Сонеты осени

Здесь представлен сборник сонетов, написанный осенью 2010, изначально планировавшийся как цикл связанных одной темой сонетов, но получился связанный скорее атмосферой. Сначала я хотел несколько «отфильтровать» содержимое, но потом передумал по той простой причине, что комментарии к плохим произведением зачастую ценнее, чем к хорошим. Так сюда вошли как не совсем удачные работы, так и совсем не удачные.
Итак, если вы хотите немного осенне-задумчивого настроения прошу:




1 - Гнев лесов

Упасть, забыться бы во снах...
Но стоило мне лечь на ложе,
Как колким холодом встревожен
Открыл я очи, лютый страх

В такт пульсу застучал в висках,
И током пробежал по коже:
Нет! Это морок! Быть не может!
Я здесь, один, в густых лесах...

В трезвящей утренней прохладе
Сошли сомненья - то не сон.
Перед моим раскинут взглядом

Бор, в величавой древ плеяде,
Людской рукой не осквернен,
Он рвется вверх, к лазурной глади...


И в исступлении я встал,
Сквозь лоно хвойное природы
Пошел к пожарищу восхода,
Но вдруг передо мной предстал

Кедр, свившийся в образ креста,
На нём старик седобородый
Распят был, дрогнул подбородок
Его и молвили уста:

"Были поруганы все сферы,
Коих коснулся человек
Теперь ж знаменья новой эры

Изменят цикл мироустройства -
Возмездие сей новый век
Очертит как природы свойство".


2 - Философ послесмертия

Вспышки, вопль средь бури злой.
Корабль в рифы, днище в щепы,
О неужель конец нелепый
Такой начертан мне судьбой!

Но вдруг из глубины морской
Раздалось мне чуть слышно: "где ты?"
И ощутил я взгляд свирепый,
И помутился разум мой...

...Очнулся я, одет как шут,
Стою меж инфернальных тварей.
И слышен голос в том угаре:

"Ну вот, философ, ты и тут
Не откажи же в развлеченьи
Поведай нам своё ученье..."


3 - Свет

В послеобеденном виденьи
Ко мне с полуденных небес
Свет так прелестен и белес
Струился тихо на колени

И, наблюдая в изумленьи,
Как он свой блеск пред мной отверз
Я огласил свой интерес:
"Чем краше ты полночной тени?"

"Я наполняю мир сияньем", -
Ответил он, скользнув на грудь, -
"Он полон сколов и изъянов,

Но лоск преобразит их разом.
Зачем? Да ведь увидев суть
Не каждый сохранил бы разум"


4 - Сад

Скудный, безотрадный свет
Сочит бледный неба скат
Был бы я душой поэт
Принял бы здесь тотчас яд...

Здесь - вся жизнь сошла на нет,
Здесь - весь мир иссушен, смят...
Может я душой аскет
Раз мне дорог этот лад,

Раз уже я много лет
Прихожу в погибший сад
Чтобы дать себе ответ:

Как постичь внутренний ад
И растаяв в нём лететь
В предовьюжный листопад...


5 - Грешник и пламя

Он умирал и пот лил градом
"Священника скорее в дом"
Я крикнул и подумал: "Надо ль?
Простят ль его с его грехом?"

О раб распутства и разврата!
Он первым быть хотел во всём.
Как же теперь молящим взглядом
Так на меня взирает он.

Последний миг в его глазах
Вдруг отразил адово пламя.
Я понял что он лицезрел...

Душу его в нижних мирах
Огонь веками будет ранить.
Я ж зрел лишь миг и обомлел...



6 - Познавший Жизнь


Часть I: Прозрение

Нет сил смотреть этих созданий,
Что сбились тесною толпой,
Назвав свой страх своей судьбой,
Гниют духовным прозябаньем.

Скажи - есть жизнь сему названье,
Искать здесь счастье и любовь?
Ложь! бренных чувств презренный рой!
Жизнь - связь в оплоте мирозданья,

Венец творения сил высших,
Что в мир извне чрез души пышет.
И не ввергай её суду

В земных критериях и мерах -
Её исток в иных бьёт сферах,
И знаю: я его найду.


Часть II: Отчуждение

Слились, смешались дни скитаний,
Летели месяцы как миг,
А я в страницах древних книг
Искал плоды сакральных знаний.

Но дух - дух бился от стенаний,
И когда боль сорвалась в крик
Забыл я буквенный язык,
Пошёл стезёй других исканий.

Читал я книги облаков,
В руинах древних городов
Умерших рас зрел мемуары,

Внимал я мудрости дерев,
И длани к небесам воздев,
Вдыхал столетние их чары.


Часть III: Просветление

Разлив сиянья, бездна света:
Закат кровавый вяз в лесах
И, запекаясь в облаках,
Предстал пред виденьем аскета.

Забывшись, созерцая это
Я молвил с дрожью на устах:
"Вот миг - граница, где дня крах
Сменил час тёмного рассвета"

И странной лёгкостью объятый
Сквозь полог пламенный заката
Мой дух ушёл в немую высь.

И там, в пространстве меж мирами,
В калейдоскопе высших знаний
Постиг всецело слово "Жизнь".


Часть IV: Отчаяние

И сплёлся вдруг в одну систему
Весь ворох истин, чувств и догм.
Нет, я не жил, забвенья сном
Овеян был всё это время.

И я хочу расплавить бремя,
Пробить туман златым лучом
В умах людей коих ни в чём
Не распускалось жизни семя.

...В тьме непроглядной, в лютый холод
Я призывал встать спящий город.
Но тщетно... Этот город мёртв...

"Лишь я живой в этой ватаге" -
И эта мысль конец сей саги:
Я снова слиться с тьмой готов...



7 - Мир грядущий

Я узрел мир мечты
Мир ниспосланный свыше.
Всей его красоты
И в стихах не опишешь.

Вместо зла, доброты,
Градов, нефтяных вышек
Распускались цветы
Термоядерных вспышек.

Собран плотяной сев
И хоть жатвы час страшен
Мир теперь опустев

Станет чище и краше.
Божий льется ж пусть гнев
С опрокинутой чаши!


8 – Последний рассвет

Расщеплённое небо, густая заря,
Тяжелый сырой ветер, сонная даль.
Остовы домов чуть мерцая горят.
...И с выси слетает ночной тьмы эмаль.

За чертой горизонта уж вражий отряд,
Витает над пеплом немая печаль.
Груды трупов на трупах горою и вряд.
...И утра туман окропил росой сталь.

Земля брызжет кровью с их каждого шага:
Браздит марш захватчиков степи страны.
Уже по колено в ней рудная влага,

И эта деревня набегом ночным
Стала как дань, для всемирного блага,
И как гекатомба, для бога войны.

["Рудная": от "руда" - кровь (устар.); Гекатомба - массовое жертвоприношение]

9 – Странный мир

Я засыпая под свеченьем лунным
Вижу раз за разом странный мир.
Там мутный и отравленный эфир,
В грязи там сонм счастливейших безумных.

Чтоб всяк себя любимцем счел фортуны
Там хлеба, зрелищ беспрестанный пир
А правят им там деспоты и клир.
И гнется там от выростов чугунных

Земля унифицированной жизни.
И мне не хватит ни каких речей
Одну чтоб описать из всех ночей -

О так гнетёт от той духовной тризны!
...Но тянет раз за разом влезть в петлю
Когда я понимаю что не сплю...


10 - Род проклятых

Упал обуглившийся труп
Из рдяного горнила.
И он схватив его сестру
Швырнул в печь что есть силы

Уж время клонится к утру
Заря высь светила
А он не покладая рук
Копает две могилы

Похоронив своих детей
Он спешно входит в хату
И выпустив кишки себе

Он падает у мятой
Записки, одна строчка в ней
"Закончен род проклЯтых"


11 - Светопреставление

Гром и треск тишь ясной ночи
Рвут, кромсают вспышки тьму
Небосклон в грязь разворочен
И шагает по нему

Древних сил сосредоточье
В чёрной бездны глубину
И голодной пастью волчьей
Гложет звёзды и луну...

Даже солнца жизнь лишь вспышка
В бесконечности времён
Мир изменчив даже слишком

И вселенная - лишь сгусток,
Коих рядом миллион.
Засверкал, проглочен, тускнет...


12 - Биоцид

Лишь беспричинной вспышкой ярость
И первобытный лютый гнев,
Балластом в разумах осев,
Вменяют в сонную усталость,

В природы непреклонной старость
Неколебимый строй дерев
Ветвей качнувшихся напев.
Взгляни ж что днесь от них осталось...

...Был день когда людей как гнид
Загнал под хвойный волос бора
Стихии гнет грозя им мором.

Теперь ж, взяв молот–биоцид,
Перекроит лес техносфера.
Стальной телец - днесь символ веры.


13 - Час, когда ночь поёт.

В году есть час, час, когда ночь поёт,
Все тайны человеку вмиг разверзнув.
Часам, минутам потерял я счёт:
Всю ночь глядел, глядел в звёздную бездну.

И словно чуть стал ближе небосвод,
А я вдруг ощутил – я бестелесный
Неистово несусь ввысь и вот-вот
В мерцании холодных звёзд исчезну.

Но я очнулся, посмотрел вокруг.
Лежу, один, в траве на том же месте.
С востока брезжит солнца полукруг,

А мысли мутно множатся крутясь
О том что я... и небо... и мы вместе...
...Всё – организм а я – суть его часть.


14 - Полярная звезда

Течёт под ноги мутная вода,
Серая со стен стекает слизь...
Мысли вновь упёрлись в никуда,
И в никуда уходит эта жизнь...

Осенний час мне шепчет иногда:
«Пополнишь ли ряды самоубийц?».
Но на небе есть одна звезда,
Чей блеск венчает северную высь.

Я чувствую её холодный свет,
Свет не здешний, не от сего мира.
Не там ли то священное ничто,

Что отрывает уже много лет
Мои мысли от людского пира,
И рушит в пыль гнетущий дух острог.


15 - «Они» придут...

Молнии блеск. Град пылающих птиц
Следом забил по горячей земле...
...Пустые провалы Их серых глазниц
Ищут тебя в странной пепельной мгле.

Хищная поступь и норов убийц.
Ты испуган, не дышишь, стоишь обомлев.
Близится час, когда люди без лиц
Унесут твою душу в свой жертвенный склеп...

Ты с криком проснулся, в ушах шум и звень,
Свинец голове, в мышцах боль и усталость.
Ты сжёг эту книгу, ты проклял тот день,

Когда она в руки к тебе вдруг попала,
Но каждую ночь, когда правит бал тень,
Ты понимаешь, что этого мало...


16 - Путник

Шёл бледный человек, вокруг взирая,
Мели асфальт полы его плаща.
Он шёл, ногою левой чуть хромая,
И с цоканьем глухим на каждый шаг.

Носился скорбный ветер, завывая.
Шагал печальный странник, не спеша.
Ветер цилиндр с головы его срывает,
Но что-то не дает слететь, держа.

И почему-то из толпы прохожих
Он зацепился взглядом за меня,
Холодной дрожью страх сбежал по коже.

Вновь оглядел его я осторожно -
Он так нелеп в слепящем свете дня...
Я понял всё. Спасенье невозможно.


17 – Последний день осени

Закат растёкся кровью в облаках,
Заметался млечно-снежный дым,
Снег для меня теперь как звёздный прах
Я теперь на веки стал другим...

Мне не внушит благоговейный страх
Фатум, своим жестом роковым -
С венцом печальных песен на устах
Я теперь покинут даже им.

Это сделала осенняя луна
И озябший тёмно-синий вечер.
Листвы оледенелая волна

С тяжёлым ветром рвётся мне на встречу...
Один лишь шанс и жизнь у нас одна
Не раствориться в мире человечьем...


Рецензии
Серьезные стихи, слог тяжеловесный - в хорошем смысле слова, заставляет задуматься...

Есть шероховатости, местами ритм сбивается, например
"Кедр, свившийся в образ креста,"

Пока 1 часть осилил и концовку второй. Почитаю еще на досуге...

Гималайский Кедр   24.10.2011 09:29     Заявить о нарушении
Рад, что заинтересовало..

и да, слог у меня "тяжеловесный" - по другому не умею ))), так что пусть это вроде как "собственный стиль" :)))

Арт Фатум   26.10.2011 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.