Письмо

               
 
    Недавно,перебирая старые письма,я заново перечитал одно из них,в котором и без  того уже почти наизусть помнил каждую букву.Написанное  несколько лет назад,ко мне оно попало лишь спустя годы.Это было даже не письмо,-так,небольшая,не более двух десятков слов,записка на измятой страничке школьной тетради.Но ценой этой записке были две молодых жизни...

   
 ...Года два назад,поздним октябрьским вечером, я услышал осторожный стук в окно моего старенького деревенского дома .За калиткой двора стоял незнакомый мне человек.Я вышел из дома.

   -Вам письмо,-протянул он мне небольшой пакет,бережно завернутый в прозрачную полиэтиленовую пленку.-Письмо от Славки,-предупреждая мой вопрос,произнес незнакомец.-Мы с ним вместе были в Чечне.

    К тому времени мне уже  было известно,что Славка,мой близкий родственник,воевал и погиб где-то на Кавказе.Подробностей его смерти я не знал,ко мне доходили лишь слухи о том,что Славки уже давно нет в живых.Я предложил незнакомцу войти .В доме,волнуясь,я развернул пакет.

    "Прощай и пойми меня ,-неровные строки короткого Славкиного письма,казалось,впитали в себя его смятение.-Поймешь,-значит не осудишь меня за то,что я сделаю...Я знаю,это грех,большой грех,-читал я далее.-Но это грех мой,моя граната не потянет за собой другие жизни...Прости..."

    В пакете,вместе со Славкиным письмом,лежала еще крохотная записка,написанная,видимо,второпях,на обрывке бумаги,незнакомым мне почерком:

    "Брат,стреляй,-было написано там.-Не убьешь ты,убьют тебя."

    Я ничего не спрашивал у своего позднего гостя. Рассказывать он начал сам:

    -Нас взяли на зачистку на второй или третий день после того,как мы прибыли в Чечню, - заговорил он.-Рейд был рядовой,обычный.Мы шли рядом со Славкой,он немного впереди меня.Заглянули в один двор,другой.Все тихо.Мы со Славкой немного приотстали от остальных наших и решили проверить  третий двор.И лишь только приоткрыли ворота,как  тут же  почти нос к носу столкнулись с одним из боевиков.Я  вскинул автомат,но Славка вдруг резко оттолкнул меня к углу дома.На спусковой крючок я все-же успел нажать ,но очередь пошла вверх,по крышам.Я ничего не понимал-что случилось,почему мы не стреляем,ведь я явно видел,что и боевик направил ствол в нашу сторону.Но не стрелял и он,отступив назад,за постройки...

    -Вечером мы пили.Обмывали,так сказать,боевое крещение,-грустно усмехнулся мой гость.-Я не пытался что-либо узнать у Славки,было,честно сказать, не до того.Думал,выпьет,успокоит душу,и все расскажет ...Я ведь знал со Славкиных рассказов,-а мы с ним до Кавказа шоферили в Тюмени,там и подружились,-что у него был друг,чеченец.И конечно же  предположил,что встреченный нами боевик и оказался его другом.Но Славка  всегда говорил,что тот живет в Казахстане,со стариками родителями.Они иногда созванивались до того,как мы попали в Чечню...

    -Я мало что знаю,-помолчав,рассказывал далее мой собеседник,-но в тот вечер я все же понял по некоторым Славкиным фразам,что так оно и есть,что тот,в третьем дворе, и был Славкиным другом.Но его ведь  не должно было  быть в Чечне!К сожалению, Славка ничего не рассказал.Не рассказал... На следующий день,рано утром,он спустился в ущелье,выдернул чеку и лег на гранату...А часа через два после этого взрыва  местный мальчишка принес записку.Спрашивал Славку,не зная еще,что его уже нет в живых.Записку передали мне,-она там,в пакете,вместе со Славкиным письмом.

    -Его друга звали Асламбек?-спросил я.

    -Да,это был он.И записка,которую мне передали,была от него.

  ...Они выросли вместе.Асламбек,потомок высланных в Казахстан во времена сталинских репрессий чеченцев,и Славка жили в одном поселке.Дружили,работая в одном колхозе,родители мальчишек.Росли как братья и Славка с Асламбеком.Казалось,они и часу не могут обойтись один без другого.С возрастом детская их привязанность друг к другу переросла в искреннюю и бескорыстную мужскую дружбу.После школы и срочной службы Славка подался на Севера- колхоз развалился,работы не было,а семью кормить было надо,Асламбек же не мог уехать от больных  стариков-родителей,остался.А вскоре  затрещала по швам и  вся огромная страна-Советский Союз,-начались бесконечные войны на ее окраинах,самая страшная из которых вспыхнула в Чечне.Потекли по России нескончаемые потоки беженцев.В Казахстан,который к тому времени стал отдельной страной, Славка уже не вернулся.Друг же его,Асламбек,все так же там и жил,-так он,по крайней мере,сообщал Славке в своих нечастых телефонных звонках.
 
   -Ничто не смогло бы Славку заставить подписать контракт на службу в Чечне,-продолжил свой тяжелый рассказ мой гость.-Но нас подставили,загнали в тупик там,в Тюмени.Милиция раскручивала нас на огромные деньги,а Славку,вдобавок ко всему,еще и шантажировали семьей,-женой,маленьким сынишкой,которых он любил безумно.Вопрос стоял так-или деньги,которых нам никогда  и нигде не заработать,или контракт.Славка сломался,не устоял,из него выбили согласие ехать вместо одного из тех,кто на него давил... Вместе с ним подписал контракт и я...

    -Останки Славки и похоронили даже не под его  фамилией,- грустно произнес мой поздний гость.-Но он никогда,поверьте,никогда не оказался бы в Чечне,если бы знал,что ему придется направить ствол на своего  друга...

                *               *              *


    Утром,провожая переночевавшего у меня гостя к автобусной остановке,я спросил у него,знает ли он что-либо о дальнейшей судьбе Асламбека.

   -Асламбек погиб,-не сразу ответил мой гость.-В бою.Его убили дня через три после Славкиной смерти.

    И спустя полчаса,уже садясь в подошедший рейсовый автобус,мой гость добавил:

   -Он легко мог уйти.Но...Но он погиб...


Рецензии
Здравствуйте!

Объявлен увлекательный Конкурс:
http://proza.ru/2010/10/20/298

Напишите произведение по предложенной картине и подайте заявку на странице Конкурса.

Желаем удачи.

С уважением

Фонд Всм   09.12.2010 15:16     Заявить о нарушении