Земной образ Христа в евангелиях. 2

2. ИУДЕЯ  ПЕРЕД  РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

     Чтобы лучше  понять  Евангельские тексты, следует  вкратце вспомнить историю Иудеи (Израиля) той эпохи.
     Одно из  древнейших государств, Иудея за свое многовековое существование пережила много бед и напастей.
      В VI-IV веках до новой эры иудейские общины были вкраплены среди филистимлян (палестинцев), враждебно настроенных против эверов (евреев). В IV веке до н.э.  территорию  захватили вавилоняне. Их царь Навуходоносор II разрушил  иудейский Храм в  Иерусалиме (Ершалаиме) -  центр притяжения всех  иудеев,  угнав их в плен. Затем на смену вавилонянам пришли  персы и царь Кир II возвратил иудеев в  Палестину.  Храм был восстановлен.   
      Во главе  гражданско-храмовой иудейской общины  стояли первосвященники. Общество  четко делилось  на две  категории: жрецов и нежрецов  (общинников). Именно  с  них  жрецы  собирали  для  себя  разнообразные  налоги  и подати.  В хозяйствах  общинников  трудились и  рабы.  Эллинизм  оказывал значительное  влияние на быт и идеологию иудеев. Возникли  два движения: эллинистов и хасидеев (др.-евр. «хасид» - «благочестивый»).  К эллинистам  относились многие представители  местной знати, торговцы и ремесленники, заинтересованные в иноземных  рынках сбыта. Хасидеи же стремились сохранить прежнюю  религиозную замкнутость и осуждали эллинистов.  Между этими движениями часто происходили кровавые распри.
      В  167-142 г.г. до н.э.  хасидейский клан Маккавеев поднял восстание против  эллинистов, завоевав престол. По договору с Римом Иудея  была признана независимым государством.
      Маккавеи  положили начало правлению  в Иудее  династии Хасмонеев. В 104 г. до  н.э. правитель Аристобул I принял царский титул, восстановив царскую власть в Иудее, не существовавшую там со времен вавилонского плена. При Хасмонеях, проводивших захватническую политику, страна из гражданско-храмовой общины превратилась в монархию с  пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемным  войском, что привело к очередному  значительному росту налогов.
      К этому времени как  раз  расцвела  агрессивность  Рима, покорявшего одно  за другим  государства  Малой Азии. Римская империя вплотную приблизилась к границам  Иудеи.
      Римляне бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Иудеи. Там начались междоусобицы, борьба за трон разных римских ставленников. Во времена гражданских войн в Риме (49-30 г.г. до н.э.)  из  Иудеи  выкачивались огромные средства,  что поощрялось местной  правящей верхушкой, приходящей к власти  с  помощью римских императоров и полководцев. 
      Хасмонеи сходили с исторической сцены. Последний их представитель  - Гиркан II (65-40 г.г. до н.э.)  имел  лишь титул  первосвященника.
      На это  время пришелся взлет карьеры Антипатра, соратника Гиркана, которого Юлий Цезарь назначил римским наместником Иудеи. В  37  г. до н.э. к власти пришел  сын Антипатра   Ирод. Династия Хасмонеев была отставлена от престола и его  занял  Ирод Великий (37-4 г.г. до  н.э.). Он установил в  Иудее кровавый режим, усугубленный тяжелым  налоговым  гнетом. Раболепствуя перед Римом, Ирод жестоко подавлял  любые выступления против  его власти.
      После смерти Ирода  Великого  в 4 г. до н.э. единому  Царству  Иудейскому  пришел  конец. Император Октавиан Август разделил его на четыре части между сыновьями Ирода - Архелаем,  Иродом-Антипой, Филиппом и его сестрой Саломеей. Правивший половиной прежнего царства  Архелай (4 г. до н.э.- 6 г. н.э.) за необоснованную жестокость был смещен Августом и сослан. Иудея превратилась  в римскую  провинцию,  управляемую  имперскими прокураторами.  Первым прокуратором Иудеи  был Копоний (6-9 г.г. н.э.). Наиболее известен пятый прокуратор Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.). Как и его предшественники, он  занимался коррупцией, казнями без суда, кровавым  подавлением недовольства населения, но прославился судом  и казнью основателя новой религии – Иисуса Христа.
     Во времена римского  господства в Иудее  часто вспыхивали бунты и восстания против завоевателей, местной аристократии, ростовщиков,  сборщиков  налогов (мытарей).  Вызывал  неприятие  процесс романизации  Палестины,  население  которой (иудеи) придерживалось единобожия в отличие от языческой религии Рима.
     Разорение народа  стимулировало усиление  религиозного ожидания пришествия избавителя – Мессии, способного установить  справедливое Царствие Божие на  земле.
Среди  низших  слоев  населения  популярной была  секта Назореев (от  древнееврейского  «назар» - «воздерживаться»), родственная  одной  из  эллинистическо-римских  философских  школ, т.н. Стоиков.  Это  были  проповедники-аскеты, призывавшие  к  общинной  жизни,  довольствованию  минимальными  жизненными  условиями, готовности  к  скорой  встречи  царства  света  и добра  на  земле, куда  войдут  лишь  праведники  бедняки.      
     В такой  обстановке  и  развивались события, описанные  в  Новом Завете.
     К  этому времени, в  I  веке Новой эры, Палестина включала в себя провинции Идумею, Иудею,  Самарию, Галилею и ряд других. Средоточием  иудейской религии  считалась Иудея со столицей Иерусалимом, где располагался Храм. Самария и Галилея,  тем боле остальные провинции,  занимали  в этом отношении второстепенные и третьестепенные позиции,  часто открыто враждуя друг с другом.


Рецензии
[1-е Коринфянам 2:5] чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
Библия к религии не имет никакого отношения.
Сегодня поп ветхозаветные псалмы поет.

Сергей Дрит   14.03.2011 21:43     Заявить о нарушении