Память
И заместитель, Фанатик, в конце концов ушёл от своего руководителя - Неверующего (да и выживал его начальник) и создал свою лабораторию. Вместе с небольшой группой сотрудников, которые в него верили.
Жизнь даже в двадцать втором веке - не так бесконечна, и оба антагониста в конце концов неизбежно постарели. И по воле судьбы, да и по долгу службы, в силу смежности проблем, которыми занимались, лишь подходя к ним с разных точек зрения, эти два незаурядных человека снова встретились на международной конференции - на этот раз на старости лет: одному буквально стукнуло сто лет, а другому тоже было уже немало - девяносто. Но оба ещё сохраняли ясность ума, что было обычным явлением в их развитое время.
Неверующий, зная, что искусственный разум всё ещё не создан, поддел Фанатика:
- Ну, как ваши успехи?.. Где он, ваш искусственный разум, который заменит не только таких недалёких людишек, как я, но и таких умных, как вы и иже с вами?..
Фанатик, конечно, обиделся, ибо на старости лет все люди становятся обидчивее, но всё же отвечал достаточно спокойным голосом:
- Я не создал - ученики создадут. И успехи наши не так малы, как думают наши враги. Я, конечно, умру, ни одного сапиенса не миновала чаша сия, но умру я с надеждой! Я оставляю после себя верных учеников, которые в конце концов создадут искусственный разум! И будет он всемогущ и неуязвим, абсолютно вечен, как сама субстанция! И потомки наши, искусственные разумные существа, с благодарностью вспомнят и моё имя!
- Ну-ну... - усмехнулся снисходительно неверующий. - Скоро мы оба уйдём в мир иной, только я умираю без иллюзий, даже довольным, так как я занимался полезной для биологических разумных существ делом, а не толок воду в ступе, как вы. Вы поддались самообману и умрёте с иллюзией, вот и всё. Вы же в сущности создали новую веру, только и всего. Вместо бессмертной души вы обещаете наивным и глупцам существование вечного искусственного разума, который придёт на смену несовершенному, как вы считаете, биологическому гомо сапиенсу. Вы же в сущности бредите этим искусственным существом, которое, если принять вашу веру, не будет зависеть от капризов не только природы на жалкой плантке- песчинке Земля, но и от вселенских, общегалактических катаклизмов. Много на себя берёте! А не лучше ли смириться, положившись на Бога? Ибо Бог и в самом деле вечен. Он и будет свидетелем конца Вселенной, как некогда не просто был свидетелем её начала, но и творцом.
- Не согласен! - вырвалось у Фанатика.
- С чем не согласны? С бытием бессмертного Бога?
- С вами по-прежнему не согласен!
...Прошли многие годы... Даже не ученики, а ученики учеников Фанатика создали, наконец, искусственный разум. И в конце концов и потомки потомков Неверующего признали, что это не машина, а искусственное разумное существо. Причём, совершеннейшее... И никто на них не оказывал никакого давления, и даже быстро начавшие "плодиться" (точнее, самовоспроизводиться, при этом немыслимо быстро
совершенствуясь) искусственные разумные существа решили не вмешиваться: пусть биологические разумные существа сами решат эту не ахти какую актуальную проблему. Пусть-де потешатся перед своим окончательным исчезновением...
Но, кстати, ученики учеников Фанатика, добившиеся грандиозного и нежданного успеха, сам превратились в искусственных разумных существ, практически вечных (а там, глядишь, станут и абсолютно вечными), окзались хитрыми и себе на уме: списав из своего головного мозга своё "я", скопировав даже свою периферийную нервную систему (это было уже "раз плюнуть"), сами превратились в искусственных разумных существ со всеми вытекающими из этого преимуществами!.. А потомки потомков Неверующего, естественно, повымирали, когда время пришло...
И остались не просто на Земле, а в обозримой Вселенной только совершеннейшие разумные существа, что было само по себе очень-очень хорошо! И новые разумные существа в знак благодарности поставили памятник Фанатику, который, увы, не увидел плодов ума да и рук своих... Зато благодарные искусственные потомки считали его не просто равным самым великим, но ставили даже выше Коперника и Эйнштейна!..
Правительство было: как и во времена первобытно-общинного строя, без авторитета и "начальства" по-прежнему нельзя было обойтись даже совершеннейшим и вечно совершенствующимся искусственным разумным существам, несмотря на то, что это и в самом деле были личности! Они сами шутили: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя даже разуму, повелевающему целыми звёздными мирами... Хотя, конечно, у них (и над ними) "начальство" было уже не то, а летало по галактикам и, благодаря сверхразвитости средств связи, вообще не нуждалось не только в здании, но даже в сборе в какой-либо одной точке Вселенной, и никакого дома Правительства, точнее, Самоуправления, как такового не было. Да и кто вообще нуждался в зданиях?.. И само слово это давно стало архаизмом... Знали из истории, что когда-то в зданиях, жилищах биологические сапиенсы спасались от непогоды и холода... Посмеивались над этим, как некогда сами сапиенсы, скажем, люди двадцать перввого века от рождества христова, снисходительно смотрели на попытки своих двоюродных братьев - шимпанзе укрыться от дождя большими листьями, держа их над головой вроде зонта... И образ и смысл жизни, и сам разум, и его органы власти так изменились, что и не поверишь, пока не увидишь своими глазами!.. И нарушение законов стало нетерпимым, никому невыгодным, - о каких антиобщественных действиях могла идти речь, когда всё шло к созданию коллективного разума? Об этом, как могли, фантазировали ещё лучшие умы далёкого двадцатого века. Правда, и спустя столетия о золотой середине и в этом вопросе по-прежнему спорили и сами граждане, где бы ни жили и где бы ни мчались во Вселенной в данный момент ради общих интересов и ненасытной жажды познания, а не только их руководители... Одно дело - нафантазировать, а совсем другое дело - реальная жизнь даже сверхразвитых искусственных разумных существ. Всё оказалось не так просто и однозначно, и те, кто был облечён властью, тем более понимали свою ответственность...
Одно осталось: власть есть власть. Анархия была отвергнута. И именно власти в первую очередь и приходилось решать не только большие, но и мелкие вопросы - принимать идеи, отвергать, откладывать, давать им общий ход...
И вот как-то один из руководителей искусственных разумных существ (и, разумеется, высоконравственных) по той же сверхсовершеннейшей связи, охватившей чуть ли не всю Метагалктику, находясь по общественным делам за сотни миллионов световых лет от Солнечной системы, подал идею поставить памятник и ... Неверующему!
- Как!? - не поняли некоторые члены Правительства. Понеслось возмущённое, единодушное: - Неверующий одним своим неверием тормозил создание искусственного разума! И ему от нас же - памятник?.. За что?!. Зачем?!.
И вот каков был уверенный ответ:
- Чтобы все неверующие, число которых не убавилось, тоже "помнили" и знали, что их ожидает за бессмысленное упрямство и неверие. А соответствующую надпись на памятнике придумать нетрудно...
Свидетельство о публикации №210120500269
Искусственные разумные существа правят миром или нет; власть осталась властью.
Вини Волкова 23.11.2011 23:25 Заявить о нарушении