Дневник 8 - 104 Парсифаль ждал свою жену 5 лет

Дневник 8 - 104 Парсифаль ждал свою жену 5 лет

Каждое новое чувство любви - это новая жизнь, обновление, вдохновение,  возможность стать лучше.

9/III 1991 г. Сегодня я возвращаюсь в Швейцарию, сердце дрожит. Простилась по телефону с пианистом и другом моим Володей Буниным, с Финляндией у него неясно насчёт работы.

На днях я всё-таки спела детям в Вальдорфской школе свои детские, весёлые песни. Сначала они долго шумели, их никто не останавливал. Еле-еле они умолкали,  Эрдмутэ немного рассказала им обо мне. Я пела, преодолевая шум, но чувствовала,  что мои веселые ритмы им нравятся, они готовы были хлопать в такт. Они после концерта бурно хлопали в ладоши, топали ногами, свистели.

Эрдмутэ сказала, что им понравилось, что они так громко выражают свои положительные чувства. В учительской мне подарили тяжёлую коробку конфет из Англии, выразив благодарность за концерт. В коридоре ко мне подошли два мальчика лет 10, поблагодарили, протянув для пожатия руки.

Я приехала в Арлейсхайм (Швейцария). Меня встретил спокойный пожилой человек господин Мойтер, на машине отвёз меня к себе домой. У него живёт Таня Кузнецова. Она здесь заболела, у неё бронхит. Она сказала мне, что её мучают элементальные духи. Она передала мне письмо от Володи Бунина. Володя даёт мне советы,  назидает. Таня сватает меня за Мойтера: «Я бы за него вышла. Хороший человек,  как он за мной ухаживал, приносил лекарства, капал капли от сердца!».

10/III Наученная горьким опытом, я теперь всем улыбаюсь и говорю, что всё: "Sehr gut" – очень хорошо.

Два раза я смотрела «Фауста» в Гётеануме. Потрясающая постановка, гениально играли актёры.

11/III Я вполне освоилась, говорю по-немецки. У Вероники чудесная аура в комнате. Проводили с Аллой Рогожиной Танечку Кузнецову на вокзал. В России ей полегчает.

Володя Бунин два раза играл в советском посольстве.

12/III Сварила огромную кастрюлю супа для всех, народу в квартире несколько человек из Москвы. Обедала с художницей Бригиттой у неё дома. Вечером репетировала в Альтерсхайме. Готовлюсь к своему концерту.

13/III Познакомилась с каким-то Пьером и Вольфгангом Бахом. Оба помогли мне с репетицией и поисками Вероники. Мы с ней занимались русским языком.

14/III Господин Мойтер добр и любезен. Он предложил мне придти к нему в магазин и выбрать одежду. Вечером мы с Вероникой были на чтении автобиографии Штейнера. Я не поняла ничего, сидела и учила немецкий язык.

15/III Бригитта везде ходит со мной. Вероника помогла мне перевести на немецкий названия моих песен. Дивная погода эти дни. Весна милая, нежная пришла в Европу. Цветут первые разноцветные цветочки в траве.

Забирала свои вещи от Терезы Аннерт, они были неважно упакованы, придя к господину Мойтеру, обнаружила, что чёрная моя куртка исчезла.

О, мои бедные коллеги, в России, не рвите меня на части, пожалейте, порадуйтесь за меня.
 
Петю Старчика одолевают лампады, он всё пишет песни "Лампадного цикла", а меня одолевают бабочки; я написала на стихи Тарковского две песни: «Бабочка в госпитальном саду» и «Ничего на свете нет», тоже о бабочке, также и в стихотворении Оли Седаковой, которое я пою. А у Пети целый лампадный цикл.

16/III Господин Мойтер сообщил мне, что видел какую-то чёрную куртку, висящую на заборе, объяснил, как туда идти. Я пошла туда и обрела свою потерянную куртку,  обрадовалась.

Перед концертом я волнуюсь несколько часов подряд. Меня ведут в столовую ужинать, я не могу есть, сижу за общим столом и пишу программу своего концерта. Рядом со мной сидит мужчина, отдалённо напоминающий мне Володю Бунина. У него изысканные манеры, уверенность в себе, в нём есть покой. Приятные черты лица, светлые брови, прямые длинные волосы, красивые крупные руки, прямые плечи. Он был очень аристократичен, красиво ел. Я сказала ему по-немецки: «Вы похожи на короля». «В этой жизни я не король», - откликнулся он и добавил: «Может быть, я приду на Ваш концерт».

Он пришёл и сел в первом ряду. Я пела только для него, меня осеняло вдохновение. Эльвина переводила текст моих песен на немецкий язык. После выступления этот человек подошёл ко мне, протянул мне руку, крепко её пожал, поздравил и произнёс таинственную фразу: «Парсифаль ждал свою жену 5 лет, когда они оба стали духовными, они встретились». «А я 20 лет жду», - сказала я.

«Почему Вы сказали, что я похож на короля?», - спросил он. «А я рисую и вижу людей в образах». Я показала ему свои рисунки. «Когда Вы родились?», - спросила я. Он: «Отгадайте». Я: «Какой Вы стихии – земля?» Он: «Нет». Я: «Огонь?» Он: «Да». «Апрель?». «Нет». «Август?» «Да». Он родился 1 августа. Он всё время стоял около меня.

Принесли мой ужин, я предложила ему половину трапезы, он согласился. Нам дали сок и тёплую еду. Зовут его Торбен, он датчанин, Торбен Даль. Он врач терапевт и психиатр. Он рассказывал мне интересные и духовные вещи, мы сидели рядом, и моя рука была в его руке. Двойственное чувство пронизывало меня: я была счастлива, сидя рядом с ним, у меня было ощущение, что этот человек из моего прошлого, быть может, мой бывший друг. В то же время я чувствовала себя несчастной, одинокой и обездоленной, понимала ненормальность моей жизни в России.

Вечер приближался к концу, Торбен, тяжело положив руку мне на плечо, сказал: «Момент» и ушёл ненадолго. Вернулся он со своей визитной карточкой, которую отдал мне. Мы говорили без переводчицы. Речь зашла о письмах. Мы стали прощаться. «Сказка кончилась», - сказала я. Мы пожали друг другу руки. Хорошо мне было сидеть рядом с ним, мужественная сила исходила от него, мы поглядывали друг на друга, он опускал глаза. Мы с Эльвиной и Бригиттой стали уходить, он стоял в дверях и махал нам рукой.

Он приехал сюда погостить, скоро он уезжает в Данию. Он сообщил мне, что когда я пела, он по моей музыке догадывался о содержании песни. Перед прощанием я вспомнила сказку Андерсена «Снежная королева». «Вы почти Кай», - сказала я. Мы были взрослые люди, но мне показалось, что мы с ним дети. Только чудо может завтра дать мне встречу с ним. У него низкий глубокий голос, в глазах что-то необыкновенное, таинственная глубина. Может быть, он посвященный?

17/III Ночью он снился мне. Моё желание вновь увидеть его приводит меня в клинику, где я пела вчера. Я сначала играю в зале «Песню Абелоны» на стихи Райнера Марии Рильке, иду в столовую, ищу его там, поднимаюсь наверх и в коридоре, вижу,  наконец, моего короля. Он идёт мне навстречу, улыбается, увидев меня, пожимает мне руку. Он пока занят, говорит мне: «Может быть, мы встретимся».

Я скитаюсь по клинике, в зале, где рояль, встреча французских врачей, мне пришлось уйти, я сажусь на скамью в коридоре.

Он неожиданно появился опять, сказал, что на минуту сядет около меня. Мы проговорили с ним 2 часа при помощи словаря, который я взяла с собой. Моё сердце дрожало, голова кружилась, от него шла очень сильная энергия. Мне всё время хотелось обнять его. Он сказал, что не страшно расстаться, может быть, мы ещё встретимся, он был одухотворённей, чем вчера, может быть, серьёзней. Он таинственно смотрел на меня. Мы говорили на разные темы.

«Вы чувствовали одиночество?», - спросила я. Он: «Да. Раньше - больше». «Какого Вы года?» Он: «Тайна». Глаза у него не молодые. Он не худой, но и не полный,  плотный, мужественный, движенья у него, как у человека Средневековья. В нём нет суеты, есть стать и величие.

Я сказала: «Моё сердце отдыхает около Вас. Моё сердце устало в России. Я много страдала». Он: «Я знаю». «Можно писать друг другу письма, можно думать друг о друге», - сказал он. Я сказала, что он мне снился сегодня. Я рисовала его профиль, оставила себе рисунок.

Он любит музыку и старинную, и классику, о роке он сказал, что эта музыка разрушает, она не от Бога. Я спросила, на каком языке он думает. «Я думаю на немецком», - ответил он. У него хорошая мимика, выразительное лицо. «У Вас прекрасное лицо», - сказала я. Он сказал: «Я много езжу по разным странам».

Часто мы смотрели неотрывно в глаза друг другу и сердце моё дрожало. «О чём Вы думаете?», - спросила я. «Я думаю о том, что даёт музыка, какое настроение...».  Он запнулся. «Как долго Вы будете в Арслесхайме?», - спросил он.  «Две недели», - ответила я.

Когда я спросила, почему он не говорит, сколько ему лет и делает из этого тайну, он ответил, что у него есть для этого причина, основание. «Мы не знаем своей судьбы», - сказал он, сделав жест, связующий нас с ним.

Пришла пора прощаться. «Leb wohl! (Прощайте!)»,- сказал он. Я пошла к дверям, оглянулась – он оглянулся тоже. Помахали друг другу руками.

С 8 вечера началась боль в сердечном центре. Встреча с Торбеном была для меня неким взрывом.

18/III Боль продолжается. «Всё в мире, что достигало извечного величия,  рождалось из боли», - говорил Рудольф Штейнер. Я была счастлива, сидя с этим спокойным человеком 16 и 17 марта.

Много говорим с Вероникой, она расспрашивает меня о Володе Бунине. Я говорю с Вероникой только по-немецки.

19/III Мне говорят, что будут искать мне работу здесь на 3 месяца.

Моя любимая эвритмистка Инкин прислала мне приглашение на завтрак. Она слушала мои песни в Альтерсхайме, песни ей понравились. «Я снова ощутила себя в Москве», - призналась она. Она много работает, скоро едет в Москву.

Сегодня будет мой концерт в другой клинике. Я пришла за час до начала. Мне сделали микрофон. Атмосфера была хорошая. Времени мне дали час, на бис можно спеть 2 детские песни. Долго аплодировали. Господин директор вручил мне цветы,  поцеловал руку, подарил большую плитку шоколада. Меня, Бригитту, Анни Ян директор пригласил в ресторан ужинать.

Неожиданно появился Вольфганг Бах и протянул мне ласковую руку, как принц в сказке. Он очень милый человек. «Оставьте мне Ваш московский адрес», - сказал он. Он был в белой одежде.

Боль моя, наконец, ушла. Мысленно разговаривала с Торбеном. Его образ, как образ древнего рыцаря сияет в душе моей.

Жена директора ухаживала за пирующими. Директор обратился ко мне на пяти европейских языках. Я смущенно молчала.

20/III Радость от цветов, от весны, оттого, что новую песню пишу. Пошли с Бригиттой в другой Альтерсхайм. Я играла, Бригитта тоже играла – слащаво и неровно.

Вероника сказала, что Володя Бунин любит меня, он пересказывал ей свой разговор с Терезой. Он сказала Терезе: «Галя хочет работать здесь».

21/III Была сегодня в Базеле одна. Хочу купить подарки родным. Это не просто. Дороговизна.

22/III Ездили с Бригиттой под Базель в Вальдорфскую школу. Потом ходили по магазинам.

23/III Таня Кузнецова написала мне, что брат Серёжа меня встретит, когда я вернусь в Москву.

Вечером концерт в Базеле – всё посвящено Yesus Christus.

24/III Посещение кирхи утром. Покой. Доктора Штейнера очень люблю. Удивительный человек. Пишу письмо Торбену.

Вечером был показ эвритмических групп. Вероника великолепно владеет эвритмией, у неё прекрасные руки, одухотворённые движения.

Началась Страстная неделя. Звонят колокола в храмах.

Днём и до вечера я смотрела «Фауста». Контрабандой мы проникли в актёрское кофе. За столиком сидел актёр в гриме Мефистофеля.

Перед сном с Верой Яковлевной и Галей Левиной, которые сменили Таню Кузнецову,  мы читали «Фауста».
 
26/III Меня опекают Женя и Карин. Опять смотрели «Фауста».

Шла домой одна по тихому маленькому городу, плавающему в тумане. Овцы гремели цепью на лужке около нашего дома. Незнакомая женщина молодая тихо сказала мне: "Guten Tag!". Я откликнулась.

27/III Пишу письмо Торбену и плачу. Играла вяло, без удовольствия. Карин помогла мне с письмом, проверила ошибки.

28/III Гуляли с Кориной. Вечером наши русские дамы посетили Веру Ульрих. Это человек с большим сердцем. Она рассказывала нам о себе и расспрашивала нас.

Я послала письмо Торбену, убрав из письма всё лишнее, мои слёзы, потрясения, облегчила текст, чтобы не пугать Торбена.

31/III Католическая Пасха. Сходила в храм. Собрала вещи. Обедала с Вероникой в клинике Иты Вегман.

С приключением, падающими на перрон сумками, добралась я до своего вагона, поезд вместо 18 часов отъехал в 17.30, на билете время отправления 18.00. Еду в мою несчастную страну, в ушах звучат стихи. Мой отъезд в Россию висел на волоске.

Взглянув на небо, я увидела огромный католический крест розового цвета. Я указала на него всем своим спутницам, все его увидели. Мы удивились. Сегодня католическая Пасха.

1/IV Разговор с попутчицей: «Вы бы ТАМ оставались. Вышли бы замуж за 70-летнего». Я ответила: «Я не могу продавать себя».

Я забралась в соседнее пустое купе и предаюсь размышлениям.

2/IV Смотрю в окна на русскую природу – никакого умиления и трепета.

4/IV Учителя устроили мне судилище. Я не пошла на растерзание, написав им письмо.

Мама Вани Терехова Надежда Леонидовна сказала, что я чистый человек. Она взяла мою руку и прижала к своей щеке. «Я испытываю радость рядом с Вами», - сказала она.

9/IV  Вольф прислал странное письмо: русскими буквами он написал немецкие слова.
«Когда ты снова приедешь в Партшефельд?», - спрашивает он. Я ответила ему длинным письмом.

На работе меня грызли коллеги, я была совсем спокойна. Несчастные, изуродованные люди.

Вспоминала эти дни с теплотой Эдвина, он позвонил мне сегодня из Питера. Я чувствовала, что он где-то близко. Я люблю его, Вольфа и Торбена. И Володю Бунина.

Мой рисунок.


Рецензии