Почему крейсер Русь не дошел до Цусимы?

               
Известно, что эскадру вице-адмирала З.П Рожественского японцы обнаружили с помощью аэростата, поднятого с одного из судов японской эскадры. Это и было одной из основных причин гибели русской эскадры. Почему же русские корабли не могли использовать аэростаты для обнаружения противника?
Следует отметить, что к началу русско-японской войны русский флот не имел ни одного военного корабля, оборудованного воздухоплавательными средствами. Все заявки военного министерства на приобретение их для нужд военно-морского флота были отвергнуты С.Ю. Витте. Однако положение русской армии на японском фронте было критическим, поэтому русская разведка настояла оборудовать один из кораблей, шедших в составе эскадры Рожественского, воздухоплавательным средством.

Но, что интересно, средств на это в казне не было. Тогда граф С. А Строганов пожертвовал на приобретение корабля и оборудование его аэростатом 1.500.000 рублей. На эти деньги у компании «Северогерманский Ллойд» был куплен  пассажирский пароход водоизмещением 9000 тонн со змейковыми аэростатами. Водород  получали  электролитическим методом Шмидта. Кроме того, на корабле имелся и щелочный газодобывающий аппарат. ( Вспомогательный крейсер «Русь», Воздухоплаватель, N 1, 1905, стр. 43 -45).

Была сформирована команда военных воздухоплавателей в составе подполковника Беляева, поручика Мартенса, мичмана Дорожинского, механика Розенберга и капитана Рейнфельда. Корабль зачисли в ранг крейсеров и назвали его «Русь». После этого начали происходить странные события. Воздухоплавательный крейсер должен был присоединиться к эскадре Рожественского, но вскоре после его выхода из Либавы отказал один из котлов. Был произведен небольшой ремонт, но из морского ведомства поступила странная команда о том, что крейсер «Русь» должен вернуться в Либаву. Видимо, кто-то из высшего руководства военно-морских сил России не был заинтересован в усилении эскадры Рожественского таким разведывательным кораблем, который мог предупреждать о дислокации вражеских кораблей.
Морское ведомство решило, что аэростат нельзя использовать. «Шар, для которого приспособлена «Русь», также не может быть употреблен с  военными  целями и составляет груз, пользоваться которыми можно только при особо благоприятных условиях, каковых на море почти не бывает».

Рапорт с таким текстом был направлен начальнику Главного морского штаба адмирала Ф. К. Авелану от командующего Балтийским флотом А.А. Бирилёва. Что можно сказать о таком решении? Вряд ли его можно назвать ошибкой. Русские разведчики сообщали о том, что японцы широко использовали воздухоплавательные средства в военных целях, в том числе и в военно-морских силах.

Неудивительно, что в разгар сражения под Мукденом аэростаты - глаза русской армии - вышли из строя из-за недостатка материалов, которые производили водород. Хотя в начале января 1905 года командир 1-го воздухоплавательного батальона А. М. Кованько сообщал в Петербург о том, что необходимо экстренно прислать дополнительные материалы для зарядки баллонов.
Можно ли назвать просто халатностью то, что в решающих сражениях русский  флот не имел современных технических средств разведки? Вероятно, нет. Чья-то опытная рука в Высшем военном руководстве России уверено толкала страну к поражению в войне с Японией, чтобы изменить политический строй в России.


Рецензии
"Известно, что эскадру вице-адмирала З.П Рожественского японцы обнаружили с помощью аэростата, поднятого с одного из судов японской эскадры."

С какого конкретно корабля японцы подняли аэростат?
А то ведь никто из участников сражения никаких японских аэростатов не заметил.

Кравченко, крейсер «Аврора»
«Наружнѣе нашей правой броненосной колонны за кормой крейсера „Адмиралъ Нахимовъ“ я не сразу разглядѣлъ еле выступавшія изъ мглы смутныя очертанія непріятельскаго двухмачтоваго двухтрубнаго крейсера, выкрашеннаго въ свѣтлосѣрый цвѣтъ, поразительно нодходившій подъ цвѣтъ этой мглы. Это былъ развѣдчикъ, крейсеръ 3-го класса „Идзуми“, слѣдившій за нашимъ движеніемъ съ разстоянія 50—60 кабельтовъ и лежавшій на курсѣ, параллельномъ нашему.»

Чегодаев-Самсонский, крейсер «Алмаз»
«6 ч 30 мин. Я уже собирался спуститься, как госпиталь «Кострома» сообщил, что видит неприятельский крейсер слева. Стали смотреть, однако, благодаря мгле, не только мы, но и сидящий в бочке сигнальщик, ничего не могли рассмотреть. Прошло минут двадцать и, наконец, различили едва выделяющиеся в туманной дали на правом траверзе контуры двухтрубного, двухмачтового военного корабля. Расстояние между нами равнялось приблизительно 70 кб. Справившись с записной книжкой, где у меня были нанесены все силуэты японских кораблей, без труда признал крейсером «Идзуми». Со мною согласились и остальные.»

Семенов. Броненосец «Суворов»
На рассвете 14 мая, около 5 часов утра, их вспомогательный крейсер «Синано-Мару» почти «ткнулся носом» в наши госпитальные корабли, а по ним опознал и самую эскадру… В 6 час. 45 мин. Утра справа, позади траверза, свутно обозначился силуэт какого-то судна. Оно шло сближающимся курсом и вскоре в нём опознали «Идзуми»

Новиков-Прибой. Броненосец «Орел»
«В начале шестого наши сигнальщики и мичман Щербачев, вооруженные биноклями и подзорными трубами, заметили справа пароход, быстро сближавшийся с нами. Подойдя кабельтовых на сорок, он лег на параллельный нам курс. Но так шел он лишь несколько минут и, повернув вправо, скрылся в утренней мгле. Ход он имел не менее шестнадцати узлов. Флага его не могли опознать, но своим поведением он сразу наводил на подозрение, — несомненно, это был японский разведчик…
Около семи часов с правой стороны, дымя двумя трубами, показался еще один корабль, шедший сближающимся курсом. Когда расстояние до него уменьшилось до пятидесяти кабельтовых, то в нем опознали легкий неприятельский крейсер "Идзуми". Целый час он шел с нами одним курсом, как бы дразня нас. Конечно, не напрасно он оставался у нас на виду. Это сказывалось на нашей радиостанции, нервно воспринимавшей непонятный для нас шифр. то были донесения адмиралу Того, извещавшие его, из каких судов состоит наша эскадра, где мы находимся, с какой скоростью и каким курсом идем, как построена наша эскадра.»

Может этот аэростат был «стелс»?
Но и японцы тоже ничего о собственных аэростатах не ведают.

Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи
"В 2 ч 45 м, «Синано Мару» заметил по левому борту огни парохода, идущего на Ост. При сближении увидел, что на грот-мачте этого судна подняты белый-красный-белый огни… В 4 ч 30 м, подойдя к нему, рассмотрел, что судно имеет 3 мачты и 2 трубы и по типу совершенно подходит на находящийся в составе русской эскадры вспомогательный крейсер «Днепр». Однако, подойдя ближе и не видя на нём орудий, подумал, не госпитальное ли это судно русской эскадры… Так как темнота ещё не рассеялась и к тому же стояла дымка, не позволяющая видеть предметы, то не видя ничего другого, уже направился к этому пароходу с целью произвести его осмотр, как вдруг впереди себя по носу и с левого борта в расстоянии не более 1500 метров увидел несколько десятков судов и далее ещё несколько дымов. Капитан 1 ранга Нарикава, поняв что находится прямо в середине неприятельской эскадры, быстро повернул руль на борт и в то же время телеграфировал, что видит неприятельскую эскадру. Это было ровно в 4 ч 45 м утра 14(27) мая"

Что бы дал аэростат в тех условиях, ночью и в утреннем тумане? Так что, "Чья-то опытная рука в Высшем военном руководстве России" избавила нас от лишних бесполезных жертв.

Евгений Темежников   30.04.2016 17:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.