Глава 1. Андома - Салми

   
    Глава1.АНДОМА-САЛМИ

    Я родилась 9 февраля 1937г. в селе Андомский погост Андомского района Вологодской области. Из рассказов мамы знаю, что целые сутки мела сильная метель. Принимала меня акушерка Елена Алексеевна.

    Семья наша жила в доме деда Аргамакова Николая Петровича. Фамилия АРГАМАКОВЫ редкая,
корнями уходит в 15 век, где стольниками при Иване Грозном были 2 брата Аргамаковы. Далее мне удалось проследить в интернете род включительно до убийства Павла Первого. Род дворянский. В семье были генералы, музыканты, декан Московского университета во времена Ломоносова, друзья Радищева, есть след и при Петре Первом. Вологодская область в те времена была краем ссылки. Там и осел навсегда неизвестный мне Пётр Аргамаков, корень уже непосредственно моего рода. У него было 5 сыновей (Василий,Николай,Константин,Александр,Дмитрий), в том числе мой дед Николай Петрович.
Все жили в Андоме до 1937года, когда репрессии докатились и туда. По свидетельствам односельчан семьи Аргамаковых были зажиточные.

    Дед Николай Петрович работал начальником почты. Бабушка Ольга Алексеевна была домохозяйкой, матерью шестерых детей: Ильи, Николая, Людмилы, Лидии, Марии, Аркадия.
Бабушку дед взял из бедняков, за что был изгнан отцом из дома и лишён наследства.Дальше история повторилась с моими родителями. Отец мой Аркадий Николаевич женился на моей матери Татьяне Малыгиной из беднейшей семьи.


     Имя Майя дал мне дедушка. В том же 37году его арестовали, и он был расстрелян как враг народа. Дети его разъехались по разным городам, бабушка осталась одна в доме, где даже свет отрезали (не положено врагам народа ). Дед был очень похож на Сталина, все в селе об этом говорили. И надо же было такому случиться, чтоб его арестовали. Братья Василий и Дмитрий, предчувствуя аресты, уехали с семьями куда-то на север. Брат Константин с семьёй остался и не был арестован.

    Первое моё воспоминание (в полтора годика ). Сижу на подоконнике, играю крючком: открою-закрою...Окно распахивается, и я вываливаюсь на улицу. Мама говорила, что когда она выбежала на улицу, я стояла на четвереньках в луже под окном и смотрела удивлёнными глазками, не плакала. Мама работала телефонисткой на почте и брала меня с собой. Окна почты были на втором этаже. Это был мой первый "полёт".

    Папа Аркадий Николаевич был младшим сыном (последышем из двойни). Он закончил рабфак в Ленинграде, получил место в Салми Карело-Финской АССР. Это было в 300км от нашей деревни. Мы переехали туда, когда уже родилась сестрёнка Муза, в 1939г. Папа был начальником почты, а мама занималась детьми и домом. У нас был хороший дом, огород, даже овечек помню.

    Жаркий день. Я сижу на лавочке под окном. На мне красивое в цветочек платьице, панамка, на ножках сандалии. Пришла мама и велит снять платье - очень жарко. Я не хочу! Тогда она велит снять хотя бы трусики. Соглашаюсь. Около колодца тень. Иду туда. Там всегда мокрая глина. Леплю пирожок. Сажусь на мокрую прохладную глину голой попой. Ощущаю что-то очень приятное.

    Игрушек не помню. Была горка над картофельной ямой. Наверху я устроила кухню, где из досочек сделала скамейки. Из щепочек, черепков, палочек, листочков устроила "хозяйство" и играла: варила, жарила, угощала...
    Однажды мы были в гостях, и у девочки я увидела настоящую посуду - кукольный сервиз. Всю жизнь я мечтала о таком. Но не случилось. Жизнь дала мне другое детство.

    Помню случай. Мама ушла в магазин. Я подставила табуретку к кухонному столу, влезла на стол и с полки достала кулёк с конфетами. Это были карамельки, обсыпанные какао, с чудесным запахом (миндаля). Съела конфетку. С высоты стола огляделась. Как высоко! Раскинула руки, вообразила себя птицей и...полетела! Я влетела в спальню и хорошо видела маленькую сестрёнку в кроватке. Она обкакалась...Это был мой второй "полёт".

    Помню, как в огороде расцвёл картофель. Было целое поле белых и сиреневых цветов. Я пошла и нарвала большой букет. Мама так меня ругала, отхлестала букетом! А утром началась война. И мама сказала: зря ребёнка наказала.

    Воздушная тревога. Мы прячемся в картофельной яме. По крыше стучат пули. Страшно!
    Чувствую в доме тревогу, суету. Отец говорит, что надо зарезать ягнят. Я ничего не понимаю. Какие-то сборы...Грузовик у почты. В кузове скамейки, натянуты верёвки. Отец сажает маму со мной и Музой. Желающих ехать много. Собранные вещи скидывают. Мама даёт мне в руки большой чайник, в нём варёное мясо ягнят. Отъезжаем. Только женщины с детьми. Папа с мужчинами пошли пешком.
    По дороге налёт, обстрел. Шофёр загнал машину в лес. От елей летят щепки.
    Закончилась довоенная сытая спокойная жизнь. Мама говорила, что "только начали жить своим домом, было всё для счастливой жизни, - и всё потеряли".
    Прощай, Салми.
       На фото мой дедушка Аргамаков Николай Петрович.

     ( продолжение следует )
Дополнение. Я все 2000-е годы занималась историей нашей семьи. В этом мне помогла Ольга Владимировна Зайцева(Чепарёва) - дочь Олимпиады Ивановны Чепарёвой - жены Константина Петровича Аргамакова - брата моего отца. А в 2019 году я узнала, что Александр Аргамаков и мой дед Николай Аргамаков были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Дети Марии Николаевны - Ольга и Виктор-приглашены в Вологодский архив для ознакомления с делом и летом этого года поедут в Вологду.
 

 
   


Рецензии