Друг

Хочу сказать вам несколько слов о человеке, которого сейчас просто нет. А знакома я с ним давно. “Насколько давно?” - спросите вы. Увы, не могу ответить точно.
Время - понятие растяжимое, даже порой неуловимое. Есть чувства, длящиеся вечность. Но люди боятся этого слова, поэтому живут временным, скоропреходящим. Синонимом слова “Вечность” является и одинокая пустыня, и вселенная, и покой...
Так вот, человек этот жил действительно на земле. И, когда вспоминаешь о нем, вдумываешься в образ его жизни - захватывает дух. Это был человек, беспредельно преданный своему призванию. Призванию, на которое способен далеко не каждый. Нет, он не являлся художником, поэтом и музыкантом. Не был он и педагогом, инженером, космонавтом. Хотя, кажется, профессия у него была. Но какая, сейчас вспомнить не могу.
Единственное, чем он был примечателен - это своим каким-то непознаваемым характером. Нельзя было его разозлить абсолютно! У него была странная улыбка. Никогда не позволяя себе осклабления, он как-то кривил линию губ, отчего выглядел жалким.
Поверхностные определения “мягкотелость” и “бесхребетность” к нему не подходили. О, как меня злило, когда его называли слабым и безвольным! В нем был стержень, несомненно. Но разве людям это объяснишь? Железный кулак, хамство, амбиции, умение вставить нужное слово - вот, что считается силой. Увы! Увы.
И еще, он всегда был одинок. Может быть, поэтому его презирали? Но после встречи с ним, что-то начинало трепетать внутри. У многих, почти у всех. Трепетало звоном маленького колокольчика... И долго потом не проходило. Людям скорее хотелось избавиться от этого непривычного состояния. Оно застявляло погружаться во внутреннюю их пустоту. А там - трудно и больно.
Помню, как мы встретились. Разговаривали о чем-то. Рядом с ним я опять остро почувствовала собственную пустыню. Мне так хотелось, чтобы он рассказал о себе.
 - Скажи, чем ты живешь? - спросила я.
Он улыбнулся своей обычной улыбкой-плачем.
 - Тобой. - просто ответил он.
Это удивило меня. Что за нелепая игра фраз?
 - Мной? А как это?
 - Тобой. Ими... Вот этими травинками, которые у нас под ногами. Этими букашками, живущими между травинок...



Он хотел еще продолжать. Но я остановила его. Так как считала его речи полным бредом и являлась нормальной.
  - Послушай! Как это - жить чьей-то жизнью, а не своей? Так не бывает.
Он опять улыбнулся.
 - Видишь солнце. - указывая на сияющее светило, щурясь, говорил он. - Чтобы чувствовать солнце, надо быть его лучом.
 - Нет, я понимаю, что ты хочешь сказать. Надо быть частью. Это есть. А если рядом с тобой человек, что - надо быть его тенью, а не самим собой? Надо быть пальцем от его руки или ноги, а не отдельной личностью. Так что ли?
Он опять улыбнулся и прищурился.
 - Ладно, прости. - сказала я.
Он посмотрел куда-то вдаль, прибавив шаг, ушел от меня вперед. Потом повернулся, дожидаясь, когда я его догоню, и сказал:
 - Я могу быть вторым, знаешь... Я  просто схожу на нет.
 - Говори, говори... - шептала я. И пустота внутри меня начала наполняться чем-то притягательно-свежим.
Он угадал мое состояние и, если бы этот разговор закончился так вдруг, на полу-ноте, мое настроение осолилось бы глубокой тоской. Он этого не хотел! Боже мой, как он умел чувствовать окружающих его!
 -Я  любил одну девушку. - сказал он, зная, что мне хотелось задать именно этот вопрос - о любви. Не эфемерной, а именно земной.
 - И что? - взволнованно прокричала я. - Почему вы не вместе? Где она?
 - Она счастлива, наверное. Как и я.
 - Она знала о твоих чувствах?
 - Нет. Впрочем, не знаю... А живет она далеко отсюда. Наверняка, теперь у нее появились дети.
 - А как вы познакомились? Кто ты ей являешься?
 - Я  был другом ее жениха.
Он не стал продолжать свою историю. И я не задавала вопросов.
 - А что ты ценишь больше всего в человеке? - спросила я.
 - Верность.
Потом мы попрощались. За горизонт заходило красно-розовое солнце. И мне показалось, что он пошел по дороге - прямо к этому большому и круглому светилу. И утопал в лучах силуэт этого удивительного человека.



Я  не видела его долго. Несколько лет после нашей последней встречи.


Помню, кто-то сказал мне, что он умер. Плакать мне или радоваться за его душу? Я  не могла себе ответить...
Говорили, что он сильно болел, но никогда этого не показывал. Даже не намекал на свое плохое самочувствие. Скорее всего, все его оставили в период пика болезни. Никто к нему не приходил, не сочувствовал ему. В больницу он не обращался.
“Он не боялся смерти! - думала я. Он победил себя, воскрес душою уже при жизни. Он не боялся пустоты, не мучился колебаниями или ненавистью. Таким людям уготована весенняя жизнь вечности. Что с того, что у него не было успеха в жизни? Достаточно того, что от него исходило добро. Он сделал то, что должен был сделать. И хватит этого”.

В один тихий вечер, я бродила по городской дороге. Отыскала тропинку, по которой гуляла с ним когда-то, поднимала голову вверх, смотря на солнце. И почему-то улыбалась... Мне показалось, что он сейчас где-то рядом со мной. Я увидела его и в этой траве, и в этих деревьях. И во всем огромном пространстве рассеивались его слова: “Да, пусть совершится все... Пусть не вспомнят обо мне. Пусть жених и невеста будут счастливы. А  я - сойду в смерть, в забвение. И вернусь  -  в ничто...”


Рецензии