Земной образ Христа в Евангелиях. 10
Со времени въезда Иисуса в Иерусалим и беспорядков там прошло несколько дней, по Иоанну (12:1) более недели, на протяжении шести из которых Иисус с учениками скрывались в Вифании. Эти дни заполнены мрачными пророчествами Иисуса о конце света, различных бедах, которые должны обрушиться на Храм, Иерусалим, весь род Израилев. Вполне в духе Апокалипсиса Иоанна (Мат. 23:13-39; 24:1-51; 25:31-46
; Мар. 13:11-32; Лук.21:20-32).
Это происходило накануне Пасхи Иудейской, т.е. в еврейский месяц Нисан, по христианскому календарю во второй половине марта – начале апреля 39 года новой эры.
Все дальнейшие события подробно описаны Евангелистами строго в соответствии с ветхозаветными пророчествами, что для верующих было непререкаемым свидетельством их истинности.
В первый же пасхальный вечер на знаменитой нелегальной Тайной Вечери Иисус с горечью упрекал своих ближайших учеников в неверности, ссылаясь на ветхозаветного пророка Захарию: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах.13:7). Самому надежному из Апостолов – Симону, названному Иисусом «Петром», т.е. камнем, незыблемой опорой Церкви Христовой (Мат.16:18), который поклялся в вечной верности Иисусу, он сказал: «истинно говорю тебе, что в ту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мат.26:34; Мар.14:30; Лук.22:34; Иоан.13:38).
Но в наиболее ужасном положении оказался обреченный древними пророчествами на предательство Апостол Иуда. Еще в ветхозаветном псалме пелось: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагаюсь, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс.40:10). На Тайной Вечери Иисус на основании этого изрек: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит… Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана…» (Иоан.13:21-27).
Следовательно, Иисус, исполняя предсказания, сам выбрал ничего не подозревавшего Иуду на роль предателя, хотя необходимость указывать на Иисуса стражникам вряд ли была: ведь и так большинство иерусалимцев знали его в лицо. Почему Иисус выбрал именно Иуду, остается загадкой. Может быть, тот просто подвернулся под руку в момент, когда Учитель рассуждал о предательстве. Может, сыграло роковую роль имя «Иуда», весьма распространенное в Израиле (так звали младшего брата Иисуса, а также библейского праотца и основателя династии Иуды Маккавея и др.). По-еврейски оно означает- «Славящий Бога», от чего произошло название народа –«иудеи» и его религии - «иудаизм». Но ортодоксальные иудаисты – саддукеи-книжники и фарисеи-законники были политическими врагами Иисуса. Возможно, это и повлияло на его решение именно Иуду сделать предателем. Если только Иуда Искариот вообще не чисто литературный персонаж, созданный для подтверждения пророчества о Христе. Ведь даже пресловутые «30 сребрянников», полученные Иудой за предательский поцелуй, предопределены в Ветхом Завете пророком Захарией (Зах. 12:12,13).
Когда же после ареста Иисуса чары с «христопродавца» спали, «…Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребрянников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я. предав Кровь невинную… И бросив сребрянники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мат.27:3-5).
Первосвященники за эту «цену крови» купили землю горшечника для погребения странников. И все только потому, что Ветхозаветный пророк Иеремия когда-то сказал: « и взяли тридцать сребрянников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Иер.32: 9; Зах.11:12; Мат.27:9-10). Оказывается, все было предписано пророками, а Иуда был просто статистом.
Объективно рассуждая, Иуда все же единственный из Апостолов, который так и не смог простить себе своего проступка, хотя и навязанного ему роком. Остальные одиннадцать попросту сбежали (Мат.26:56; Мар.14:50). Впоследствии многие из них вновь уверовали в Иисуса, стали проповедниками христианства, Евангелистами, мучениками за веру. Иуда же на веки вечные остался символом гнусного предательства и его грех был перенесен на всех, исповедующих иудаизм, обрекая их на гонения, погромы, физическое уничтожение. Воистину, пути Господни неисповедимы!
Вечер и ночь Иисуса содержали в доме первосвященника Каиафы, подвергли допросу с пристрастием и признали виновным в богохульстве, когда он заявил: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (т.е. справа от Бога.- Ю.Р.) и грядущего на облаках небесных» (Мат.26:64; Мар.14:62; Лук.22:69). После этого стали издеваться над ним, плевали в лицо, били. Ударившего по щеке, он упрекнул с горечью:
«если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23), хотя сам учил в Нагорной проповеди: «…а Я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (Мат.5:39). Ну что же, это тоже чисто по-человечески!
На утро он предстал пред грозные очи Пилата. И здесь с подачи Евангелистов с этим тупым солдафоном, пекущемся лишь о собственной карьере и благополучии, равнодушно уничтожавшим тысячи израильтян, вдруг происходит необычайная метаморфоза: он всеми силами старается спасти Иисуса от смерти! (Мат.27:11-24; Мар. 15:1-4; Лук. 23:1-4,14, 20).
В этом отношении особенно поражает оппортунизм Иоанна, если только действительно это он был автором Апокалипсиса , дышащего презрением и ненавистью к римлянам.
По Иоанну Пилат дважды отказался судить и казнить Иисуса, предоставив это самим иудеям (Иоан.18:31, 19:6). При допросах, на которые его вынудили первосвященники, он вступал с Иисусом в философские рассуждения. «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Иоан.18:37-39). Пилата даже не раздражил дерзкий ответ Иисуса: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему боле греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Иоан.19:11,12).
Странно видеть Иоанна в роли адвоката Пилата. Вот что делает время с «пламенными революционерами»!
В изображении Евангелистов Понтий Пилат – лишь безвольная кукла в руках злодеев-иудеев.
«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпустить народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти…Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить… Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят! Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят! Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И отвечая весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мат.27:15-25). Вот ведь как: сами себя приговорили!
Вряд ли все эти сцены имеют какое-либо отношение к действительности. Они – яркий пример политического соглашательства с целью оградить нарождающиеся христианские общины от римского террора, развернутого победителями по отношению к евреям не зависимо от их социальных и конфессиональных взглядов. Евангелисты всеми силами старались доказать лояльность христиан имперской власти и непримиримую ненависть к иудаизму, спровоцировавшему войну с Римом.
Крестный путь Иисуса на Голгофу и его казнь впечатляюще описаны Лукой (23:26-46). Другие Евангелисты сообщают об этом суше. Но это важнейшее в истории христианства событие представлено ими по-разному.
По Матфею (27:32), Марку (15:21) и Луке (23:26) крест, предназначенный Иисусу, заставили нести некоего Симона Кориениянина. Иоанн же (19:17) сообщает, что орудие казни нес сам Иисус. Распяли его меж двух разбойников, по пророчеству ветхозаветного Исайи: « и к злодеям причтен был…» (Ис.53:12). Матфей (27:44) свидетельствует, что оба поносили Иисуса. Марк упускает этот эпизод. Лука (23:39-43) сообщает, что «один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Иоанн же в своем повествовании об этой впечатляющей беседе вообще не упоминает.
У всех Евангелистов разночтения в тексте надписи на кресте Иисуса: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мат.27:37), «Царь Иудейский» (Мар.15:26), «Сей есть Царь Иудейский» (Лук.23:38), «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоан.19:19).
Все это также говорит о том, что Евангелисты описывали события с чужих слов.
Глубоко трагично отношение самого Иисуса к совершаемому над ним. До этого он был несомненно уверен, что Бог не допустит его страданий, придет на помощь в самый критический момент. При аресте в Гефсиманском саду он сказал защищавшему его:
«… возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мат.26:52,53).
Однако мучительная казнь случилась и никакого чуда не произошло. И после многочасовых страданий раздался исполненный чисто человеческого ужаса и разочарования голос Иисуса: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мат.27:46; Мар.15:34).
Иоанн же, как всегда имеющий свою точку зрения на евангельские события, чаще всего противоречащую взглядам других авторов, описывает довольно продолжительную беседу распятого со своим учеником и матерью (о которой при кресте не упоминают ни Матфей, ни Марк, ни Лука), передавая тому дальнейшую заботу о ней.
«После того, Иисус, зная, что уже все свершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, наполнивши уксусом губку и положивши на исоп (растение, использовавшееся иудеями в качестве кропила. - Ю.Б.) поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И преклонив главу, предал дух» (Иоан.19:28-30).
Таким образом, Евангелисты, описывая последние минуты жизни Иисуса, приводят не свидетельство о них, а лишь свои собственные версии. Матфей и Марк передают чувства глубоко потрясенного своей беззащитностью человека, Лука – незыблемое следование Иисуса путем, предписанным пророками, а Иоанн – полную отрешенность истинного небожителя от телесных страданий.
Свидетельство о публикации №210120600889