Нормативно-правовые основы деятельности органов уч

Право ребенка, обучающегося в школе, на участие в самоуправлении было зафиксировано еще в "Основных принципах единой трудовой школы", опубликованных 16 октября 1918 года, где прямо указывалось, что: "Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы".
Этот документ заложил основы и юридического, и педагогического понимания данного явления – самоуправления учащихся, которые в соответствии с законами и образовательными задачи должны иметь возможность осознавать, формулировать и выражать свое мнение, причем не только в виде пожеланий и просьб, а именно с точки зрения управления, то есть в форме обязательной для выполнения всеми, кого решение данного органа самоуправления непосредственно касается.
Современной правовой основой для развития и функционирования ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит целый комплект нормативных документов, начиная со "Всеобщей декларации прав человека", принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи 10 декабря 1948 года. В статье 19 данной "Всеобщей декларации …" говорится, что "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ", а статья 21 прямо указывает, что "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей".
Таким образом, ведущий международный документ, каким признается именно "Всеобщая декларация прав человека", требует от всех стран, ратифицировавших, то есть подписавших данный основополагающий документ, обеспечить реализацию права каждого человека (независимо от возраста, наличия образования, квалифицированной работы и т.п.) управлять своей страной. Для ребенка его страна воплощается, прежде всего, в общеобразовательной школе, управлять которой он также должен иметь право.
Следующий международный документ, в котором есть нормы, регулирующие право непосредственно ребенка на участие в управлении, называется "Конвенция о правах ребенка", которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. Статья 13 данной "Конвенции …" утверждает, что "ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка". В статье 29 "Конвенции о правах ребенка" говорится, что "государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения".
Следовательно, анализ приведенных выше статей позволяет сделать следующие выводы:
- международное сообщество признает за детьми, как частью общества, основные права и свободы, включая право на участие в управлении;
- в области образования одной из приоритетных задач провозглашается подготовка детей к жизни в свободном демократическом обществе, в том числе именно через участие в самоуправлении, осознании и использовании своих прав и выполнение возложенных на органы самоуправления обязанностей.
Так же как и "Всеобщая декларация прав человека" "Конвенции о правах ребенка" является обязательной для исполнения на всей территории Российской Федерации, то есть любое образовательное учреждение, которое сегодня рассматривает вопросы, связанные с разработкой и внедрением той или иной модели государственно-общественного управления, обязано изучить вопрос о создании условий, необходимых для развития ученического самоуправления.
Следующим важнейшим документом, определяющим правовые основы функционирования ученического самоуправления, является Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. В статье 17 нашей Конституции зафиксировано, что "1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".
Еще раз специально подчеркнем, что основной (высший) закон нашей страны - Конституция Российской Федерации – специально зафиксировал положение о том, что на территории России действуют международные документы, включая "Всеобщую декларацию прав человека" и "Конвенцию о правах ребенка". Кроме того, данные права – включая право на участие в управлении – принадлежат человеку от рождения. Следовательно, школьникам необязательно ждать совершеннолетия, чтобы активно включиться в обсуждение дел общеобразовательного учреждения.
Анализируя далее Конституцию России в статье 32. 1. находим следующее положение - "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".
Таким образом, Конституция Российской Федерации, являясь Основным законом нашей страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для развития института ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, следовательно, это положение распространяется на всех участников образовательного процесса в школе, в том числе и на самих школьников.
Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав. То, что ребенок не имеет права голоса до 18 лет, не означает, что он не может принимать участие в общественной жизни.
Здесь очень важна именно педагогическая интерпретация этого положения, нужно понять, что с наступлением 18-летия молодой человек за один день не может стать грамотным избирателем или депутатом местного законодательного собрания. Он должен быть психологически и практически готов к этому новому качеству своих прав и активному характеру жизни в обществе. А это не приходит только с помощью специальных курсов или уроков права. Автор не считает, что их не должно быть в учебном плане современного общеобразовательного учреждения, но этого явно недостаточно. Нужна практика общественно-политической и нормотворческой деятельности, а это возможно только в процессе реализации принципов самоуправления, когда обучающийся реально включен в решение вопросов жизни общеобразовательного учреждения.
Основным нормативным документом, имеющим непосредственное отношение к системе образования и регулирующим принципы управления образовательными учреждениями, является Федеральный Закон "Об образовании", принятый 10 июля 1992 г. В статье 2 данного закона устанавливается, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах, включая "демократический, государственно-общественный характер управления образованием".
Основная статья закона "Об образовании", в которой рассматриваются вопросы управления и самоуправления – это статья 35 "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями". Пункт 2 данной статьи гласит: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".
В соответствии с этой статьей в каждом образовательном учреждении обязательно создаются органы самоуправления, но поскольку в данной статье нет непосредственного указания на наличие органов ученического самоуправления, многие общеобразовательные учреждения игнорируют этот вопрос – создание ученического самоуправления. Но если внимательно изучать Закон "Об образовании" далее, то в статье 50 четко определены права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников, где в частности, зафиксировано, что "права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами". Следовательно, органы ученического самоуправления должны быть зафиксированы именно в уставе общеобразовательного учреждения, то есть каждой школы.
А пункт 4 статья 50 закона "Об образовании" прямо перечисляет права обучающиеся всех образовательных учреждений, которые "… имеют право:
- на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
- на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
- на ускоренный курс обучения,
- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
- на участие в управлении образовательным учреждением,
- на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений".
Следовательно, Закон "Об образовании" содержит важнейшие положения, опираясь на которые необходимо организовать систему ученического самоуправления, поскольку учащиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Следует обратить внимание на два основных требования Закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться "в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права". Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования Законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны). Именно под этим углом зрения мы и рекомендуем прочитывать все излагаемые в данном параграфе материалы. Еще раз подчеркнем, это не добрая воля директора или администрации, а требование Закона, который, как известно, "шутить не любит".
Во-вторых, в понятии "образование" на первое место поставлено "воспитание", что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа "самоуправления" в условиях общеобразовательного учреждения. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса, что и может быть в центре внимания администрации и педагогического коллектива конкретной школы.
Таким образом, данный закон содержит требования, игнорирование которых НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, и, следовательно, те школы, где до сих пор нет реально действующего и официально оформленного в уставе и иных локальных актах ученического самоуправления, нарушают и данный закон "Об образовании", и Конституцию Российской Федерации, и приведенные выше международные правовые документы, которые настоятельно требуют создавать условия для реализации прав граждан на участие в управлении делами своей страной.
Дополнительным нормативным актом, которым регулируются вопросы создания и функционирования ученического самоуправления в образовательном учреждении, является "Типовое положение об общеобразовательном учреждении", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. Этот документ является своеобразным эталоном, которым должны руководствоваться все общеобразовательные учреждения при разработке или изменении своего основного документы – Устава школы.
В статье 50 "Типового положения об общеобразовательном учреждении" зафиксированы права обучающихся в общеобразовательном учреждении. Итак, "… обучающиеся имеют право:
д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений".
Далее в статье 68. "Типового положения …" устанавливается, что "управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления". Следовательно, в каждой школе необходимо создавать данные органы, чтобы соблюдать данное требование – управление на принципах единоначалия и самоуправления.
В статье 69 "Типового положения …" перечислены формы самоуправления общеобразовательного учреждения, которыми "… являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы". Данный нормативный акт не дает исчерпывающий список форм самоуправления. Слова "и другие формы" открывают простор для разработки и использования моделей самоуправление, которые максимально соответствуют цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т.д. Именно это положение может и должно стимулировать педагогические коллективы российских школ на поиски и создание авторских моделей ученического самоуправления, в которых должны быть отражены интересы обучающихся и их родителей.
В данном случае, так же как и в статье 35 Закона "Об образовании" нет непосредственного указания на органы ученического самоуправления, но это не означает, что можно нарушать статью 50 данного закона, а также статью 50 "Типового положения об общеобразовательном учреждении", где прямо зафиксированы права обучающихся на участие в управлении общеобразовательным учреждением.
Таким образом, Международные нормативные документы и действующее Российское законодательство содержит необходимые нормы для организации ученического самоуправления в каждом общеобразовательном учреждении на территории Российской Федерации. Не соблюдение данных норм является грубым нарушением законов.
Основным нормативным актом каждой школы, регулирующим вопросы, связанные с самоуправлением, является ее собственный Устав. Не будем целиком приводить Устав муниципального образовательного учреждения (одной из Московских гимназий), ограничимся выдержками, имеющие отношение к организации ученического самоуправления.
Устав государственного образовательного учреждения
(выдержки)
2. Цели, основные задачи и предмет деятельности Гимназии.
2.1. Основными целями деятельности Гимназии являются:
- воспитание детей и молодежи на основе демократических принципов, выработанных мировым сообществом в духе уважения прав, свобод и достоинства каждого, международного сотрудничества и ответственности за судьбу человечества.
6. Управление Гимназией.
6.2. Управление Гимназией осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
6.3. Высшим органом самоуправления Гимназии является Совет гимназии. Он состоит из представителей администрации, педагогического коллектива, штатных работников Гимназии и представителей обучающихся 2 и 3 ступени, родителей (законных представителей) обучающихся от каждого отделения Гимназии.
6.4. К компетенции Совета Гимназии относятся:
- принятие Устава Гимназии, а также изменений и дополнений к нему;
- принятие локальных актов;
7. Права и обязанности участников образовательного процесса.
7.2. Обучающиеся имеют право на выполнение в отношении них всех требований "Конвенции о правах ребенка", а также:
- на участие в управлении Гимназией (в общественных органах управления и ученического самоуправления);
- на самоопределение и самореализацию в рамках образовательного процесса и функционирующих в Гимназии неполитических детских и молодежных объединений;
- избирать представителей и быть избранным в общественные органы управления Гимназией;
- присутствовать на заседаниях общественных органов управления Гимназии при рассмотрении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы обучающегося.
11. Порядок изменения Устава Гимназии.
11.1. Изменения и дополнения в Устав принимаются Советом Гимназии и утверждаются Учредителем.
12. Локальные акты Гимназии.
12.1. Деятельность Гимназии регулируется следующими документами:
- Уставом Гимназии;
- Решениями Совета Гимназии;
- Положениями и другим локальными актами.
12.2. Локальные акты не могут противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
Из данного Устава следует, что управление гимназией осуществляется в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" – см. п.6.2. данного Устава. В нем прямо указано, что в Совет Гимназии входят "представители обучающихся 2 и 3 ступени". Но в данном Уставе нет положений о самостоятельных органах ученического самоуправления.
Данной гимназии еще предстоит разработать и принять специальный локальный акт, который будет регулировать именно эту сферу управления. Иначе все инициативы как педагогов, так школьников и их родителей будут каждый раз упираться в отсутствие необходимого локального акта, который и должен регулировать все основные вопросы, связанные с разграничением компетенции и полномочий общих органов самоуправления (в данном случае Совет Гимназии, где представлены учащиеся) и собственно ученическим самоуправлением, которого пока в данной гимназии нет.
Но в статье 7.2. Устава Гимназии есть правовая основа создания такой системы ученического самоуправления, так как в правах обучающихся указано, что они имеют право "на участие в управлении Гимназией (в общественных органах управления и ученического самоуправления)". Из этой статьи видно, что гимназия готова к созданию таких органов (по крайней мере, они указаны в ее Уставе). Дело за малым, продумать вопрос о том, какая модель ученического самоуправления может быть принята в данной гимназии, а затем разработать и принять соответствующий локальный акт об ученическом самоуправлении.


1. Вопросы
1. Какие требования предъявляют "Всеобщая декларация прав человека" и "Конвенция о правах ребенка" к странам, которые ратифицировали данные международные документы, в сфере управления?
2. Что говорится в Конституции Российской Федерации о самоуправлении? И какие ее положения следует считать основой для развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении?
3. Почему Закон Российской Федерации "Об образовании" можно считать правовой основой школьного самоуправления? Какие конкретные статьи следует рассматривать именно с этой точки зрения?

2. Задания
Задание № 1. Внимательно изучите Устав своей школы (гимназии, лицея и т.д.) на предмет его соответствия всем требованиям нормативных актов, которые были изложены в данном параграфе. Прежде всего, обратите внимание на те пункты, которые регулируют вопросы, связанные с компетенцией органов ученического самоуправления.

Задание № 2. Еще раз внимательно просмотрите приведенные выше выдержки из Устава гимназии. Соотнесите статьи этого Устава с требованиями нормативных актов, которые приведены в данном параграфе.

Задание № 3. Перед вами образец максимально простого и функционального Положения. Проанализируйте его с точки зрения возможности доработать те документы, которые действуют в вашем общеобразовательном учреждении.
Утверждаю:
Директор колледжа
Положение
об органе самоуправлении колледжа
Цели:
• Инициировать процесс самоорганизации учащихся
• Создавать условия для реализации деловых качеств учащихся.
• Формировать активную жизненную позицию через работу в самоуправлении.
1. Настоящее положение определяет функции Органа самоуправлении колледжа, который традиционно называется "Советом командиров".
2. В своей деятельности Совет командиров руководствуется Уставом колледжа.
3. Совет командиров - полномочный орган, состоящий из выбранных учебными группами командиров.
4. Внутри Совета командиров выбираются его Председатель, заместитель, главы коллегий. Все должности являются выборными. Выборы производятся путем тайного голосования членами Совета командиров.
5. Обязанности членов Совета командиров:
5.1. Председатель Совета командиров осуществляет общее руководство деятельностью Совета. Утверждает план работы Совета. Определяет повестку дня заседаний Совета и порядок их проведения. Участвует в организации Дней самоуправления. Координирует работу Органов самоуправления. Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров.
5.2. Заместитель Совета командиров осуществляется руководство деятельностью Совета в отсутствии председателя, а также выполняет иные обязанности, возложенные на него председателем Совета. Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров
5.3. Коллегия культуры и искусства. Инициирует и принимает участие в организации общих культмассовых мероприятий. Участвует в составе жюри в конкурсных программах художественной направленности. Состоит из лидеров коллективов творческих студий: танцевального, вокального, библиотечного и музейного актива. Являются организаторами всех общих мероприятий и праздников. Оценивает участие и вклад учебных групп в творческие дела колледжа при подведении рейтингового соревнования "Лучшая учебная группа" избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров
5.4. Коллегия здорового образа жизни. Организует внутригрупповые и общие мероприятия о здоровом образе жизни. Участвует в организации и проведении внутриучилищной спартакиаде. Выступают в качестве судей на соревнованиях между группами. Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров.
5.5. Редакционная коллегия. Руководит выпуском поздравительных газет. Из числа членов редакционной коллегии главный редактор "Лицей ньюс" - печатного органа лицея. Осуществляет выпуск газеты "Лицей ньюс". Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров.
5.6. Коллегия дисциплины и порядка. Отслеживает выполнение единых педагогических требований учащимися. Организует рейды фиксации опозданий, внешнего вида, поведения учащихся. Участвует в подведении итогов рейтингового соревнования "Лучшая учебная группа". Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров.
5.7. Учебная коллегия. Отслеживает успеваемость учащихся на теоретическом и производственном обучении через ведомости успеваемости учебных групп. Участвует в подведении итогов соревнований. Избирается путем прямого голосования на заседании Совета командиров
6. Совет имеет право.
6.1. Привлекать в установленном порядке для участия в работе и заседаниях членов администрации, педагогов колледжа для обсуждения соответствующих вопросов по повестке дня.
6.2. Создавать рабочие и творческие группы по разработке проектов и их реализации
7. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который рассматривается на заседании Совета командиров и утверждается на Педагогическом совете колледжа.
8. Высший орган самоуправления колледжа заседает 1 раз в месяц
9. На своих заседаниях его члены подводят итоги рейтингового соревнования "Лучшая учебная группа".
 10. Принятые Советом командиров решения оформляется протоколом, который подписывается председателем (в его отсутствие заместителем).

Практикумы
Практикум № 1. Внимательно изучите приведенный ниже фрагмент Письма Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 января 2000 г. №22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
"…2.2. Соответствие содержания разделов устава образовательного учреждения структуре, определенной ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13. 01. 96 №12-ФЗ, в том числе должно быть указано:
… - формы самоуправления образовательного учреждения в развитии п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13. 01. 96 № 12-ФЗ (определение структуры управления образовательным учреждением, функциональных связей; наличие положений об органах управления образовательным учреждением, в том числе о педагогическом совете, о совете образовательного учреждения, о попечительском совете, о родительском комитете, о самоуправлении образовательного учреждения и т. д.)…"
Обратите внимание на прямые указания Министерства на необходимость привести в соответствии с действующим законодательством тех разделов Устава общеобразовательного учреждения, которыми устанавливается порядок управления школой. А также предложите свой вариант дополнения к данному письму, в котором следует прямо указать на необходимость создания органов ученического самоуправления.

Практикум № 2. Изучите приведенное ниже Примерное положения о представительном органе ученического самоуправления. Выделите его реальные полномочия. Достаточно ли этих полномочий для действенного самоуправления? Обоснуйте свое мнение.
Примерное положение
о представительном органе ученического самоуправления – Ученическом совете
1. Общие положения
1.1. Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления образовательного учреждения (школы, гимназии, лицея - далее "Школы").
1.2 Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
2. Цели и задачи ученического совета
2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:
2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой;
2.2.2. Поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни;
2.2.3. Защита прав учащихся.
3. Функции ученического совета:
3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
4. Права ученического совета
Ученический совет имеет право:
4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия не реже одного раза в неделю;
4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
4.5. Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;
4.6. Представлять интересы учащихся перед администрацией школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже одного раза в месяц;
4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы;
4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;
4.10. Направлять своих представителей для работы коллегиальных органах управления школой;
4.11. Организовывать работу общественных приемных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых учащимися проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;
4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе;
4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
4.16. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учета предложений ученического совета;
4.17. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;
4.18. Создавать печатные органы;
4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении от этой должности;
4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;
4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;
4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;
4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
5. Порядок формирования и структура ученического совета.
5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год.
5.2. В состав ученического совета учащимися 5-11 (вариант 8-11) классов делегируется по одному представителю от класса.
Примечание. Другие варианты данной статьи. 5.2а. Состав ученического совета формируется учащимися 5-11 (вариант 8-11) классов путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11 (вариант 10-11) классов.
5.2б. Состав ученического совета избирается школьной ученической конференцией.
5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета.
5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).

Практикум № 3. Ознакомьтесь с размышлениями Дадакиной Марии "Почему я стала лидером ученического самоуправления?" О каких основных идеях этого эссе вы можете сказать, что вы их разделяете? И почему?
"Почему я стала лидером ученического самоуправления?"
Не спрашивай, что твоя Родина
может сделать для тебя, - спроси,
что ты можешь сделать для своей Родины.
 Д. Кеннеди

"Нынче мы все в ответе за Россию, за народ, за все на свете", - эти строки Александра Твардовского уже давно запали мне в душу. В наше время они приобретают еще более глубокий смысл. Как сделать жизнь лучше, как изменить сознание человека, как воспитать его настоящим патриотом своей страны, чтобы он в полной мере осознавал ответственность за все происходящее в России. Я думаю, что пришло время новых людей, молодых, успешных, целеустремленных, обладающих всеми качествами лидера. Именно на таких людей сейчас делается главная ставка. Только они, зажигая сверстников своим задором, стремлением к позитивным переменам, сумеют изменить жизнь, сделать ее ярче, наполнить смыслом.
Я хочу быть человеком с несгибаемым стержнем, умеющим всего самостоятельно добиваться в жизни. Я хочу дерзать, стараться преодолевать трудности, брать от жизни все, что смог достичь человек.
Как горьковский Данко, я буду стараться отдавать людям знания, умения, все, что сумела накопить. Мой жизненный принцип таков: "Пусть оттого что ты живешь, другим людям будет легче жить". Вот почему, придя в новый коллектив, я решила стать лидером.
Кто же такой лидер? Лидер – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.
К основным функциям, которые выполняют лидеры в группах, прежде всего относятся коммуникативная, организаторская, координационная.
Два года назад, когда я начала учиться в колледже, мои одногруппники избрали меня командиром. "Почему вы оказали мне такое доверие?" - спрашиваю я ребят и слышу в ответ: "Ты ответственная, волевая, инициативная, умеешь убеждать и отстаивать свою точку зрения". Конечно, приятно слышать о себе такие отзывы, но я думаю, что не только мои деловые качества импонируют ребятам. Мне далеко не безразлично, в каком колледже я учусь, мне хочется, чтобы процесс обучения был интересным, творческим, чтобы меня окружали целеустремленные, неравнодушные к своей судьбе и судьбе своей страны люди.
В группе у меня несколько помощников, ответственных за учебу, спортивно-массовые и культурные мероприятия. Особое внимание актив группы уделяет результатам учебного процесса, ведь наша основная задача – получить хорошие знания, стать отличными специалистами. А для этого надо в полной мере овладеть знаниями. Как лидер группы, я просто обязана хорошо учиться, ведь на меня равняются остальные. В этом году меня избрали председателем Совета командиров колледжа. Конечно, это очень почетно, но и ответственно. Теперь я координирую деятельность командиров всех групп.
В последнее время большое внимание уделяется ученическому самоуправлению. Думаю, что это правильно. Если учащиеся будут сами принимать решение, сами включаться в процесс самоорганизации, проявлять инициативу, жить проблемами своего учебного заведения, а не быть сторонними наблюдателями и пассивными исполнителями «указов» взрослых, тогда, без сомнения, повысится успеваемость, будет меньше пропусков уроков. Ведь отвечать ребятам придется за решения, принятые ими самими.
Итак, уже год я являюсь председателем Совета командиров. В состав Совета входят Коллегии, каждая из которых отвечает за ту или иную сферу жизнедеятельности колледжа. Это коллегии здорового образа жизни, дисциплины и порядка, культуры. Это учебная, профориентационная и редакционная коллегии. Как видите, их достаточно много. У всех свои задачи, но я бы хотела добавить еще одну, на мой взгляд, очень важную для работы – Коллегию по связям с социальными партнерами. Чем теснее будет контакт учащихся нашего колледжа с руководителями предприятий, где им предстоит работать в будущем, тем более ясными станут задачи, которые нужно решать, чтобы успешно развивалось производство. Зная, какие требования предъявляются к современному рабочему, учащиеся уже сейчас, в стенах колледжа, смогут формировать в себе необходимые профессиональные качества. Без получения хороших, прочных знаний мы не сможем стать высококлассными специалистами. Думаю, уместно вспомнить слова, сказанные В. Гюго: "Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться".
Итак, почему я стала лидером? Осознавая себя, я поняла, что не хочу быть посредственностью в жизни, мне интересно общаться с друзьями, спорить, постигать что-то новое, делать каждый день какие-то открытия, удивляться и радоваться жизни. Вокруг так много интересных людей. Я уже поняла, что знающий и умеющий человек успешно адаптируется на производстве. Впереди меня ждет работа на одном из промышленных предприятий нашего города. Я думаю, что все навыки лидера мне обязательно помогут в работе. Наш судостроительный колледж дал путевку в жизнь многим рабочим. Именно те, кто не боялся во время учебы брать на себя ответственность, кто не ленился, не прятался от общественной работы, смог добиться по-настоящему высоких результатов.
Нам, молодым, живущим в прославленном трудовыми подвигами городе юности, продолжать славные традиции наших дедов и отцов. Я очень хочу стать им достойной сменой, чтобы жила и процветала наша великая Россия! Я чувствую в себе силы и уверенна, что способна повести своих единомышленников за собой.


Рецензии