Курьёз 23

"4.10.88"

Этот рассказ посвящён хорошо известному в Свердловске (теперь - Екатеринбурге) событию, так называемому "взрыву на Сортировке", произошедшему ранним утром 04.10.1988г.
Это, хоть и было событием не сильно весёлым (а даже - совсем напротив), повлекло несколько забавных курьёзов.

В одном райотделе в ту ночь (предшествующую "взрывному" утру) работали два опера. Они были (что вполне естественно) из разных кабинетов. Напарников (однокабинетников) вместе ставят на дежурства крайне редко, чтобы не "оголять" зону или линию (работы). А то опера вместе "оттрубят" сутки, и вместе же уйдут на "отсыпной". И в этом кабинете (если они его занимают вдвоём) никого не останется, а это - нежелательно.
Та ночь выдалась - не сказать тяжёлой. Но "помогающий" (т.е. как бы - резервный) опер, теоретически "пашущий" лишь до позднего вечера - домой не ушёл. Вообще это не свидетельствует о "тяжести" суток. Резервные опера вообще, как правило, не часто уезжали домой на ночь. Даже - если сутки выдавались лёгонькие. Чего нельзя было сказать о следователях. Если следователь был резервным - ночью вы его могли увидеть только на фотографии. Поэтому словосочетание "резервный опер", хотя и было совершенно легальным, истины нисколько не отражало. Никто не мог себе представить резервного опера, сидящего в неком резерве, как "засадный полк". На деле - резервный опер, которого по идее должны были привлекать к труду лишь при серьёзном "осложнении оперативной обстановки", пахал как "папа Карло" на общих основаниях, будучи в полном распоряжении дежурного. Разница с основным дежурным опером была лишь в том, что "резервный" (как правило) сидел в райотделе и разбирался с заявителями криминала, там, где непосредственного срочного выезда на место происшествия не требовалось. Основной же - мотался по выездным заявкам. На интенсивности их труда это никак не сказывалось, и резервный мог "напахать" вдвое-втрое больше основного, "зависшего" в это время на какой-нибудь "долгоиграющей" квартирной краже (с большим обилием шмоток, как украденных, так и проигнорированных ворами).
Итак, та ночь не была - ни лёгкой, ни тяжёлой. Она была обычной, со смещением к "легковатости". Этот вывод можно было сделать из того, что ночью оба опера (почти ровесники) выкроили время на сон в своих кабинетах. Основной - спал в своём кабинете один, разложив на сдвоенных письменных столах шинель. Нельзя сказать, что он сильно умаялся к ночи, но спал по-молодецки крепко. Резервный опер спать на столах не любил, предпочитая сдвинутые вместе 4 кабинетных стула. Но в ту ночь такого блаженства он был лишён, так как в кабинете помимо него находилось ещё четверо малолетних пацанов-бродяжек, лет 10-12, которых нужно было "допасти" до утра, когда "специально обученная" тётенька-ИДНщица повезёт их в "закрома Родины", а именно - в детприёмник. Трое малолетних уркаганов улеглись спать вповалку на полу, а четвёртому было предоставлено право дрыхнуть на стульях. Лишённый своей "люли" опер, вынужден был улечься спать на жёсткой поверхности кабинетного стола. Спали дети, спали опера, спало всё вокруг. И тут...
Во дворе райотдела сильно бабахнуло. Это был звук взрыва. Взрывной волной с грохотом распахнуло оконные рамы, которые не закрывали на шпингалеты из-за необходимости частых проветриваний. Удар был сильный, но стёкла в рамах не лопнули. Единственной реакцией опера была фраза: "Совсем озверел уголовно-преступный элемент, поспать не дадут - гранаты во дворе взрывают!". С этими словами он плотно притворил оконные рамы и намеревался снова ложиться на свой "ортопедический" стол, но в его кабинет постучал опер из кабинета напротив. Тот сообщил, что взрыв был - "никакой не гранаты". Рвануло что-то серьёзное, так как на той стороне улицы, куда выходили окна его кабинета - почти везде повылетали стёкла. А самого его взрывной волной сошвырнуло со стола на пол. О том, что именно произошло - парни узнали через несколько минут, так как внештатник одного из них в ту ночь был "отряжен" покататься (поотлавливать угонщиков) с ГАИшником на приданной (для проведения спецрейда) ГАИшной машине. Так как эту машину внезапно по рации "погнали" за начальником УВД города, внештатник по рации дежурному сообщил - и о том, куда машина поедет, и почему. Получив разрешение на поездку в "начальнической" машине к месту события, внештатник поехал на незабываемую экскурсию. А опера, осмотрев кучи битых стёкол на стороне здания, обращённой к центру города, снова улеглись спать.

Их третий коллега (и тоже почти ровесник) спал в это время в своей квартире, расположенной на высоком этаже. Дом, где он жил, стоял чётко по прямой (если смореть вдоль железнодорожных путей) от Сортировки, где взорвались два вагона со взрывчаткой. Пространство над железнодорожными путями никаких препятствий не имеет. На путях нет преград в виде домов или иных строений. И взрывная волна хорошо прошлась вдоль "железки". Первое, что ей попалось на этом пути, и был тот самый дом. Ясно, что стёкла в нём вылетели везде. Грохотнуло - великолепно. Спавший дома опер встал, чтобы попытаться понять - что это могло быть. Вышел на балкон и увидел на чистом и ничем не замутнённом горизонте ясную и очень знакомую по документальным фильмам картинку растущего "ядерного гриба". Опер в полной тоске молча смотрел на это зрелище. И понял,  это - полный .....ц. Он хорошо знал, что Свердловск внесён воинствующими империалистическими кругами Запада в первую десятку городов, подлежащих ядерной бомбардировке. Но верить в практическое воплощение этого, как-то не хотелось.
Жена опера, видя, что муж зачем-то ушёл на балкон (а он не курил), и почему-то с него не возвращается, сонным голосом обратилась к благоверному: "Юр! Ну ты что там?".
И "Юр" ответил спокойной будничной фразой (а что шуметь - всё равно подыхать!): "Да ничего, всё нормально, просто началась ядерная война". С этими словами он залез обратно досыпать. 

Этой же ночью происходило и ещё много чего. У каждого свердловчанина есть несколько историй о том дне. Так вот. Несколько молодых ребят (не имевших никакого отношения к милиции), собрались ночью в подвале жилого дома, где у них проходили "репетиции". Это был молодёжный ВИА, которые в те годы так называть уже было не принято, а именовались они гордо - "группы". Группа была самая раздолбайская, "лабала" где придётся, вся аппартура самопальная и руковёртная. Собирались они для своих "бацаний" в доме, расположенном недалеко от центра города, но всё же ближе к вокзалу.
В ту ночь у парней всё время "вымудрялась" аппаратура. Только начнут что-то бренькать - то "синтезатор" полетит, то усилитель, то ещё что-то. Свой собственный "самоделкин" всё время снимал корпуса с аппаратов, что-то в них паял, прикручивал, переустанавливал. И после каждой такой операции - просил, чтобы прибор включили в сеть. Это - для проверки работоспособности. Но каждый раз что-то его в осуществлённом не устраивало, и репетиция практически превратилась в перманентный ремонт. И вот, когда было произведено уже, наверное, юбилейное, тысячное перепаивание-исправление, электронный ремонтник торжественно потребовал у помощника: "Включай".
Втыкание вилки в розетку окончилось "вышибанием" света, дичайшим взрывом (от ударной волны) и выбиванием стёкол во всём доме.
Молчаливое переглядывание замерших в ужасе парней, прервал руководитель группы, молвивший: "ЗАПОМНИТЕ!! НАС... ЗДЕСЬ... НЕ БЫЛО!!!".

----------------------------

Фото того дня (из интернета)
До Сортировки - далеко, но рядом с описанными событиями
(снято начало ул.Свердлова)


Рецензии
"(а что шуметь - всё равно подыхать!): "Да ничего, всё нормально, просто началась ядерная война". С этими словами он залез обратно досыпать." ...БРАВО!
Всего хорошего вам Дмитрий!
С уважением

Владимир Деменин   01.07.2023 21:15     Заявить о нарушении
Да уж. Это сказал тогдашний "наш" опер, который
потом стал уже совсем не-нашим, т.к. он был
немецким бароном, и уехал к себе в полученное
(по реституции, или типа того) своё родовое
имение. Кажется, в Латвии. Там он тоже стал
служить в тамошней полиции, и дослужился
до каких-то тамошних ихних высот.

Дмитрий Сухарев   01.07.2023 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.