Себяша

         Зимний вечер огромным снежным шаром зависал над сибирской деревушкой Полкедровкой. Заканчивалась вечерняя дойка. Быстро темнело. Управившись по хозяйству, люди отправлялись к соседям поболтать, узнать последние новости, женщины – заняться рукоделием, мужчины –  совместной подготовкой снастей к зимней рыбалке.
         Надо сказать, что теперь я понимаю, как мне повезло, что я,  тогда ещё совсем маленькая девочка, оказалась в том времени и в том месте, где всё происходило прямо-таки по-пушкински:
                Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком…
Движок, подающий электричества в дома, на ночь отключали, и в тёмных заснеженных окнах деревеньки в одну улицу загорались волшебные огни керосиновых ламп.
          Сколько удивительных, чудесных, неповторимо сказочных историй услышала я, сидя такими вечерами наравне с взрослыми за одним большим столом, стоящим посередине погрузившейся в полумрак комнаты в доме моей тётушки Насти. Это было время магнетического единения небольшой общины, удалённой от хаотичного движения огромных городов, время ценности человеческого общения, натуральности выплёскиваемых эмоций. Простые необразованные люди своими «невежественными» речами рассказывали друг другу такие байки – любой писатель позавидует! В этом, обожаемом мною обществе, я услышала много былей и небылиц, но более всего в детскую восторженную душу запало желание увидеть самого таинственного хозяина дома –  домового, о котором взрослые говорили в полголоса и с большим почтением.
         Все мои попытки встретить его где-нибудь в темном углу избы поздним и страшным вечером на протяжении долгого времени оставались напрасными. Чего я только не предпринимала: забиралась под стол и могла просидеть там целый день, осторожно выглядывая из-под скатерти, свисающей до самого пола, пока тетушка моя, возвратившись с работы, не начинала меня искать. Иногда, оставшись в доме одна, что нередко бывало с ребятишками, подрастающими в крестьянских семьях, я день напролёт исследовала самые заповедные его закоулки и даже по-детски ругалась:
      - Хватит играть со мной в прятки! Хозяин, выходи!
        Но однажды встреча произошла… Январским вечером рано смеркается. Посиделки еще не закончились, а я уже потирала кулачками слипающиеся веки. Меня увели на кухню и уложили спать на богатырскую теплую русскую печь, какими славились в прошлом добротные, не только деревенские, дома. Но поскольку в тот день я еще ничего не предпринимала для встречи с Хозяином, то как только меня оставили одну, я, превозмогая наваливающийся на меня сладкий сон, спустилась по лесенке с печи, достала из безногого кухонного стола чистую, самую красивую и большую кастрюлю без крышки. Тихонько, на цыпочках, чтобы меня никто не услышал, пробравшись в тёмный закуток за печкой, я поставила кастрюлю на пол и положила на дно две заранее припасенных  конфетки. Забравшись обратно на свою шикарную «кровать», я решила подождать, кто же придет съесть мои конфеты. Ну да, конечно! Сон сморил меня в то же мгновение, как только я коснулась щекой мягкой перовой подушки.
       Помню, мне снилось знойное цветное лето:  я иду по пшеничному полю, зеленые колосья почти что смыкаются над головой, оставляя крошечный ручеек синего-синего неба с раскаленным добела солнечным диском, желтые лучи подгоняют легкий ветерок, заставляя его пробегать над полем. Пшеница колышется, шумит…шуршит. Шуршит. Я проснулась оттого. Что за печкой что-то шуршало.
       Надо сказать, что маленькие дети с момента рождения своего по отношению ко всему, происходящему вокруг, обладают бесстрашной познавательной душой. Это потом уже, к семи-восьми годам, с помощью старших, пытающихся ограничить детскую свободу и тем самым расширить свою собственную, малыши знакомятся с множеством страхов. Я, тогда пятилетняя девочка, не была еще запугана взрослыми и воспринимала окружающий мир как нечто родное и безопасное.
       Вот опять прошуршало. Что бы это могло быть? Мои конфеты?
       Я спросонья не сразу поняла, почему думаю о конфетах. Потом вдруг заволновалась: ах, неужели получилось?
       Из комнаты доносилось мерное посапывание спящего дяди. Ночь заглядывала в кухонное окно призрачной туманной дорожкой, а далекая бледнолицая луна, укутавшись в светящуюся пуховую шаль, одиноко висела в морозном небе как главная смотрительница уснувшей земли.
       Я беззвучно, ловкой извивающейся змейкой сползла по ступенькам вниз, сделала(как киска на мягких лапах) два шажочка и осторожно заглянула за печку: в моей кастрюльке сидело милое-премилое существо и, причмокивая от удовольствия, доедало мои конфеты.
     - Какой ты хорошенький, –  присев от восторга и изумления, прошептала я. – Ты наш домовой Кузенька?
      Чудо было похоже на маленького человечка, покрытого  черной шелковой шерстью, с кошачьим хвостом и носом. Оно вытаращило на меня свои черные глазки, зашипело, но, вмиг успокоившись, что-то проурчало и стало спокойно жевать дальше.
      - Ты мне очень нравишься, ты такой красивый, – сказала я, протягивая руку в попытке дотронуться до сказочного гостя.
      - Не подходи! Укушу! – снова зашипело чудо.
      - Я ничего тебе плохого не сделаю. Я хорошая и хочу с тобой дружить. Давай будем дружить! А? Как тебя зовут? – присев на корточки рядом с Хозяином, я пыталась говорить как можно тише.
      - Ты человек, я не могу с тобой дружить, – проворчало в ответ существо.
      - Я не человек, я просто девочка! Меня зовут Сонечка, и со мной все дружат! – обиделась я.
       Хозяин вдруг перестал причмокивать, в маленьких хитрых глазках его запрыгали лукавые радужные огоньки. Совсем недолго он смотрел мне прямо в глаза, потом протянул свою шелковую лапку:
       - Меня нельзя видеть, беда будет. Возьми это, глупая девочка, и храни крепко!
         Я ничего не поняла, но была в восторге от происходящего: на мою раскрытую ладонь упало мерцающее фиолетовыми искорками, вспыхивающее в волшебном лунном свете белым огнем, обжигающее ледяным колючим холодом стальное колечко. Настоящее…
        - Себяша… - уловила я сквозь накатившуюся теплую волну сна…
          Рассвело. Кот Васька, сидя возле меня, умывался после вкусного завтрака творожком и молочком и удовлетворенно мурлыкал. Слазить с теплой печки не хотелось, и я, свесив голову, лениво наблюдала, как солнечные лучи, проникая через окно, шарятся по шкафам и кастрюлям. И вдруг я вспомнила свой ночной сон.
       - Васька, ты мне сегодня приснился, - ласково сказала я ему.
         И только собралась погладить его по черной шелковой шерстке, разжала кулачок, а на ладони – колечко! При свете дня оно уже не выглядело так ослепительно богато, как ночью. Но ведь оно существовало!
          Выходит, мой сон был вовсе не сном, я видела Хозяина тетушкиного дома! Он даже сказал мне свое имя.
          Имя… Как же его зовут? Себяша? Разве это имя? Разве так могут кого-то звать?
        - Васька, скорее бы тетя Настя пришла домой! Почему она каждый день так долго работает? Ты знаешь, я ей всё-всё-всё расскажу: и про домового, и колечко покажу, и про тебя, как ты забрался на стол и съел самые вкусные пряники! Не смотри на меня так своими бесстыжими глазами, ты и конфеты все съел, я все расскажу! Слушай, Васька, а она мне поверит? Его зовут Себяша, и он теперь – мой лучший друг! Себяша сказал, что колечко я должна подержать в кулачке, и тогда у меня не случится никаких неприятностей.  Васенька, как ты думаешь, мне можно его надеть? Наверное, уже можно. Сейчас попробуем.
         Но только я попыталась взять колечко двумя пальчиками, оно выскользнуло из моих рук, упало на пол и покатилось. Кот Василий кинулся за ним вслед, как за мышкой, задел его лапкой,  и кольцо, подпрыгнув напоследок, нырнуло в подполье через кошачий лаз.
         Сколько же я пролила слез! Теперь мне точно никто не поверит!
         А потом, немного успокоившись, сидя на печи и шмыгая носом, я попыталась размышлять: «Колечко спряталось, значит, оно не хочет, чтобы его видели, а я мечтала его всем показать, похвастаться. Выходит, сама виновата, ведь тайну надо хранить, а такую важную тайну – особенно».
        Как только я так подумала, кот, словно читая мои мысли, важно вышагивая и помахивая пушистым хвостом, направился к лазу. Через несколько мгновений его довольная физиономия появилась из отверстия в полу, он зажимал беленькими острыми зубками мою драгоценную потерю.
        - Васька! Ты такой умница!
          Конечно же, спрятав свое сокровище подальше, я никому не рассказала о ночной встрече с домовым Себяшей.
          С тех пор прошло много лет, я все еще бережно храню и никому не показываю маленькое колечко, подаренное мне добрым сказочным другом: иногда мне кажется, что оно действительно отводит от меня все беды.
          Даже сейчас, живя в городской квартире, я никогда не забываю об этом удивительном загадочном существе. В каждой семье, в каждом доме непременно есть свой тайный смотритель, немало влияющий на происходящее. Относитесь к нему хорошо и искренне любите живущих рядом людей, тогда и он сделает все возможное, чтобы мир, благополучие и удача окружали ваш очаг.
          Иногда не забывайте домового задобрить. Особенно это необходимо на рождественскую ночь. Положите в розетницу ложечку сладкого творожка с изюмом, выберите из вазы две самые вкусные конфеты и поставьте все это на пол где-нибудь в самом укромном уголке вашего жилища. Поверьте, он не откажется от вашего угощения.
         А еще не забывайте: у вашего домового тоже есть сердце, характер и свое собственное имя. Единственное и неповторимое.


Рецензии
Домовые, Света, бывают разные...

http://www.proza.ru/2016/04/25/1591
С уважением

Валерий Ефимов   26.02.2017 08:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.