Станьте в круг. Геометрия жизни

Я городской сумасшедший. Я хожу по улицам, заглядываю прохожим в глаза, наблюдаю их меняющиеся лица и пытаюсь с ними заговорить. На мне чёрная накидка и такой же чёрный колпак, с наклеенными дешёвым клеем звёздами из фольги. Однажды в детстве я отверг роль звездочёта в детском театре, посчитал образ нелепым и унизительным, а сейчас мне в нём комфортно. Моя тема. Город грязный, улицы затоптаны раскисшим снегом и глиной, которая выпадает из нас людей прямо под ноги, да мы её почему-то не замечаем. Это всё превращается в кашу-месиво, по которой мы ежедневно ходим не задумываясь о сути. Я тоже грязный, меня часто толкаю и роняют на землю, особенно когда я пытаюсь заговорить и мои слова не очень понятны людям. Но когда я в колпаке и накидке мне можно быть вызывающим. Провокация - это когда ты хочешь вызвать предсказуемую реакцию, и я точно провокатор, но я желаю непредсказуемости. Я мечтаю, что однажды я начну встречать людей, которые поймут меня и поверят мне, протянут мне свои руки и станут в круг. Станьте в круг, люди. Это единственная форма нашей свободы и равенства, это единственный путь избавления от греха и порока, неужели вы этого не понимаете. Мир и так чрезмерно полон иерархий, немыслимых цепочек, где один над другим, где по лежачим ходят, где убогих возносят, где всё строится на столпах превосходства и неравенства. Отбросьте всё это, выходите из пирамид и становитесь в круг, здесь нет ни верхних, ни нижних, ни правых, ни левых. Мы здесь все равны...
У перекрёстка стоит полицейский, мокрый от дождя и тяжёлой работы. Он курит, прижимая к груди полосатый жезл, проклинает свои жизнь и косится на часы. Сейчас начнётся пробка, он выключит светофор и бросится в поток машин, разгонять их в правильном направлении своей волшебной палочкой. Это его долг, это его собачья работа, которая одновременно и потрошит его нежную душу и тут одаривает златом его карманы. Он всё понимает. Он давно уже должен был стать генералом и восседать в кожаном кресле уютного кабинета, но где-то не срослось, где-то не вышло и он до сих пор почему-то лейтенант, которого окружают коллеги козлы и начальник урод." Ой какой богатенький Буратино, и откуда такие денежки!"- кричали они, завидев на его руке золотые часы Rolex, будто бы они сами носят пластмассовые Casio. Или пуская шапку по кругу для очередного сабантуя, требовали от него, чтобы он опустил непременно соточку и не жался от скупердяйства. Козлы и уроды, но он им покажет. Вот-вот пробьёт его час и он всё припомнит. Всё до копейки. А сейчас единственная радость выкроить вечер и за бутылкой хорошей дорогой водки поведать соседу какой правильный и ясно мыслящий служитель Родине и законности. Сосед, ради порции допинга, будет готов бесконечно выслушивать его откровения..."Я...Я...Я... я такой вот, я всё сделал, но не оценили..." Жертва иерархии. Как ему помочь? Ведь он даже не просит помощи и искренне уверен в своей собственной силе и мощи.
- Пан генерал, - обращаюсь я к полицейскому, - Бросьте всё, станьте в круг! Зачем вам эта шаткая лестница по которой могут взобраться только избранные, да и то только по головам своих собратьев?
Он пристально смотрит на меня. Его лицо перекашивается от презрения и недовольства. Но я не сфере его функций и он это понимает:
- Пшёл вон! Придурок! Я сейчас наряд вызову...
Я конечно же ухожу. Разговор не может состояться. Нет никакой возможности для обмена. На промозглых улицах города ещё хватает людей и быть может здесь ко мне прислушаются.
Книжный магазин. В магазине пусто. За прилавком моложавая женщина листает журнал. Она понимает, что я не покупатель, но молча позволяет мне приблизиться.
Ей за сорок. Имея почти взрослую дочь, мужа и двух любовников, она продолжает искать среди случайных знакомств мужчин, которые соответствуют её идеалу.
Жизнь ей недодала всего, что она заслуживает и поэтому, чтобы не обделить себя саму она постоянно держит себя в тонусе готовности к любви. Она мила. Возле неё приятно находится. Она тщательно следит, чтобы не выйти на работу дважды подряд в одной и той же одежде, она жертвует комфортом и носит такие неудобные для неё стринги, орошает себя дорогущими французскими духами, которые специально достает для себя неизвестно откуда. Она свято верит, что так не пахнет больше никто, что она единственная, что в её жизни ещё не случилось всё, что должно было именно с ней случиться...
- Здравствуйте, милая барышня,- приветствую её я, - Можно я вас отвлеку?
Она старше меня, но я осознанно обращаюсь к ней как к младшей. Ей это нравится и мне засчитываются дополнительные баллы для снисхождения. Мама её недостаточно хвалила и любила в детстве, муж мало уделял внимания, не находил порой таких важных и значащих слов, а милые друзья так и не смогли выйти за рамки узких специфических отношений. А ей нужно было всё, всё и в одном флаконе. Потребность переросла в жажду, жажда стала постоянно душить и требовать реализации. Она тоже жертва иерархии. Она осознанно ставила себя ниже всех, кто приближался по жизни и такая позиция позволяла ей требовать и ждать от всех гораздо большего, чем они могли. Я маленькая, я слабенькая - а ты большой и сильный, ты должен меня любить и только тогда, когда я почувствую, что это то, что мне нужно, я отдам тебе всё...
- Что ты хочешь? Будешь попрошайничать? - спрашивает меня она, ошибаясь в моих намерениях.
- Нет, я хочу, вам предложить изменить свою жизнь. Станьте в круг, протяните руки равным себе и ощутите, что так гораздо легче.
- Ты сектант? В твоём братстве не хватает паствы. Скажу сразу, я не по этим делам.
Я замужняя женщина, работа, семья, дети. Всё остальное меня не интересует.
- Но вам не хватает семьи, и из детей вы сможете воспитать только повторителей всех ваших ошибок.
- Всё мне хватает, и детей своих я очень люблю. Не нужно в это лезть. Что ты от меня хочешь? Я не подаю милостыню и не нуждаюсь в нравоучениях...
- Я просто хотел вам предложить посмотреть на всё немного иначе, это мой долг, ведь если я понимаю то, что не понимают другие, то я должен что-то делать. Я не имею права молчать. Встаньте в круг избавьте себя от несбыточных ожиданий и живите простым обменом среди равных. Ваша мама такой же человек как и вы, неидеальный, допускающий ошибки и склонный к заблуждениям, посмотрите на неё не как на родителя, а как на подругу, как на равного вам человека, который может только то что может и не больше.
- Что ты знаешь обо мне? Что ты знаешь о моей матери? Что ты за бред несёшь, чучело в колпаке? Убирайся отсюда, от тебя воняет...
Меня снова выгнали. Я это ожидал, хотя и надеялся, что сценарий может быть другим...
На трамвайной остановке стоит пьяный подросток. Он не хочет идти домой, где дом это не просто жилище, а полная чаша и изобилие. Папа и мама большие люди, верховные жрецы иерархии. Его воспитывают гувернантки, охраняют вооружённые дяди, возит в бронированной машине специально обученный водитель. Но дом для подростка это тоска и тюрьма. Ему нравится девочка из простой семьи, которую не хотят воспринимать родители, его контролируют во всём, у него нет никакой свободы. У него нет никаких прав и он всем должен. Единственное спасение - убежать из всей этой золотой клетки и попробовать принадлежать себе самому, но его обязательно найдут, прочистят мозги и ничего не будет. Он убежал, он напился и в этом обезболенном состоянии ему кажется, что он свободен.
Я подхожу к нему. Он смотрит на меня и смеётся.
- Живое огородное пугало, дай поносить колпачёк, у меня нет такого, хотя до этого момента у меня было всё.
- Ничего у тебя не было. Тебе всегда нужно было именно то, чего ты не имел. Разве я не прав?
- Может и прав, но мне не хочется с тобой разговаривать, ты падший и мерзкий.
- Но ты ещё не оброс настолько глубоко пороками, чтобы не видеть из всего этого выхода, может случайный разговор тебе как раз поможет стать не таким каким тебя делают твои родители.
- Ты знаешь моих родителей? Может они тебя подослали? Пугало, не приставай ко мне, мне и без тебя плохо. Ты понимаешь, у меня нет никакого выхода.
- Он есть.
- Нет, нет, я на самом деле не хочу непредсказуемости, понимаешь не хочу... иди, Пугало, иди себе куда шёл.
И я пошёл. Люди избегают разговоров, боясь душевного стриптиза. А мне некуда деть своё понимание правил жизни. Это всё должно происходить на каком-то другом, далеко не бытовом уровне. Натыкаюсь на зеркальную витрину, в которой вижу себя в полный рост. "Эй, ты, в колпаке! Перестань анализировать людей и лезть в чужую жизнь, протяни руки себе самому, стань в свой собственный круг и насладись уже своим придуманным равенством." - говорит мне отражение и оно право. Я снимаю колпак и накидку. Здесь за углом припаркован мой гелендваген, сейчас я поеду домой, где ждёт меня красавица жена. Вечер, мы уже устали, вдвоём залезем в джакузи и среди нежных воздушных пузырьков, попивая бургундское, будем делиться тем, как прошёл этот день....
Если что-то или кого-то реально ищешь, то рано или поздно обязательно найдёшь. Только станьте сначала в круг, протяните руки.


Рецензии