Орсон Уэллс

Орсон Уэллс в фильме "Гражданин Кейн" (1941 г.).


Джордж Орсон Уэллс родился в мае 1915 г. в маленьком городке Кеноша вблизи Чикаго. Он был разносторонне  одаренным ребенком: участвовал в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки живописи. У него рано открылся незаурядный актерский талант, и в 1931 г. Уэллс дебютировал в одном из дублинских театров. Потом он провел некоторое время в Марокко и Испании, зарабатывая на жизнь детективами и выступая в роли тореадора.
Вернувшись в Америку, он устроился актером в передвижную театральную труппу. В апреле 1936 г. состоялся режиссерский дебют Уэллса, поставившего в гарлемском театре «Лафайет» шекспировского «Макбета». Все роли здесь исполняли чернокожие актеры, а действие было перенесено на Гаити в эпоху царствования кровавого короля Жана Кристофа. В 1937 г. Уэллс организовал на Бродвее собственный театр «Меркюри». 30 октября 1938 г. актеры этого театра выступили с радиокомпозицией «Война миров» по известному роману Герберта Уэллса. Чтобы оживить спектакль Орсон Уэллс перенес действие в США. Инсценировка оказалась настолько реалистичной, что вызвала настоящую панику и в буквальном смысле потрясла всю Америку. Нью-йоркская полиция  только за четверть часа получила  более двух тысяч вызовов, а в Нью-Джерси была мобилизована национальная гвардия и моторизованные бригады. Имя молодого режиссера сразу сделалось широко известным. Им заинтересовался Голливуд. После долгих переговоров в июле 1940 г. Уэллс приступил к съемкам своего первого фильма «Гражданин Кейн» по собственному сценарию, в котором сыграл главную роль (на все остальные роли были приглашены актеры театра «Меркюри»). 

 «ГРАЖДАНИН КЕЙН» (1941). Газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, один из самых богатых людей на свете, лежит при смерти в своем огромном поместье  «Ксандау». Умирая, он произносит последние слова: «Розовый бутон». Что это означает? Неужели появился ключ, с помощью которого  удастся проникнуть  в тайну  этой бурной жизни, где встречалось буквально все: скандалы и обманы, молниеносное восхождение на вершину, безудержная жажда власти и прогремевшие на весь мир неудачи? Один из журналистов пытается распутать нити этого клубка, начиная с раннего детства Кейна. Он тщательно изучает мемуары банкира  Тэтчера, воспитателя будущего миллиардера; посещает Лиланда – его сотрудника, бок о бок с которым тот начинал работать и который теперь с горечью вспоминает, как его грубо уволили; находит вторую жену Кейна, Сьюзен Александер, для которой тот построил когда-то оперный театр и которая ушла от мужа, когда ей надоело быть игрушкой в его руках. Теперь она поет в третьеразрядном кабачке. Все эти свидетельства, подчас противоречивые, собираются, как частицы некой головоломки, в единую картину, но одной из этих частиц все же недостает – что имел в виду умирающий, о чем он вспомнил в последнюю минуту? Между тем в опустевшем зале уборщики сжигают в котельной кучу ненужного хлама и среди прочих предметов бросают в топку детские санки, на которых когда-то катался маленький Чарльз. В ту пору он жил далеко от шумной городской жизни, в белоснежном раю счастливого детства. А на передке санок зритель успевает прочесть  сквозь языки пламени их название, выгравированное на железе, - «Розовый бутон». Оказывается, Кейн вспомнил перед смертью тот решающий момент своей жизни, когда он был объявлен наследником многомиллионного состояния. Он как раз катался на санках, когда за ним приехал чопорный, похожий на диккенсовского персонажа банковский опекун и навсегда увез из безмятежной страны детства. Словосочетание «Бутон розы» с тех пор стало крылатой фразой, символом неомраченного детского существования, предшествующего  всем искушениям и испытаниям жизни, отзвуком темы потерянного рая, которую сам Уэллс считал  центральной темой западной культуры. Мораль этого произведения, по сути дела, довольно банальна: в мире, где господствует голый расчет, все является «суетой сует». То же, что поистине ценно, не поддается купле-продаже, и поэтому «Розовый бутон» представляет собой символ духовного богатства и чистоты детства. Но эта аллегория рождается в рамках блистательного повествования, вытекающего из перепутанного клубка поступков, воспоминаний, ярких жизненных вспышек, собранных воедино магической силой кинозрелища. До той поры не было фильма, где бы так искусно  использовался прием «возвращения к прошлому».

«Гражданин Кейн» произвел подлинную революцию в кино и обозначил решительный поворот к современной кинематографии. Здесь впервые съемка производилась при помощи широкоугольного объектива, что позволило строить глубинный план, объединяющий  разные действия (на переднем и на заднем плане) в едином потоке. Здесь впервые были применены новые приемы монтажа,  освещения, композиции кадра. Замечателен сам язык фильма - впечатляющие ракурсы и глубинные мизансцены, символические детали, энергичный стремительный монтаж. «Кейн» принес Уэллсу «Оскара» за лучший сценарий, пресса была полна восторженных откликов, однако в американском прокате фильм провалился. Но следует заметить, что после войны «Кейн» попал в Европу, где произвел настоящую сенсацию и во многом воздействовал на новаторские поиски кинематографистов всего мира. Але Базен писал: «Этот показ тайной жизни человеческой души, показ, построенный на том, что человеку удалось свершить, на словах, которые он произносил, на чьих-то судьбах, которые он разбил, эта нескончаемая цепь самых разнообразных эпизодов вне какого-либо хронологического порядка, этот мнимый хаос событий – все содействует тому, что фильм стал гениальным в самом точном и самом немецком значении этого понятия».

Следующий фильм Уэллса «Великолепные Эмберсоны» (1942) так же не имел коммерческого успеха, после чего продюсеры потеряли к режиссеру интерес. Уэллс продолжа выступать на радио, работал как актер и автор сценариев, с большим успехом сыграл Ротчестера в фильме по роману Шарлоты Бронте «Джейн Эйр». Вновь попробовать себя в амплуа режиссера ему удалось только в 1946 г. После удачного фильма «Чужой» Уэллс взялся за постановку уголовной драмы «Леди из Шанхая» (1947) по детективу  Шервуда Кинга, главную роль в котором сыграла его жена известная кинозвезда Рита Хейворт.

«ЛЕДИ ИЗ ШАНХАЯ». Однажды вечером в центральном парке  Нью-Йорка  моряк Майкл О'Хара (его играет сам Уэллс) спасает от бандитов красавицу Элзу Баннистер. Майкл принимает приглашение Элзы поступить матросом на ее яхту. Он знакомится с ее мужем мистером Баннистером и его партнером Грисби. Последний предлагает  матросу подписать за пять тысяч долларов  признание в его убийстве. Грисби  исчезнет, но никто не докажет  факта убийства, так как не будет трупа. О'Хара соглашается, поскольку хочет избавить флиртующую с ним Элзу от ее равнодушного и холодного мужа. Но тут происходит неожиданный поворот в событиях: обнаруживается труп Грисби. О'Хару арестовывают. Он бежит из-под стражи, чтобы доказать свою невиновность, и узнает, что убийство ради получения денег по страховке на самом деле  совершила Элза. О'Хара узнает так же, что и Грисби планировал убийство Баннистера. Классический триллер в интерпретации Уэллса обогащается целой россыпью режиссерских находок. Чего только не было в этой картине: и китайский театр, и любовные объятия, снятые сквозь гигантский аквариум, и, наконец, в финале ошарашивающая погоня в Луна-парке, где преследование, начавшееся  на «американских горках», заканчивалось в комнате кривых зеркал. Там, в лабиринте тысячекратно повторенных изображений, звучали выстрелы, которыми смертельно ранили друг друга муж и жена Баннистеры…

После неудачного проката «Леди из Шанхая» и скандального развода с женой Уэллс переехал в Европу, где в 1952 г.  закончил своего «Отелло». Работа над этим фильмом продолжалась около четырех лет и принесла Уэллсу на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь». В 1957 г. режиссер вернулся в США и поставил здесь по роману Уита Мастерсона фильм «ПЕЧАТЬ ЗЛА» (1958) – детектив, исполненный шекспировской морали и имевший триумфальный успех в Европе. В маленьком  пограничном городке  между Мексикой и США молодой полицейский, Вергас, которому поручено препятствовать незаконной перевозке наркотиков, неожиданно становится свидетелем взрыва машины, куда, как оказалось, была подложена взрывчатка; погибли двое, один из которых – местный крупный босс Руди Линнекер. Американский инспектор  Квинлан ведет расследование, его мексиканский коллега предлагает ему свою помощь. Но вскоре между ними начинаются нелады. Вергас убежден, что Квинлан подтасовывает доказательства. К этому добавляется и расистская неприязнь. Гранди, вожак  шайки мошенников, затаив злобу на Вергаса, клевещет на его жену, Сьюзан, а Квинлан ему попустительствет. Однако вожака выдает один из членов его шайки, Мензис, и Вергас, воспользовавшись этим, разоблачает Квинлана. Тот в отчаянии, тем более, что в деле с раскрытием виновников взрыва он был на правильном пути. Когда он гибнет, его старая подруга Тания произносит краткое надгробное слово: «Это был мужчина – вот и все».  Благодаря режиссерскому и актерскому мастерству Уэллса (он сыграл в своем фильме главную роль  Хэнка Квинлана)  банальный роман «черной серии»  превратился в сумрачную притчу, в которой поднималась значительная проблема общественных отношений – проблема злоупотребления властью полицейского, что прямо ведет к нетерпимости. Либерал Вергас резко противопоставлен в фильме «фашиствующему» Квинлану. Это, несомненно, и придает  фильму его шекспировский характер. Квинлан недалеко ушел от Макбета, а его верный подручный Мензис – от Яго. Оба они воплощают в себе несправедливость и предательство.Как обычно, лента Уэллса поражала изобретательностью многих решений: применением необычных ракурсов, экспрессивностью образов, нервным «скачкообразным» монтажом.

Последней большой работой Уэллса стал художественно-документальный фильм «Ф как фальшивка» (1975). Умер режиссер в октябре 1985 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
И от меня примите, Константин, благодарность за ваш труд.
Интересно и познавательно.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   07.12.2011 20:49     Заявить о нарушении
Рад быть Вам полезным, Кира! Спасибо. Вы меня скоро совсем избалуете своими рецензиями.

Константин Рыжов   07.12.2011 23:03   Заявить о нарушении
Да я бы их с огромным удовольствием писала бы рецензии, Константин, буквально на все ваши статьи и очерки( настолько они познавательны ), но не хочу казаться вам навязчивой, поэтому иногда пропускаю.
Но пишу всегда искренне и восхищаюсь вашей работоспособностью.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   07.12.2011 23:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.