Кое-что об истории

Современная историческая наука чрезвычайно политизирована. Как следствие большинство исторических изысканий выступает в качестве удобного инструмента для манипуляций и естественно фальсификаций. Что, оказывается в порядке вещей, в постиндустриальном обществе, где отсутствует понятие нравственных ценностей и духовности. Чему удивляться, если еще М. Монтень писал: «…что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представлений которое мы имеем о них» [1].

А если взять еще более ранние источники т.н. «голубиную книгу» из славянской мифологии – то одно из основных выражений главного противоречия жизни– лежит в сфере «правда и кривда» [2]. Это отражено и в народном фольклоре других народов. В частности в карельского эпосе «Калевала». Как говорят угры: «Мида сувремби деги, сида, хиллемби маткуав, мида миэлевемби риститтю, сида хиллемби пагизов. Чем больше река, тем теченье медленнее, чем умнее человек, тем разговор спокойнее».

Также, было бы небезынтересно по этому поводу о фальсификации в истории привести высказывание известного французского поэта Поля Валери: «История – самый опасный продукт, вырабатываемый химией интеллекта. Она заставляет мечтать, она опьяняет народы, порождает у них ложные впечатления… вызывает у них манию величия и манию преследования».

Как мне кажется, аллегоричное высказывание древнего китайского ученого Чжуан-цзы будет здесь уместно: «Колодезная лягушка не может представить себе океан, также как не может летнее насекомое вообразить лед. Как же ученый может понять Дао? Он ограничен своим собственным учением» [3].

Когда о тех или иных исторических фактах говорят по меткому высказыванию Бенджамина Хоффа «Конфузящие» ученые, то удивляться не приходиться что эти сведения мягко говоря манипулятивны. Как пишет Б. Хофф: «Правда, даже скучные и неинтересные ученые бывают очень полезны и необходимы. Они снабжают нас информацией. Только вот дело в том, что существует Нечто Большее, чем просто информация, и это Нечто Большее как раз и есть сама жизнь» [3].

 Как мне кажется, чтобы более или менее объективно воспринимать историческую информацию, ее нужно анализировать, сопоставлять с другими источниками информации, причем, не только на одном языке, использовать анти-манипуляционные методики  проверки данных. А также, проводить  разновременный, поиск источников, если исторические события позволяют это, с глубиной не менее 100-200 лет. Лишь тогда можно говорить о более или менее достоверной интерпретации той или иной исторической информации.         

Используемая литература:
1. Мишель Монтень. Опыты. Книга 1-2. Второе издание. А.С. Бобович и др. Москва. Наука. 1979. с.48-66.
2. В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Правда и Кривда. с. 328-329 //Энциклопедия. Мифы народов мира. Том 2. Гл. ред. С.А. Токарев. Москва. Советская Энциклопедия. 1982.
3. Бенджамин Хофф. Дао пуха. Москва. Дао и Сыновья. 2000. с. 26, 31.


Рецензии
Особых возражений написанное не вызывает, однако, вот что следует иметь в виду. Историческая наука выработала научную методологию изучения исторического процесса (и не нужно никаких "анти-манипуляционных методик"). Всякие антиисторические построения, которые предлагают историки и подхватывают публицисты, основываются на грубых и недобросовестных отступлений от подобной методологии .

Впрочем, часто имеет место элементарная, причем политически ангажированная, безграмотность. Ведь сегодня почти все считают себя историками или политологами... Почитайте чего только не пишут на той же Прозе.ру...

Игорь Абросимов   20.02.2015 12:59     Заявить о нарушении
Абсолютно согласен! Это очень верная позиция, некоторая часть современных публицистов отвергает факты и мыслит ангажированными слоганами. Попытки объективной, проще сказать научной точки зрения, не специалистами оценивается как невозможной.

История наука точная, но вот учебники истории, это отдельная песня, они уже не о фактах, всех какие были за какой-то отрезок времени, а скорее история политики или даже отдельных, победивших политических группировок. Как последние сменяются, изменяется и содержание учебников.

В общем как мне кажется, всё дело в человеческом факторе, одни передерживаются - "выработанной научной методологий изучения исторического процесса" - а другие её игнорируют, в угоду политических или иных целей.

С признательностью,
Искандар



Заметки Географа   20.02.2015 13:13   Заявить о нарушении
Конечно, политический интерес и связанная с ней ангажированность влияет прежде всего на школьные учебники, не говоря уже о публицистике. Кстати, не в порядке саморекламы, а по теме, добавлю, - я в свое время даже написали и поставил на Прозе.ру очерк, который так и назвал - "История или политический интерес?"

Игорь Абросимов   20.02.2015 15:30   Заявить о нарушении
P.S. Уважаемый коллега,
я упомянул о своем очерке, а потом увидел, что Вы уже с ним познакомились и даже оставили отзыв. Спасибо за внимание!

Успехов!

Игорь Абросимов   20.02.2015 15:34   Заявить о нарушении
Уже прочитал и дал рецку. Понравилась эта публикация, всё четко, ясно и понятно, как нужно писать исторические работы. Статья была интересная, добавил в избранные. Буду потихоньку читать.

С уважением,

Заметки Географа   20.02.2015 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.