Любавушка - дочь Семёновны

   В деревушке дальней, за синими горами, у самого леса жила вдова Варвара Семёновна, в деревне её запросто по отчеству Семёновной называли.. Муж её на войне сгинул, и осталась она одна с дочкой Любавушкой. Была вдова великой травницей. Каждую травку по имени величала, обращалась с ней ласково, оттого и травы ей свои тайны раскрывали. Знала Семёновна, какая трава усталость сымет, какая недуг вылечит, а какая и красоту девичью яркой сделает. 
  Была вдова женщиной доброй и трудолюбивой, всегда готова помочь в беде, потому и любили её люди, и пользовались её знахарским даром. У кого дитё захворало, кто спину надорвал от непосильной работы, иль другая какая беда приключилась – сразу к Семёновне. Никому вдова не отказывала.
  Дочка Любавушка всегда с матерью. Мать отвар для ребёнка делает, а Любавушка с хозяйской кошкой или собакой возится. Очень зверьё  её всякое любило. Любавушка кошку на руки берёт, ласковые слова ей на ушко шепчет, а та в ответ:
      – Мур-ры, мур-ры, какие у тебя руки нежные!
      Понятно, слова эти только Любавушка слышит, улыбается в ответ, приговаривает:
     – Мурочка моя ласковая, Мурочка моя славненькая, погрей ребёночка, ему легче будет, выздоровеет быстрее.
       Мурка – сразу к ребёнку. Прижмётся к нему, а ребёнок уж улыбается, гладит кошечку, и сразу легче ему делается. Дивятся хозяева, что это с кошкой нашей, а сами рады, ребёнок на поправку пошёл. И Семёновне спасибо, и Любавушке.
      Пошла однажды Семёновна в лес за травами и Любавушку, как всегда, с собой. Мать травы собирает, а Любавушка по лесу бегает, то ёжику грибок отыскать поможет, то белке из хвоста колючки вытащит, то лису пристыдит, зачем зайца обижает. Вдруг видит, под кустом – собака. Дышит тяжело, из закрытых глаз слёзы в два ручья, хвост повис, уши упали, шерсть клочьями. Пропадает бедная.  Подошла к ней Любавушка, погладила:
      – Ты чья? И как ты тут оказалась?
      Тут зверьё, которое поблизости оказалось, окружило их, вперебой рассказывают.
     – Это Шарик, он из деревни пришёл.
     – Он совсем слепой!
    – Его хозяин побил, за то что, он у него кусок мяса стащил.
     – Я не хотел, – подал голос Шарик. – Ослеп я, службу стал плохо нести, хоть и очень старался.  Хозяин  перестал меня кормить. Вот, пришёл в лес помирать.
    – Рано тебе помирать, а глаза твои мы вылечим.
     Выспросила Любавушка у матери про травку, которая глаза лечит, сама нашла эту травку и к глазам Шарика приложила. Мягкой веточкой привязала, чтобы травка не соскользнула, ласковые слова прошептала:
     – Травушка-муравушка, сил своих не жалей, заразу-болезнь одолей, чтобы глазки вновь глядели, свету белому радовались.
      Не прошло и трёх дней, а Шарик уж по лесу здоровый бегал, всем рассказывал, как Любавушка его от смерти спасла.
      С тех пор так и повелось, заболеет ли кто в лесу, лапу сломает или поранится – все к Любавушке бегут.  Люди в деревне сначала побаивались, всё же зверьё из леса дикое, вдруг покусает кого. Но потом привыкли, зверьё никого не трогало, да и Любавушка стала лечить и домашних животных. Так и жили в добром соседстве.
     Любавушка выросла, повзрослела, превратилась в красивую ,стройную девушку с длинной русой косой. Местные парни стали на неё заглядываться, некоторые даже сватались.  Но девушка относилась ко всем по-доброму одинаково и вежливо отказывала. А тут ещё несчастье случилось. Семёновна тяжело заболела, слегла и угасла в одночастье, оставив Любавушку одну. Совсем тяжко пришлось бы девушке, если бы не её друзья, звери.
    А в соседней деревне, за лесом, жил колдун Матвей, богатый и жадный.  Много чего умел колдун, а вот язык зверей не понимал. Давно заприметил он Любавушку. Еще когда Семёновна жива была, заезжал часто в гости, подарки разные привозил, а теперь и вовсе зачастил. Жениться задумал. И совсем не потому, что влюбился, а потому, что очень уж хотел научиться понимать звериный язык.
    На этот раз привёз Матвей Любавушке в подарок дорогое обручальное кольцо с бриллиантом, протянул девушке красную бархатную коробочку, гордо выпятил толстый живот  и сказал:
       – Ты должна стать моей женой, будешь у меня жить, в красно платье наряжаться, дорогие подарки каждый день получать, не служанкой – хозяйкой в дом тебя беру.
     Давно ждала Любавушка от Матвея этих слов, знала, что он не просто так в гости к ней ходит, и давно был готов у неё для него ответ. Хоть и не нравился ей колдун, только обижать людей она не могла, потому и ответить постаралась повежливее:
      – Спасибо Матвей за предложение, только подарка этого я от тебя не приму. Не обижайся, не люб ты мне.
    Разгневался Колдун, но виду не показал.
      – Не торопись, подумай хорошо, я завтра ещё приду.
      На завтра Матвей принёс Любавушке дорогое, красивое колье и повторил своё предложение. Но теперь уж Любавушка рассердилась:
     – Не носи мне, Матвей, подарков, не приму я ничего от тебя. А ответ мой ты ещё вчера услышал.
     – Не пойдёшь за меня замуж, – пригрозил ей колдун, – превращу тебя в зверушку лесную, чтобы никому не досталась!
    – Лучше уж мышью серой по лесу бегать, чем с тобой жить! – в сердцвх воскликнула девушка.
     – Ах так! Пусть исполнится твоё желание! Быть тебе серой мышью!
    Пригнулась Любавушка от этих страшных слов, присела, окутал её серый туман, и осталась она сидеть на полу серой мышкой. Выкатились из её глаз две крупные слезы, покатились шариками по полу и превратились в два ярко-синих жемчуга. Поднял колдун жемчуг, покатал шарики на ладошке.
     – Ишь, какие красивые, как твои глаза, Любавушка! Не быть тебе красной девицей, пока жемчуг у меня, а я буду крепко его хранить. Надоест мышью бегать, приходи, только теперь уж будешь ты мне не женой, а служанкой.
     Забрал Матвей жемчужины и ушёл, надеясь, что Любавушка сама к нему прибежит.
    Всё это видел и слышал самый верный Любавушкин друг, пёс Шарик. Очень жалко ему было девушку. Только чем он мог ей помочь? Разве что жемчуг забрать у колдуна?
      Подошёл он к мышке, обнюхал её, запоминая её новый запах и сказал:
      – Не печалься, Любавушка, я заберу жемчуг, принесу его тебе, и ты снова станешь прежней.
     Ничего не ответила Любавушка, только тяжело вздохнула, знала, что непросто забрать жемчуг у колдуна, но не хотела огорчать друга.
   Побежал Шарик знакомой тропинкой через лес, пробрался незаметно в дом колдуна,  отыскал по запаху шкатулочку, в ней, верно, жемчужины. Закрыта шкатулочка на замок, не так-то просто её открыть. Хотел забрать её Шарик, дотронулся,  она тотчас оглушительно зазвенела, сбежались слуги, пришёл сам Матвей. Колдун сразу же узнал в собаке мальчика-сироту, которого когда-то сам избил и ослепил только за то, что тот без спросу взял с хозяйского стола кусок жареного мяса. Потом выгнал его из дома, превратив в собаку.
    – Егор, это ты? – удивился колдун. Я думал, тебя уж давно в живых нет. Видать, Любавушка выходила тебя, и теперь ты решил помочь ей, выкрав у меня жемчуг?  Ты забыл, что я делаю с ворами? Сегодня я, так и быть, отпущу тебя, но вовсе не потому что я стал добрее, а для того, чтобы ты пошёл и сказал своей упрямой хозяйке, что никуда она от меня не денется.
     Шёл по лесу понуро Шарик, опустив хвост и повесив уши, и рассуждал:
     – Эх, никуда я, видно, не гожусь! Помочь Любавушке не смог. Одна дорога: лечь под куст и умереть от тоски.
     – Погоди-ка умирать, друг, однажды ты это уже делал, не получилось. И теперь не пришло ещё твоё время, – вдруг услышал Шарик, огляделся и увидел старичка. Ростом с вершок, борода до пояса, котомка через плечо, белая рубаха красным кушаком подпоясана, а на ногах лапти рваные.
     Удивился Шарик: старик будто из сказки вышел.
     – Ты кто? – спрашивает. Откуда всё про меня знаешь?
     – Ишь ты! – усмехнулся старичок. – Много будешь знать – скоро состаришься. А тебе ещё долго жить, счастливым быть. Детишек рожать,  уму-разуму их учить.
    – Загадками, дедушка, говоришь. Скажи лучше, если всё знаешь, как Любавушке помочь?
    – А ты не торопись, не лезь поперёд батьки в пекло, слушай меня внимательно. Я – старичок-добрячок, но добро делаю тому только, кто его заслуживает. У тебя, Егор, большое, любящее сердце, а потому я помогу и тебе, и невесте твоей.
       – Но у меня нет невесты!
      – Не перебивай! Негоже слово своё вставлять, не дослушав старшего до конца. Ты про невесту и сам пока не знаешь. Погоди, всему своё время. Дам я тебе ошейник.
     – Нет! – отскочил подальше Шарик. – Лучше умереть, чем носить на себе эту удавку!
    – Экий ты нетерпеливый, – нахмурился старичок-добрячок. – Опять до конца не выслушал. Ещё раз перебьёшь, уйду, и останется твоя Любавушка мышкой серою на веки-вечные. Ошейник непростой, на нём три волшебные горошины, каждая из них выполнит любое твое желание. Нужно только попросить её об этом. Запоминай.
Катись с моей ладошки,
Катись по дорожке,
Неси мне удачу,
Исполни задачу.
      С этими словами старичок исчез, как не бывало, а на шее у Шарика оказался серый ошейник с тремя синими стекляными горошинами, цветом точь-в-точь,  как жемчужины у колдуна в шкатулочке.
      Не теряя времени, Шарик помчался назад, к дому колдуна. Потихоньку прокрался к шкатулочке, вынул одну горошину из ошейника и зашептал, торопясь побыстрее произнести заклинание.
Катись с моей ладошки,
Катись по дорожке,
Неси мне удачу,
Исполни задачу.
Принеси мне, пожалуйста, жемчужины из шкатулочки.
        Покатилась горошинка с ладошки на пол, с пола – на стол, со стола – на шкатулочку, шкатулочка открылась, а горошина тут же исчела, будто растворилась в воздухе. Жемчужины выкатились из шкатулочки, прикатились к Шарику прямо в лапы. Схватил пёс их и быстрее вон!
     Бежит Шарик. Скорее – к лесу! В лесу – друзья. Помогут, если что не так. Но и Матвей не дремлет, обнаружил пропажу – и в погоню. Конь у Матвея лихой, вот-вот догонит! Выхватил торопливо Шарик из ошейника вторую горошину зашептал:
Катись с моей ладошки,
Катись по дорожке,
Неси мне удачу,
Исполни задачу.
Останови, пожалуйста, погоню!
  Споткнулся тут Матвеев конь, остановился. Сердится Матвей, погоняет, да только конь стоит, как вкопанный. Спешился колдун и бегом за Шариком, да где ему, толстому да неулюжему, а Шарик уж в лесу. Звери дружной стеной дорогу колдуну преградили, пришлось ему ни с чем домой вернуться.
  Прибежал Шарик к Любавушке, положил перед нею жемчужины, вынул из ошейника поскорее последнюю горошину и зашептал:
Катись с моей ладошки,
Катись по дорожке,
Неси мне удачу,
Исполни задачу.
Верни, пожалуйста, Любавушке прежний облик.
  Прилетело тут голубое облачко, окутало серую мышку, улетело, забрав с собой серость и оставив Любавушку. Стала девушка ещё краше прежнего.
Обняла Любавушка верного своего друга, поцеловала его собачью морду и сказала:
  –  Милый мой, добрый мой Шарик, как я тебя люблю! Если бы ты человеком был, другого мужа мне и не надо было бы.
  И в третий раз прилетело облако, только не серое и не голубое, а ярко-розовое, опустилось оно на влюблённых, навечно соединяя их сердца. Встал Егорушка во весь свой рост. Широкоплеч, волосы русые, в кольца завитые, глаза голубые, богатырь, как из сказки. Обнял он Любавушку, поцеловал.
  На той свадьбе вся деревня гуляла. Говорят, что зверьё из леса на одну ночь человеческий облик приняло, чтобы на равных сидеть за одним столом с друзьями. Правда это, нет ли, кто же теперь помнит? Разве что старичок-добрячок? Он тоже на свадьбе был, только увидеть его не всем довелось.


Рецензии
Спасибо за сказку. Давно не читал подобного. Так много всего: и морали и любви к природе, животным. Обязательно зарегистрируйте эту сказку в заявках на страничке "День Сказки".
С уважением Михаил.

Темнов Михаил Юрьевич   22.06.2012 00:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.