Глава 15. Рыбацкое. Школа 333

     Приехали мы к дяде Коле. Мы не были желанными гостями. Они были на стороне отца, а мы - бедные родственники из провинции. Нам даже не предложили раздеться, не предложили чашку чаю с дороги. Отец отвёз нас на новое место жительства. Он снял комнату в частном доме на ул. Каляевской в Рыбацком. Это была окраина города, село с деревянными домами. Завод, на котором работал отец, был в нескольких автобусных остановках. Привезли багаж - кровати, матрацы, подушки-одеяла, одежду и всякую утварь. Отец прожил с нами день-другой и оставил нас.

     Одно дело быть бедными в родном краю и совсем другое - в чужом месте, где всё незнакомо, нет ни родных, ни друзей. Не представляю, как это всё переживала мать. Ужас! Двое детей! Как жить дальше?

     Мама устроилась работать в городе в районную поликлинику истопником. Уезжала на работу затемно, приезжала после 9-ти вечера. Комнату оплачивал отец. А нам маминой зарплаты хватало только на буханку хлеба в день, чай с сахаром, по вечерам - чугунок каши. Хозяйка дома была замкнутой, неприветливой женщиной. У неё было трое детей - школьников нашего возраста. Мы с сестрой сидели как мыши в норе, боясь лишний раз выйти из комнаты. Даже чай пили холодный.

     Приехали мы в ноябрьские каникулы. Впереди зима. Не помню, в чём мы были одеты-обуты. Помню, мама купила мне мальчиковые полуботинки - баретки и белые длинные шерстяные носки. Так весь учебный год и ходила в них в школу.

     В школе девочки носили городскую школьную форму, мальчишки кто в чём. А мы приехали из провинции, одеты не так, и поменять ничего невозможно. Я комплексовала по этому поводу страшно. По ночам тихо плакала в подушку о нашей печальной участи, от страха за маму и за нас. Муза спала с мамой, у меня было отдельное место. Спасло меня от отчаяния то, что меня очень хорошо приняли в 7-А классе, у меня появились подруги, которые помогли мне пережить весь этот ужас. Но о них - дальше.

     Нищета была жуткая. Мама иногда то Музу, то меня  просила съездить к отцу - попросить денег. Ездили. Он жил в большой комнате в городской квартире со всеми удобствами - нам и не снилось такое.
     Мама потом призналась нам, что она хотела броситься в Неву с Володарского моста, но мысль о том, что мы без неё пропадём, удержала её от этого. Уже на мосту стояла...


     333-я школа Невского района г. Ленинграда. Четырёхэтажное кирпичное здание с большими окнами в сквере на берегу Невы, на Рыбацком проспекте. Классы большие , с высокими потолками. Кабинет физики, химии с полным оборудованием, лаборантскими. Библиотека. Вобщем - городская школа.

     7-А принял меня с интересом.Училась я отлично. Когда мы встретились с одноклассниками на 50-летии выпуска, один "мальчик" сказал про меня, что он хорошо помнит, как я отвечала у доски - так никто не отвечал. Школа стала моим спасательным кругом, иначе я не знаю, как бы я выжила. Учиться я любила. Внимательно слушала, всё понимала и запоминала. Приходила домой, съедала кусок хлеба с песком и холодным чаем и сразу садилась за уроки. Муза училась в другую смену. Делать уроки - всё содержание моей тогдашней жизни, по крайней мере до нового года.

     Неожиданно я полюбила физику. Всё. о чём говорил физик, я старалась представить себе, у меня было сильное воображение. У меня были успехи по этому предмету. Я вызывалась отвечать только тогда, когда никто не мог ответить на вопрос. Учитель говорил, что мне надо поступать в Университет, что у меня особые способности к физике.

     Класс у нас был дружный и весёлый, мы иногда устраивали "шуточки и розыгрыши" над учителями. В кабинет физики мы спускались по боковой лестнице. Зимой утром темно. Мы закрывали свой класс на ключ изнутри, гасили свет и "замирали". Учитель физики, не дождавшись 7-А, поднимался к нам, дёргал дверь и, не обнаружив нас, шёл к директору. А мы на цыпочках спускались в кабинет физики, садились как ни в чём не бывало за столы. Он приходил в недоумение, но ничего нам не говорил, и это было загадкой.

     Проказничали мы и на химии. Учительница была очень старая, с густой шапкой седых волос. Она была похожа на миссис Хадсон из "Шерлока Холмса". Однажды мы расшалились, мальчики стали перекидываться самолётиками. Один такой полетел в сторону учительницы и застрял у неё в волосах. Она опешила и долго стояла в остолбенении с птицей на голове, а мы давились от смеха, потому что это было так смешно, это надо было видеть. Это вышло случайно. Нас потом стыдили на собрании, и комсоргу Филатову попало. Но это был кадр, который невозможно забыть.

     Нравилась мне учительница русского языка и литературы Фаина Ивановна. Она знала о моей симпатии, и мы с ней встречались. Она жила на Фонтанке.
     Девочки приняли меня тепло. Я подружилась с лучшей ученицей класса Тамарой Сергеевой, а она с детства дружила  с Олей Принцевой, так что у меня появилось сразу две подруги. Жили они на пр. Володарского.  Тамара жила на втором этаже деревянного дома (такие у нас в Суоярви тоже были). Не могу без слёз вспоминать эту школьную дружбу. Тамара приглашала меня домой. Жили они хорошо. Родители работали в торговле. У них было 3 комнаты, кухня. На окнах цветы, а в гостиной огромный фикус. Всегда в доме пахло вкусной пищей. Родители угощали меня.

     Мы с Тамарой часто делали уроки вместе. У них была прислуга Дуся - дальняя родня. Она жила при кухне. Все они пригрели меня, и я всю жизнь помню их и никогда не забуду. Так получилось, что после окончания института Тамара уехала в Томск, и мы долго не виделись. Но потом мы встретились и дружим по сей день.

     Оля была из многодетной семьи, у неё были две маленькие сестрёнки. Отец, вернувшись из заключения,  строил новый дом. Когда я уехала из Рыбацкого, летом приезжала к Томе, и мы гуляли с Олей.

    Помню, как мы с Томой готовились к экзамену по географии у неё дома, и я осталась ночевать. В перерыве мы сидели у дома на скамейке (ночью) и пели песни. У Тамары хороший нежный голос. А напротив жил Владик - Олин двоюродный брат. Он нравился Томе. Настроение было романтическое, география на ум никак не шла. Географию я сдавала, "плавая" по карте, еле соображая после бессонной ночи, но получила 5. В библиотеке мне поручили сделать доклад по книге "В отрогах Сихот-Алиня", я с интересом прочла книгу и сделала доклад.

     У нас был вечер старших классов. У меня нечего было одеть-обуть. Я всю ночь проплакала. Мама дала мне своё платье - комбинированное - верх из коричневого крепдешина, а низ из шёлка прозрачного в цветочек на коричневом фоне. Платье неплохое. Но я боялась, что низ просвечивает, а на ногах баретки и простые чулки. Так весь вечер и простояла, прижавшись к стене. Горько было.
     Мне понравился самый красивый мальчик Боря Соловьёв. Но с ним уже дружила девочка, и у меня не было шансов. Но влюблённость была.

     В табеле у меня были одни пятёрки. Экзамены сдала на отлично. Получила Свидетельство об окончании 7 классов - загляденье.
     Выпускной вечер. Опять проблема, в чём идти. Мама подогнала своё светлое шёлковое платье, а обуви нет.  Поехали к тёте Лиде. У Эллочки были бежевые туфельки. Попросили на выпускной. Не дали. Тогда мама поехала в город и купила мне такие же туфли. Спасибо маме, она делала всё возможное и даже невозможное.

     И вот при всех моих способностях мне надо было решать, как быть дальше. Учиться в школе дальше при нашем невозможно-бедственном положении, живя в съёмном жилье, не получалось. Я сильно переживала, хотела закончить 10 классов и поступить в Университет. Все учителя в школе мне сочувствовали, когда узнали, что я ухожу из школы, сожалели, но посоветовать ничего не посоветовали, да я и не спросила.

     Поехала к тёте Лиде посоветоваться. Она спросила, чему бы я хотела учиться. Я сказала, что хотела бы поступить в музыкальное училище учиться на певицу. Но у меня не было музыкальной школы. И она посоветовала пойти в педучилище. Сказала, что это хорошая профессия для женщины, и отпуск всегда летом. Мне и в голову не пришло, что есть справочники по техникумам. С моим отличным аттестатом я могла поступить в любой техникум без экзаменов. Ведь решалась моя будущая судьба в профессии.Но ума практического и жизненного опыта тогда не было. Как-то неожиданно сломалась наша жизнь, я была травмирована трагедией в семье. Я ничего не видела и не знала, кроме школы.

     Я поехала на Звенигородскую ул. в Педучилище им. Некрасова. Мне понравилось. Особенно то, что там есть уроки музыки, обучение на скрипке или на фортепьяно, есть хор...И я, не раздумывая долго, отдала документы.

     Часть лета я провела в Рыбацком со школьными друзьями. Хозяйка дома нас выживала, ей надоела наша бедность. В конце лета мама устроилась  в городе дворником на Петроградской стороне. В те годы это была единственная возможность от работы получить служебную площадь, а отработав энное количество лет, встать на очередь и получить постоянное жильё. Маме дали комнату.

     Какая была радость! Едем  на трамвае в центр города, через Кировский мост, мимо осеннего парка Ленина. Большой проспект,дом 1/56. Поднимаемся на седьмой этаж. Чердачное помещение. Своя комната! Какое счастье! И есть выход на крышу. Мы с Музой быстро освоили прогулки по крышам. Летом там загорали.

    Муза поступила в городскую школу. Я стала учиться на учительницу. А мама стала трудиться на разных работах, чтобы мы могли учиться. Привыкали жить без отца.
    Начался новый этап жизни.
Фотографии 7-А класса у меня нет, не выкупила из-за отсутствия денег. Но я была точно такой, как на этом фото 1951 года (конец 6 класса ещё в Суоярви).

                (Продолжение следует)


Рецензии
Крупными разноцветными мазками уникальной для маленькой девочки памяти выткано полотно такой, казалось бы, индивидуальной, но очень похожей на многие другие, судьбы. И как это ценно, позволяя окунуться в довоенное, военное и послевоенное время, которое так часто сейчас смазывается и передёргивается. В угоду кому? Каждый ответит на этот вопрос по-своему, особенно, если тексты мемуаров, подобные этим получат достойное распространение. "Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу".

P.S.
Уважаемая сударыня,
Не обманулся я в своих ожиданиях. Низкий Вам поклон за Ваш труд, терпения, оптимизма и твёрдости, которых Вам не занимать с детства!Я одногодок вашей Музы, и всегда хотелось узнать, что там было до меня, как началась война, которую я захватил только ранним своим детством, так, что часть этого детства совпало по времени, но не в прстранстве, с описанным Вами. А теперь хочу спросить, почему ваши школы были смешанными, тогда как в моём послевоенно Фрунзе, о котором я выложил случайно кое-что на "Прозе", были строго женские и мужскин.
Доброго Вам здоровья!

Анатолий Ефремов,
человек без паспорта и Родины.

Анатолий Ефремов   11.09.2012 00:51     Заявить о нарушении
У нас, в провинции, мы даже не слыхивали о таких школах. Наши смешанные классы были невелики, состояли из "Детей" разного возраста, последствия войны, когда многие не могли учиться. Да и городок наш был небольшой в то время. А теперь там уже две школы.

Майя Аргамакова   28.06.2013 21:57   Заявить о нарушении