Ран. дневники 106 Никита Гаранин, В. Высоцкий

Ранние дневники 106 Никита Гаранин, В. Высоцкий

                Из дневников давних лет

           эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха. 
      
1991 г.

Москва на мой взгляд великая провинция. Быть может, весь мир провинциален. Кто об этом говорил? И в этом городе я – маленький сумасшедший поэт.

Мощный дух может ли сам лепить своё тело, может ли не стареть, если захочет?

Смех и горечь, вожделение и нежность, гнев и любовь – всё в мире так переплелось узором прихотливым.

24/V Пришёл Платон Александрович, взял у меня немецко-русский разговорник.    Брат Серёжа починил мне стул, привёз гостинцы из Германии. 

25/V Грустно мне до удушения, тоска. Видела свою мать. Эта женщина унесёт в могилу тайну своей личности, она не выразила себя, была слишком замкнута.

Свидание наше было лучше, чем когда-либо. Я вспомнила Пушкина и его отношения с Надеждой Осиповной, они стали теплее только перед её уходом с земли.

Когда я упоминала о Боге, мама моя не протестовала. Я сказала, что рядом со мной открылся храм, она заметила, что это хорошо, не надо далеко ездить. Сквозь черты её лица проступали черты моего отца Германа, мне делалось не по себе. Она ушла,  не оглядываясь. Она всегда была суха и сдержанна. Такова её натура. Она подолгу мне не звонит.

Хочу в Данию!

Анни Ян (Швейцария) не ответила на моё письмо. А, может быть, письма оттуда не доходят?

27/V Арсюша. День смерти Арсения Александровича Тарковского.

Я в гостях у Саши Тимофеевского. Слушали кассету с моими песнями, потом с Наташей и Нюсей ездили к Людмиле Дмитриевне. Как хороша её душа, как богата и чиста. Я плакала от её песен, мне хотелось целовать ей руки. Была жена большого поэта Николая Шатрова – Маргарита Рейнгольдовна – ребёнок.

29/V Посмотрю я на небо – там нет тебя. Где ты?

Саша Тимофеевский читал мне свои стихи. Он умнейший, интереснейший человек, но капризен и ворчлив. «У тебя беспокойные глаза», - говорит мне Наташа Тимофеевская, жена Саши.

Мчалась под дождём в кинотеатр на фильм «Блеф», который подчеркнул величие русского характера и русской души.

Желание кротости было во мне вчера. Лена сестра была в церкви, ей стало легче,  она поняла, что долго была во власти демонов.

Мне необходимо беспредельное доверие Христу.

30/V Занимались с моим другом Никитой Гараниным хорами и текстами, он много сделал, в музыке всё профессионально, в поэзии есть архаические ляпсусы, Никита не уступает, не внимает моим замечаниям.

3/VI Писала песни на стихи Натальи Горбаневской «Пора понять начало всех начал», на стихи «Эвридика» Тарковского, на свои стихи.

4/VI Посетила семью сестры своей по отцу Наташи, привезла подарки, одежду, шоколад детям.

Журналист и поэт Боря Фёдоров теперь корреспондент газеты «Арена», он предлагал написать статью обо мне.

5/VI Едем с Лерой и сыном её Кириллом под Тамбов. Провожали нас Никита Гаранин и Боря Талесник.

6/VI Отец С. встретил нас, я тряслась в кузове старой машины с пламенем летящих по ветру волос. Нас выгрузили у старой избы,  вокруг неё помойка. Запущенная деревня, река грязная, по ней плавают гуси. Половина храма разрушена. Отец С. будет восстанавливать храм.

В доме батюшки я играла на фортепьяно. Как много надо человеку для жизни, мы в трудных условиях – без холодильника, без газа, варили кашу, кипятили чайник у соседей.

7/VI Крестьяне щедро одаривают нас едой: 30 яиц, 3 кг кислой капусты, банка топлёного масла, ведро картошки. Кругом много живности. Люди приветливы.

Три минуты блаженствовала, покатавшись в телеге, потом нас ссадили.

Помогали тащить вещи для семьи батюшки из старого в новый дом. Я взяла домой занавески, чтобы пришить к ним петельки. Немного играла на фортепьяно. «Приятно работать под музыку», - сказал о.С.

8/VI С удовольствием слушаю крестьянскую речь, все забавно якают: Дунькя, Манькя... слухайте...

Пела в храме со старушками, у них народные голоса. Одна 90 летняя всех перекрикивала пронзительным и фальшивым голосом.
 
9/VI Встали в 6-30 утра, пели двумя хорами. Наш хор: я, Лера, три дочери о. С., Кирилл пел неплохо, я была почти регентом.

Скоро будем мы поэты
И разуты и раздеты.

Днём лежу на раскладушке на солнышке – благодать. Вечером спевка в доме батюшки.

10/VI Появился газ. Мужики, установившие газовую плиту, от платы отказались, но спросили, имеется ли у нас чакушечка. У нас имелась.

Батюшка привёз мебель из Тамбова, звал нас пообедать. Мы пошли ради общения. Щи, картошка, хрустящие огурцы, чай, изумительное варенье.

Батюшка спросил, знаю ли я песню Старчика «Музыка уносит сердце в даль». Я спела ему эту песню. «Я могу слушать это часами», - сказал он.

11/VI Снился К. Ларский, обнял меня и долго ждал, когда я его обниму, я этого не сделала. Он сказал: «Я не способен к жертвенности». Потом снилась неглубокая река, мой башмак уплыл по реке.

12/VI Мне страшно за о. С., он хороший человек. Я боюсь злых людей, которые могут повредить ему.

13/VI Мне снился Володя Высоцкий, он сказал мне: «Я высок на небе».

Маша, дочь батюшки, дала мне почитать свои стихи – неплохие, смешные. Батюшка заботлив.

14/VI Беседовала с матушкой Еленой, нашли общих знакомых. «Чем Вы сегодня занимались?», - спросил меня о.С.

Утром Кирилл видел о.С. «Где Галя? Пусть она приходит играть к нам», - сказал о.С.

Я предложила свою помощь матущке Елене. «Я справлюсь», - сказала она. Она не стала слушать мой рассказ о пианисте Володе Бунине.

15/VI Какой-то жестокий человек бил меня во сне.

Лена кормила нас с Кириллом. Спевка. Служба. Опозорились, не зная устава.

16/VI «Здеся..., тама», - говорит Кирилл, он утомительный ребёнок, непослушный.  Таскает в дом всякую дрянь, ходит чумазый, в грязной одежде.

Занимались с о.С. сольфеджио, он поёт вяло, устал. Мы спели 8 гласов Иоанна Дамаскина. «Когда я сюда прихожу, у меня такое чувство, что это моя семья», - сказала я при всех. Большое тепло я чувствую в дома отца С.

17/VI Играли с детьми в чепуху, очень хохотали. Я пела детям их любимые песни,  написанные мной и детские, и взрослые. Пели с Галей и о.С. молитвы, иногда получалось. «Ангела Хранителя», - сказал о.С., проводив нас с Кириллом до калитки. Ужинали у о.С. Не хотела я идти на ужин, но послушалась о.С.

18/VI Мы с Кирюшей гуляли. Пели с о.С. по нотам, он делает успехи. Зажгли костёр. Кирюша был в восторге. Я его мыла и одела в чистые одежды.

19/VI Полчаса тряслись по дороге к реке Шишпанке в машине с кузовом. По дороге говорили с о.С. о Маяковском, о Германии, об Эдуарде Шурэ. Замечаю в о.С. скепсис.

Был мой концерт по просьбе о.С. Я пела свои мелодии на стихи поэтов, потом читала стихи. «Почему Вы не печатаетесь?», - спросил о.С. «Я не придавала значения своим стихам».

Я: «Кирюша, пойдём домой». Он отвечает: «Не пойду, мне и здесь хорошо».  Я: «Мне тоже».

20/VI Сегодня ко мне пришёл о.С. и сказал, что машина сломалась, пригласил нас с Кириллом обедать. Мы шли к нему домой вдвоём, он в чёрной длинной рясе под зелёным Лериным плащом, как некий прекрасный рыцарь, я в брюках и под зонтиком.  «Вы были похожи на рыцаря», - сказала я ему. «А тётя Галя была, как Дульцинея».  Я: «Разве Вы Дон Кихот? А мельница где?» «Есть и мельница».

Я собралась к подруге Любе в Тамбов. По дороге плакала, что расстаюсь с ними со всеми. Дети о.С. провожали меня по его просьбе.

21/VI Тамбов. Мне в доме о.С. было легко, свободно, тепло. Душа полна тепла к нему. Он очень был добр. Я спросила его вчера: «Вы ощущаете себя взрослым человеком?» Он: «Я не знаю, я никогда об этом не думал. Я просто живу».

Сидели с Любой на берегу реки, очень красивые деревья, церкви, симпатичные лица людей, есть очень светлые. В Москве – угрюмые лица. Слава говорил мне, что чистые души живут на периферии.

22/VI Я оклемалась в России, но я не хочу жить в Москве.

Квартира у Любы очень уютная. Много беседовали с ней.

23/VI Москва. Звонила Лере. «Ему нужно общение с людьми его круга», - сказала Лера об о.С. И ещё: «Я думаю, что он остановился в недоумении перед тобой. Он не знает, как ему с тобой себя вести».
 
25/VI Звонила матушке Лене. «Батюшка будет рад Вам», - сказала она. Я удивилась. Я бы хотела глубокой крепкой дружбы с о.С.

26/VI С братом Серёжей и Мишей Р. мы встретили Веронику из Швейцарии. Приехал Лёня Н. из Тбилиси.

27/VI Брат Володи Бунина пианист Виктор и их мама Нина Владимировна приехали к нам с Вероникой в гости. Вероника живёт у меня, а не в квартире Володи. Вероника привезла мне от Володи Бунина очень хорошее письмо. В конце он пишет: «Твой Володя».

Вероника и Витя долго говорили по-английски, я общалась с Ниной Владимировной. После их визита Вероника была очень взволнована.

28/VI Открытие Антропософского общества состоялось в Доме Композиторов. Были генеральные секретари из разных стран: США, Англии, Германии, Швеции, Финляндии, Канады, Швейцарии, Эстонии, все они выступали. Было много эвритмии. Я встретила очень много знакомых, все сияли. Я была экзотически одета, взволнована.

29/VI Лёня Н. учил Веронику русскому языку.
 
30/VI Лёня утомлял меня своей говорливостью. В Тбилиси он был легче.

Письмо от Ханнеса Хайне из Германии.

1/VII Познакомилась с художником Карэном. Глаза его чисты, прекрасны руки, но он не понравился Веронике. «Он играет с женщинами», - считает она.

3/VII Вероника купила самую лучшую работу Карэна. Приезжал Боря Талесник. Позже приехал Витя Бунин. До чего же он хорош! Глаза живые, чистые, как у ребёнка, что-то есть общее с Володей, но Витя гораздо более тёплый и открытый человек, чем Володя.

Витя отвёз Карэна домой, и мы поехали на дачу к Вите на станцию «Отдых». На участке стоит три дома, растут кусты жасмина, шиповника, всё сказочно красиво. Я была в восхищении.

В доме приятная мебель и плохой рояль. Витя повёз нас купаться, я блаженствовала и вспоминала свою молодость и Тарусу. Витя подарил мне это счастье. Потом мы пировали. Витя и Вероника непрерывно разговаривали по-английски. Витя меня совершенно очаровал. Жена его Света красива, воспитана. 30 лет назад Витя жил в Сирии, там он изучил английский язык.

5/VII Мне звонил Володя Бунин из Швейцарии. Он не приедет в Москву, едет на месяц в Австрию.

Мы с Вероникой зашли в пустой храм на Рижской. Вероника молилась долго перед иконой, лицо её сильно изменилось и просветлело после молитвы.

Днём я дозвонилась до батюшки. «Я рад слышать Вас», - сказал он. Благодать шла в сердце во время разговора с ним.

6/VII Мы с Вероникой были в квартире Володи Бунина, смотрели видео, слушали Равеля и игру Вити Бунина, интервью с ним.

На Арбате, где мы гуляли с Вероникой, меня принимали за иностранку, обращались ко мне по-английски, предлагали нарисовать.

Вечером мы были у Веры Малый, насладились её пением.

7/VII Проводили Веронику, были в Елоховском соборе с Вероникой накануне её отъезда.

12/VII Через Тамбов я приехала в село. Вечером в доме о.С. праздновали день рождения Леры. «Хорошо, если бы мы собирались так каждый вечер», - сказал о. С.

Лера говорит, что у него замечали моменты прозорливости. Пели втроём «Вечерний звон», играли в детские игры.

13/VII Минут 40 занимались музыкой с о.С. Вечером хор в церкви пел более мягко, более стройно, о.С. нас похвалил. Мне было сказано, что надо забыть о чувстве собственного достоинства. Лере не нравится, что мы с о.С. подружились.

«Счастливы ли Вы?», - спросила я о.С. «Это трудный вопрос. Могут быть моменты счастья. Но я думаю, что на земле счастье невозможно, впереди неизвестность».
Я сказала: «Болезни, потеря близких, смерть...».

15/VII Тётя Маня Ф. рассказывала о гонениях на о.С., верующие его защищали. Он приснился одной женщине, с него сдирали ризы, а под ризами сияло, блистало его тело.

16/VII Снилась моя крёстная Наталья Львовна Дружинина. День рождения Володи Бунина сегодня.

Глаза у о.С. добрые, тёплые, он уставший.

Вечером я учила о.С. играть, ориентироваться в нотах, петь сольфеджио, потом о. С. всех детей напоил чаем (они пришли позже), потом взрослых. Эти вечера – наше утешение. 

18/VII Читаю книгу священника Серафима Руоза, о.С. говорит о нём: «Он хочет быть более православным, чем сам Бог».

Кроме баталий и сцен между Л. и Кириллом, который стал труден в общении, у меня почти нет печали. С о.С легко, он очень добр, мягок, прост в обращении.

21/VII Три часа пели с дочерью о.С. Машей, подростком Пашей, с которым я дружна, с о.С. Он делает успехи, поёт по нотам.

Я его спрашиваю: «Вы бываете грустным?» «Не знаю. Я делаю одно, другое, мне некогда наблюдать за собой». На миг он потерял свою веселость, с которой он встретил мой приход, выражение лица изменилось.

После Всенощной подходит ко мне крестьянка Анна: «Галя, у тебя такой нежный голос, живи у нас в Новоюрьеве».

Замечаю, что о.С. человек сложный, он сказал, что у него упрямый, трудный характер. У него бывает скепсис. «С Вами шутить нельзя. У Вас такой таинственный взгляд», - сказал он мне. Он называл меня сегодня госпожой, а я его величаю по-разному: «Ваше сиятельство, отец, батюшка, С.Ю., друг мой...»

«Хорошо ли дышится?», - спрашивает он меня, проходя мимо. Я сижу на скамье. Я говорю: «Голова болит». Он: «Что дать?» Я: «Подзатыльник». Он: «Хорошо».

Думала о мёде, я сильно простужена, вдруг о.С. говорит слово «мёд» и приносит мне его. На днях мы одновременно с ним произнесли одну и ту же фразу синхронно.
Мне отрадна атмосфера его дома.

22/VII Он говорит: «Помните, я говорил Вам, что я возьму Вас на Страшный Суд, Вы так хорошо умеете оправдывать». Я: «Я с удовольствием пойду с Вами».

С подростком Павликом мы гуляли два часа, разговаривали, он показался мне глубоким, интересным человеком в свои 12 лет. Несколько раз Паша сказал мне: «Мне нужно общение с Вами. Я хотел бы долго поддерживать с Вами отношения».

Я: «Паша, как ты думаешь, если человек нравится, но у него муж или жена, нельзя с ним находиться рядом, в семье – можно ли чувствовать счастье рядом с ним?»  Паша: «Я думаю – да. Например, мы с Вами». Он растрогал меня чем-то. Ему нравится Маша. «Я хотел бы продлить дружбу. Я не ищу теперь внешней красоты, я ищу доброту в женщине... Вы - добрая», - сказал Паша.

Мы с Пашей сидели на скамье, отбивались от девчонок, которые хотели послушать наши секреты. Все дети пошли меня провожать домой. Они договариваются друг с другом, кто из них будет идти, взяв меня под руку.

23/VII Мы взяли к себе милейшего рыжего котёнка. Я болею уже несколько дней ангиной. Кем был для меня о.С. в какой-то прошлой жизни? Сейчас он целитель моей души, он добр, терпелив, кроток, никогда не отказывает в помощи. Все члены его семьи мне родные. Теперь, когда умер мой отец, о.С. восполняет мне отчасти эту утрату. Утончается душа от болезни.

Неделикатное вторжение взрослых и детей в дружбу Павлика и Маши ужасает меня. В людях нет чуткости.

24/VII Какие-то сплетни зашевелились вокруг спевок с детьми. Мы пели, о.С. сидел с нами весь вечер. Спросил: «Где проницательный взгляд Галины, на месте?  На месте».

У него было очень светлое лицо, внимательный взгляд. Этот свет на его лице был весь вечер, черты лица лучились добротой. Я ощутила, что он хорошо ко мне относится.

25/VII Очень тяжело с Кириллом, он невыносим. Лера его не останавливает. «Это не серьёзно» (его поведение), - говорит Лера. «Это слишком серьёзно», - говорю я.  Кирилл зол, издевается, никогда не извиняется, всегда отказывает в помощи, орёт мерзким голосом, говорит злые слова.

Вера, самая старшая из детей, говорит мне, что ей будет грустно со мной расставаться, я с каждым днём все больше ей нравлюсь. Гуляю с детьми каждый вечер, много им рассказываю то, что знаю.

27/VII Отец одарил нас картошкой.

28/VII Дети оспаривают друг у друга возможность идти со мной под руку во время прогулок.

Десятилетняя Оля спрашивает меня: «К кому Вы лучше относитесь – к Павлику или к Шурику?» «К тому, кто больше тянется ко мне», - шучу я. «Ну, значит, к Павлику», - делает вывод Оля.

Шурик говорит мне: «А я Вам жениха нашёл. Ему 27 лет, он учитель немецкого. Он такой же интеллехентный и элехантный, как Вы».

Мы гуляли с детьми, потом грузили дрова в машину о.С., он стоял  под навесом и наблюдал.

29/VII Я шила, думала о том, что о.С. к нам сегодня придёт. Он пришёл, побыл у нас несколько минут. Потом он отвёз меня на машине к себе домой. Во дворе ждала его дочь Маша.

Батюшка дождался Леры и стал нам преподавать устав церковной службы, потом мы пели, пили чай, чаепития уже давно не было. Я ликовала, смеялась, шутила. Этот человек даёт счастье. После общего пребывания в раю, о. С. отправил детей и принёс нам, взрослым, вино. Я легко и дружески с ним общалась.

30/VII Занимались изучением устава, о.С. требовал от нас невозможного, был жёсток. «Я была к Вам снисходительнее во время уроков фортепьяно и сольфеджио», - заметила я. Он помягчел. Иногда он бывает очень чутким. Сегодня он сказал: «У Вас прекрасная голова, Галя, думайте, соображайте, анализируйте. Надо, чтобы служба не прерывалась».

Я уже давно регент, но не знаю,  что за чем идёт в службе церковной. Мне помогают с этим справляться.

31/VII День памяти моего отца. Служба прошла по словам о.С. удачно, он поклонился мне, а я ему. Я месяц регентовала в этом воскресающем храме. Я читала «Шестопсалмие».

Лера была груба со мной, я болела душевно весь день. Сидела на брёвнышке около дома вечером, не хотелось идти в дом. Вдруг пришли Оля и Павлик, я обняла их,  заплакала и мы пошли гулять.

1/VIII Пишу стихи о своём человеке, которого нет со мной. «Как надолго разлучились: сто веков, ещё пол столько, и вот эта жизнь немая, невозможная такая...».

2/VIII Второй день обморочные состояния. Трудно было заниматься с о.С., он довёл меня до слёз. «Я не знала, что у Вас такой жестокий характер», - сказала я.

После спевки я пошла к двери и вдруг мы произносим с ним одномоментно: «Не сердитесь на меня». У него стали холодными глаза, поведение изменилось не в лучшую сторону, он стал совсем другим, сухим. Кто-то меня оклеветал?

3/VIII Лера спрашивает меня об о.С.: «Как он к нам относиться?» Я говорю: «Я думаю – как к девчонкам». Сегодня он был мягок и недоступно отстранён.

4/VIII Дети делят меня между собой. У меня окреп певческий голос, я пою то сопрано, то альтом, то тенором, голос звучит красиво.

Странное чувство отрешённости и томления духа. Я пришла к о. С. - тихая, подавленная. Он сел за пианино: «Ну, как там меня учила Галя?» Я терпеливо поправляла все его ошибки. Я никогда не сержусь на него, когда учу его музыке.

Вдруг я сказала ему: «Я хочу умереть». «Когда? После обеда?», - спросил он. Я: «Да, ближе к вечеру у меня это началось. Это бывает со мной в монастырях, у отца Тавриона...» Отец С: «Это хорошо. Надо заказать гроб». Я: «Я положу туда сено и красивую подушку». Он: «А помаду? А чайник рядом поставишь?» Я: «Непременно».

Жёлтоглазый человек, наделенный юмором, иронией, скепсисом, добротой, чуткостью.

Я продолжаю: «Я Вас не понимаю, Вы очень разный». Я показала вверх: «Тепло,  доброта, свет». Показала вниз: «Упрямство, жёсткость». «Это интересно, что о моём характере думает Галя». Я: «Почему Вы не убираете засохшие цветы? Можно убрать?» Он: «Да».

«Дети любят тебя», - сказала мне мама Веры Валентина. Потому, что они чувствуют, что я люблю их. У меня бывает нежность к детям. Сейчас мне только с ними хорошо, со взрослыми мне больно общаться.

5/VIII Мелкая, мутная река, гуси, белая лошадка среди деревьев. Десятилетние ребята читают непристойные стихи, сдабривая их кромешным матом. Жуть!
Прохладный ветер гонит меня домой.

6/VIII У нас в доме живет котик рыженький и два цыплёнка Карлуша и Клара, они едят из моих рук.

Лена матушка тепла, проста, у неё милое лицо, приятные глаза, своеобразная красота.

7/VIII Лена говорит мне: «Отец С. хороший психолог, насквозь видит людей. «Ты меня не обманывай никогда, я всё вижу, ты не умеешь обманывать», - говорит матушке Лене о.С.

8/VIII В 6-30 утра проснулась, во мне звучала строчка: «Спи-усни, печаль горючая».

Почему, Господи, человек встаёт часто между Тобой и мной?

Матушка Лена говорит мне: «Посмотри, что мне мужик (о.С.) притащил» и показывает стиральную машину. Вот она - поэзия семейной жизни.

Лена прислала нам молодую картошку с Машей. Я написала ей благодарственную записку.

Полтора часа не начиналась служба, мы ждали, потом с бабушками спели несколько молитв. На «Ныне отпущаеши» приехал о. С., велел нам разгружать машину, он привёз свечи, книги, иконы. Мне дал для изучения книгу о службе. Мой рыжий ангел, с упавшими на лоб волосами, не прощаясь, ушёл, прихрамывая. У него растяжение связок.

Галя (дочь о.С. и Лены) и я учили «Херувимскую», запутались с «Аллилуей».

Глубокий разговор с о.С. после дикой с его стороны реакции на мою
исповедь. Он не знает, что со мной делать, посылает меня к старцам. Тогда я рассказала ему об отце Владимире, который написал мне как-то: «Как хороша Ваша душа, Галя», о своём ужасном отрочестве, о муже, о.С. стал смягчаться.

«Почему Вы меня видите в кривом зеркале?» Он: «Не знаю». Я: «Что я Вам плохого сделала?» Он: «Ничего».

По дороге из храма мы шутливо беседовали о добродетелях. Я сказала: «Вы умный человек, мне с Вами интересно. Я чувствую Вашу душу на расстоянии. Я иду к Вам с открытым сердцем, с теплом, с любовью, я люблю всю Вашу семью».

«Вы больше не видите на мне рогов?», - спросил он. «Нет».

Он сказал: «Если бы Вы знали меня получше, Вы бы ничего интересного во мне бы не нашли... Это добродетель – так сохраниться...». Я: «У меня детская душа, я открыта... У меня гораздо больше смирения, чем гордыни».

Мы спорили с ним, у кого сильнее молитва - у него или у меня. «Детский сад», - сказала я.

«Я больше не давлю на Вас?», - спросил он. «Все мужчины таковы, во всех них есть желание унизить женщину», - сказала я. Как ни странно, он упомянул, что мы с ним, может быть, встречались в каком-то воплощении в Египте.

Лера наговорила на меня о. С., это для меня очевидно. Она подтвердила, что говорила с ним обо мне. «Он плохо стал ко мне относиться», - сказала я Лере.
Вот что делает ревность и зависть...

11/VIII Лера и Кирилл просили у меня прощения в храме. Я удивилась.

Покой в душе глубокий. Мы с Аней гуляли, встретили о.С.: «Вам не надо таскать тяжести, Вы должны морально помогать», - сказал он мне. Дети разыскали меня в уединённом месте, я почитала им книгу.

12/VIII Работали на батюшкином картофельном поле с бабами и детьми. Очень устала, почти падала в обморок, но довольна. Матушка Лена покормила нас обедом.

Лера об о.С.: «Он не из тех, с кем легко общаться душа в душу».

Матушка Лена всё больше мне нравится. «Усынови меня», - сказала я ей. Она почти согласилась. Маша (дочь о.С.) кладёт мне голову на плечо, если мы сидим рядом.

14/VIII Мгновения блаженной любви к Христу. На душе покой. Пришли все дети ко мне, мы пошли гулять. Маша держит меня за руку, прижимается ко мне щекой.

17/VIII Ходила с тётей Нюрой соседкой (как я любуюсь ею, как она хороша!) поить козу, корову и тёлку в поле. «Галин, как я уставаю», - говорит она.

Лера ни разу в жизни не сказала мне ласкового слова. Я не обращаю внимания на ежедневные скандалы между ней и Кириллом, иначе я спячу. Я читаю за Леру главу Евангелия с определённой молитвой, она приходит в себя. Часто она ехидничает,  обижает меня словами, совесть в ней спит.

18/VIII Лера иногда просто вредит мне и на клиросе, и в доме у о.С., и дома, и,  конечно, всё – «по неведению».

Иногда покой и благодать таковы, что можно спокойно умереть, но Бог оставляет меня здесь.

Лере хочется найти во мне побольше изъянов и кольнуть меня ими, это радует её и примиряет с собой.

Что касается о.С., то теперь я вижу перед собой совсем чужого человека. Лера сказала о нём вчера: «Он погас». Кто погасил его? Ему тоже нужны были наши тёплые совместные вечера, он тоже согревался нашим теплом.

Кириллу только 9 лет, а в нём уже много хамского. Лера не защищает меня от него. В Москве я буду их избегать.

Я мою пол (несколько раз в день), чищу картошку, мою посуду за ними, Лера не моет ни пол, ни посуду.

Женщина–прихожанка по имени Анна сказала мне сегодня: «Галя, ты такая нежная, благородная. Вы совсем разные с Лерой, ты ближе к Богу. Я наблюдаю, как ты правильно крестишься, как ты берёшь просфоры. Отец С., я не знаю,  хороший ли он, но нам его дали в священники». Я сказала, что он очень добрый. «Я запишу тебя в помянник и буду молиться о тебе», - сказала она.

Сижу на раскладушке, ко мне пришли цыпленок Карл и кошка Алиса. Карл лёг мне на грудь и уснул, Алиса уснула рядом. Как мне приятно их доверие.

26/VIII Лера уехала, всё бросила. Я собираю вещи её и К., их очень много, порядка нет.

У меня трудный хор, кое-кто капризничает, кто-то фальшивит, а ругают меня. «Мы увидимся на Успенье?», - спросил у меня о. С., беря возвращаемую мной Библию.  «Да, если я буду жива», - отвечаю я. «Разумеется и я – если буду жив».

27/VIII «Довольными Вы своей работой в хоре?», - спросил меня в храме о.С. Я ответила: «Нет. Очень трудно что-либо хорошее сделать с таким хором. Я довольна, если мы на спевке поём красиво. И ещё тем, что я очень старалась, душу свою полагала, чтобы было хорошо. Совесть моя чиста».

Мы вместе после службы пришли домой к нему ужинать по его приглашению.

28/VIII В день Ильи пророка везде по небу расстилались крылья. Сегодня нежнейшие  маленькие облачка, озарённые закатным солнцем в виде ровного полукруга, как покров над землей. Чуть позже – тёмно-синие ангельские фигуры с нимбами вокруг головы. Мы шли с о.С, из церкви. «По-моему стоит обернуться», - сказала я о.С., имея в виду небо. «Ну, красиво», -сказал он без  энтузиазма. Он шаркал ногами, наверное, от усталости.

29/VIII Сарказм крепчал. Во время спевки о.С. был достаточно ехидным. Я спросила: «У Вас что, плохое настроение?» Он: «Нет, напротив, прекрасное, как всегда». Я: «Вам когда-нибудь будет стыдно, когда что-то откроется». Он: «Вы хотели со мной поговорить?» Я: «Пожалуй, я этого уже не хочу. Я вам сказку пишу. Вы меня святой сделаете со временем». Он ухмыльнулся. Он пожелал мне Ангела хранителя, когда я уходила. Я ему пожелала двух Ангелов, чтобы обуздать его сарказм.

30/VIII Мне снилось, что мой папа Герман (он ушёл в 1989 г.) прислал мне деньги и еду.

31/VIII Заботы, связанные с отъездом. Подарки от тёти Нюры, от молодой и прекрасной прихожанки Гали.

Я поэт, и если я не пишу стихи, я живу неполноценной жизнью.

Я рисовала свою знакомую.


Рецензии