Земной образ Христа в Евангелиях. 4

4. ИМЯ  И  БОЖЕСТВЕННЫЙ  СТАТУС  ИИСУСА

     «Иисус Христос»  - греческая транскрипция арамейского (древнееврейского) «Иешуа  Машиах».
     Имя «Иешуа»  восходит к одному из имен еврейского Бога Яхве (у  христиан  «Иегова», «Егова»)  - ЯХВЕ-ШУА, т.е. «Бог-Спаситель». «Ие» это звательный падеж «Яхве»,  применявшийся при  обращении  к кому-либо (рус. «отче»- к отцу, «сыне» - к  сыну и т.д.).  Таким образом, «Иешуа» это «Господи, спаси», а не «Господь-Спаситель» («Яхве-Шуе»), как трактуют теософы. Имя весьма распространенное в Иудее, как и Иоанн («Боже,  помилуй»),  Иосиф («Боже, прибавь»)  и др.
     «Христос» по-гречески означает «Помазанник», неточный перевод древнееврейского «Машеах» (греч. «Мессия»).  Термин «Машеах» состоит из двух частей. Маше – имя еврейского пророка Моисея (от «моишуа» - «спасенный водою»), в разных говорах звучавший как  «Моишуа»,  «Маше», «Моише» и др. Моисей заключил  с Богом Ветхий Завет. Окончание «-ах» означает «относящийся», «принадлежащий к кому-либо», т.е. «Машеах» («Машиах»)  - «относящийся к Моисею», «подобный Моисею», т.к. Иисус заключил с Богом Новый Завет. Христом (Мессией) он стал после крещения в 30-летнем возрасте, когда на него  снизошел  Дух Божий.
    Об этом грандиозном событии в Евангелии от Матфея говорится: «И  крестившись  Иисус тотчас вышел из воды,  - и  се, отверзлись Ему небеса, и увидел  Иоанн Духа Божия, Который сходил,  как  голубь, и спустился  на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в  Котором Мое  благоволение» (Мат. 3:16,17). Подобную же  сцену описывают  Марк  и  Лука (Мар. 1:10,11; Лук. 3:21,22). Однако, не ясно, видел ли это чудо  Иоанн Креститель, или то было видение  только  самому  Иисусу. У Матфея  и Марка имя «Иоанн» в этих  стихах писано курсивом,  что означает позднейшую вставку.
    Лука (Лук. 3: 20-22)  вообще  свидетельствует, что  крещение  Иисуса  произошло  уже  после  ареста  Иоанна  Иродом-Антипой: «Ирод  же  четвертовластник… заключил  Иоанна  в  темницу. Когда  же  крестился  весь  народ, и  Иисус  крестившись  молился, - отверзлось  небо, и Дух  Святый  нисшел  на  Него  в  телесном  виде, как  голубь, и  был  глас  с  небес, глаголющий: Ты  Сын  Мой  возлюбленный…». Следовательно,  только  самому  Иисусу  было  данное  видение.   
    Поэтому, скоре всего,  Иоанн не сподобился лично  убедиться   в  сошествии Духа именно  на Иисуса. Иначе как объяснить, что заключенный в тюрьму  Иоанн, «призвав  двоих из учеников своих,  послал к Иисусу  спросить: Ты ли Тот, Который должен  придти, или ожидать нам другого?» (Лук. 7:19).
    Наиболее образованный из Евангелистов – Лука,   чаще других связывает жизнеописание  Иисуса с историческими событиями, что позволяет относительно точно датировать некоторые его деяния. Лука старается   по мере сил  обойти  ряд противоречий,  содержащихся в разных легендах о  Христе.
    Так, взаимоотношения между Иисусом и   Иоанном Крестителем представлены  им  в ином свете, чем у других  авторов: по Луке  они вообще не встречались друг с другом!
    Время начала деятельности  Иоанна названо Лукой конкретно: «В пятнадцатый  год правления Тиверия  кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иуде,  Ирод (имеется в виду Ирод-Антипа, сын  Ирода Великого.- Ю.Б.)  был  четвертовластником  в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в  Итурее и Трахонистской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященнике Анне и  Каиафе, был глагол  Божий к Иоанну, сыну Захарии, в  пустыне» (Лук. 3:1,2). Это определяет 28 год новой эры.
     Миссионерство  Иоанна, личности реальной, описанной Иосифом Флавием и римскими хрониками, было пресечено Иродом-Антипой, бросившим его в тюрьму. Сколько же лет проповедовал Иоанн?
    Попробуем вычислить  это с помощью версии биографии  Иисуса  по Луке.
    Если Иисус родился все-таки в  день первой переписи  населения  Иудеи,  т.е. в 6 году новой эры, то в 28 году ему было 22 года. Крещение же Иисус принял и на него снизошел Дух Святой, когда ему было  около 30  лет (Лук.3:23), т.е. это произошло в 36 году новой эры. Следовательно,  Иоанн крестил иудеев в  течение 7-8 лет, не встречаясь с Иисусом, лишь пророчествуя  о  его скором явлении (Лук.3:16,17).
    По Луке арест Иоанна Крестителя и заключение в темницу предшествовали крещению  Иисуса (Лук.3:19, 21). Это вполне логично объясняет причину запроса  Иоанна из тюрьмы к Иисусу: «Ты ли Тот, Которому должно  придти, или другого ожидать нам?» (Лук. 7:19).
    Ни Матфей, ни Марк, ни  Иоанн не догадались таким  приемом избегнуть этого противоречия.
 


Рецензии