Земной образ Христа в евангелиях. 5
Отец Иисуса – плотник Иосиф, о чем свидетельствуют генеалогические древа в Евангелиях от Матфея (Глава 1) и от Луки (Глава 3). Иначе перечисление всех предков Иосифа «из Дома Давидова» (по предсказанию Ветхого Завета Мессия должен быть из этого рода) было бы бессмысленным. У первых христиан, например, у древнейшей секты христиан-эбионитов, отцовство Иосифа не вызывало сомнения.
У Марии, его жены, Иисус был первенцем (Мат.1:25), а вовсе не единственным ребенком. Об этом свидетельствуют Евангелия от Матфея и от Марка. «Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? (Мат.13:55,56); «Не плотник ли Он?, Сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?» (Мар.6:3). Четверо его братьев перечислены поименно, кроме того, были, по крайней мере, еще и две сестры. Нормальная еврейская семья.
У первых христиан это не вызывало никакого недоумения. Однако значительно позже, когда Иисус окончательно был объявлен Богом-Сыном, такая приземленность его биографии явно не соответствовала представлениям о Христе. Теософы переадресовали братьев Иисуса «другой» Марии (Мат.27:56; Мар.15:40; Лук.24:10); а по Иоанну сестре Богоматери – Марии Клеоповой (Иоан.19:25). Таким образом, Иаков, Иосия, Симон и Иуда стали не родными, а в лучшем случае двоюродными братьями Иисуса. Эта версия поддерживается и нынешними христианскими конфессиями.
Однако, здесь на лицо явная нелогичность. Дело в том, что более или менее подробные сведения о Марии - матери Иисуса приводятся лишь в сказании (Евангелии) Иакова о ее юности, как дополнение к ранним Евангелиям, многие из которых давно забыты.
В этом произведении Мария представлена единственным ребенком, родившимся у престарелых Иоакима и Анны, и никаких сестер у нее не было. Значит Мария Клеопова в лучшем случае ее двоюродная сестра или какая-то другая родственница. Но если Евангелисты признают ее детей братьями Иисуса, то на статус его брата тем более может претендовать и Иоанн Креститель, сын Елисаветы, такой же родственницы Марии. Однако такая мысль ни у кого из теософов даже и не возникала. Это серьезное противоречие между легендой и возможной действительностью.
Явным недоразумением является и сказание о непорочности зачатия Иисуса и рождение его от Девы. Это – тенденциозная интерпретация события с той же целью доказать его божественное происхождение, исключив отцовство Иосифа.
Для этого Матфей (Мат.1:20-23) приводит благовествование Ангела со ссылкой на пророчество из Ветхого Завета (Ис.7:14): «Се, Дева во чреве приемлет и родит Сына…».
Но по-еврейски «дева» - «алма» означает и девственницу и молодую женщину. Речь идет о супруге, вышедшей замуж невинной девушкой (греч. «агнос» - «незнающий», «непорочный», отсюда имя Агнесса, славянский «агнец»). В результате она сначала «приимет во чреве», после чего забеременеет и родит. Все вполне естественным порядком. Так и Иисус – первый (но не последний) сын Марии, вышедшей за Иосифа девушкой. Ведь по иудейским законом замуж брали и вдов, и разведенных.
Годы детства Иисуса в Евангелиях практически не описаны или упоминаются мельком.
Матфей (2:13-23) сообщает, что Иосиф увез новорожденного с матерью в Египет, где они пребывали до смерти Ирода, после чего вернулись в Галилею в город Назарет. Однако, по вышеприведенной причине (смерть Ирода за четыре года до Рождества Христова) это сообщение явно недостоверно. Матфей придумал эту версию, чтобы совместить рождение Иисуса с библейскими представлениями о Христе: «Разве из Галилеи Христос придет?» (Иоан. 7:41), «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (пророк Осия, Ветхий завет, 11:1). Матфей вообще перенес на Иисуса легенду о детстве Моисея. Тот был из Египта, его пытался убить Фараон и он спасся благодаря фараоновой дочери, спрятавшей младенца в корзине на берегу Нила («моишуа» - «спасенный водою»). Машиах –«подобный Моисею», по мысли Матфея, должен был быть близким ему и биографически. Ничего подобного остальные Евангелисты не описывают.
Более правдоподобные данные приводит Лука (Глава 2).
« По прошествии восьми дней, когда подлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить перед Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Лук.2:21-23), т.е. он должен был стать иудейским священником.
Далее там же есть фрагменты как «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости…» (Лук. 2:40), как он без спросу у родителей остался в Иерусалиме, где они были на празднике Пасхи. Они нашли его только через три дня «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2: 47). Когда же обеспокоенная мать упрекнула его: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лук.2:48), он довольно сухо отрезал: «Зачем было искать Меня? Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук.2:49).Значит, что уже тогда, за 18 лет до крещения, когда на него впервые снизошел Дух Святый, Иисус уже считал своим отцом самого Господа Бога!
Отношения Иисуса с семьей вообще были, видимо, крайне напряженными. Отец, Иосиф, упоминается в Завете лишь мельком, с матерью отношения тоже не сложились.
По свидетельству Матфея, Марка и Луки она не присутствовала даже при казни сына. Ее там упоминает лишь Иоанн, да и то, очевидно, лишь с целью представить себя избранником Иисуса: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой!» (Иоан.19:26). В других разделах обзора показано, сколь пренебрежительно Иисус относился к родственным узам, в том числе к матери своей, никогда не называя ее «Мати», но просто «Жено», т.е. женщина.
Лишь Иисусов брат Иаков упоминается в числе его Апостолов, возможно единственный из членов семьи, признавший Иисуса Божьим избранником: «Другого же из Апостолов не видел, кроме Иакова, брата Господня» (К гал. 1:19). В этом отношении судьба Иисуса весьма драматична. Не даром он с горечью восклицал: «Не бывает пророк без чести, разве что в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мат.13:57; Мар.6:4), «ибо и братья Его не веровали в него» (Иоан.7:5). Он оставался без определенного места жительства: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Лук. 9: 58).
Вот все, что известно из Евангелий о детстве и юности Иисуса. Новый Завет посвящен лишь двум-трем последним годам его жизни.
Свидетельство о публикации №210120600809