Поэзия как волшебство

+V
+C

                «ПОЭЗИЯ КАК ВОЛШЕБСТВО»

Так я назвал свою новую книгу, подводящую итог написанному в 2010 году.
Без сомнения, название это было уже кем-то использовано в предыдущем веке.
Вспомните, кем?
Но заявленная в нём тема, проблема, до сих пор звучит актуально.
Потому что поэзия – дар Божий.  А поэт, владеющий этим даром,  при помощи простых слов и волшебной палочки в виде авторучки, являет миру чудо.
В чём же сущность этого чуда?
А в том, что из ничего возникает что-то, нечто, способное воздействовать на душу человека и сохранять своё воздействие – позитивное или негативное – очень долгое время.

Поэзия нового, ХХ1-го века, находится сейчас в состоянии хаотического возбуждения, ломки привычных стереотипов, в поиске …
Стихи пишут все, к поэзии стремятся все слагающие стихи, но волшебниками становятся единицы.

Для меня примерами остаются Сергей Есенин и Николай Рубцов, Осип Мандельштам и Иосиф Бродский.
Они – истинные волшебники слова, ставшего делом всей  жизни. Недаром из поколения в поколение молодые русские стихотворцы вольно или невольно начинали с подражания именно им.
Если удавалось преодолеть их магнитное притяжение – появлялся новый поэт. Ведь только новое в поэзии имеет право на жизнь.  Новизна во взгляде на мир, в использовании поэтических приёмов, изобразительных и музыкальных средств.

Поэзия и живопись довольно консервативны, скажем, по сравнению с фотографией. Вспомните, как стремительно, буквально на наших глазах, совершенствовались технологии фотосъёмки – от фотопластиночных, фотоплёночных  и до цифровых фотокамер. От чёрно-белого изображения до цветного. От длительного процесса  до мгновенного.

Поэты тоже пытаются что-то сделать в этом смысле. Ищут новые формы, размеры – от ямбов, хореев анапестов и амфибрахиев переходят  к  белому стиху, к верлибрам… Пишут без знаков препинания, придумывают заумные метафоры, обращённые к подсознанию…
И горе тому поэту, который в своих экспериментах забывает, что главный и неповторимый инструмент поэтического звучания – это его душа.

- Петь нужно душой! – сказала недавно на встрече в клубе «Благозвучие» Екатерина Константиновна Иофель. – Всё божественное – в душе человека! Конечно, нужно знать ноты, владеть мастерством, быть всесторонне образованным. Но если бы я не научила Диму Хворостовского петь не только по нотам, а и всей душой, он бы не стал победителем конкурса «Певец Мира»

И я, когда  в магазине открываю книжку стихов,  прежде всего,  смотрю – от души ли написаны стихи? Потому что правилам стихосложения можно обучить любого школьника, но не каждая душа в ответ раскроется при помощи стихов!

Чтобы понять волшебство поэзии Николая Рубцова, я взял и перепечатал все его стихи – и мне многое открылось из того, что я упускал при чтении.

Чтобы понять тайну популярности Виктора Цоя, взял я и перепечатал все его песенные тексты – и понял, почему у него до сих пор так много фанатов.

А недавно открыл я для себя поэта смелого, неповторимого – Валерия Прокошина. Скачал из Интернета все его стихи, перепечатал, и теперь у меня – единственный, уникальный экземпляр книги, которую я назвал «Пыль веков» В ней – каждая пылинка – на вес золота. Это я вам точно говорю.

Да, поэзия неисчерпаема.
Каждый год появляются представители нового поколения, которые осмеливаются писать лучше Есенина и Рубцова.
Но что значит – лучше?
Я думаю, это значит – быть смелее своих предшественников и учителей в поиске, который раскрывает богатства души, доселе неизвестные.
Кажется, куда уж лучше Мандельштама и Бродского?
Но нет, новизна требует новых песен, берущих за душу, лучших мыслей и чувств…

Трудно быть поэтом на Руси.
Трудно заставить людей выслушать тебя. У каждого свои заботы. Трудно заинтересовать
изданной за свой счёт книгой. Но эти трудности преодолеваются, когда твои произведения начинают работать на твоё Имя, а потом Имя работает на тебя.

Я подарил Екатерине Константиновне Иофель книгу «Тень бабочки и мотылька»
Прочитав, она позвонила мне и сказала, что в полном восторге. Что после этого сходила в магазин «Русское слово» и купила мою книгу «На уровне любви» и теперь рекомендует мои стихи всем, кого она обучает пению.
Я  понял,  ко мне пришло признание, и  я должен теперь писать так, чтобы мои новые стихи становились песнями, романсами, которые смог бы исполнить от всей души, вспоминая свою родину, Сибирь, где-нибудь  в Лондоне или в Париже, Дмитрий Хворостовский…
             И подумал – хорошо, если хоть одно из стихотворений станет народной песней и отзовётся в сердцах родственных мне по духу людей.

                Николай ЕРЁМИН.
                5 декабря 2010г Красноярс


Рецензии
Здравствуйте. Увидев точное и интригующее название, обрадовалась, но к сожалению, нашла только рецензию... Настоящая поэзия - действительно волшебство. Но, как говорится, ГДЕПОЧИТАТЬ? К слову, знакома с Вашим стихотворным творчеством более сорока лет, ибо родилась и выросла в Восточной Сибири, тогда "цепляющие" стихи были редкостью (кроме, конечно, стихов заполонившего все возможные ниши земляка "Женьки"), кое-что даже запомнила наизусть. С появлением инета отыскала в сети.

Марина По Мужу Скворцова   15.10.2015 11:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина!
Вы меня заинтриговали.
Очень рад, что я - вами избранный поэт и прозаик.
До новых встреч
С уважением Николай ЕРЁМИН

Николай Ерёмин   16.10.2015 04:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.