почтовый вагон
В своё время лет тридцать тому назад, работая в Министерстве связи, наряду с другими специалистами, я был привлечён к работе над очередной редакцией Почтовых правил.
Чтобы грамотно описать вопросы сохранности перевозимых грузов применительно существующей технологии перевозок, ответственности перевозчика, я решил осуществить несколько поездок в почтовых вагонах. Как говорится, посмотреть своими глазами на всё изнутри.
Для этого мне оформили соответствующее удостоверение, дающее право проезда в почтовых вагонах по всей территории Советского Союза. Благодаря такому удостоверению я мог в любое время и в любом месте сесть в первый попавшийся на глаза почтовый вагон и ехать по маршруту его следования. Формально, конечно, не как пассажир в обычном железнодорожном вагоне, а как должностное лицо, наделённое определёнными полномочиями. В частности, я мог знакомиться с ведением документации, порядком обмена почтовыми отправлениями (письменной корреспонденцией, посылками и прочее).
Поскольку мало кто знает, что представляет из себя почтовый вагон, расскажу о нём поподробнее. Итак, в отличие от пассажирского вагона, в нём имелся только один тамбур с двумя дверьми по одной с каждой стороны для входа. Располагался этот тамбур не в торце, а примерно посередине. В центральной части почтового вагона имелся просторный зал площадью около 18 квадратных метров, служившим рабочим местом для ведения необходимой документации, сортировки писем и так далее, а также одновременно кухней, столовой. Рядом с этим залом с одной его стороны размещалось купе проводника-электромонтёра на два человека и туалет, а с другой – ещё одно купе, но на четыре человека для отдыха бригады.
В торцах вагона размещались соответственно транзитная и маршрутная кладовые, где и находились перевозимые посылки. В этих же кладовых находились специальные широкие двери, открываемые, закрываемые только изнутри, через которые и осуществлялся обмен посылками на маршруте.
Наиболее часто бригада состояла из одного проводника-электромонтёра и начальника почтового вагона с помощником.
В отдельных случаях вместе с ними ехал фельдъегерь спецсвязи или фельдсвязи, но он не являлся членом бригады и был сам по себе.
Лично мне удалось совершить несколько таких поездок, в частности, по маршрутам Москва – Баку – Москва, Ташкент – Москва, Душанбе – Москва, Алма-Ата – Москва, Москва – Симферополь – Москва, и др.
Когда я впервые очутился в почтовом вагоне, меня приятно поразили просторы центрального зала, чистота, определённый уют и продуманность помещения для осуществления работы в любое время суток. Ещё что приятно удивило, что начальник вагона выдал мне чистый комплект постельного белья, как в обычном пассажирском вагоне, и совершенно бесплатно.
Сами купе по размерам были немного меньше, чем в пассажирском вагоне, но они же служили исключительно только для отдыха.
В зале находился титан для кипячения воды, холодильник, электроплита, где можно было готовить первые и вторые блюда. Только-только начали появляться вагоны с микроволновой печкой, кондиционером, с душем. Один раз мне довелось из Симферополя ехать именно в таком вагоне.
Зал и купе в холодное время года отапливались, а кладовые нет.
Обмен почтовыми отправлениями происходил не на всех остановках подряд, а на указанных в маршрутных листах. При этом приоритетно вначале выгружались почтовые отправления из вагона, а лишь затем принималась почта, а потом и посылки, но при условии имеющегося свободного места в маршрутной кладовой.
Что, правда, то, правда: находиться в почтовом вагоне было намного интересней, чем в обычном пассажирском. Прежде всего, потому что сразу с работниками почтового вагона устанавливались нормальные производственные (деловые) отношения. В первые минуты, естественно, у тех в глазах напряг: ну, кто на самом деле любит ревизоров? Никто! Я им сразу объяснял с предъявлением удостоверения, кем и где я работаю, и что собственно мне нужно сейчас. Честно скажу, ни разу никаких конфликтов не возникало. Им работать я не мешал, назойливо с вопросами не лез, особенно во время обмена почтой. Допускаю, что из-за меня они не могли порой расслабиться и пропустить по рюмашке, но это так, мои домыслы.
Интересно мне там было и, главное, не скучно. Более того, я старался им помогать физически при совершении почтовых обменов, ворочая посылки.
Работы там было по всякому: то книжку можно спокойно почитать (но это не часто), а то, как белка в колесе вертишься.
Помнится, когда ехал ранней осенью из Баку в Москву, то посылок с фруктами было жуть сколько. Только успеешь на остановке их погрузить в кладовую, потом сверить с документацией, а потом ещё рассортировать по группам, как уже следующая станция: прямо язык на плечах был от усталости.
Осторожно принимать и складывать посылки, как в тележки на платформе, так и в самой кладовой почтового вагона, практически редко удавалось: приходилось посылки почти что швырять. Это случалось и из-за коротких стоянок, из-за низких платформ. В связи с этим некоторые посылки начинали течь, если в них была жидкость (масло подсолнечное, самодельное вино и т.д.) в стеклянной таре. Вот и спрашивается, кто виноват? Осторожно никак не получалось. Не зря же при приёмке посылок от населения, отправителей обычно предупреждают, что жидкостей и хрупких вещей в посылки не класть, могут повредиться.
Ещё чего меня поразило, с какой тщательностью при возвращении в пункт отправления готовилась документация. Бухгалтерия была ещё та: каждой бумаге своё место. Получался целый увесистый том, в котором все документы хронологически раскладывались, нумеровались и прошивались.
Эти поезди в почтовых вагонах и для дела, конечно, сгодились, да и в душе оставили неизгладимый след. Сколько лет прошло, а до сих пор помню и ничуть не жалею.
Вагон почтовый первым промелькнул,
Ему никто руками не махал.
А он надежду, может, кой-кому вернул,
Но загодя того никто не знал!
Свидетельство о публикации №210120500281