Земной образ Христа в евангелиях. 5

5. ПОЛОЖЕНИЕ В  СЕМЬЕ

     Отец Иисуса – плотник Иосиф, о чем  свидетельствуют  генеалогические древа в Евангелиях от Матфея  (Глава  1)  и от Луки  (Глава  3). Иначе перечисление всех предков  Иосифа  «из Дома Давидова»  (по предсказанию Ветхого Завета  Мессия  должен быть из этого рода) было бы бессмысленным. У первых  христиан, например, у  древнейшей  секты  христиан-эбионитов, отцовство Иосифа не  вызывало сомнения.
     У Марии,  его жены,  Иисус был первенцем (Мат.1:25), а вовсе не единственным ребенком. Об  этом свидетельствуют Евангелия от Матфея  и  от Марка. «Не плотников ли Он сын? Не  Его ли мать называется  Мария, и братья Его Иаков  и Иосий, и Симон, и Иуда? И  сестры Его не все ли между  нами? (Мат.13:55,56); «Не плотник ли Он?, Сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?» (Мар.6:3). Четверо его братьев перечислены поименно,  кроме того, были,  по крайней мере, еще и две сестры. Нормальная еврейская семья.
     У первых  христиан это не вызывало никакого недоумения.  Однако значительно позже, когда Иисус окончательно был объявлен Богом-Сыном,  такая приземленность его биографии  явно не соответствовала  представлениям о Христе. Теософы переадресовали братьев  Иисуса «другой» Марии  (Мат.27:56; Мар.15:40;  Лук.24:10); а  по  Иоанну  сестре Богоматери – Марии  Клеоповой (Иоан.19:25). Таким образом, Иаков, Иосия, Симон и Иуда стали не родными, а в  лучшем  случае двоюродными братьями Иисуса. Эта версия поддерживается и нынешними христианскими конфессиями.
     Однако, здесь на  лицо явная нелогичность. Дело  в  том,  что более или менее подробные сведения о Марии  - матери Иисуса приводятся лишь в сказании (Евангелии) Иакова  о ее юности,  как дополнение к ранним Евангелиям, многие из которых  давно забыты.
     В этом произведении  Мария представлена единственным ребенком, родившимся у престарелых Иоакима и Анны,  и никаких сестер у нее  не было. Значит Мария  Клеопова в лучшем  случае  ее двоюродная  сестра  или  какая-то   другая родственница. Но если Евангелисты признают ее детей братьями Иисуса, то на статус  его брата  тем более может претендовать и  Иоанн Креститель, сын Елисаветы, такой  же родственницы Марии. Однако такая  мысль ни у кого из теософов даже и не возникала. Это  серьезное  противоречие между легендой и возможной действительностью.
    Явным недоразумением является и сказание о непорочности зачатия  Иисуса и рождение его от Девы. Это – тенденциозная интерпретация события с той же целью доказать его божественное происхождение, исключив отцовство Иосифа.
     Для этого Матфей (Мат.1:20-23) приводит благовествование  Ангела  со ссылкой на пророчество из Ветхого  Завета (Ис.7:14): «Се, Дева во чреве приемлет и родит Сына…».
Но по-еврейски  «дева» - «алма» означает и  девственницу и молодую женщину. Речь  идет о супруге,  вышедшей  замуж  невинной  девушкой (греч. «агнос» - «незнающий», «непорочный», отсюда имя Агнесса, славянский  «агнец»). В результате она сначала «приимет во чреве»,  после чего забеременеет  и родит. Все вполне естественным порядком. Так и Иисус – первый (но не последний) сын Марии,  вышедшей за Иосифа девушкой. Ведь по иудейским  законом замуж брали и вдов, и разведенных.
    Годы детства Иисуса  в  Евангелиях практически не описаны  или упоминаются мельком.
    Матфей (2:13-23) сообщает,  что Иосиф увез  новорожденного   с  матерью в  Египет, где они пребывали до смерти Ирода, после чего вернулись в  Галилею в город Назарет. Однако, по вышеприведенной причине (смерть Ирода за четыре года до Рождества Христова) это сообщение явно недостоверно. Матфей придумал эту версию, чтобы совместить рождение Иисуса с библейскими представлениями о  Христе: «Разве из Галилеи Христос придет?» (Иоан. 7:41), «Из Египта воззвал Я Сына  Моего» (пророк  Осия, Ветхий завет, 11:1). Матфей вообще  перенес на Иисуса легенду о детстве Моисея. Тот был из Египта,  его пытался убить Фараон и он спасся благодаря фараоновой  дочери, спрятавшей младенца в корзине  на берегу Нила («моишуа»  -  «спасенный водою»). Машиах –«подобный Моисею»,  по мысли Матфея, должен был быть  близким ему и биографически. Ничего подобного остальные  Евангелисты не описывают.
     Более  правдоподобные данные приводит Лука (Глава 2).
     « По прошествии восьми дней, когда  подлежало обрезать  Младенца, дали Ему имя  Иисус, нареченное Ангелом  прежде  зачатия Его  во чреве.  А когда  исполнились дни очищения их по  закону  Моисееву,  принесли Его в Иерусалим, чтобы представить перед Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского  пола, разверзающий ложесна,  был посвящен  Господу» (Лук.2:21-23), т.е. он должен был  стать иудейским  священником.   
    Далее там же есть  фрагменты  как «Младенец же  возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости…» (Лук. 2:40), как он без спросу у  родителей остался в Иерусалиме, где они были на празднике Пасхи.  Они нашли  его  только через три дня «в храме,  сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие  Его  дивились разуму и ответам Его» (Лук.2: 47).  Когда же обеспокоенная мать  упрекнула его:  «Чадо! Что  Ты  сделал с нами? Вот отец  Твой  и Я с великой  скорбью искали Тебя» (Лук.2:48),  он довольно  сухо отрезал:  «Зачем было искать Меня? Или вы не знаете, что Мне должно  быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук.2:49).Значит, что  уже  тогда, за  18  лет  до  крещения, когда  на  него  впервые  снизошел  Дух  Святый, Иисус  уже  считал  своим  отцом  самого  Господа  Бога!
    Отношения   Иисуса с  семьей вообще были,  видимо, крайне  напряженными. Отец, Иосиф, упоминается в Завете  лишь мельком, с матерью  отношения тоже не  сложились.
    По свидетельству Матфея, Марка и Луки  она не  присутствовала  даже при  казни сына. Ее там  упоминает лишь Иоанн, да и то, очевидно,  лишь с целью представить себя избранником Иисуса: «Иисус, увидев Матерь  и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери  Своей: Жено!  Се, сын Твой!»  (Иоан.19:26). В других разделах обзора показано, сколь пренебрежительно  Иисус  относился к  родственным узам, в том  числе к матери своей, никогда  не называя ее «Мати», но просто «Жено», т.е. женщина.
    Лишь Иисусов брат Иаков упоминается в числе его Апостолов, возможно единственный из членов семьи, признавший Иисуса  Божьим избранником: «Другого же из Апостолов не видел,  кроме Иакова, брата Господня» (К гал. 1:19). В этом отношении судьба Иисуса  весьма драматична. Не даром он с горечью  восклицал: «Не бывает пророк без чести, разве что в отечестве своем и у сродников и в доме своем»  (Мат.13:57; Мар.6:4), «ибо  и братья Его не  веровали в  него» (Иоан.7:5). Он  оставался  без  определенного  места  жительства: «Лисицы  имеют  норы, и  птицы  небесные – гнезда; а  Сын  Человеческий  не  имеет, где  преклонить  голову» (Лук. 9: 58).
    Вот все, что известно  из  Евангелий о  детстве и юности Иисуса. Новый Завет посвящен лишь двум-трем последним годам  его жизни.               


Рецензии