От начала и до конца бесконечности. глава 12

ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА БЕСКОНЕЧНОСТИ
INFINITY: BEGINNING TO END

КНИГА ПЕРВАЯ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Глава 12. Земля

Последующие несколько дней промчались в круговерти повседневных дел, и я о хрононах почти не вспоминал. И сны меня, к сожалению, больше не посещали. Сын несколько раз предлагал устроить второй семинар, но мне был недосуг, да к тому же я чувствовал свою неготовность к нему.

Похоже, игра сыну понравилась. Во-первых, он узнал об отце много нового, и уже несколько раз подходил ко мне с засаленной бабушкиной колодой карт и просьбой показать, как раздаются карты в покере. В конце концов я отобрал у него колоду. Не следует ему играть в азартные игры! Если не карты я, может быть, уже давно сделал бы какое нибудь открытие, и мое имя вошло бы в историю науки. Но если не я, то пусть хотя бы он. Нечего брать примеры с дурного!

Во-вторых, ему очень понравилось, что взрослые ученые дяди на равных участвовали с ним в одном семинаре. Он даже внес предложение написать объявление о дате семинара и повесить его у входа в сад, чтобы и другие участники заранее об этом знали и не пропустили это событие, тем более что они сами об этом просили.

- Ну сынок, тут ты можешь не волноваться. Эти дяди семинар никак не пропустят, - успокаиваю я его. – По-моему, с наступлением тепла они вообще переселяются жить в Сад. И потом,  мне кажется у них для нашего семинара недостаточный научный  уровень. Может, лучше без них? – эта неразлучная тройка лоботрясов меня раздражала, особенно физик. И я боюсь, что они превратят нашу невинную затею в настоящий научный семинар со спорами до хрипоты, с курением сигарет и, не дай бог, распитием спирта, писанием формул и ниспровержением великих истин.

- Ты что папа, они очень даже все понимали, и с ними было очень весело, - протестует сын, - они такие смешные, особенно тот, бородатый.

Приходится с ним согласиться. Я обещаю, что объявление мы напишем в воскресенье.

И в-третьих. Детский сад. Триумфальный день, когда он был центром внимания всех детей, понемногу стал забываться, и кличка Кантлаплас все чаще звучит как дразнилка, а ему хочется славы и почета.

Утро воскресного дня задалось сразу. Солнце светит во всю – видно, ночью дождь промыл наше небо. Но прохладно. За окном под действием легкого ветерка лениво шевелятся листья громадного тополя, который как-то неожиданно быстро вымахал перед нашим подъездом. Вообще-то я очень люблю тополя. Но только не об эту пору. Все обвешанные пухом, они почему-то напоминают мне гигантского одноногого гнома, от которого по какой-то, неведомой мне, причине остались только одна нога и белоснежная борода. Пух везде – в воздухе, в помещениях, в носу и во рту. В некоторых местах он собирается в огромные сугробы, которые служат лакомой приманкой для пацанов. Им очень нравится, как эти сугробы мгновенно вспыхивают. Пацаны почему-то убеждены, что именно так горит бездымный порох.

В прошлом году мальчишки случайно не заметили, что один из сугробов скрывает в своем чреве мотоцикл нашего соседа. Результат был ошеломляющий! Глядя на соседа я понял, что испытывали оккупанты, когда под их составами взрывались заложенные партизанами мины.  И как несладко доставалось после этого мирному населению. С безумно горящими глазами сосед, с бейсбольной битой наперевес, носился за перепуганными пацанами, пытаясь выяснить хоть у кого нибудь из них, зачем они это сделали. Угомонился он только тогда, когда один из отцов, тоже с битой наперевес, не объяснил ему, что мотоцикл в пуховым сугробе не хранят. Это раз. И что за его мотоцикл ему заплатит страховка. Это два. И что он обязательно надерет задницу своему подрывнику. Это три. И что дубиной нечего размахивать, ибо, хотя мы народ и мирный, но наш принцип: - кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет. И это четыре. Такого количества аргументов оказалось достаточно, чтобы сосед угомонился.  Но с тех пор все владельцы личного транспорта добровольно убирают пух с асфальта. Как я ни отказывался, к этому добровольному делу привлекли и меня, несмотря на то, что автомобиля я не имею. Зато у меня подрастает потенциальный поджигатель, и есть мечта купить автомобиль. Сегодня как раз моя очередь волонтирить. Но дождь превратил пуховые сугробы в невзрачные серые лохмотья, которые пока что не представляют опасности для чужого автотранспорта. Поэтому можно еще поваляться в постели. Представляете – воскресное утро, тишина, только птицы поют за окном и тебе никуда не надо спешить! Заслуженное безделье!

Я даже не заметил, когда встала жена. Из соседней комнаты слышно, как она о чем то переговаривается с тещей. Я отворачиваюсь к стенке и снова закрываю глаза. И сразу же вспоминаю, что не ответил на очень важный вопрос – а почему в Разуме нарушается симметрия? Я лезу под подушку и вытаскиваю тетрадку, в которой записан мой единственный сон. Перечитав его еще раз, я нахожу ответ. Мих сказал, что они придумали нашу Вселенную. А это значит, что он как-то сумел добраться до Разума и нарушить симметрию, отчего наша Вселенная и сотворилась. Но как ему это удалось? Наверное, у них уже имеются технические возможности, которые позволяют контачить с Разумом и передавать ему свои желания. Типа какого нибудь мыслевыполнителя. А что, звучит неплохо. И мы тоже у себя когда нибудь создадим что-то похожее. Почему бы  и нет? Ведь додумался же я до хрононов!

Я засовываю тетрадь под подушку, потягиваюсь до хруста в костях, и снова собираюсь поспать. Я тешу себя надеждой вновь увидеть во сне моих новых друзей. Особенно мне хочется увидеть Сю, мою Ариадну. Я даже начал гадать, за какую руку она меня возьмет на этот раз – за левую или за правую? Но отгадать не успеваю. Дверь с треском распахнулась  и сын с размаху бросается на кровать. – Пап, вставай! Маму посылают врачихой в детский спортивный лагерь, и я поеду с ней на все лето. На море! Ура! Я буду целый день купаться и ловить рыбу. А ты останешься здесь вдвоем с бабушкой! – Разговоры об этом у нас шли давно, но я как то не придавал им особого значения.

- А может и бабушку возьмете с собою? А то кто будет твою рыбу чистить? Знаешь, как это трудно? Многие только из-за этого не ходят на рыбалку. – Перспектива отъезда жены и сына на три месяца меня не пугает, но оставаться один на один с тещей не очень хочется. – Может там в лагере нужны поварихи? Или нянечки?

- Папа, не говори глупости! За тобой тоже нужен уход! Мужики не могут без ухода, - совсем по взрослому одергивает меня сын. – Запаршивеешь совсем! – Я ужасюсь от такого варианта. Даже не спрашиваю, откуда у него такая информация.

За завтраком я узнаю все подробности летнего расписания. Через три дня жена с сыном отправляются в лагерь, а еще через неделю теща тоже двинет в долгое путешествие, во время которого она собирается посетить всех своих родственников, которых, кстати говоря, у нее великое множество. Этот план нравится мне настолько, что я даже предлагаю разработать оптимальный, с точки зрения переменных «цена – время», маршрут, с использованием компьютера и новейших математических методов в теории расписаний. Теща мое предложение отвергает с ходу. Видно, подозревает, что маршрут может оказаться бесконечным по времени.

- Папа! А что будет с нашим семинаром! – вдруг вскакивает сын. – Придут люди, а нас нет. Они обидятся, или начнут проводить семинары без нас. И ты тогда не будешь самым главным. Давай проведем последний семинар, на котором объявим, что он закрывается на каникулы. Давай напишем объявление.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, он тут же приносит лист для рисования и фломастеры, и я, чтобы не расстраивать пацана, пишу объявление:

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
ПОСЛЕЗАВТРА В ПОЛДЕНЬ «У ПИФАГОРА» СОСТОИТСЯ
ПОСЛЕДНИЙ ПЕРЕД ЛЕТНИМИ КАНИКУЛАМИ СЕМИНАР
ПО ПРОБЛЕМАМ МИРОЗДАНИЯ.
ПРИГЛАШАЮТСЯ ПОСТОЯННЫЕ СЛУШАТЕЛИ.
ЯВКА ОБЪЯЗАТЕЛЬНА.
ОРГКОМИТЕТ

Которое мы тут же идем вешать у входа в Сад.

Два дня пролетают незаметно. В нескончаемых приготовлениях к отъезду я совсем забываю про семинар, и если бы не сын, то он бы состоялся не скоро. В последний момент, когда мы с увлечением подбираем удочки для рыб разных размеров в магазине спорттоваров, сын неожиданно спрашивает: - Папа, а полдень это сколько?

- Двенадцать часов дня, - с нетерпением отвечаю я, пробуя на прочность леску на очень крупную рыбу. Из достоверных источников я знаю, что море, где предстоит провести лето моим близким, отличается невероятным изобилием рыбы. И глубиной оно примерно до колена на расстоянии километра от берега. Ближе - мельче. А крупная рыба, пойманная на мелководье, становиться злой и агрессивной. Известен случай, когда гигантский бычок перегрыз леску толщиной с буксировочный канат. Такую рыбу жалко упускать, поэтому к выбору лески я подхожу очень серьезно, тем более что и сам собираюсь иногда навещать жену и сыну, и естественно, заниматься рыбалкой.

- А сейчас сколько?

- Полдвенадцатого.

- Папа, а семинар? Там же люди придут. А мы здесь. Нехорошо! Бежим в Сад! Скорее! – и сын, забыв про удочки, тащит меня к выходу. Делать нечего. Приходится подчиниться. Лихорадочно вспоминая на ходу мои последние результаты, я быстро иду за сыном, втайне надеясь, что никто не придет и семинар не состоится.

Мои надежды не оправдываются. Все на месте. Но что меня поразжает больше всего - слушателей стало даже больше. Математики выглядят как всегда. Правда, на этот раз бородатый без куртки, но в майке с надписью «Не курить» на груди, а толстый математик в темных очках, отчего его лицо имеет загадочно-отрешенное выражение. Рядом с бородой физика легкий ветерок шевелит иссиня-черные волосы очень симпатичной девушки, с большими зелеными умными  глазами на загорелом лице, одетой в коротенькую маечку, по последей моде не прикрывающей аккуратный пупок, и очень широкие то ли длинные шорты, то ли короткие брюки. Где-то я ее явно видел! И вдруг я вспоминаю: – Вылитая Сю! Моя Ариадна-! - ахаю я. – Но что она здесь делает?

По традиции, заимствованной у древних греков, «У Пифагора» заседают исключительно мужчины. Даже мысли привести сюда даму никогда ни у кого не возникало. И не только потому, что некоторые выражения, употребляемые спорщиками в качестве последнего аргумента в пользу той или иной теории, могли бы неадекватно быть воспринятыми деликатным женским ухом. Просто «У Пифагора» наше, чисто мужское дело! Как футбол и рыбалка! Видимо, это понимает и физик. Сегодня его не узнать. Своим внешним видом он напоминает Святого Франциска с картины «Святой Франциск наслаждается ангельской  музыкой», вместо хламиды одетого в серые, тщательно выглаженные брюки, темно-синий блейзер члена яхт-клуба, с ярко-красным платочком в верхнем кармане. Такого же цвета галстук, завязанный огромным узлом, отражается в до блеска начищенных туфлях. Я  теряю дар речи.  Причина такой чудесной метаморфозы может быть только одна – девушка! Он стоит рядом с ней, виновато поглаживая свою тщательно расчесанную бороденку. – Познакомьтесь, это Сюзанна. Она со мной! – Заискивающим голосом говорит он. Как будто этого достаточно, чтобы нарушить многовековую традицию. – Она психолог! Она тоже хочет послушать ваши сказки. Я ей все рассказал. – Наступает неловкое молчание. Математики укоризнено качают головами. Мы с сыном молчим. Ох, как нелегко нарушить установленный веками порядок! Молчание прерывает сама виновница.

- Разрешите мне поприсутствовать, пожалуйста! Я вам совсем не буду мешать. Я действительно психолог, и меня очень заинтересовали ваши хрононы, которые излучают мысли. – Девушка улыбается. Улыбка у нее замечательная. Очень открытая и искренняя. Все вокруг как бы стало светлее. Я даже захотел привести ее в пример сыну. Вот, мол, что значит регулярно чистить зубы. Но воздерживаюсь. – У меня даже есть какие-то мысли по этому поводу. Но сначала я бы хотела все выслушать от вас. Я вообще не доверяю пересказам. Особенно в исполнении некоторых. - При этих словах по лицу физика пробегает тень, но, к моему удивлению, он молча проглатывает намек. Молчим и мы. – Молчание знак согласия! – говорит Сюзанна и садится рядом с руководителем семинара.

Семинар проходит на удивление спокойно и организованно. Взявшие первыми слово математики излагают свою теорию вакуума, из которой стновится понятно, где и как хаотически движутся хрононы  в отсутствии времени. Когда бородатый рассказывает о геометрии поля, плотный математик пытается грациозными движениями своего коренастого тела изобразить его турбулентную составляющую. Если бы играла восточная музыка и на исполнителя надеть прозрачные шальвары, то эти движения были бы очень похожи на танец живота, который я наблюдал в Турции.  Мы даже похлопали. Сын в восторге. Впервые в жизни он видит как течет время. Математики  даже вычислили величину кванта времени и показали, как хрононы хаотически скачут то в прошлое, то в будущее, то по прямой, то по турбулентной составляющей. Мне их доклад очень нравится, видно ребята крепко над всем этим думали. Нравится и сыну, в первую очередь тем, что авторы доклада все время ссылаются на меня, а один раз даже сослались на него, как на автора решающего вопроса «а может ли ребенок опять превратиться в эльфика».

Выступиющий следом физик очень красиво связывает между собой информацию, энтропию и второе начало термодинамики. Из его выступления следуент, что разум это замкнутая система, состоящая из множества хрононов, и что максимум энтропии достигается тогда, когда Разум спит, ни о чем не думает, когда абсолютно все хрононы находятся в состоянии хаотического движения. И что максимум этот пропорционален числу хрононов. По всему видно, что физик очень серьезно подошел к этой проблеме, и ему очень хочется, чтобы труд его оценили. Особенно девушка  - психолог, к которой он явно неравнодушен. И чтобы совсем сразить ее, предлагает ввести новую, пятую, мировую постоянную, которая, по его мнению, ответственна за материалистический-идеаллистический дуализм. И даже дает ее примерную оценку. Где-то между десять в степени минус сто сорок восемь или минус сто пятьдесят.  Все так и крякают.

Сын спрашивает: - А это  очень много?

На что  толстый математик, с совершенно серьезным выражением лица, отвечает, что это очень много. Намного больше, чем даже мозгов у автора. Физик аж зеленеет. Но в рукопашную не идет. Все таки иногда полезно иметь под рукой психолога!

Вообще-то он неплохой парень, и очень толковый физик. По крайней мере в нашей группе он был не из последних. Но очень уж любит ерничать. Сегодня же это совсем другой человек. Прилично одетым, с подстриженной бородкой и почти причесанным, я вижу его впервые. Это что то новое. Даже хочется назвать его настоящим полузабытым именем Борис, а не кличкой Боб, на которую он только и отзывается. Сын тоже отмечает эти серьезные перемены: - Вы что, сегодня защищаетесь? Когда папка защищался, он тоже пошел в парикмахерскую, а мама выгладила ему штаны. – Психолог прыскнула, физик багровеет, а я еле удерживаюсь, чтобы не дать в лоб болтуну. Математики вежливо пропускают детскую болтливость мимо ушей.

Затем приходит мой черед. Я рассказываю, как нарушается симметрия, как и куда расходятся хрононы  и антихрононы, что такое Большой Взрыв, как и где образуются мир и антимир, куда они движутся в процессе эволюции, и что в конце концов происходит Большой Коллапс, мир и антимир аннигилируют и перестают существовать. Энтропия вновь достигает соего максимума. И Разум достигает комфортного для себя состояния покоя.   Чтобы быть честным в науке, я отмечаю, что эти выводы я ни за что не сделал бы, если бы не предыдущие выступавшие.

 Затем мы обмениваемся мнениями, отвечаем на все вопросы, в том числе и о Канте-Лапласе, после чего я благодарю всех присутствующих за то, что теперь не только мы сыном работаем по этой теме, выражаю надежду, что в таком коллективе теория будет создана гораздо быстрее, и объявляю сегодняшний семинар закрытым.

Сообщение о летнем перерыве в работе семинара в связи с отъездом одного из научных руководителей в лагерь воспринимается без особого удовольствия, но так как выбора нет, то мы распределяем кто над чем будет работать, и собираемся расходиться. Я очень надеяюсь, что у нас хватит времени вернуться в магазин и купить удочки.   

Дальнейшие события в очередной раз доказывают мудрость древних греков. Неожиданно со своего места поднимается Сюзанна и просит всех немножко задержаться..


Рецензии