Земной образ Христа в Евангелиях. 4
«Иисус Христос» - греческая транскрипция арамейского (древнееврейского) «Иешуа Машиах».
Имя «Иешуа» восходит к одному из имен еврейского Бога Яхве (у христиан «Иегова», «Егова») - ЯХВЕ-ШУА, т.е. «Бог-Спаситель». «Ие» это звательный падеж «Яхве», применявшийся при обращении к кому-либо (рус. «отче»- к отцу, «сыне» - к сыну и т.д.). Таким образом, «Иешуа» это «Господи, спаси», а не «Господь-Спаситель» («Яхве-Шуе»), как трактуют теософы. Имя весьма распространенное в Иудее, как и Иоанн («Боже, помилуй»), Иосиф («Боже, прибавь») и др.
«Христос» по-гречески означает «Помазанник», неточный перевод древнееврейского «Машеах» (греч. «Мессия»). Термин «Машеах» состоит из двух частей. Маше – имя еврейского пророка Моисея (от «моишуа» - «спасенный водою»), в разных говорах звучавший как «Моишуа», «Маше», «Моише» и др. Моисей заключил с Богом Ветхий Завет. Окончание «-ах» означает «относящийся», «принадлежащий к кому-либо», т.е. «Машеах» («Машиах») - «относящийся к Моисею», «подобный Моисею», т.к. Иисус заключил с Богом Новый Завет. Христом (Мессией) он стал после крещения в 30-летнем возрасте, когда на него снизошел Дух Божий.
Об этом грандиозном событии в Евангелии от Матфея говорится: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и спустился на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мат. 3:16,17). Подобную же сцену описывают Марк и Лука (Мар. 1:10,11; Лук. 3:21,22). Однако, не ясно, видел ли это чудо Иоанн Креститель, или то было видение только самому Иисусу. У Матфея и Марка имя «Иоанн» в этих стихах писано курсивом, что означает позднейшую вставку.
Лука (Лук. 3: 20-22) вообще свидетельствует, что крещение Иисуса произошло уже после ареста Иоанна Иродом-Антипой: «Ирод же четвертовластник… заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный…». Следовательно, только самому Иисусу было данное видение.
Поэтому, скоре всего, Иоанн не сподобился лично убедиться в сошествии Духа именно на Иисуса. Иначе как объяснить, что заключенный в тюрьму Иоанн, «призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лук. 7:19).
Наиболее образованный из Евангелистов – Лука, чаще других связывает жизнеописание Иисуса с историческими событиями, что позволяет относительно точно датировать некоторые его деяния. Лука старается по мере сил обойти ряд противоречий, содержащихся в разных легендах о Христе.
Так, взаимоотношения между Иисусом и Иоанном Крестителем представлены им в ином свете, чем у других авторов: по Луке они вообще не встречались друг с другом!
Время начала деятельности Иоанна названо Лукой конкретно: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иуде, Ирод (имеется в виду Ирод-Антипа, сын Ирода Великого.- Ю.Б.) был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонистской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященнике Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лук. 3:1,2). Это определяет 28 год новой эры.
Миссионерство Иоанна, личности реальной, описанной Иосифом Флавием и римскими хрониками, было пресечено Иродом-Антипой, бросившим его в тюрьму. Сколько же лет проповедовал Иоанн?
Попробуем вычислить это с помощью версии биографии Иисуса по Луке.
Если Иисус родился все-таки в день первой переписи населения Иудеи, т.е. в 6 году новой эры, то в 28 году ему было 22 года. Крещение же Иисус принял и на него снизошел Дух Святой, когда ему было около 30 лет (Лук.3:23), т.е. это произошло в 36 году новой эры. Следовательно, Иоанн крестил иудеев в течение 7-8 лет, не встречаясь с Иисусом, лишь пророчествуя о его скором явлении (Лук.3:16,17).
По Луке арест Иоанна Крестителя и заключение в темницу предшествовали крещению Иисуса (Лук.3:19, 21). Это вполне логично объясняет причину запроса Иоанна из тюрьмы к Иисусу: «Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?» (Лук. 7:19).
Ни Матфей, ни Марк, ни Иоанн не догадались таким приемом избегнуть этого противоречия.
Свидетельство о публикации №210120600795