Глава 9. Телом Единым - в Жизнь Вечную

ГЛАВА 9.
 
Примечание:
за исключением авторского комментария
к Успению Пресвятой  Богородицы и некоторым
тонким аспектам таинств,  текст данной главы
– не авторский,а составлен мной из фрагментов
официальных богословских и богослужебных
источников [94-96],
дабы отверзнуть  очи незрячим и уши глухим,
которым и я был подобен прежде. 


               

                АПОФЕОЗ БОЖЕСТВЕННОЙ ЖЕРТВЕННОСТИ
                ИЛИ
                ТЕЛОМ ЕДИНЫМ - В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.

               (о смысле церкви тем, кто не решается вступить в ЕЁ ограду,
                и Что теряют мнящие ненужность Храма)


                “ПРИИДИ, СВЕТ ИСТИННЫЙ;
                ПРИИДИ, ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ;
                ПРИИДИ,СОКРОВЕННАЯ ТАЙНА;…” 
                Св.Симеон Новый Богослов.

                “ЕДИН СВЯТ, ЕДИН ГОСПОДЬ
                ИИСУС ХРИСТОС,
                ВО СЛАВУ БОГА ОТЦА.
                АМИНЬ.” 

                “ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИМИТЕ.
                ИСТОЧНИКА БЕЗСМЕРТНАГО
                ВКУСИТЕ.”
                Св. Иоанн Златоуст.
                (Божественная Литургия).




Как указывает выдающийся богослов XX в. Владимир Лосский [117, 118],  дело, совершенное Христом, относится к нашей природе, которая, теперь, не отделена от Бога грехом. В мире появляются: новая природа, обновленная тварь.
Новое тело, чистое от всякого греха, свободное от всякой внешней необходимости, отделенное от нашего беззакония,от всякой чуждой воли драгоценной Кровью Христовой.

Это – Церковь, чистая и непорочная среда, в которой мы достигаем единения  с Богом;
это так же и наша природа, как, внедренная в Церковь,  часть Тела Христова, в которое мы входим крещением.

Иисус Христос – Глава церкви, поэтому, Церковь – тело.
Дух святой церковь животворит и наполняет божеством, которое обитает в ней телесно, как оно обитало в обоженном человечестве Христа, поэтому, церковь – полнота.               

Но наши личности еще не дошли до соединения с Божеством.
Искупление и очищение природы еще не дает всех необходимых условий для обожения, поэтому церковь еще не есть «полнота наполняющего все  во всем».
 
Дело Христа закончено.
Теперь должно совершаться дело Святого Духа.

Обоженное человеческое тело Христа уже готово к Преображению и полному соединению со Вторым Лицом Троицы, что и произошло в момент воскресения; земная церковь – еще нет.
Поэтому, Третье Лицо Троицы Святой Дух открывает нам Свое Божество только в тех Дарах, которые Он нам сообщает.
Лицо Святого Духа отличается от сообщаемых им людям Даров, что ясно  из слов Христа:               

«Он прославит Меня, потому от Моего возьмет  и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; поэтому я сказал, что от моего возьмет»
                (Ин. 16, 14-15)

«Общее» Отцу и Сыну – это Божественность, которую Дух Святой сообщает людям в церкви, соделывая их «причастниками   Божеского Естества», сообщая Огонь Божества – нетварную Благодать – тем, кто становится членами Тела Христова.

Мы входим в жизнь вечную через крещение и воскресение.
Крещение – образ смерти Христа – есть уже начало нашего воскресения,  «выход из лабиринта смерти», ибо мы заключаемся в крещении  в Единое Тело Христово, в котором обращается Кровь Христова, очищающая нас от всякого греха и всякой скверны.
          
«Слово, Отчий Сын, соединившись с плотью, плоть бысть и  совершенный человек, да человеки, соединившись с Духом, соделаются в Единый Дух. Итак, Он есть плотоносный Бог, а мы – Духоностные человеки» [118].

Церковь - не только Единая Природа в Ипостаси Христа,  она также – множество ипостасей в Благодати Святого Духа.

Христианская жизнь, жизнь во Христе, есть Путь, ведущий от  множественности искажения, множественности индивидов, раздробляющих человечество, к единству чистой природы – восстановленному геному человечества, в которой проявляется новая множественность – множественность Личностей, соединенных с Богом через Иисуса Христа в Духе Святом.

Если Христос, Духом Святым, соединяет себя с человечеством, как целым, образуя его новую единую природу, то Дух Святый, Христом, сообщает себя каждой единичной целостной личности, различая в единой природе множество пламен Божественных  Ипостасей, в меру готовности каждой личности приять пламя Божественности соучастием своей собственной воли.

«Двуприродность» церкви отражается и в таинстве крещения, состоящем из:
- таинства, собственно, крещения и               
- таинства миропомазания.
 
Таинство крещения [94, 101].
В православной церкви крещение может совершаться над человеком любого возраста без всяких ограничений. Древняя христианская традиция совершать крещение детей во младенческом возрасте не противоречит духу евангельского благовестия: в этом случае крещение совершается по вере родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами церкви христовой.

Последование таинства крещения состоит из нескольких последовательных частей.    
 
Наречение имени.
В прежние времена наречение имени совершалось на восьмой день после рождения ребенка, по образу Господа Иисуса Христа. Сейчас оно происходит непосредственно перед совершением таинства крещения, хотя и не входит непосредственно в последование таинства.                Церковное имя при крещении нарекается в честь кого-либо из Святых Угодников Божиих, который с этого момента становится нашим небесным покровителем. Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.    

Оглашение (экзерсис) - ритуал изгнания бесов и сатаны.
Богослужебное последование оглашения состоит из чтения над готовящимся к крещению особых молитв - "запрещений", его отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с ним, и исповедания православной веры.

Для того, чтобы понять смысл этих действий, нужно помнить, что жизнь христианина – это духовная борьба с врагами нашего спасения, бесами, пытающимися повредить духовной жизни человека, склонить его ко греху; "диавол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей".

Поэтому для того, чтобы в таинстве крещения человек мог начать новую, христианскую жизнь, нужно вначале оградить его от этого воздействия, сделать его настоящим воином христовым.
Именно это и совершается при чтении молитв запрещения. Священник, во всю мощь мистической власти, данной ему при его рукоположении во священство, обращается к диаволу, указуя на крещающегося:
"убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем!..".

После прочтения молитв-запрещений, во время чего крестные держат младенца на руках, стоя лицом к алтарю, они поворачиваются в обратную сторону - к западу, символизируя этим обращение лицом к силам, противостоящим Богу.
 
Священник задает вопрос:
"Отрицаеши ли ся Сатаны, и всех дел его, и всех аггел его [бесов], и всего служения его, и всея гордыни его?", -  на что крещаемый и крестные                (или только крестные) отвечают: "Отрицаюся".
Так повторяется трижды.

Затем священник вопрошает:"Отреклся ли еси сатаны?",- на что следует ответ крестных и крещаемого:"Отрекохся",- что также повторяется трижды.
"И дуни, и плюни на него", - говорит после этого священник, и крестные с крещаемым дуют и плюют вперед себя, как бы в самого Врага  нашего Спасения.

После этого крестные и крещаемые вновь поворачиваются к востоку, в сторону алтаря, что символизирует обращение к Богу.
"Сочетаваеши ли ся Христу?" - спрашивает священник, на что следует ответ: "Сочетаваюся", и это вопрошение также повторяется трижды.

Далее следует диалог священника с крестными и крещаемым:
"Сочетался ли еси Христу?" - "Сочетахся".
" Веруеши ли Ему?" -  "Верую Ему, яко Богу и Царю ".

Вслед за этим сам крещаемый, или крестные за него, должны прочитать Символ Веры - исповедание истинной веры, свидетельствующее о том, что новокрещаемый сознательно вступает в православную церковь.
По церковному уставу, вопрошание о сочетании Христу после Символа веры должно повторяться трижды. 
После прочтения символа веры священник трижды вопрошает: "Сочетался ли еси Христу?", на что следует троекратный ответ:"Сочетахся". Затем, после слов священника: "И поклонися ему", новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: "Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".               
После этого священник читает особую молитву, и оглашение заканчивается.   

Последование Крещения.
Последование Крещения начинается сразу после окончания оглашения.Все это время крещаемый и крестные стоят с зажженными свечами в руках.
После возгласа священника: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков", и произнесения им особой ектений, в которой кроме традиционных молений содержатся особые молитвенные прошения о воде, в которой будет совершаться таинство крещения, и о самом новокрещаемом, совершается освящение воды в купели.

С древних времен вода была символом очищения, а погружение в нее - знамением покаяния. Вместе с этим она была и символом жизни - как необходимая материя для существования человека.               
Поэтому господь, избрав воду как вещество таинства крещения, придает связанным с ней символам действенную силу.

По слову Св. Кирилла Иерусалимского, после освящения вода становится для крещаемого "гробом и матерью";  гробом - потому, что, войдя в купель, человек своим прошлым естеством  соединяется со Смертью Христовой, а матерью -  потому, что  через такую крещальную смерть совершается рождение нового, духовного человека.

Потому и недопустимы повторные крещения, что нельзя рождаться многократно.

После освящения воды для крещения, совершается помазание этой воды, а затем и крещаемого освященным елеем, который является символом исцеления и здоровья, примирения и мира.
 
Наконец, наступает главный момент таинства крещения: крещаемый троекратно погружается священником в воду с произнесением слов: "Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во Имя Отца, аминь, и Сына, аминъ, и Святаго Духа, аминъ".

В этот момент, крещаемый трижды умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Принявший крещение облачается в новую белую одежду, как символ чистой, незапятнанной грехом христианской души; на него надевается нательный крест - знамение принадлежности к Церкви Христовой.
Сразу после этого совершается другое таинство –  таинство миропомазания.

Таинство миропомазания в древней церкви вначале совершалось посредством возложения рук епископов.
Впоследствии ввиду больших расстояний епископы стали освящать святое миро и передавать его священникам для совершения этого таинства.               
Святое миро в русской православной церкви варится на страстной седмице в особой мироварнице, находящейся в московском Донском монастыре, и в великий четверг освящается Предстоятелем Церкви, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси, а затем рассылается по епархиям и приходам.

Миропомазание - таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во Имя Святого Духа и подаются Дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в жизни духовной.
Таинство миропомазания завершает таинство крещения, подавая новокрещенному после его духовного рождения в крещении благодатные силы для духовного возрастания, для освящения Святым Духом его разума, чувств и воли.

Практически, таинство миропомазания совершается через помазание миром - после особой молитвы - установленных церковью особых сакральных точек лба, глаз, ноздрей, уст, ушей, груди, рук и ног новокрещенного.
При каждом помазании священник произносит слова:
 "Печать Дара Духа Святаго", а крещаемый и крестные отвечают: "Аминь"; эта печать - свидетельство того, что человек в таинстве крещения стал Божьим.
   
Это священнодействие сравнивают с запечатыванием сосудов с драгоценным миром, так как христианин должен навсегда оставаться вместилищем Благодати Божьей и жилищем Святаго Духа.
Святой Дух, сошедший на учеников в виде огненных языков,  невидимо сходит на новокрещаемых в таинстве миропомазания, воссоздавая нашу природу, очищая ее, соединяя с телом Христа, и сообщая человеческой личности Божественность – общую энергию Пресвятой Троицы - Благодать.

Благодать эта столь велика и столь необходима для человека, столь живоносна, что  не отнимается даже от еретика до самой его смерти.

После совершения таинства миропомазания священник с крестом в руке и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели  в знак духовной радости  соединения со Христом Царстве.            
При этом трижды поется тропарь:"Елицы во Христа крестистеся,  во Христа облекостеся, Алилуия" - те, кто во Христа крестятся,  во Христа облекаются.

Во времена древней церкви последование крещения на этом прекращалось. Новокрещенные семь дней ходили в белых крещальных одеждах, помазанные святым миром; и лишь на восьмой день с них омывалось миро, совершалось пострижение волос и начиналась обыденная жизнь.               

Сейчас омовение святого мира и пострижение волос совершаются непосредственно после крещения.
Миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: "Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во Имя отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь"

Пострижение волос.
Заранее готовится небольшой кусочек воска;священник, крестообразно постригая волосы новокрещенного с произнесением слов: "Постригается раб Божий (или раба Божия) (имя) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь",   складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление (которое, собственно, положено совершать над младенцем на сороковой день после рождения), обозначающее его первое принесение в храм.
Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским Вратам и вносится в алтарь (последнее - только для младенцев мужского пола), после чего отдается родителям.               
Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образу.

Пострижение, выполненное перед посвящением, символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Господу в благодарение за начало новой, духовной жизни; и в этом смысле – пострижение является аналогом ветхозаветного обрезания крайней плоти у посвящаемых мужского пола.
И то и другое имеет, на самом деле, более глубокий сакральный смысл, который различен в обеих случаях.

Ветхозаветное обрезание было заповедано евреям самим Богом Всевышним, как знамение, согласно объяснению, им же данному  пророку Моисею:
«..да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между мною и вами…восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола…»
(Быт., 17, 10 – 12 )

Но это объяснение открывало не всю истину о сокровенном смысле обрезания, так же, как и не вся истина об избранничестве была открыта Аврааму.

В древнейшие времена, обрезание совершал глава рода, принявший по первородству хранение сокровенных знаний.
Во времена Храма – специальный священнослужитель, мохел.
Место совершения обряда находилось вблизи жертвенника и было прикрыто альковом из виноградных лоз, с которых свисала большая гроздь винограда (в Храме – все литое из бронзы, позолоченное).
По виноградной грозди сочилось освященное виноградное вино, капая в небольшую  чашу.

Принеся в жертву Богу животное, которое принес отец младенца, мохел прочитывал особую молитву и специальным очень острым инструментом аккуратно отделял небольшое колечко крайней плоти полового органа младенца и бросал его в жертвенный огонь.
Затем мохел набирал в рот немного освященного вина из чаши и отсасывал у младенца кровь из ранки – это очень важный момент: сок винограда или виноградное вино являются сакральным земным эквивалентом Крови Бога, то есть – Обиталищем Духа Божьего; поэтому чистая кровь безгрешного восьмидневного младенца смешивалась с Кровью Бога, соделывая младенца кровным родичем Всевышнего и, в силу этого, членом духовного тела избранного народа потомков Авраама;  а Дух Божий освящал место среза, прикрывая его невидимым  защитным колпачком божественных энергий, освящая этим и будущую брачную жизнь и будущие детозачатия, как келейное богослужение.

Так Создатель предуготовлял возможность будущего Рождения Пресвятой Девы,  а через Нее и вочеловечивание  Господа нашего Иисуса Христа.

После Голгофских событий и Победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью, христианам, то есть, частицам тела Воскресшего Бога, уже нет нужды в обрезании по ветхозаветному ритуалу.
Такое таинство не является, в принципе , необходимым для их спасения.

Принципиальную необходимость обретает иное таинство, таинство обрезания духовного сердца, ибо сказано:

«Господь Бог обрежет сердце твое и сердце твоих потомков, чтобы любили Господа, твоего Бога, от всего твоего сердца и от всей твоей души, чтобы быть тебе живу…»
                (Втор. 30, 6 )

Это таинство и реализуется через крестообразное пострижение концов волос головы вокруг центра темени.
Согласно сакральной структуре человека, именно через волосы этой области Божественный Свет Жизни входит в существо человека.
Таинство пострижения концов волос этой области (краев артерий духовного сердца существа человека) соединяет духовное сердце крещаемого с Духом Святым, отверзая протоки для Пламени Божественности, соделывая его огненной ипостасью в Обожаемой Единой Природе Церкви.

Святой дух, вселяясь в нас, преобразует нас в обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын нераздельны от Божественного Духа: мы приемлем, как сказал Святой Симеон Новый Богослов[80], «Непокровенный Огонь Божества», и как Говорил Сам Господь:    

“Огонь пришел Я низвести на Землю”
                (Лк.12,49)

Бог Святой Дух, неотъемлемо пребывающий  в каждом из нас Лично – есть основа всякой христианской жизни: это – Царство Божие, уготовляемое Святым Духом внутри нас и Им вводимое в наши сердца  уже в настоящей жизни, это – Царское Помазание почивающее на Христе и на всех христианах, призванных царствовать с Ним в вечном, нескончаемом  Дне Восьмом.

Человек, соединившийся с Телом Христовым, обретший Божественность своей личности и исполнившийся Благодати Пресвятой Троицы, не нуждается в повторных рождениях.
Принявшие таинство крещения более не возвращаются в земную юдоль, пребывая в Обителях Господних вплоть до Суда Его!
Потому и не нужны православным христианам никакие разглагольствования  о реинкарнациях, потому Св. Отцы и не приняли это, изначально соборно осудив, как великий соблазн, вредящий спасению.

«Церковь – Богочеловечена и динамична.
Она обладает двумя природами и двумя нераздельно соединенными волями, будучи устремленной к своей конечной цели, к соединению каждой человеческой личности с Богом.

В первом аспекте, церковь представляется как Тело Христово;
во втором – как Пламя, имеющее единую основу и разделяющиеся на многие языки.

Оба аспекта друг от друга неотделимы, однако, в первом - церковь бытийствует в Ипостаси Христа, тогда как во втором - мы можем отчасти усматривать ее собственное бытие, отличное от бытия ее Главы,бытие находящееся в становлении…

Из последнего, как кажется, может следовать, что до свершения веков, до воскресения мертвых и страшного суда у земной церкви нет собственной тварной ипостаси, так как ни одна, как кажется, человеческая личность не достигла еще совершенного соединения с Богом.

"Но сказать это значило бы отвергать само сердце церкви, одну из ее наиболее сокровенных тайн, ее мистическое средоточие, ее совершенство:               
уже осуществившееся в одной человеческой Личности, полностью соединившейся с Богом и не подлежащей ни воскресению, ни Суду.
Эта Личность – Дева Мария, Матерь Божья”.
       (В. Н. Лосский)

Пречистая Дщерь Израиля из Рода Давидова,“Та, что дала свое человечество Слову и родила Бога, ставшего человеком; Та, что добровольно стала возможностью, средством к воплощению, осуществленному в ее природе, очищенной Духом Святым.
Она воскресла и взошла на небо, - первая человеческая ипостась, осуществившая в себе конечную цель, ради которой был создан мир” [118].

Да! Да! Безусловно!
И боле того, развитая нами топодинамика мира, высветила еще одну Сокровенную Тайну Пресвятой Богородицы.

Пречистая Дева Мария воспринявшая, при своем рождении, как отмечалось ранее, Дух и изначально обоженную природу тварной Софии-малхут, Премудрости Божьей, будучи, затем, Воипостазированной Вторым Лицом Пресвятой Троицы, родив Богочеловека и вместив в себя нисхождение Бога Духа Святого, стала  по природе,  духу и  личности превыше  Софии тварной.

При Своем Воскрешении, Пресвятая Богородица Дева Мария воипостазировала в Свое естество и природу, и дух, и личность воплотившейся в ней тварной Софии, Премудрости Божьей, обретя всю полноту свойств Первотварной Глобальнокосмологической Всевселенской Женственности, став Всецарицей Всея Твари,Святым Всеблагодатным Небом  Глобальной Вселенной, из которого воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш, Спаситаль всего грешного мира.

Так, автоматически следующая из нашей научной парадигмы, специфическая софиология, свободная от противоречащих Догматам Церкви заблуждений и древних гностиков, и В.Н.Соловьева, и протоиерея Сергия Булгакова, нашла свое полное благодатное завершение в Мариологии.

Таким образом, в Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии Церковь и вся сотворенная Богом Вселенная имеют отныне свое Завершение, свое Личное Совершенство, открывающее Путь к апокатастазису и апокатарсису - Восстановлению и Обожению всей Твари [111, 112].
Аминь!
 
Войдя крещением в соединение с церковью, мы событийствуем в ней таинствами богослужений, окармливаясь, как частицы Тела Христова, обращающимися в церкви воскрешающей и обоживающей  наше духовное существо Священной Кровью Христовой;   и очищающим и освящающим нашу телесную природу   Телом Христовым.

Как принятие участия за столом царским, требует соответствующей  событию одежды; так и для участия в радостях Небесного Царствия необходимо для каждого православного христианина внутреннее духовное освящение.
Такое освящение христиан православных осуществляется священнодействиями: таинствами, установленными самим Иисусом Христом или его Св. Апостолами.
Без таинств, освящение человека невозможно, как без электромагнитного поля невозможны ни радиотелевизионная связь, ни Интернет.

Две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос, в период от Воскресения до Вознесения, передал своим Св. Апостолам сокровенные познания, как обустроить церковь и церковную жизнь православных христиан.
Эти познания сокровенны потому, что передаются только священнику и то не сразу, а по мере духовного возвышения его внутреннего существа:

«Многое и другое сотворил Иисус, но, если бы писать об этом, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.»
(Ин.21, 25 )

Эти слова Св. Евангелиста Иоанна указывают, что познания были Господом вложены в сознания Св.Апостолов непосредственно  (по глубинным каналам трансляции, если мыслить в рамках парадигмы).
Тогда же, при сошествии в день пятидесятницы Святаго Духа,Св.Апостолы обрели мистическую мощь и власть передавать их и свое священство, по благодати Св. Духа, рукоположением тем, кого изберут во священники – святые пастыри.
Эта цепь священнической преемственности неразрывно тянется сквозь тысячелетия  до наших дней.

Осуществление Богослужений и таинств без рукоположенного священства невозможно, как радиовещание без радиостанции.

Уже две тысячи лет непрерывно совершается последование Богослужебного Делания  в литургическом общении священства и всех православных христиан с Богом, подготавливая Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа для завершения спасения мира.

Последование Богослужений состоит из трех вложенных друг в друга кругов, воспроизводящих земное бытие Господа Иисуса Христа [94, 95,118 ]:
• годичный круг двунадесятых праздников, начинающийся с Рождества Богородицы и, через Рождество Христа, Крещение Христа, Воскресение Христа в Пасху, Вознесение Христа, заканчивающийся Успением Богородицы;
• недельный круг, с понедельника по воскресный день, с постом в среду, когда Христа предали, в пятницу, когда Христа распяли и погребли, с радостным празднованием Его Святого Воскресения в последний день недели – потому и именуемый: Воскресенье;
• Ежесуточное Богослужение, начинающееся  вечером предыдущего дня и заканчивающееся в середине текущего дня.

Эта цикличность является литургическим отображением упомянутой ранее темпоральной петли, в которую Господь Иисус Христос поместил нашу, еще не до конца исцеленную метагалактику, в момент завершения Своей Великой и Победоносной Голгофской Битвы.

Мы, православные ортодоксальные христиане, то есть: никак не изменившие веру, данную нам Самим Богом и его Святыми Апостолами, искренне веруем в то, что вот уже две тысячи лет, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, ради нашего и всего мира спасения, ежегодно дает нам, земным членам Его тела,  заново реально переживать Его   рождение – «днесь дева пресущественнаго рождает …», Голгофские страсти, смерть на кресте и воскресение – «Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ…».

Так Господь очищает мир, готовя его к Своему Второму Пришествию – парусии, и окармливает нас, образующих тело его Церкви, Своими Святыми Божественными Телом и Кровью, многократно, на каждой литургии, принося себя в спасительную жертву нам – «… яко Благ и Человеколюбец Бог еси…».

Именно поэтому, в отличие от католиков и протестантов, кои празднуют не Великое Событие Рождества, а лишь его годовщину, у православных христиан не возникло проблем: куда отнести Рождество 2000 года,  если год еще не прошел.
 
Мы – праздновали: двухтысячное наше в Нем, Боге и Теле нашем,  Рождение.


Ежесуточное  богослужение включает (без детализации): всенощное бдение, исповедь с таинством покаяния и отпущением грехов и божественную литургию с таинством евхаристии ( причащения).

Всенощное бдение  начинается перед заходом солнца, оканчивается после его полного захода и наступления вечерних сумерек, и включает: великую вечерню, с литией и благословлением хлебов, утреню и первый час.               

В древности это богослужение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
В последствии, снисходя к немощам верующих, его стали начинать несколько раньше и делать сокращения, но название осталось.

Вечерня, в символических знаках и образах, отображает преимущественно ветхозаветные времена:

• сотворение мира и  жизнь прародителей в раю, чему соответствует пение псалма «Благослови, душе моя Господа»  и каждение храма, изображающее участие Духа Святаго в сотворении мира, а наше вдыхание фимиама - прямое общение прародителей с богом;

• грехопадение и обетование ходатая из семени Евы, чему соответствует закрытие царских врат и завесы, чтение иереем светильничьных молитв перед вратами и пение псалмов «Блажен муж» в которых воспевается ходатай Христос - Сын Божий  и Его грядущая земная жизнь, для нас уже исполнившаяся;
 
• Раскаяние Адама и Евы, их молитву о спасении – изображает пение псалмов: «господи, воззвах..», причем поет не только лик, но и все прихожане, как потомки прародителей;
 
• Обетование Спасителя в пророчествах: иерей отдергивает завесу и отверзает царские врата, чем символизирует пророчества о том, что через пришествие Христа не только рай, так долго закрытый для нас, вновь откроется, но и все небеса станут нам во Христе доступны;
 
• Затем Иерей в полном облачении, что означает воплощение,с Евангелием в руках, которое  есть сам Христос, выходит на середину храма, что означает нисхождение Сына Божия и Его Вочеловечивание, склоняется, символизируя смирение Христа, наклоняет голову – казнь,  смерть и сошествие Христа в ад; затем иерей выпрямляется – Христос восстал сам и нас возвысил и освободил от ада; и теперь, следует вход иерея в алтарь и поднятие евангелия –это Вознесение и Прославление Христа;

• Исполнение обетования - повествуется в молитвах: «Свете Тихий..», «Господь Воцарися..», «Сподоби, Господи..», «Ныне отпущаеши..», «Благословлю Господа…».

Вечерня завершается возгласом иерея: «Благословение Господне на вас…» и начинается
Утреня.

Утреня обращает нас ко временам Нового Завета, указывая уже первым своим возгласом на Рождество Христово: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех Благоволение..». Этим песнопением Святой Ангел возвестил о Рождении Спасителя пастухам, пасшим стада невдалеке.

Затем читается шестопсалмие, живописующее греховную тьму, подобную глубокой ночи, в которой пребывал мир к моменту Рождества.
После - возжигаются свечи, знаменуя приход в мир Света от Света и исполняются: «Бог Господь и явися нам…», тропари, богородичен, стихословия кафизмы и следует возглас иерея – «Яко Твоя Держава и Твое есть Царство…».

Самая торжественная часть утрени – полиелей – прославляет Милость Божию, явленную нам в пришествии в мир Сына Божия и совершение нашего Спасения от власти диавола и ада.               
Читается утреннее евангелие, прославляется Матерь Света Честнейшая Херувим Пресвятая Богородица; исполняется Великое Славословие Богу Всевышнему.               
Вскоре утреня оканчивается.               

Читается Первый час, завершая всенощную и готовя верующих к грядущей назавтра Литургии.

Божественная литургия.               
Это самое главное Богослужение суточного круга, (литургия в переводе: совместное делание Богу, во Имя Бога, вместе с Богом) –  это и Тайная Вечеря, и Евхаристия, и общение, и тайнодействие, и священнодействие, и все Таинства Воплощения Христова,  к которым мы вновь и вновь возвращаемся в каждой литургии.

Вначале, пока идет чтение псалмов Третьего и Шестого часа, иерей осуществляет Проскомидию – приготовление Святых Даров.
         
Подготовка к Проскомидии, вообще говоря, начинается за несколько дней до службы, когда просфорница изготовляет служебную просфору (приношение), которая символизирует Пресвятую Богородицу; просфорница, при этом, является образом Святой Анны, Богородительницы:

• Просфорница совершает предначальную молитву – это Св. Анна молит Бога в иерусалимском храме о даровании ей способности родить дитя.

• Просфорница замешивает и готовит тесто – это Св. Анна зачинает дочь Марию.

• Просфора в печи – Св. Анна вынашивает пресвятую Деву Марию.
 
• Просфорница вынимает просфору из печи - это Рождество Богородицы.

• Рано утром перед Божественной Литургией, просфорница передает просфору иерею, который вносит ее в алтарь и помещает на диаконнике – это Введение Богородицы во Храм и ее окормление Ангелами во Святая Святых.

Собственно Проскомидия:

; Иерей переносит просфору в северную часть алтаря и размещает на столе предложения – теперь Богородица в Вифлеемской пещере, стол предложения – ясла.

; Иерей, читая специальные молитвы, в особом порядке вырезает из служебной просфоры кубик, именуемый Агнец и имеющий с одной стороны изображение креста – это Рождество Иисуса Христа.

; Иерей помещает агнец крестом вниз, как Авраам в ветхие времена положил навзничь на жертвенный камень сначала своего сына Исаака, а затем агнца, которого ему ниспослал Бог – стол предложения становится жертвенником.

; Иерей острием ножа, имеющего форму копья, начертывает над агнцем Знамение Креста и делает крестообразный надрез на агнце и переворачивает его крестом вверх - это Крестные Страсти Господни.

; Иерей острием копия пронзает агнец с правой стороны – это смерть Иисуса Христа на кресте и прободение его груди.

; Иерей вливает в чашу потира горячую воду и вино – это вода и кровь, истекшие из груди господа после прободения, чаша-потир символизирует ту чашу из которой на тайной вечери Христос дал ученикам свою святую кровь.

; Иерей полагает агнец посередине дискоса – это воскресение и вознесение Христа, теперь агнец есть истинный свет и жизнь вечная, освящаемая от него и содержимая им.

; Иерей из второй просфоры вынимает одну частицу и укладывает на дискос справа от агнца – это Успение и Вознесение Пресвятой Богородицы, представшей одесную Его.
; Из третьей просфоры иерей вынимает девять частиц и располагает слева от агнца  - это девять  чинов всех святых, возведенных Христом во Царствие Свое.

; Иерей читает записки за здравии и о упокоении усопших, одновременно вынимая из четвертой просфоры множество частиц и полагая их около агнца со стороны обращенной к иерею – на дискосе прообразовалась Церковь Христова и Его Царствие во Второе Пришествие.
Так стол предложения, поочередно, служит и Вифлеемской пещерой, и Голгофой, и гробом, и Престолом Благодати, и Престолом Суда, а перед нами зримо проходит вся прошлая, настоящая и будущая жизнь Иисуса Христа и Его Церкви.

Иерей, читая молитву о ниспослании Святаго Духа, кадит проскомидию, принося благодарение Богу и показывая через приношение благоухания, что он действует с Духом вместе и что через это таинство Благодать Духа излилась на весь мир.

Иерей творит отпуст окончания проскомидии, и выходит к месту назначенному для проведения исповеди тех верующих, которые желают причаститься великих тайн христовых, вынося из алтаря на исповедальный аналой перед иконой евангелие и крест, которые есть Христос, невидимо стоящий перед исповедниками.
Именно Он принимает исповедь, иерей только свидетельствует и молит Господа о помиловании исповедников.

Готовясь к причастию, исповедники не менее трех дней очищают тело постом, читая покаянный канон.
Теперь, исповедывая свои согрешения, и искренне раскаиваясь в них, исповедники очищают душу.

Исповедь.
Иерей, прочитав общие исповедальные молитвы, поочередно тайно свидетельствует о индивидуальной исповеди каждого, затем, налагает на голову кающегося конец епитрахили и сотворив благословляющее крестное знамение, произносит над кающимся разрешительную молитву, всей мощью мистической власти, данной иерею при рукоположении во священство, очищая дух и душу исповедника  от исповеданных грехов.

Так и только так можно от них реально очиститься, не иначе.
Келейное моление от греха не освобождает.               

Протестанты, отказавшись от законно рукоположенного  священства, сами лишили себя  действенной благодати:
«…Если же кто и подвизается, не увенчивается,если незаконно будет подвизаться..»
                (2 Тим. 2,5)

После разрешительной молитвы, исповедники становятся, на данный момент,чисты и безгрешны, как Адам до грехопадения, и, подобно ему, готовыми к окормлению Богом – принятию в себя величайшей из святынь:  Тела и Крови Христовых.

Окончив исповедание, иерей входит в алтарь и отдергивает Завесу Царских Врат, оставляя сами Врата закрытыми, это показует, что рождение спасителя до времени, было известно только избранным: ангелам небесным, богородителям, пастырям и волхвам.      

Начинается собственно Литургия.

Литургия оглашенных, на которой могут присутствовать и готовящиеся принять крещение, и отлученные за грехи от причастия.

После открытия Занавеса, диакон кадит Св. Престол, алтарь, иконостас, весь храм и молящихся.
После этого священник и диакон становятся перед Св. Престолом и призывают Господа Бога ниспослать им Благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной Службы. Делают это трижды, с воздеванием рук вверх и последующим глубоким поклоном Св. Престолу.

Диакон,
испросив для себя всяческого Благословения и Божественной поддержки, провозглашает: «Благослови Владыко».
Священник.
Сотворяя Св. Евангелием Крестное Знамение над антиминсом, делает начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
Диакон совершает Великую или Мирную Ектению, главным содержанием которой является прошение о мире всего мира.

Хор исполняет антифоны:
«Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102) ;               
«Хвали, душе моя , Господа» (Пс.145) ;               
«Единородный Сыне и Слово Божий..»; и               
«Блажени нищие духом…» (Нагорная проп.),пророчески изображающие Милости Божии, явленные человечеству через воплощение Сына Божия.

При исполнении «блаженных» на «Слава…», священник отверзает Царские Врата –   
это явление Христа народу –  и совершается малый вход, символизирующий начало Иисусом Христом проповеди.

После малого входа, по возгласу священника: «Яко Свят еси, Боже наш…» хор начинает исполнять Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» по завершении чего специально учиненный чтец читает из Апостольских Посланий –  это Апостольская проповедь.

После чтения Св. Апостола, происходит чтение Св. Евангелия – проповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа.
После чтения Евангелия, диакон совершает сугубую Ектению, а затем моление об оглашенных, которые только готовятся войти в Церковь.
Возглашением диакона: «Оглашении изыдите…», - Литургия оглашенных оканчивается.

Литургия верных.
Это самая важная часть Литургии, на которой Св. Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святаго Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причастия.

На Литургии верных знаменуются Страдания Господа, Его Смерть, Погребение, Воскресение, Вознесение на небо,  Сидение одесную Бога Отца и  Второе Пришествие Его на Землю.
Начинается Литургия верных с Ектении, в которой диакон обращается к верным с требованием, исполнить одно необходимое для дальнейшего участия в Богослужении условие – примирение друг с другом:

«Елицы вернии, паки и паки миром господу помолимся…».
 
Священник в это время читает тайные молитвы, заканчивая их возгласом: «Яко да под Державою Твоею всегда храними, Тебе Славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков..» и отверзая Царские Врата.
 
Диакон начинает кадить Св. Престол, Св. Жертвенник, алтарь, иконостас и Храм…
В это время хор поет «Иже херувимы…»

Начинается Великий Вход: Св.Дары переносятся на Св.Престол для совершения Таинства Причастия и принесения в их в жертву Богу – это Вход в Иерусалим, это Сам  Господь Иисус Христос шествует на вольные страдания  и смерть за грехи людей.

Войдя царскими вратами, священнослужители располагают  Св. Дары на Св. Престоле на раскрытый антиминс, диакон закрывает врата и задергивает завесу, а священник покрывает Св.Дары воздухом и  читает тропари:

«Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое…»;               
«Во гробе плотски, во аде же с Душею, яко  Бог, в Раи же… яко живоносец, яко Рая краснейший..»;
«Ублажи, Господи, Благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иерусалимския…».

Так Св. Церковь знаменует снятие Господа с Креста, Его погребение.
Воздух, накрывший Св. Дары – знаменует камень приваленный ко входу во гроб.
Закрытие царских врат – это сошествие Иисуса Христа в ад, задернутая завеса – стража, поставленная у Гроба Господня.

Теперь начинается подготовка молящихся к совершению безкровной жертвы: диакон читает просительную Ектению, а священник, тайно, Молитву Приношения.
Далее верующие приготовляются к возношению - внушением мира и любви, и исповедания православной веры:
 
• Священник возглашает: «мир всем»;
               
• Хор: «и Духови Твоему»;
               
• Диакон:«Возлюбим друг друга, да единомыслием сповемы..»;

• Хор, заканчивая слова диакона: «..Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
 
• В это время, священник тайно читает: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя…»; и, в ознаменование Воскресения Христова, открывает завесу от Царских Врат и отнимает от Св.Даров воздух, знаменуя отвалившийся камень.
            
Все, вместе с хором, поют  Символ Веры
По исповедании веры:

• Диакон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Приношение в мире приносити»;               
• Хор и верующие: «Милость мира, Жертва хваления»;

• Священник: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами»;

• Хор и верующие: «и со Духом Твоим»;
               
• Священник: «Горе имеем сердца»;

• Все: «Имамы ко Господу».

Теперь все готовы к свершению таинства евхаристии.

Хор: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
               
Священник, со словами: «Благодарим Господа»,- напрягая с благоговейным трепетом всю данную ему мистическую власть, начинает тайно читать евхаристические молитвы, которые завершаются вслух:
 
«..и Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего… а еже в чаше сей, Честную Кровь Христа Твоего…преложив Духом Твоим Святым».

Именно в это время, Силою и Действием Святаго Духа совершается величайшее христианское таинство: Св. Дары, вознесенные на престоле, реально пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа!

Священник и хор возносят благодарственные и хвалебные молитвы Богу за его Милость к нам, священник просит о мертвых и живых христианах, заканчивая чин словами:
 
«..и да будет Милость Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа  со всеми вами!»

Диакон совершает просительную Ектению, а священник тайно молится, чтобы Господь сподобил молящихся Причастия Св. Тайн с чистою совестью, во оставление грехов, в наследие жизни вечной.

Верующие поют Господню Молитву «Отче наш..», прося Господа даровать насущный  хлеб для души и тела.

В это время, священник читает молитву, прося Бога Отца милостиво Призреть с неба преклонивших перед ним головы и Преподать им все потребные блага, возглашая в конце:«Благодатию и Щедротами, и Человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же Благословен еси, со Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, присно, и во веки веков», и далее, читает тайно молитву «Вонми, Господи…», в которой  просит Господа Иисуса Христа преподать ему, а через него - и всем верующим, Тело и Кровь Свою.

После причащения священнослужителей полностью открываются Царские Врата и остаются так до конца Литургии.
Священник и диакон со Св. Чашей выходят на амвон  (выступ солеи, знаменующий камень, отваленный от  гроба Господня в момент Его Святого Воскресения), диакон, подъемля Св. Чашу, возглашает:
 
«Со страхом и верою приступите!»  и передает Св.Чашу священнику, который читает молитву перед причащением:
 
 «Верую, Господи, и Исповедую..»

Выход со Святыми Дарами знаменует  явление Господа Иисуса Христа после Его Воскресения.

Молящиеся благоговейно поклоняются Святым Тайнам,  как Самому Воскресшему Спасителю, восклицая вместе с хором:

«Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам».

Причастники-миряне, кладут земной поклон, и, сложив руки крестообразно на груди (что знаменует их совместную с Господом Иисусом Христом Крестную Смерть) поочередно подходят к чаше и  называют свои имена, как на грядущем Суде Господнем.
 
Священник, подавая с лжицы Святые Дары, произносит:                «Причащается раб божий (имя) Честнаго и Святаго Тела, и Крове Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

Диакон отирает платом причащающихся.
А причащающиеся, поцеловав край Св. Чаши, отходят направо от священника
(на Десную Сторону, как верные  на Суде Господнем),
 поклоняются Богоматери и вкушают теплоту и просфору, уподобляясь св. Апостолам вкушавшим со Господом.

В этот момент, каждый причастившийся Св. Тайн восстанавливает полноту своей связи, свою духовную пуповину, соединяющую его с невидимым  Телом Христовым – Святой Церковью, бессмертие которой  Спаситель, по Своей Благости, и обеспечивает евхаристическим  обращением Своей Честной Крови.

Так, только так, и никак иначе: во Святом Храме, участвуя в Божественной Литургии, через облеченного Мистической Властью, законно рукоположенного священника  можно обрести причастность к Жизни Вечной!!!

Все разглагольствования некоторых, что-де в Храм ходить не обязательно, а священство - излишне, что хватит молитвы дома и совершения добрых дел -  все это есть лишь пустое суемудрие и соблазн!!!
Прочь от сего нечестия!!!
Домашние молитвы и добрые дела – полезны и необходимы, но, отнюдь - не достаточны!!!

Мы уходим из храма чистые, умиротворенные, цельные, прочно соединенные с Телом Христовым!
Но мир в который мы погружаемся –  все еще греховен и полон бесов, а мы, каждый в различной мере, все еще весьма немощны, чтобы противостоять бесовским прилогам абсолютно.
Мимолетные помыслы, вспышки страстей, уступки своим слабостям –  и вот уже духовная пуповина истончается…

Нам снова неотложно необходимо  в Храм: исповедаться и причаститься!
И чем чаще –  тем спасительнее!!!

Ради избрания на пир царствия в жизни вечной, наш дух всегда должен бодрствовать, а наши души – быть препоясаны, ибо никто не ведает в какой момент Бог может призвать нас  к себе на Суд!
И страх  Божий, для нас – это страх стыда предстать перед Отцом Небесным в неприглядном виде, страх причинить Ему боль своей греховностью, по нашей же собственной вине, лишающей Его возможности помочь нам, не повредив нам…

Как подчеркивает В.Н. Лосский, «обожение твари осуществится во всей своей полноте в будущем веке, после воскрешения мертвых.
 Однако уже сейчас, здесь на Земле это обожающее соединение должно все более и более осуществляться, преобразовывая искаженную и тленную природу, предуготовляя ее к вечной жизни».

Если Бог дал нам в церкви все объективные условия, все средства для достижения этой цели, то нам, со своей стороны, нужно создать  необходимые субъективные условия, потому что соединение осуществляется в «синергии»,  в соработничестве, человека с Богом.

И вот здесь-то, между посещениями храма и причастиями,важнейшим становится наше молитвенное делание, которое полностью определяет личную духовную жизнь в Теле Христовом,  труд нашей личности и воли в стяжании  Благодати Святаго Духа – единственному «стяжательству», которое пристало христианину, для которого эта субъективная сторона соединения  с Богом и есть сам Путь, сама христианская жизнь!

Добродетели же, для христианина –  не цель, а внешние проявления христианской жизни, ибо  единственная ее цель – это стяжание Благодати, соработничество, синергия двух воль, Божественной и человеческой, согласие, в котором  Благодать все более и более раскрывается, оказывается присоединенной, «стяженной» человеческой Личностью.

Благодать – это присутствие в нас Бога, и оно требует от нас непрестанных усилий, но эти усилия ни в чем не определяют самой Благодати, ни Благодать не влияет на нашу свободу в качестве какой–то посторонней силы.

Духовная жизнь начинается с обращения – со склонности воли, обращаться к Богу и отказываться от мира страстей, который есть рассеяние души, ее блуждание вне самой себя, ее измену своей собственной природе. Душа сама по себе безстрастна, но, выходя во внешний мир из своей внутренней простоты, подвергается страстям.

Отказ от мира есть вхождение души в самое себя, сосредоточенность, восстановление всего духовного существа, свободное возвращение к общению с Богом.
Обращение есть  постоянное усилие воли, направленной к Богу с сердечной горячностью и усердием.
Сердце, по аскетическому учению Отцов Восточной Церкви, есть средоточие человеческого существа, корень деятельных способностей, интеллекта и воли, точка, из которой исходит и в которую возвращается  вся духовная жизнь. По словам Св. Макария Египетского, сердце- это «рабочая храмина дел  и правды, и неправды», источник всех душевных и духовных движений; этот сосуд  содержит  все пороки, но там же – и «Бог, и ангелы, и царство, там свет и апостолы, там же и Сокровищница Благодати».

Однако, если сердце всегда должно быть горячим, то ум, являющийся средоточием личности человека, его духа, должен всегда оставаться трезвенным и следить за сердцем;
ибо именно ум соединяется с Благодатью, получаемой при Крещении, именно он вводит Благодать в сердце – это  средоточие человеческой природы и всей человеческой деятельности.

Без сердца – ум безсилен.
Без ума – сердце слепо.

Поэтому, чтобы строить человеческую личность в Благодати, надобно осознанно находить гармоническое соотношение между сердцем и умом:
путь соединения с Богом - процесс   далеко   не безсознательный!
Этот путь предполагает безпрестанное трезвление ума, постоянное усилие воли: «Мир сей есть состязание и поприще для состязаний. Время сие есть время борьбы», - говорил св. Исаак Сирин.
         
 И чтобы победить в этой борьбе нужно постоянно быть обращенным к Богу.
 Даже падая!!!

Но если человек не обращается к Богу по собственной своей воле и собственному желанию если он с полной верой не прибегнет к  Нему в молитве, он не может исцелиться.
Молитва есть движущая сила всех человеческих усилий, всей духовной жизни.
Это, согласно св. Исааку Сирину: «всякая беседа с Богом, совершаемая втайне, внутренно, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном» [ 119].

Плод молитвы есть Божественная Любовь, Благодать, стяженная нашим внутренним человеком. Любовь – Дар Божественный, совершенствующий человеческую природу, пока она, по словам  св. Максима исповедника, «не проявится в единстве и тождестве с Божественной Природой по Благодати».

Любовь к ближнему – признак приобретения истинной любви к Богу и эта совершенная Любовь делает человека подобным Христу.
Это Уподобление происходит по тому, что через Любовь к ближнему человек соединяется своей тварной природой со всем человечеством и соединяет в своей личности тварное и нетварное, человеческий состав и Обожающую Благодать.
Любовь неотделима от познания, от гнозиса.
Она – признак личного сознания, без которого путь к единению был бы слепым и безцельным.
         
 Только всегда сознательная духовная жизнь - в гнозисе, т.е. в постоянном общении с Богом, может преобразить нашу природу, сделать ее подобной Природе Божественной, приобщить ее к нетварному  Свету Благодати,  по образу человечества Христа.

Духовная жизнь – возрастание человеческой личности в Благодати – всегда сознательна, а безсознательность – признак греха, «сон души» . 
Нужно постоянно быть бдительным, всегда следовать словам  Св. Апостола Павла:
 
«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
                (Еф.5,14)

«Гнозис» - познание Божественного на Его высшей ступени – это опытное восприятие нетварного Света, и это восприятие, само по себе, есть Свет –  «во Свете Твоем узрим Свет» (Пс. 35,10)

Совершенное видение Бога, могущее быть воспринятым в Его нетварном Свете, есть Тайна «Восьмого Дня»: оно относится  к будущему веку [121].

Однако те, кто достойны, достигают того, что видят «Царствие Божие, пришедшее в Силе» (Мк.9,1) уже в этой жизни, подобно трем апостолам, видевшим Его на Фаворе.
Чтобы видеть Божественный Свет телесными очами, как видели его ученики на Фаворе, нужно быть причастником этого Света, нужно быть измененным Им в той или иной мере; то есть, мистический опыт предполагает изменение, метанойю, нашей природы под действием Благодати.

Об этом ясно говорит Св. Григорий Палама [122]: «…получивший во благой удел Божественные Энергии, сам есть как бы Свет и со Светом находится и вместе со Светом сознательно видит то, что без такой Благодати скрыто для всех…ибо очищенные сердцем видят Бога, который, будучи Светом, вселяется и открывает Себя любящим Его и возлюбленным Им…»

Божественный Свет является здесь, на земле, во времени.
Он открывается в истории, но Он не от мира сего, Он вечен и знаменует выход из исторического существования.
Это -  Тайна «Восьмого Дня», Тайна истинного познания, полнота которого не может быть вмещена этим миром до его конца.
Божественный Свет стал основой православного христианского сознания: в нем мы познаем Бога и познаем самих себя. Он проникает в глубины нашего существа, вступившего в единение с Богом, он становится для нас Божиим Судом уже сейчас, до второго пришествия и  Страшного Суда.

Так по Св. Симеону Новому Богослову [119]:
«В настоящей жизни, когда благодаря раскаянию, мы входим свободно и добровольно в божественный свет, мы оказываемся обличенными и обвиненными; однако, по Божественной Любви и Милосердию это Обличение и этот Суд происходят тайно в глубинах нашей души для нашего очищения и для прощения грехов. Только Бог и мы сами видим тогда сокрытые глубины наших сердец. Те, которые подвергаются в настоящей жизни такому Суду, могут не бояться  другого испытания».

То есть, имеется два суда:

  - один совершается здесь, на земле – это Суд, имеющий в виду Спасение;
  - другой – по окончании мира – есть Суд в Осуждение.

Для всех же тех, которые не хотят еще здесь, на Земле, войти в Свет, чтобы быть обличенными и судимыми, Второе Пришествие Христа принудительно откроет Свет, сокрытый ныне, и все тайное станет явным перед Лицем Божьим, перед всей Вселенной и перед самим человеком - что они реально представляют собой.
Для тех, кто не стяжал Божественную Любовь  в себе по своей доброй воле, Она, во Втором Пришествии станет непереносимой мукой: по Св. Исааку Сирину [119], «мучимые в геенне поражаются Бичом Любви! И как горько и жестоко это мучение. Ибо ощутившие, что погрешили против Любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против Любви, страшнее всякого возможного наказания».

Во Второе Пришествие и в последнее свершение времен, вся совокупность мироздания, вся Глобальная Вселенная, весь омхолон во Христе войдет в полное Единение с Богом.
Это единение проявится  различно в каждой из человеческих личностей, по-разному стяжавших Благодать Святаго Духа в Церкви.
Но где границы Церкви  по ту сторону смерти и какова возможность спасения для иных, т.е. не христиан - это Тайна Божественного Милосердия, которое мы не можем ограничивать нашими человеческими мерами, однако, хочется надеяться, что и им будет предоставлен свободный выбор.

Войдя в Церковь Крещением, мы бытуем в Церкви Таинствами и входим в Свет Божественной Любви стяжанием Благодати в Духе Святом.
Сознание полноты Святаго Духа, дарованное каждому члену Церкви в меру личного духовного восхождения, рассеивает мрак смерти, страх Суда, адской бездны и обращает взоры исключительно к Господу, грядущему  в Своей Славе:
      
                «Новых Надежд и Новой Земли,по Обетованию Христа, мы ожидаем!»
(2 Петр. 3,13 )


Рецензии
Уважаемый автор, в этой статье рассуждение построено на православном понимании, и трудно судить человеку иной конфессии об истинности данных положений. Один Всеведущий Бог в итоге определит как верно Его славить и почитать. «Новых Надежд и Новой Земли,по Обетованию Христа, мы ожидаем!» а кто будет обитать на ней?....

Вадим Лившиц   19.01.2013 12:58     Заявить о нарушении
Уважаемый читатель, это не статья, а глава из книги, фрагмент. Используемый на этом сайте текстовый редактор, к сожалению, не позволил мне опубликовать книгу , как единое целое. Веские, для меня конечно, основания считать «данные положения» истинными подробно изложены в предыдущих частях книги. О вере не спорят – на то она и Вера, но если представитель иной конфессии хочет прочувствовать мое мировосприятие, пусть прочтет ВСЮ книгу. Всеведущий Бог 2000 лет назад уже все Лично Определил своим Апостолам, а они передали нам через Послания, Евангелие и Церковное Предание. Это – наша Вера! Хотите узнать ее существо - изучите, но только не надо ее охаивать, если вам она не по сердцу! Не берите грех на душу! О Вере не спорят! Ее приемлют или не приемлют! Господь наш Иисус Христос сказал: «Никто не может прийти ко Мне сам, только если Отец Мой Небесный призовет». И еще: «Много званных, мало избранных».
«…кто будет обитать на ней?» - в Откровении Св. Евангелиста Иоанна Богослова указано следующее:
• Первые 1000 лет- воскресение первое и Царствие только верных, (создание чистого социума), затем
• Второе воскресение всех, всех, всех и их жизнь в чистом Царствии, в конце которого выпускается на свободу и Сатана с падшими.
• Окончательный Суд и далее Жизнь Вечная ВСЕХ, кто очистится и полностью отпадет от греха, а тем кто воспротивится – «озеро огненное» во веки веков.
Кроме того, существует Учение Св.Григория Нисского о том, что Спасение в Царствии Божьем – это не конец, а всего лишь возвращение потерпевших крушение в Тихую Гавань, что бы продолжить Путь к Конечной и Главной Цели Творения – Полному Обожению по Благодати Божией Всей Твари им Сотворенной – апокатарсис. Это учение поддержали Преп. Максим Исповедник, Преп. Исаак Сирин и Св. Григорий Палама. Но Церковь его не взяла за основу.
Я последователь Св.Григория Нисского и в Х главе книги излагаю свое видение процесса и апокатастазиса и апокатарсиса.
Если захотите.я могу по майлу переслать файл рукописи с последними доработками.

Михаил Землицкий   22.01.2013 12:36   Заявить о нарушении