Земной образ Христа в Евангелиях. 11

11. ВОСКРЕСЕНИЕ – СОБЫТИЕ  РУТИННОЕ

       На разных витках спирали  человеческого мышления разных эпох отношение к воскресению из мертвых не одинаково.
      Современный человек, вооруженный научными знаниями, достаточно четко представляет процесс реанимации в первые минуты клинической смерти, сознает бесполезность  всех  манипуляций  спустя  несколько  часов  после остановки сердца  из-за необратимости разрушений в головном мозгу.
      Средневековые люди каждый случай возвращения к  жизни воспринимали как чудо, проявление  либо божественных, либо сатанинских сил.
      Древние же люди времен Иисуса вообще не сомневались в возможности воскресения в любые сроки после смерти. Это  обусловливалось вековыми традициями верований первобытных народов в страдающих, умирающих и воскрешающих божествах, например, зерна,  брошенного в землю и дающего ростки нового урожая.
      В древней Малой Азии, где располагается  Палестина, существовала вера в бога Аттиса, рожденного Девой, который умер, а потом  чудесно воскрес. Большое  влияние на иудаизм оказала древнеегипетская религия, где Царем земли считался  Осирис, убитый своим братом, погребенный женою, а  затем воскресший. И древнегреческая и древнеримская религии также несли в себе идею бессмертия. Оно для людей тех эпох было чем-то самим собой разумеющимся, почти обыденным событием. Рассказы о  воскрешении воспринимались как факт.
      «…Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе  и сказал служащим при нем: это Иоанн  Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса  делаются им» (Мат. 14:1,2). Посылая своих учеников в народ,  Иисус наставлял их: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте…»  (Мат. 10:8).
      Восхищало или пугало не явление возвращения из смерти в жизнь, а конкретное лицо, способное  совершить это.
      Так было и с Иисусом, воскресившим  дочь Иаира, сына женщины в Наине. Его славили как великого пророка. И только беспрецедентное воскрешение Лазаря, труп которого уже начал смердеть, вывело из себя первосвященников и фарисеев и не потому, что такой факт имел место, а из-за опасности для них самого чудотворца.
     Казнь Иисуса, его смерть на кресте ввергли учеников в шок, враз разрушили их веру в божественную его силу. Поэтому они  даже не присутствовали при распятии Учителя, не хоронили его по снятии  с креста и вообще укрылись невесть где. Похоронил его в гробу (нише в скале) единственный посторонний – Иосиф из иудейского городка Аримафеи, «ожидавший также Царствия  Божия» (Лук. 23:51; Мат.27:57; Мар.15:43).
     Иоанн добавляет к нему некоего Никодима, «приходившего прежде к Иисусу ночью» (Иоан.19:39). Никто другой не  снимал тела  Иисуса и  не хоронил его.
     Казалось бы, новому учению пришел конец. Если бы не благая весть о воскресении Иисуса.
     Этого весьма опасались первосвященники и фарисеи, расценивая возможность  такого  акта с чисто материалистических позиций. На другой день после погребения тела Иисуса они обратились к Пилату  «… и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»; итак прикажи охранить гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу,  и  приложили к камню печать» (Мат.27:63-66).
     Таким образом, возможность фальсификации была исключена и  исчезновение  Иисуса из гроба стало неоспоримым фактом его воскресения.
     Христово воскресение – один из краеугольных камней христианства. По рассказам Евангелистов оно засвидетельствовано во всех деталях. Да иного и быть не должно, ибо оно  - фундамент религии.
     Но и тут  очевидцы  явно противоречат друг другу.
     Это произошло на другой день после субботы.  У древних евреев не было названий дням  недели, кроме субботы  («шабэс», «шабаш»), свободного от любых дел. Остальные дни именовались числами от первого до шестого. День после субботы считался первым днем недели.
     В этот день, как сообщает Матфей, посмотреть гроб Иисуса пришли Мария Магдалина и  «другая Мария». «И вот, сделалось великое землетрясение:  ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мат.28:1,2).
     По Марку женщин было три: Мария Магдалина, Мария  Иаковлева и Саломия. Землетрясения не было  и  во  гробе  их  встретил  юноша  в  белой  одежде. (Мар.16:1,5).
      Лука,  такой скрупулезный в описаниях всяких деталей, здесь  почему-то пишет весьма неопределенно:  «…пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лук.24:1). О ком идет речь, сказать трудно, но очевидно это лица, упомянутые в конце предыдущей главы: Иосиф из Аримафеи, похоронивший Иисуса в этом  гробу,  и некий Никодим-фарисей, приходивший как-то ночью к Иисусу за  разъяснением сути нового учения, а также женщины, пришедшие с  Иисусом из Галилеи (Лук.23:51,55). Следовательно, по его версии народу собралось много. «И вошедши не нашли Тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о  сем, вдруг предстали перед ними два  мужа в  одеждах блистающих»  (Лук.24:3,4).
      Иоанн, как всегда, приводит совсем иную версию. Ко гробу приходит одна Мария Магдалина. Увидев, что камень от входа отвален, «…бежит,  и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (очевидно, Иоанн подразумевает себя.- Ю.Б.) и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли  ко гробу» (Иоан.20:1-3). Во гробе они увидели лишь пелены, которыми по еврейским обычаям бинтовали тело покойных, и платок с его головы. Оба возвратились к себе домой. Мария же  осталась и когда заглянула  во гроб, увидела двух Ангелов, спросивших ее, чего она плачет? Когда же она обернулась назад, то увидела  самого Иисуса (Иоан.20:5-16).
     Что произошло на самом деле, останется загадкой на веки веков.
     Далее следуют описания его явления ученикам, также весьма противоречивые у всех четверых Евангелистов. Но так или иначе, на  этом  земная жизнь Иисуса завершилась и он окончательно стал Богом, унеся с собой тайну своего бытия на грешной земле.
               


Рецензии