оглядываясь по сторонам): Ну, тогда на сегодня все.
Елена (обиженно): И вы вот так просто уходите и оставляете меня одну?.. А еще говорили, что таких, как я, надо лелеять.
Александр (подобравшись): Так, Леночка, ради Б-га!.. (Смотрит на часы).
Елена: Вы завтра работаете с утра?
Александр: Нет, с полудня, но скоро последний автобус отсюда…
Елена: Нет проблем. У меня машина.
Александр: Тогда, действительно, нет проблем. (Смотрит на Елену). Поужинаем?
Елена (радостно): С удовольствием!
Александр (распаковывает свою большую сумку): Я, как настоящий холостяк, все свое ношу с собой. Здесь у меня и завтрак, и обед, и ужин.
Александр ставит на журнальный столик блюдца и наполняет их орехами, изюмом, черносливом. Женщина тем временем, вскипятив чайник, приносит жестяную коробку с печеньем.
Александр (взглянув на коробку): Что это?
Елена: Печенье, а что?
Александр: И вы предлагаете это есть?
Елена (с виноватым видом открывает коробку, обнюхивает печенье, затем осматривает снаружи): А почему нет? Оно же свежее, кошерное… (Александр тяжело вздыхает). Вы говорили, что торты нельзя…
Александр (стучит пальцем по коробке): Это хуже, чем торт. Лена, вы, все-таки, грамотная женщина, с двумя дипломами, так неужели трудно прочесть, из какой химии сделана эта, так называемая, пища? Вы, вообще, на кого работаете? (Елена непонимающе разводит руками). На себя или на больничную кассу?
Елена: Так, а что мне с этим делать? Выбросить?
Александр: Зачем? Не надо. Продукты выбрасывать – грех. Возле секретарши положите, пускай она грызет.
Елена раскладывает в чашки пакетики с чаем.
Александр : Немедленно уберите этот краситель.
Александр достает из сумки пластиковую банку с сухой травой, кладет по щепотке травы в каждую чашку и заливает кипятком.
Елена: А что это за травка?
Александр: Изумительно очищает печень и почки. (Понижает голос). Особенно полезна для мужчин.
Елена (оглядывая себя): Так я, вроде, не мужчина…
Александр: Но работа у вас, Лена, также не совсем женская. (Заканчивает сервировку). Все, прошу садиться, ужин готов.
Елена (робко): Саша, вы знаете, я за весь день только три сэндвича и съела.
Александр: Вот и отлично, значит, норма по белкам и углеводам у вас, Леночка, выполнена, а теперь заправимся витаминчиками. (Подбадривает). Начинайте с изюмчика. Ну, смелее! (Елена цепляет чайной ложкой изюм и начинает его жевать с тоской в глазах). Чаек пейте, это вас взбодрит!
Елена отпивает чай и пытается подавить гримасу отвращения. Александр понимающе кивает головой.
Александр: Да-да, гадость ужасная, но для здоровья – незаменимая вещь. (Отпивает сам). Вот видите, я это почти полгода пью и уже кривиться перестал. На орешки налегайте, они забивают горечь во рту. (Лена кладет в рот орехи). И с черносливом, с черносливом…
Елена (с видимым усилием глотая): Я хочу получать от еды удовольствие, пища должна быть вкусной.
Александр (менторским тоном): Лена, слушайте и запоминайте: вкусная пища – это пища, богатая тяжелыми жирами и холестерином. А если к этому добавить еще соль и сахар, то... (Безнадежно машет рукой).
Елена (отпивая с гримасами чай, с меланхолией в голосе): Так ради чего тогда жить, если и покушать хорошо нельзя?
Александр: Почему нельзя? Очень даже можно. Лично для меня вот это (обводит рукой стол) – очень хорошая еда. (Понижает голос). Все дело в этих ваших (стучит себя пальцем по голове) установках на пищу. Смените установку, и все будет «о’кей».
Елена: Теперь я понимаю, от чего, на самом деле, сбежала ваша семья.
Александр: Совсем не из-за этого. (Показывает на еду и вздыхает). В те годы я как раз был всеядным. (Задумчиво). По-видимому, из-за этого я и грохнулся с лестницы, - очень хотелось всего и сразу… (Отпивает чай). А моя бывшая жена, увидев, что я спекся, поспешила поставить на другого жеребца, вот и все.
Елена вздыхает.
Александр: Но именно сейчас я ее поступок не осуждаю, рядом с этой женщиной я бы прозябал.
Елена (мстительно): Можно подумать, что именно здесь и сейчас вы процветаете.
Александр: Эх, Лена, Лена…  Нельзя мерить жизненный успех человека только длиной его чека на выходе из супермаркета. Разве для того мы приходим на эту грешную землю, чтобы только наращивать свой банковский счет?
Елена (иронично улыбается): Скажите мне, Александр, а чем вы заполняете свою жизнь? Работой за минимальную зарплату? Какое удовольствие за эти деньги можно получить, а? (Брезгливо морщится). Только этот мерзкий чай, да изюм с орехами. (Недовольно смотрит на Александра). Я вашими орехами весь язык себе исцарапала. (Отпивает еще чаю). Лично мое мнение: и работать, и брать от жизни нужно по максимуму, иначе нечего было приходить на эту грешную землю, как вы только что изволили выразиться. (Игриво). На каком уровне мой русский язык. На хорошем? (Александр кивает головой). Вот видите, а я все-таки большую часть жизни прожила здесь. (Задумчиво). Это все потому, что я читаю художественную литературу только по-русски. Все другое я просто не воспринимаю.
Александр: А мне нравится английская проза, но английских авторов.
Елена: Вы читаете по-английски?
Александр: Да, и практически без словаря.
Елена: Так почему же вы заняты этим уборочным бизнесом? Если у человека работает голова, то, по-моему, то, что вы делаете, это какое-то извращение.
Александр: Вся беда в том, Леночка, что мы с вами молимся разным богам…
Елена начинает заваливаться в кресле на бок.
Александр: Лена, что с вами?
Елена: У меня внутри творится что-то непонятное…
Александр: А, это, возможно, от чая (делает успокоительный жест). Не волнуйтесь, вы были сильно зашлакованы, а теперь пошел процесс очистки.
Елена медленно поднимается с кресла. Александр хочет ей помочь, но она выставляет руку вперед.
Елена: Не подходите ко мне, я все сделаю сама (согнувшись медленно идет к двери). Откройте дверь! (Александр открывает). Все, сидите здесь, дальше я сама, я сама. Сама…
Согнувшись и хватаясь рукой за стену, Елена идет по коридору. Александр смотрит ей вслед и качает головой.
Свет гаснет. Музыка.
Сцена третья
Интерьер офиса. Александр заходит в комнату и вытягивает из сумки рабочую блузу, собираясь переодеться. В это время из своего кабинета выходит Елена.
Елена: Можете не переодеваться.
Александр: А я что, того? Уволен? Хаим мне ничего об этом не говорил.
Елена: Нет, вы пока при должности, хотя, между нами, ваша уборка оставляет желать много лучшего.
Александр: Так вы конкретно укажите, что не так, где пыль?
Елена: Секретарша жалуется, что вы плохо протираете трубку ее телефона. У нее этот, наушник, совсем черный.
Александр: А уши мыть она не пробовала? Тоже решение.
Елена: Дерзите? Пользуетесь моей слабостью после вашего гестаповского чая?
Александр: Лена, сколько можно? Уже месяц прошел, а вы никак не можете забыть!
Елена: Такое забыть невозможно! (Задумчиво). Однажды на студенческой вечеринке я выпила где-то полбутылки водки.
Александр: Нехило.
Елена: Утром я думала, что умру, а мама отпаивала меня огуречным рассолом. Так вот, ваш чай – страшнее любого похмелья.
Александр (топчется на месте): Господи, за что это все?! Ну, что я должен сделать, чтобы вы перестали корить меня этим чаем? Хотите, я выпью всю банку и тут же окочурюсь, прямо у вас на глазах?
Елена: Нет, это будет слишком легким исходом, кроме того, у вас к этому чаю иммунитет.
Александр: Так что же мне уготовано?
Елена: Сейчас узнаете.
Елена подходит к стеклянной двери офиса и запирает ее изнутри на ключ, а ключ прячет у себя на груди.
Елена: Так будет надежнее.
Александр (затравленно оглядывается): Какую это мрачную уголовщину вы собираетесь со мной сотворить, а? Учтите, я хоть и питаюсь одними сухофруктами, но постоять за себя смогу!
Елена (ликуя): Ой, да вы, вроде, оробели? Это что, все натуропаты такие нервные?
Александр (обиженно): Так я не знаю, чего от вас теперь можно ожидать?! Скольких женщин поил этим чаем, все потом цвели и пахли. А тут (кивает на Елену) взрыв какой-то функциональной истерии с элементами насилия. (Пятится в сторону кухни).
Елена: Ладно, успокойтесь, никакой уголовщины не будет, я все-таки юрист. (Подходит к стойке секретарши и жестом зовет Александра). Подойдите сюда. (Александр подходит). Если вас не затруднит, поставьте эту коробочку вон туда. (Показывает на журнальный столик).
Александр ставит коробку на столик, и Елена начинает извлекать из нее различные продукты – бутылку вина, консервы, хлеб.
Александр (успокаиваясь): Лена, вы сегодня ждете гостей.
Елена (расставляя продукты на столике): Угадали.
Александр: Я тогда пробегусь пылесосом по ковру, а то неудобно будет перед людьми…
Елена: Моих гостей запыленность помещения, я думаю, не смутит, тем более, что они сами здесь эту пыль и развели. (Передает Александру пустой картон). Ну, что стали, как пень? Несите с кухни вилки, ножи, бокалы, открывайте консервы.
Александр (ошарашено): Леночка, вы что, серьезно? Весь этот пикник вы решили устроить ради меня?
Елена (смерив его взглядом): В первую очередь, я этот пикник устраиваю ради самой себя! Запомните это хорошенько, - для своего, то есть моего личного удовольствия… Тем более, что есть весомый повод для такой гулянки: я удачно провернула одну сделку и заработала неплохие деньги. Вы поняли меня?
Александр (оглушено): Да, понял! Тогда, конечно, вопросов нет. Обмыть сделку - святое дело.
Александр начинает суетится и сервирует стол.
Елена: Открывайте бутылку и наполняйте бокалы!
Александр (смотрит на вино): Вы пьете сладкое вино?
Елена (с запалом): Еще хотя бы один комментарий по поводу того, что я ем или пью, и весь этот стол будет у вас на голове!..
Александр (видя ее ярость): Все, молчу, вопросов больше нет.
Александр и Елена садятся в кресла лицом друг к другу и наполняют бокалы.
Елена: Первый тост за вами, друг мой!
Александр (встает и прокашливается): Я желаю, Леночка, чтобы вы провели еще много-много подобных сделок, и чтобы вы устраивали такие вечеринки не только со мной.
Елена: Ладно, неплохо для начала, тост принят.
Оба пьют и начинают закусывать.
Александр (с робостью): Вы не будете сердиться, если я спрошу одну вещь?
Елена: Спрашивайте, я уже добрая.
Александр: А почему именно меня вы выбрали в качестве партнера по такому случаю, ведь могли бы оставить после работы весь трудовой коллектив вашей конторы и с музыкой, с танцами, как следует обмыть…
Елена (меланхолично): Не хочу их видеть, надоели они мне все. Я слишком хорошо знаю способности и нутро этих людей. Пусть скажут спасибо за те зарплаты, что я им плачу.
Некоторое время оба молча едят.
Елена: Наливайте, Саша, еще! (Взяв в руки бокал). Я желаю вам, дорогой мой Александр, найти другую, более достойную работу, вот и все.
Александр: Спасибо, Лена!
Некоторое время молча пьют и едят, поглядывая друг на друга. Мужчина откидывается в кресле и смеется.
Елена: Смеяться в одиночку не честно, я тоже хочу.
Александр: Этот наш ужин очень сильно отдает какой-то конспирацией. У меня ощущение, что мы делаем что-то порочное, в тайне от всех.
Елена: Вы хотели бы отужинать со мной в ресторане?
Александр: О, нет! Эти заведения я зарекся посещать (с гримасой отвращения).
Елена: Вам не уютно со мной наедине?
Александр: Мне было бы совсем уютно, если бы этот стол накрыл я, а не вы.
Елена (улыбаясь): Продукты с вашего стола я уже пробовала.
Александр: Ну и ядовитая ты женщина, Лена!..
Елена: О, есть прогресс, мы переходим на «ты».
Александр: Этот момент надо зафиксировать. (Наливает вино, и они молча пьют).
Елена (закусывая): Вроде, ничего пошло, меня уже пьянит.
Александр (глядя в потолок): Да и у меня в голове шуметь начинает. Я ведь несколько лет уже спиртное в рот не беру.
Елена: А тут решился, да? (Смеется).
Александр: У меня что, был выбор? Заперла, понимаешь, дверь, спрятала ключ в интимном месте, - что мне оставалось?.. (Разводит руками и переводит дыхание). Кроме шуток, Лена, раз мы оба уже малость поддатые, скажи откровенно, неужели ты для такого рандеву не могла найти более подходящего мужика, между нами, как не крути, разрыв – почти пропасть. Ведь это и смех, и грех, - роман уборщика и бизнесвумен…
Елена: Если бы я видела в тебе только уборщика, я бы в твою сторону и не взглянула ни разу… И ты это прекрасно знаешь.
Александр: Допустим…
Елена: Твой уровень образования и культуры на порядок выше, чем у всех этих придурков, работающих на меня, вместе взятых.
Александр: Возможно…
Елена: Так почему ты валяешься в грязи? Только свиньи получают от этого удовольствие, но ты же не свинья…
Александр (прокашлявшись): Грязь, Леночка, она разная бывает. Работая уборщиком, я пачкаю только кожу на руках, но эту грязь легко удалить водой и мылом.
Елена: Ты на что это намекаешь, проясни!
Александр: Пожалуйста, только давай еще раз выпьем перед этим, а то я опасаюсь твоей реакции на мои объяснения.
Наполняет бокалы.
Елена: Какой тост на этот раз?
Александр: Выпьем за сближение наших социальных позиций!
Елена: Принимаю!
Пьют и молча закусывают.
Елена: Смотри, Саша, все, что от тебя требуется, это выучить пару компьютерных программ. Ты слушаешь меня? (Александр кивает). Выучи всего лишь две программы, - что будет непонятно, я объясню – и я прогоню двоих недоумков, которые сидят здесь у меня (Лена указывает на столы) и пол-дня корчат друг другу рожи, а ты возьмешь на себя их работу. Ты сможешь это сделать, я уверена! Имея тебя за спиной, я развернусь очень широко. Мы вдвоем сделаем большие деньги. Ведь между нами нет пропасти, нас разделяет буквально трещина, через которую ты легко можешь перешагнуть.
Александр: Неужели так трудно найти делового партнера?
Елена: В тебе есть то, чего нет в остальных.
Александр (с удивлением): Что же такое ты сумела найти во мне?
Елена: Порядочность. Да, элементарную человеческую порядочность. Я не боюсь поворачиваться к тебе спиной. С другими так вести себя – непозволительная роскошь.
Александр: Бедная моя Леночка (улыбается). Я тебя понимаю и сочувствую. (Пауза). Если бы такое предложение, как от тебя сейчас, я получил бы лет десять назад (усмехается), я бы перед этим человеком стоял на коленях и целовал ему руки…
Елена: Так в чем дело? Я к этому готова. (Кокетливо вытягивает перед собой обе руки).
Александр: Делать нечего, слово – не воробей.
Кряхтя, поднимается с кресла, подходит к Елене, наклоняется и целует по очереди обе ее руки, затем садится в кресло.
Елена (хмыкает): И это все? А где же обещанное стояние на коленях?
Александр: Я произнес свое обещание в сослагательном наклонении. С колен я давно поднялся и опуститься вновь меня не вынудят ни за какие угрозы и посулы.
Елена порывается что-то сказать, но Александр жестом останавливает ее.
Александр: Подожди, дай закончить… Я перед тобой не рисуюсь, - я слишком стар для этого, - и не пытаюсь набивать себе цену. К деньгам я равнодушен, - ты могла это заметить. (Жестом останавливает порыв Елены вмешаться). Если бы ты, Лена, командовала не этой своей инвестиционной конторой, а какой-нибудь фирмой, занимающейся, допустим, разработкой и проектированием электрического оборудования, я был бы на седьмом небе от счастья, получив такое предложение.
Елена (раскрыв глаза и почти онемев от изумления): Не по-ни-ма-ю… Ты что, считаешь мой бизнес чем-то недостойным?
Александр: Спокойно, Леночка, не возбуждайся, дай объясниться… (Пьет воду). Твой бизнес – достойное и весьма престижное заведение, как раз в духе нашего времени. Вся беда в том, что лично я выпал из времени, в котором живу, и в моих глазах все эти финансовые бизнесы, вроде твоего, по своей сути бесчестны, аморальны и безнравственны.
Елена (автоматически протягивает свою чашку, и Александр наливает ей воду): С тобой не соскучишься. (Пьет). В каком романе ты вычитал весь этот бред?
Александр: Я романы давно не читаю, а только специальную литературу, - в основном по экономике, истории, психологии.
Елена: Ты мне напоминаешь какого-то литературного героя, но не могу точно вспомнить, кого… Ты весь такой правильный, а по существу… (Елена с гримасой разводит руками).
Александр: Я могу себе позволить быть таким, потому что я живу один, и у меня за спиной нет ни голодных детей, ни ипотечных ссуд, ни другой мишуры, столь любимой такими, как ты. Я свободен от барахла, и поэтому могу себе позволить быть в ладу с совестью.
Елена (вскакивает): Ты какой-то динозавр, доисторический ящер, честное слово! Слова, которые ты мне говоришь, можно услышать, разве что, в каком-то старом дурацком кино. Но услышать такое от живого человека?! (Отпивает воду). Саша, а может ты … того, на религии «поехал»? (Смотрят друг другу в глаза).
Елена: Хотя, нет, с такой одержимостью в храм пускать те-бя нельзя… Любая идея в твоих мозгах становится материальной силой. Натуропатия – это цветочки…
Александр: Совершенно верно, натуропатия – это не цель, а средство. С ее помощью мой мозг приведен в идеальное состояние, и сейчас я способен запоминать и обрабатывать информацию не хуже компьютера.
Елена: Ну так усади свой идеальный мозг в этой комнате, и давай вместе делать деньги. Употреби же себя на что-то полезное!
Александр: Полезное кому? Простым людям или финансовым воротилам?
Елена: Господи, какой демагог, какой демагог!.. (Чуть не плача). Была бы твоей женой, удушила бы!..
Александр: Не дождешься!
Елена: Очень надо…
Александр (после паузы): Выпьем?
Елена: Наливай!
Александр (показывает): Бутылка пуста.
Елена: Сейчас. (Уходит в свою комнату и возвращается с бутылкой спиртного в руках).
Александр (читает): Коньяк. (Уважительно). Это уже серьезно. (Наливает). За что пьем?
Елена (тяжело смотрит на него): Сказала бы, так обидишься…
Александр: Тогда лучше молчи.
Оба молча пьют.
Елена (задумчиво): А ведь я этого человека почти полюбила…
Александр (закусывая): Любовь, как известно, зла… Видимо, я – твой рок.
Елена (с ненавистью): Скажи, откуда это в тебе?
Александр: Что именно?
Елена: Твоя одержимость. Что тебя не устраивает?
Александр (вскакивая): Меня не устраивает порядок вещей в этом мире!
Елена (обреченно закрыв глаза): О Б-же!
Александр (входя в раж): Меня не устраивает принцип: одним все, другим – ничего…
Елена (обтирая лицо салфеткой): Он меня сегодня добьет.
Александр (размахивая руками): Меня не устраивает… (Резко сгибается и хватается за бок, на лице гримаса).
Елена (испуганно): Саша, что с тобой?
Александр: Кажется, приплыл. Начинается…
Елена: Что начинается?
Александр: Спазм. Это все твое сладкое вино да коньяк в придачу… (Медленно двигается к двери). Открой дверь. (Елена открывает дверь ключом и широко распахивает ее). Все, отойди в сторону. Дальше я сам. Я сам, я сам…
Александр медленно удаляется по коридору.
Играет музыка. Гаснет свет.

Сцена четвертая
Интерьер офиса. Стеклянная входная дверь широко раскрыта, все сдвинуто со своих мест, бумаги разбросаны по полу. Вид, словно после погрома. В комнату быстрым шагом заходит Александр и замирает, пораженный зрелищем полного беспорядка. Он роняет сумку на пол и начинает обследовать помещение.
Александр: Эй, алло, здесь есть кто-нибудь? (Продолжает осмотр). Лена, ты где? Кому звонить, Хаиму или в полицию? (Вытаскивает мобильный телефон). Что тут могло быть?
Он слышит шум, настораживается и выходит из офиса. Из коридора раздается шум и кряхтение. Затем в дверь, спиной вперед, протискивается Александр, волокущий по полу сопротивляющуюся Елену. Ее внешний вид слабо напоминает преуспевающую бизнес-вумен. Мужчина останавливается в центре комнаты, с силой разжимает руку женщины и забирает у нее пузырек с таблетками.
Александр: Ну-ка, что это у тебя? (Читает название). Да, что-то весьма дремучее, но, по-моему, я эти «колеса» где-то видел, этикетка мне знакома… Да, наверное, в больнице, когда лежал со сломанным позвоночником. (Смотрит на Елену, сидящую на полу в позе разбитой горем женщины). Зачем ты собиралась это глотать? У тебя что-то сломано?
Елена (глядя в пол): Судьба.
Александр: Ты можешь внятно объяснить, что тут было? Вчера Хаим срочно перебросил меня на другой объект, так что я не смог прийти. Что тут произошло за эти два дня?
Елена (трет руками лицо): В принципе, ничего особенного… (Вздыхает). Просто я разорилась, то есть обанкротилась…
Александр в изумлении опускается на колени рядом с Еленой.
Александр: Чего? Повтори еще раз!
Елена (у нее начинается новый приступ истерики): Я по-те-ря-ла день-ги из-за банк-рот-ства од-но-го фон-да в А-ме-ри-ке…
Закрывает лицо руками и рыдает.
Александр (задумчиво): Вот оно что… Твои деньги, видимо, оказались у того деда, который построил финансовую пирамиду. Я читал об этом вчера в Интернете. Да?
Елена, рыдая, кивает головой.
Александр: Все ясненько… (Смотрит Елене в глаза). Схема Понци, слышала про такое? Ты же экономист!
Елена кивает головой и плачет. Александр поднимается с пола и помогает женщине встать на ноги, затем усаживает ее в кресло и приносит воду.
Александр: Что, много денег пропало? (Елена кивает головой). И теперь за эту пропажу, само собой, спросят с тебя?
Елена кивает головой и плачет. Александр чешет затылок.
Александр: М-да, мрачная перспектива. (Ходит по комнате). Значит, ты решила умереть? (Останавливается).
Елена: У меня что, есть выход? (Беспомощно разводит руками).
Александр: Да, выхода, пожалуй, нет. Что ж, умирать – так умирать! (Деловито осматривает потолок). Лен, тебе, кстати, сколько лет?
Елена: Тридцать три.
Александр: Прекрасный возраст для ухода. Просто прекрасный, возраст Христа…
Елена поднимает голову и подозрительно смотрит на Александра. Тем временем мужчина подбирает несколько листов бумаги и кладет их вместе с авторучкой на столик перед женщиной.
Елена: Что это?
Александр: Немного формализма. (Понизив голос). Самоубийцы должны оставлять после себя предсмертные письма  для родных, для полиции, для обманутых вкладчиков и клиентов… Иначе все будет не по правилам. Так что давай, пиши, а я пока веревкой и крюком подходящим займусь... Ты чего?
Елена, не сводя с Александра ненавидящих глаз, медленно поднимается с кресла и двигается на него. Александр отступает.
Александр: Лена, что с тобой? Я ведь помочь тебе хочу!
Елена: Ты, гад, для чего сюда приперся? Поиздеваться надо мной захотел, над горем моим посмеяться… (Агрессивно протягивает руки).
Александр (занимая оборонительную позицию): Я пришел сюда, чтобы убирать твой офис, а не заниматься психотерапией с разорившейся супервуменшей. Хочешь свести счеты с жизнью? Пожалуйста, но только не во время моей работы. (Хватает ее за руки и понижает голос). Мне не нужны проблемы с твоим трупом. Сама понимаешь. В моем конкретном случае, главное – соблюсти рабочий контракт.
Елена: Как ты можешь? (Обмякает, роняет голову на плечо Александру и продолжает рыдать).
Александр: Ну, ладно, ладно, погорячились – и будет… (Подводит Елену к креслу и усаживает).
Елена (сквозь слезы): Ну, ты, Саш, пойми, я ведь все в жизни делала правильно: сама училась, сама работала, все сама, своим трудом. Ради карьеры я ни разу не легла в постель, ни разу!..
Александр: Лен, ты не горячись, я тебе верю, верю! У тебя светлая голова.
Елена: Так за что, за что такой удар?
Александр: Я могу сказать, за что, но только чтобы без обид.
Елена (поднимая глаза на Александра): Говори, я все приму.
Александр: Ты использовала свой талант для неправедного, безнравственного дела…
Елена (вскидывая руки): Господи, он опять за свое!.. Запомни, бывший электрик, бизнес и мораль несовместимы!
Александр: Согласен, но именно твой бизнес несовместим с моралью, а не бизнесы фермеров и промышленников, хотя, разориться, конечно, может любой.
Елена (прижав руки к груди): Но что, что такого зазорного я делала? Я брала у людей деньги и инвестировала их…
Александр: А во что инвестировала? В сельское хозяйство, в промышленность?
Елена (с презрением): А пошел ты!..
Александр: Говори! Куда девала деньги доверчивых вкладчиков?
Елена (с надрывом): Я их переводила дальше, в различные фонды!
Александр: А что эти фонды делали с твоими деньгами?
Елена (срываясь на крик): Это их проблемы. Не мои. Я получала от них оговоренный процент, а остальное мне «по барабану». Какое мне дело, где и как они «крутят» эти деньги?
Александр (торжествующе): Вот здесь собака и зарыта! Пока деньги твоих клиентов пройдут по цепочке таких, как ты, финансистов, они «накручивают» такой процент, что воспользоваться ими способны, разве что, какие-нибудь наркодилеры, торговцы человеческими органами и тому подобная публика. Для праведного бизнеса такие деньги просто неподъемны.
Елена (сухо): Все люди кушать хотят.
Александр: Согласен, но почему голодных становится все больше и больше?
Елена: Ты все сказал?
Александр: Да.
Елена: Спасибо за утешение!
Александр разводит руками и подбирает с пола бумаги.
Елена опять трясется в истерике. Мужчина приносит ей воды.
Елена: Когда я училась в университете, было очень тяжело с деньгами. (Всхлипывает). Папа болел, мама за ним ухаживала. Правда, брат присылал кое-что из Канады, но этого было мало. Некоторые знакомые девушки находили себе спонсоров и занимались с ними сексом за денежную помощь, чтобы учебу оплатить. Через год такой жизни они начинали пить, а к концу учебы многие из них просто «сидели» на наркотиках.
Александр: Я читал об этом.
Елена: И вот тогда я для себя решила стать богатой, не смотря ни на что, и самой покупать мужиков, чтобы они ублажали меня за деньги, а не я их.
Александр выпрямляется и внимательно смотрит на Елену. Пауза затягивается. Елена поднимает глаза на Александра.
Елена: Ты что?
Александр: Очень интересная мысль: покупать мужиков. Скажи, как технически ты себе это представляла?
Елена (насупившись): Опять издеваешься?
Александр: Ничуть. Просто не ожидал услышать подобную идею именно от тебя, молодой и красивой. (Ходит по комнате и тихо смеется). Ты, наверное, за деньги хотела бы  пригласить какого-нибудь тихого импотента и устроить перед ним стриптиз, да? А самой насладиться видом его мучений? Достойная месть, достойная.
Елена (зло): А что, только вам можно развратничать?
Александр (пьет воду): Ох, Лена, Лена… (Качает головой). Что в голове твоей творится, одному Б-гу известно…
Елена тихо плачет. Александр решительно трет руки.
Александр: Ладно, все, хватит реветь, время принимать решения. Лена, посмотри на меня. Первую опцию мы обсудили: умирать тебе не хочется, суицид отменяется, правильно?
Елена кивает головой. Александр решительно продолжает.
Александр: Идем дальше. Если оставить все, как оно есть сейчас, что тебя ждет?
Елена: Судебные иски вкладчиков.
Александр: Я читал о подобных вещах. Смотри, ведь в твоих действиях не было злого умысла, ты с их деньгами никуда не сбежала, просто неудачно вложила… Следствие и суд могут растянуться на годы, а все твое имущество, наверняка, будет конфисковано. Что ждет тебя?
Елена: Прозябание. Буду кушать вместе с тобой орешки с изюмом, научусь пить этот мерзкий чай и, наконец, возьму тряпку в руки. (Смотрит в глаза Александру). Я до суда не доживу. (Доверительно). У меня нет твоей закалки, сдохну раньше.
Александр: Значит, этот вариант также отметается, и у нас остается только третья опция.
Елена: И какова она?
Александр: Побег, пока не перекрыли выезд из страны.
Елена (смеется): Куда бежать? К маме и брату в Канаду я не поеду, там меня легко могут обнаружить и вернуть.
Александр: Я не думаю, что тебя будут искать через Интерпол, ты, все-таки, никого не убивала, а документы, действительно, стоит сменить.
Елена (растерянно): Я в подобных вещах абсолютно… (Крутит головой и разводит руками).
Александр: Зато я кое-что знаю. Слушай внимательно: едем в Восточную Европу, бывший соцлагерь, там ты выходишь за меня замуж и так меняешь фамилию. Затем, за взятку, мы оформляем гражданство, и ты получаешь новый паспорт с новой фамилией. В этом случае найти тебя будет посложнее.
Елена: Значит ты, рискуя собой, спасаешь меня от тюрьмы?
Александр: Я, рискую? Я абсолютно ничем не рискую.
Елена: Но ведь я по закону преступница, а ты помогаешь мне скрыться, значит ты – соучастник.
Александр: Глупости, никакая ты не преступница, а только жертва обстоятельств. А все эти вкладчики знают, на что идут, когда вверяют свои деньги таким, инвесторам, как ты. Самое главное это то, что я тебя преступницей не считаю. Ты поняла меня?
Елена: Да.
Александр (решительно): Идем!
Елена: Погоди, не гони, дай отдышаться. Меня всю трясет.
Александр: Ну, подыши, подыши…
Елена (тихо смеется): Тебе, Саша, сколько лет?
Александр: Сорок пять.
Елена: Все совпало! (Объясняет). Мне один раз гадали на будущего мужа, так предсказали, что имя его будет Саша и он будет старше меня на двенадцать лет.
Александр (кивает головой): Мне тоже тогда в больнице од-на нянечка куковала, что ждет меня в светлом будущем молодая жена. Я ее тогда чуть не прибил, думал, что издевается. (Трет лоб). Она, правда, что-то и про детей мне говорила, но я не запомнил, а зря.
Елена (задумчиво): Вот только детишек мне сейчас и не хватает. Ладно, пойдем потихоньку. (Встает на ноги и тут же хватается за бок) .
Александр: Что с тобой?
Елена (улыбается): Жуткий спазм, я два дня крошки в рот не брала, вот и прихватило.
Александр (по-деловому): Спокойно, это поправимо… (Открывает сумку).
Елена (в ужасе): Опять орехи?
Александр: Кое-что получше. (Достает ломтик черного хлеба). Вот, натуральный ржаной без дрожжей.
Елена обреченно смотрит на хлеб.
Александр: Я его уже дней 10 таскаю с собой, а он не портится: ни запаха, ни плесени. (Протягивает ей хлеб). Возьми. Только откусывай понемножку, чтобы желудок не травмировать.
Елена берет обеими руками кусочек хлеба и начинает медленно его жевать, страдальчески глядя на Александра. Мужчина встает в позу оратора и начинает развивать идею.
Александр: Я тут одного деда встретил, так он мне рассказывал, что когда был в концлагере, то целую неделю питался таким вот кусочком черного хлеба и при этом еще работал на лесоповале.
Елена (в зал, обреченно): Теперь я понимаю, что ждет меня в третьей опции.
Александр (входя в раж): Лен, ты представляешь, неделю жить и работать на одном кусочке черного хлеба… Ведь это получается, что он разлагал этот хлеб до молекулярного уровня, когда жевал…
Оба медленно направляются к выходу из комнаты.
Александр: Правда, дело было в Сибири, и дед заедал хлеб снегом, а талая вода из сибирского снега чрезвычайно биологически активна, и я думаю, что благодаря ей он и выжил.
Елена (останавливается и отщипывает двумя пальчиками кусочки хлеба): Дай тебе волю, так ты весь мир посадишь на черный хлеб и талую воду.
Александр (распаляясь): Лен, пойми, это не блажь и не бред...
Елена: А что?
Александр: Руководство к действию! Я все проверил на себе и, как видишь, не рассыпался...
Елена: Знаешь что, не равняй себя с другими!
Александр: А что во мне такого особенного?
Елена: Одержимость! Что тебе впрок, другого в гроб загонет...
Александр (морщится): Ах, оставь!.. Ничего запредельного в этом нет, ты скоро сама во всем убедишься.
Елена (отщипывает кусочки хлеба, потупив глаза): Я к этому морально готова; я об этом в книжках читала... (Усмехается). Женщины и не такое выдерживали.
Алексанр: Я тебе, как экономисту, объясняю, что натуропатия не цель, а только средство.
Елена: А какова тогда цель?
Александр: Уйти от этой проклятой модели потребительского общества... Людям, чтобы нормально жить, хватит и десяти процентов от того, что лежит на магазинных полках.
Елена (задумчиво): Вот оно что... Тогда это действительно не блажь, а диагноз.
Александр (морщится): Обзывай, как хочешь, но на ваши, так называемые, «ценности» я никогда молиться не буду. (Смотрит на Елену). И не один я так думаю, а мысль обязательно порождает действие, так что время покажет, за кем правда жизни. (Видит, что женщина доедает хлеб). Ну, как, подкрепилась? (Елена кивает головой). Тогда вперед, к светлому будущему!..
Они выходят из офиса. Играет музыка. Затемнение.
Конец.


Рецензии