Wikileaks - На всякого мудреца...

Вот и Турция обвинила США в клевете. Бессменный с 2003 года турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган от возмущения даже пригрозил США судом. Поводом для этого стала публикация на сайте Wikileaks секретных файлов Госдепартамента, в которых Эрдоган предстает заядлым коррупционером. "Сплетни, необоснованные доводы и клевета, собранные в несерьезной переписке американских дипломатов", - негодует глава турецкого правительства.

Еще раньше в клевете американских дипломатов, рапорты которых начальству как роман с продолжением уже неделю публикует Wikileaks, заподозрила Латвия. И если латвийский премьер-министр Валдис Домбровскис («Единство») уклонился от комментариев под предлогом отсутствия уверенности в подлинности публикуемых Wikileaks документов, то один из его предшественников – трижды экс-премьер, а ныне рядовой депутат Сейма от объединения «За хорошую Латвию!» Андрис Шкеле (Народная партия) – прямо заявил: «Это вопрос достоверности источников информации сайта. Это вопрос к посольству США в Латвии, которое сочло возможным предоставить Госдепартаменту не соответствующую действительности информацию».

В том же духе, только чуть более дипломатично выразилась и давнишняя поклонница Соединенных Штатов Вайра Вике-Фрейберга. «Дипломатические доклады своему министерству — это не Евангелие. Это не Священное Писание. Дипломат — не источник абсолютной истины. Часто дипломаты пересказывают, что они слышали в газетах, по радио, в беседах и даже по углам», — сказала экс-президент Латвии.

Объявить лгунами авторов донесений и публикатора – самый простой, недорогостоящий и, я бы сказал, верный ход, какой в сложившейся ситуации могут предпринять все заинтересованные стороны: и США и объекты их пристального внимания. Другого способа ликвидировать неисчислимые (при таком объеме предаваемых гласности документов) внешнеполитические последствия не существует. Между тем госсекретарь США Хилари Клинтон избрала другой путь. Заявив, что документы, опубликованные Wikileaks, не отражают политику США, она извинилась перед всеми, кого оскорбило содержание писем.

Не случайно российская газета «Завтра» заподозрила здесь подвох. «Очередной скандал с публикацией интернет-сайтом Wikileaks сотен тысяч секретных документов американского дипломатического ведомства призван повысить доверие мировой общественности к данному источнику информации, основной задачей которого в ближайшее время будет распространение конфиденциальных сведений про Китай и Россию, как соответствующих действительности, так и сфабрикованных американскими спецслужбами», - пишет она в номере от 1 декабря.

В сущности, это тоже попытка подрыва доверия к компрометирующим всех и вся документам как источнику достоверной информации. Прием хорошо известный, нашедший свое классическое воплощение в бессмертной комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», где главного героя – Чацкого – объявляют сумасшедшим и устраняют таким образом со сцены, вынудив того ретироваться из дома Фамусова. В практической жизни подобным макаром разделались с Петром Яковлевичем Чаадаевым, автором крамольных и возмутительных на взгляд российского императора Николая I «Философических писем».

И раз уж зашла речь о программных сочинениях русской классической литературы, то помимо финала гоголевского «Ревизора» с его знаменитыми «свиньей в ермолке», «сивым мерином» и немой сценой, есть еще и финал комедии Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В ней главный герой – Глумов – завел дневник, в который записывал все что думал о членах «порядочного» общества, в котором желал вращаться, но немного не рассчитал своих сил. Дневник оказался достояние этого самого «порядочного» общества и каждый его член мог узнать, что же о нем в действительности думает его кумир. Однако, вполне закономерное в таком случае негодование продолжалось недолго. Желающие могут освежить в памяти явление седьмое действия пятого этой пиесы. С нас же буде довольно и нескольких реплик, следующих за авторской ремаркой «молчание»:
 
Крутицкий. А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.
Городулин. Непременно.
Мамаев. Я согласен.
Мамаева. Уж это я возьму на себя.

Занавес.

05.12.2010


Рецензии