Мой адрес не дом и не улица

  Памяти друга.               


Находясь в командировке, Валерий  случайно встретился со старинным приятелем, однокашником по Минским Высшим курсам органов безопасности, Симбирцевым.  Оба они обрадовались такой неожиданности. Евгений,  выяснив какими судьбами Валера оказался в Москве, безоговорочно определил время и место встречи ... по обоюдной договорённости у Детского Мира в 17:00.

Переделав массу дел, Валерий купил бутылку коньяка и, спустившись в метро, направился на встречу. Женя уже нетерпеливо прохаживался у главного входа в Детский Мир.
- Запаздываешь, старина,- как всегда резко сказал он,-  Так, машина за углом, ни каких возражений-ко мне! ...

Возражать было не возможно. Уже  тридцать лет назад он отличался твердостью, настойчи востью, бесстрашием и  сильным характером, качествами лидера. Все это удиви тельно гармонично уживалось  в нём с доброжелательностью, преданностью друзьям и делу, внимательностью к нуждам окружающих его людей.

Энергично вышагивая к машине, он протянул руку в лево и , оглянувшись выговорил
- Заметил?
- Что? -не понял Валерий.
- Дзержинского нет!-резко выдохнул Женя.
- Заметил....

Жил он не далеко, доехали быстро, благо не было пробок, да и водитель был классный.Редко таких встретишь.

Поднявшись на третий этаж вошли в прихожую. Нас встречала улыбчивая , как всегда Наташа, его жена, не раз приезжавшая в Минск и знавшая всех нас однокурсников в лицо. похлопотав с раздеванем и тапочками, удалилась на кухню. Квартира была та же , что и двадцать лет назад. Хорошая «сталинка» с большими комнатами и огромной, как гостиная, кухней, разделённой на две части. В одной собственно кухня, в другой импровизированная столовая. Обстановка была скромной, без изли шеств и каких-либо сверх модных объектов интерьера.

Пока Наташа завершала кухонные дела, Евгений усадил Валеру за стол и налил рюмки ....
- Давай , старик, за то что живы и дошли до этого этапа....
- Давай, старина.

Заговорили об однокашниках. Женя знал судьбы почти всех с курса. Он и там был вожаком-секретарём парторганизации.
- Помнишь Пагасяна?, Горского? ... Редькина? .....Афганистан ...
- А куда пропали Еремеев, Виктюк .....?-вспомнил долгое молчание ребят Валерий.
-  А как нас перебросили на общеуголовные дела они оказались в департаменте по борьбе с оргпре ступностью, коррупцией и контрабандой  ...  а там,в девяносто втором, такое дело было крутое .... вобщем расстреляли их в подъехздах .... да.-они надолго замолчали, задумавшись над перепитиями тех лихих временах нача ла девяностых.

Вошла Наташа, облаченная в красивое платье, причесанная, как то особо, по-прежнему. В глазах стояли слёзы.
- Брось , мать, не нужно. И так тошно. ...- и вдруг широко, как только умел он, улыбнувшись протянул
- Паадслуууушивааалаа ...- и засмеялся теплым воркующим смехом. Наташа ответила улыбкой. Села за стол. И, уже другим , весёлым тоном начала расспрашивать Валеру о семье. Женя перебил её и встал.
- Ну третья. - помолчали и стоя выпили традиционную в наших семьях третью. Наташа снова всхлипнула.
-Мааать, не надо! -сказал Женя, сам нахмурившийся и посуровевший.

Время летело быстро. Близкие, родные по сути люди, друзья , с которыми не виделся  сто лет.Было о чем поговорить , что вспомнить. Евгений покряхтев и скрипнув стулом , вдруг сказал:
- Ну не хотел, а не могу. Я ведь третьего там был. В девяносто третьем, и замолчал. Потом продолжил:
- Многих вывел, многих потерял. Жестоко нас квасили. Не разбирая ни принадлежности, ни званий-должностей, ни убеждений .... Скопом.
- Женя, перестань, снова скорую вызывать?!, -остановила его Наташа.
- Он ведь домой вернулся через неделю. Раненый в руку. Грязный, в крови ... и все твердил: « Крови щи то ... в подвале ...» тогда еле его вытащила. Спустя полгода уволили его ....
- Да, многих тогда отлучили от конторы достойных и преданных ..., -сказал Валера, ни к кому не обращаясь. Женя налил рюмки. Выпили без тоста,переживая неуютное прошлое.

- В прошлом году в метро кто то окликнул меня-сказал Женя,-Я оглянулся, мужчина в дверях вагона.
« Не узнаёшь", говорит, "а я узнал тебя". -Как ни силился, но вспомнить не удавалось. Объявили отправку поезда. А он и говорит: "Многих краснопузых мы тогда передавили, жаль не туда пошла демократия. И тебя бы додавили...." Помолчав Женя продолжил:
- Я конечно опешил, всколыхнулись все эмоции, вихрем пробежали картины событий ... Потеряв контроль, кинулся на мужчину, но натолкнулся на закрывшуюся дверь. Очень жалел , что не смог его отоварить .... мучился, переживал, но потом понял, дотянись я до него тогда, заработал бы «вышку».

Наташа поспешила вступить в разговор, принявшись рассказывать о какой то своей сотруднице, потерявшей на днях мужа .... постепенно все отвлеклись от прошлого Снова расспросы, воспоминания двадцатилетней давности.

Я начал собираться. Женя запротестовал. Но узнав, что утром у меня самолет, а я живу в гостинице Домодедово, уступил и пошёл провожать меня. Решил доехать до конечной остановки -конечной для электрички на Домодедово.

В вагоне Женя вдруг заговорил о том, что ощущает себя не как на Родине, а как в чужой стране. Казался растерянным и одрученным.  Помолчал, а потом заговорил :
- Как будто лишили сознания, перевезли сюда, не спросив, хочу я или нет этот капитализм, желаю ли жить в этой, не родной мне стране. Не спрашивая,  навязали массу нечеловечных законов ....Как то менты меня остановили. Посмотрели документы и , проверяя, спросили мой адрес, я ответил: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Светский союз» . Они удивились, всмотрелись в меня ...и вернули документы. Понимаешь, Валер ? Поняли моё состояние? Уважили? ....

Валерий ехал и думал, как много людей испытывают дискомфорт, ностальгию, жале ют ...нет не о безмятежной жизни. О том родном, привычном советскому человеку образе бытия, мышле ния, уверенности....и от ощущении необходимости своей стра не ..... Очень сложные, противоречивые чувства и мысли одолевали Валерия в пути .............






Рецензии
Всё верно написано, Владимир!
Многие так и не смогли вписаться в эту "новую" для них жизнь, не смогли перестроиться...
Я тоже ностальгирую по Советскому Союзу - в нём больше было доброты, и всё было понятно.
С уважением, Татьяна

Татьяна Гармаш   06.12.2013 23:52     Заявить о нарушении
Я рад твоему единомыслию ... мало таких. С наступившим Новым, Старым Новым и Рождеством. Счастья и здоровья)

Владимир Алексееев   15.01.2014 10:21   Заявить о нарушении
Пы таюсь написать вам рецензию-не пишет(((

Владимир Алексееев   16.01.2014 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.