Маргинальность

Бродяжничество - скитание лица без постоянного места жительства и работы, без источников существования из одного пункта в другой или в пределах одного населенного пункта (Большой юридический словарь).
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, термин бродяжничество наиболее раскрыт. Бродяжничество - юридический термин, имеющий у нас, в России, несколько иное значение, чем соответствующие ему выражения (vagabondage, Landstreicherei) в Западной Европе. В Германии, например, бродяжничеством признается бесцельный, обратившийся в привычку переход из одного места в другое, при неимении средств к жизни и нежелании приобретать их собственным трудом. Во Франции отличительные черты бродяжничества: неимение определенного местожительства, средств существования и занятия. При наличности этих условий бродяжничество рассматривается как проступок, подлежащий наказанию. Мотивируется это, обыкновенно, тем, что люди без очага и промысла (gens sans aveu - как выражается французское законодательство), существуя на счет остального населения и ничем не связанные, представляют собой весьма опасный социальный элемент, доставляющий, как указывает уголовная статистика, самый большой процент всякого рода преступников. Наше законодательство признает бродягами как жительствующих где-либо, так и переходящих или переезжающих из места в место не только без ведома подлежащих полицейских начальств и без установленных на то видов, но и без всяких средств доказать настоящее свое состояние или звание или же упорно от сего отказывающихся (Энциклопедическом словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Различными научными деятелями, в разные эпохи существования бро-дяжничества, появляются новые терминологии обозначения бродяжничества. Рассмотрим эти термины.
Новый словарь русского языка выделяет понятие нищенство.
Нищенство - собирание милостыни как средство к существованию.  Крайняя бедность (Новый словарь русского языка Т.Ф.Ефрёмовой).
Большой энциклопедический словарь раскрывает термин тунеядство.
Тунеядство - жизнь на чужой счет, чужим трудом, паразитизм, безделье (Большой Энциклопедический словарь).
В словаре современного блатного и лагерного жаргона Сидорова раскрывается понятие термина «бич».
«Бич» - пришло из сталинских лагерей как аббревиатура сочетания «бывший интеллигентный человек». Многие заключённые из числа интелли-гентов не выдерживали нечеловеческих условий ГУЛАГа и быстро опускались (Словарь современного блатного и лагерного жаргона Сидорова).
В современном толковом словаре русского языка Ефрёмовой речь идёт о термине попрошайничество.
Попрошайничество - выпрашивание милостыни. Постоянное, надоедливое приставание с просьбами о чем-либо (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой).
Современный экономический словарь, раскрывает термин люмпены.   
Люмпены (от нем. lumpen - лохмотья) - деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы), порвавшие с производственной деятельностью, отчужденные от собственности, морально опустившиеся. Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса (Современный экономический словарь).
В новейшем философском словаре представлено определение термина маргинальность.
Маргинальность (лат. margo — край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности, по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни (Новейший философский словарь).
Толковый словарь психиатрических терминов раскрывает полностью термин эротодромомания.
Эротодромомания (эрото +дромомания) - непреодолимое влечение к бродяжничеству, сопряженному с сексуальными эксцессами (любовными приключениями, изнасилованием и т.п.) (Толковый словарь психиатрических терминов).
Большая советская энциклопедия, выделяет термин дромомания.
 Дромомания (от греч. dr;mos — бег и mania — безумие) - пориомания, вагабондаж, непреодолимое, приступообразно возникающее бесцельное стремление к перемене мест, переездам, бродяжничеству. Неодолимая потребность к скитанию продолжается дни и недели. Дромомания относится к импульсивным состояниям (Большая советская энциклопедия).
Перед тем, как мы начнём выделять социально- психологические особенности бездомных лиц, необходимо отметить, что социально-психологические особенности личности – это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними (Г.М. Андреева, 2004).
Калика (в русском эпосе – «калика перехожая») - бродячий, обычно слепой певец (Ожегов С.И.,1984). Первоначально калики перехожие ассоциировались с образом древних славянских певцов. Согласно народным верованиям, поэзия рассматривалась как дар богов, поэтому певцы представляли собой видимую духовную связь между различными славянскими племенами. Певцы занимали одно из почётных мест, и пользовались всеобщим уважением. Отсюда пошли слова «вещие певцы», «вещие персты», с помощью которых до служащих доносится правда (Прыжов И.Г.,1997).
Историческая и законодательная записка о нищенстве в России указывает, что в 1837 году нищие были разделены на три категории (Законодательная записка, 1898):
1 категория - те кто, впал в нищенство по объективным причинам (сирота, люди с плохим здоровьем, престарелые).
Мы считаем, что данная типология людей не адаптирована к данным  жизненным условиям, поэтому срабатывает функция защиты.
2 категория – те кто, занимался нищенским промыслом случайно или временно.
Связи с данным нищенским промыслом у этих людей срабатывает механизм выживания, они не идентифицируют  себя с группой бездомных.
3 категория – относили ленивых, привыкших к праздности нищих, сделавших из нищеты ремесло.
А. Бахтиаров (Гилинский Я.И., 1993)  построил типологию нищих, взяв в качестве критерия самооценку правомерности занятия нищенским ре-меслом, и определил требуемые меры социального контроля по отношению к каждому из выделенных типов.
1-й тип - нищенским промыслом занимаются сознательно, осознавая
безнравственность своего поведения. Требуются репрессивные меры.
Получается, что данные представители этой категории не видят реализации себя в других сферах общественной жизни, таким образом, они идентифицировали себя с группой бродяг, склонны к непостоянству, свойственна низкая мотивация.
2-й тип - нищенским промыслом занимаются добровольно, не осознавая безнравственный характер подобного поведения. Требуется принудительный труд, моральное воспитание с целью вырвать их из среды.
3-й тип - нищенством занимаются с промысловой целью, осмысленно идут на обман, не осознавая недопустимости своего поведения в результате нравственной деформации и физического вырождения. Требуются карательные меры, принудительный труд.
4-й тип - просят подаяния под давлением, болезненно осознавая свое положение. Требуются меры социальной поддержки.
5-й тип – лица, руководствующиеся религиозными побуждениями, рассматривающие сбор милостыни как дело, «угодное богу». Нужны изменения в условиях жизни.
6-й тип – убеждение в своём жизненном праве на подаяние (старики, которые трудились век и не могут прожить на свои доходы) Требуются меры социальной поддержки.
По мнению А.И. Свирского (Левенстим А.А., 1900), лица, занимающие-ся профессиональным нищенством, могли быть разделены на две большие группы:
1. Нищие низшего разряда те, кто просил милостыню «Христа ради». К ним относились: мнимые отставные солдаты, богомольцы (ведущие сбор по-даяния на церковной паперти); могильщики, ведущие свой промысел на кладбищах; горбачи, побирающиеся с сумою, по магазинам, домам; железнодорожники, просящие в вагонах; безродники (бродяги); барабанщики, стучащие под окнами; складчики, берущие милостыню всем. 
 Из данной характеристики мы видим, что данные нищие подвержены влиянию случая и обстоятельств, живут в настоящем, не задумываются о будущем, занимаются развитием физиологических потребностей, ни куда не движутся. Социально-психологически адаптированы, не соблюдают, социальные требования из этого следует, что они ориентируются в основном на свободу. Принимают себя, в связи с тем, что идентифицировали себя с группой бродяг.
2. Грамотные городские попрошайки. Пользуясь отсутствием контроля и учёта, они направляли письма с просьбой о помощи в адрес частных лиц, благотворительных обществ и организаций. В эту группу входили нищие – протекционисты, которые, ссылаясь на поручение от знакомых хозяину лиц, проникали в дом и обращались с просьбой о помощи.
Мы акцентировали своё внимание на том, что в данной категории нищие расчётливы, спокойны, развито воображение, актёрские навыки. Исходя из этого, можно предположить, что для  них сначала это была игра, которая приносила огромное количество эмоций, а потом это переросло в образ жизни. Социально – психологически адаптированы, эмоционально устойчивы, идентифицировали себя с группой бродяг, ориентируются на процесс и свободу, общительны, сообразительны, уверенны в себе.
Выделил дополнительную группу – нищие, занимающиеся промыслом. Попрошайки с гробиком в руках, просящие на погребение младенца; ведущие сбор на предание невесте; на билет для возвращения на родину. С просьбой о помощи обращались мнимые больные, шарманщики, музыканты.
 Мы, считаем, что люди в данной группе потеряли себя в жизни, своё призвание и поэтому занимаются только развитием своих физиологических потребностей. Идентифицируют себя с группой нищих, социально-психологически адаптированы только к образу жизни бродяги, испытывают эмоциональный комфорт, ориентируются на труд, присуща подозрительность, эмоционально устойчивы, замкнуты себе.
Венский профессор Б. Мориц (Гвоздев И., 1891) в статье «Бродяжничество и средство против него» выделяет различные формы бродяжничества:
1. Простое, или осложнённое преступлением или помешательством.
Исходя из данной характеристики, мы определил, что данные люди подвержены влиянию случая и обстоятельств, социально – психологически не адаптированы, испытывают эмоциональный дискомфорт, тревожны, не идентифицируют себя с группой бродяг, ориентируются на результат.
2. Приобретённое, станет как бы врождённым и собственно врождён-ным, но, не смотря на, то в некоторой степени исправляемым. 
Отсюда мы видим, что к бродяжничеству склонен каждый человек, это выражается в человеческой лени, и в слабой воли. Поэтому необходимо стать «хозяином» своего сознания и организма. Так же они социально - психологически адаптированы к жизни бродяги, идентифицируют себя с группой бродяг, это их осознанный образ жизни, испытывают эмоциональный комфорт, спокойны, подвержены влиянию случая и обстоятельств, чётко выполняют и соблюдают правила группы бродяг.
3. Приобретённое бродяжничество может быть случайным. Бродяги вы-шедшие, как выздоравливающие, из больницы и вообще неспособные к труду – будь то ли, то зависть от болезни или старости. Или вызывается общими или индивидуально экономическими кризисами и безработицей вообще
Мы считаем, что важно отметить, что данная группа людей не идентифицирует себя с группой бродяг, ориентируются на результат, соблюдают нормы и правила поведения социума, испытывают эмоциональный дискомфорт, принимают других, эмоционально устойчивы, важно мнение общества, данный образ жизни воспринимают как временное обстоятельство.
В. И. Бубенцов отмечает, что в соответствие со статьёй 985 «Уложения о наказаниях» и статьёй 159-171 Устава « О предупреждении и пресечении нищенства», нищенство делилось на простое и квалифицированное. Простое нищенство наказывалось тюремным заключением на срок от двух недель до 3 месяцев (праздным, трудоспособным лицам, просившим подаяние (на основании временных правил 12.06.1898 г.)) тюремное заключение можно было заменить  20 ударами розг. Квалифицированное нищенство, считалось, если у просящего при себе находилось оружие ключи, отмычки. В этом случае предусматривалась ссылка во вне сибирские губернии или заключение в тюрьму на срок от 4 до 8 месяцев, либо отправка в арестантские роты (Бубенцов В.И.,1972).
А.А. Левенстим акцентировал внимание, что московский комитет по разбору и призрению нищих, выстроил следующую формулу причин нищенства и бродяжничества – пьянство, бедность, миграция, отсутствие эффективного правления, ведущего к упадку сельского хозяйства (Левенстим А.А.,1899).
Здесь мы видим, что появляются новые особенности нищих, они характеризуются расчетливостью (при себе оружие, ключи, отмычки).
На основании однократных наблюдений дореволюционного периода учёные выстроили гипотезу о социально-психологических характеристиках нищих и бродяг. Рассмотрим видения основных моментов гипотез.
По мнению венского, профессора М. Бенедикта у бродяг этого периода  преобладала моральная невростезия, особенно ослабление памяти: они могут работать только под моральным гнётом и неспособные к работе свободной.
Кроме того, он выделяет, что в психологии бродяжничества замечается известного рода периодичность.
Моральная невростезия обнаруживается так же в форме легкомыслия, когда человек счастьем месяца, годов и даже целой жизни жертвует за один час наслаждения. Отсюда видно, что ни ориентируются на результат.
Другой элемент, обуславливающий бродяжничество, будет чувство не-преодолимой тоски, томление  в закрытых и тесных помещениях.
Есть ещё психологический элемент бродяжничества – это чрезмерная вообще психическая раздражительность, более врождённая, чем приобретённая, мешающая людям придаваться правильным и постоянным занятиям (Гвоздев И., 1891).
Из этого следует, что они не принимают себя и не принимают других, не хотят идентифицировать себя с группой бродяг, не уверенны в своих силах. Социально - психологически не адаптированы к образу жизни бродяги и к жизни в социуме.
По мнению И.А.Голосенко нищенству и бродяжничеству способствует одиночество, слабое состояние здоровья, наличие увечий, пребывание в семье с ослабленными поддерживающими связями (несоответствующие между ра-бочей силой; семейные разделы и раздоры, отказы от поддержи со стороны членов семьи, добывающих средства к существованию; многосемейность) (Голосенко И.А., 1996).
Исходя из мнения И.А.Голосенко следует, что они замкнуты, находятся в эмоциональном дискомфорте, приняли себя, социально – психологически дезадаптивны.
А.А. Левенстином было установлено, что профессиональным нищим и бродягам свойственны такие черты, как лень, стремление к лёгкой наживе, склонность к пьянству. Подобные субъекты на предложение о предоставлении работы отвечали отказом, ссылаясь на то, что они «с сумой легче и больше добудут» (Левенстим А.А., 1899).
Мы видим, что они ориентированы на результат, идентифицируют себя с группой нищих и точно соблюдают правила и нормы данной группы.
А.В. Бабушкин отмечает, для того чтобы получить щедрое подаяние, необходимы были навыки. Нищий должен был повторять свою просьбу и приставать к каждому прохожему. Для этого он обязан преодолеть скромность, боязливость, и не боятся получить отказ. Существовало обучение технике выполнения профессиональных ролей. Важно было освоить умение разжалобить человека, так же имитировать увечья и изображать слепоту (Бабушкин А.В., 1995).
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что представителям данного этапа  свойственна ригидность мышления, социально – психологическая адаптация к группе бродяг, принимают себя, характеризуются подозрительностью и узкими творческими способностями (Г.Гасилина Дипломная работа НИЕВ)


Рецензии