Шумерский ранг богов

Ранг  богов  считался  божественной  тайной,  которая  доверялась  лишь  посвящённым  жрецам.  На  табличках,  где  указывались  “тайные числа богов”, содержалась  предупредительная  надпись (как, например, на табличке К170 из храма Ниневии),  строго-настрого  запрещавшая  показывать  её непосвящённым.  Довольно  часто  богов  называли  не  по  имени,  а  по  тайному  числовому  рангу,  например  “бог 30”  для  Нанны/Сина.
   В  шумеро-вавилонской  теологии  Вселенная  делилась  на  четыре  главных  части – небо,  землю,  воды  и  подземное  царство.  По  представлениям  вавилонян  весь  мир  окружен  безбрежным  космическим  океаном,  который  охватывает  землю  и  небо  снизу  и  сверху.  Шумеры  так  и  называли  космос: “ан-ки” – “небо-земля”.  Кроме  него  существует  и  земной  океан,  в  центре  которого  помещается  населенная  людьми  земля,  имеющая  вид  круглой  горы  с  семью  уступами.  Под  земным  океаном  располагаются  два  подземных  царства.  В  первом  из  них  и  в  земном  океане  владычествует  бог  Эа (“Тот, чей дом вода”),  естественный  друг  и  покровитель  Человека.  Второе,  нижнее,  представляет  преисподнюю,  куда  после  смерти  отправляются  умершие.  Здесь  в  огромном  дворце,  окруженном  семью  толстыми  стенами,  правит  древняя  богиня  Эрешкигаль (“Госпожа великой земли”),  возглавляющая  сонм  подземных  богов  Ануннаков,  а  также  Нергал (“Великий стражник”),  подчинивший  себе  силой  свою  супругу.  Небеса,  густо  населенные  богами  и  всевозможными  духами,  простираются  над  землей  людей  наподобие  свода  и  состоят  из  трех (по  другому  варианту – из  семи)  слоев.  Здесь  правит  Ан.  Он  же  ведет  собрание  богов.  Предложения,  сопровождаемые  криками  “да  будет  так!”  принимались  собранием.  В  силу  они  вступали  после  провозглашения  семеркой  богов-законодателей.  Предлагали  и  готовили  решения  50  великих  богов.  Младшие  боги  не  имели  права  голоса,  а  свое  мнение  могли  выражать  шумом.
   Каждый  шумерский  город  почитал  своего  бога-покровителя.  Кроме  того,  были  боги,  которые  почитались  по  всему  Шумеру.  Общая  структура  пантеона,  созданного  еще  при  III династии  Ура (XXI век до н. э.),  оставалась  без  перемен.  В  качестве  столицы  Шумера  город  выступал  в  третий  раз  за  свою  историю – отсюда  и  название  периода  “III династия  Ура”.  Царь  богов  избирался  “советом  богов  из  числа  всех”.  Это  был  либо  Энлиль (“Владыка воздуха”),  либо  Мардук (“Сын чистого холма”).  Мардук – главный  бог  Вавилона,  со  II тыс.  до  н.э.  центральное  божество  вавилонского  пантеона.  Иногда  они  сливались  в  представлении  верующих  в  единый  образ  “Владыки” – Бела.  Однако  во  главе  всего  мира  стояла  по-прежнему  триада – Ан (Ану, дословно “отец”),  Энлиль (аккадский и вавилонский Эллиль)  и  Энки (аккадский, вавилонский Эа),  окруженные  советом  из  семи  или  двенадцати  “великих  богов”,  определяющих  “доли” (шимату) всего  на  свете.  Над  всеми  аннунаками  главенствовал  круг  из  двенадцати  Великих Богов.  Первоначально  в  него  входили  Древние  Боги,  но  со  временем  его  состав  изменился.  Неизменным  оставалось  лишь  общее  число  двенадцать.  Если  кто-то  из  богов  выбывал,  его  место  занимал  другой,  а  при  повышении  ранга  одного  из  входящих  в  круг  двенадцати  ранг  другого  снижался.  В  структуре  числа 12  выделяется  число 6.  Это  шесть  богов  мужского  пола  и  шесть  богинь.  Эти  боги  и  богини  различались  системой  рангов.  Наивысшим  в  шумерском  пантеоне  считался  числовой  ранг 60 (основание  шумерской  системы  счисления),  которым  обладал  Ан.  У  его  законного  наследника  Энлиля  был  ранг 50,  у  Энки – 40,  у  Нанны/Сина – 30,  у  Уту/Шамаша – 20,  у  Ишкура/Адада – 10.  Женская  половина  имела  ранги:  у  замужних  Анту – 55,  Нинлиль – 45,  Нинки – 35  и  Нингаль – 25,  незамужняя  Нинмах/Нинхурсаг –  15  и  молодая  Инанна/Иштар – 5.  Со  временем  ранг  Инанны  повысился  до  15,  а  ранг  Нинмах  снизился  до  5.  Для  вавилонской  мифологии  характерно  общее  уменьшение  роли  женских  божеств  низведённых  почти  исключительно  до  положения  безличных  супруг  своих  божественных  мужей.  По  существу,  особое  значение  сохраняют  лишь  богиня  врачевания  Гула  и  Иштар.  Судя  по  содержанию  эламской  мифологии,  сложившейся  в  IV тыс. до н.э.,  подобная  “табель  о  рангах”   была  типичной  и  соблюдалась  другими  народами  периода  раннеземледельческой  культуры.
   Большой  популярностью  пользовались  бог  Солнца  Уту (аккадский Шаммаш) – небесный  судья  и  защитник  справедливости,  покровитель  предсказателей,  бог  Луны  Нанна (аккадский  Син),  считавшийся  первенцем  Энлиля,  богиня  плодородия,  плотской  любви  и  распрей  Инанна  (вавилонская  Иштар),  и  бог  вечно  живой  природы  Думузи (вавилонский  Таммуз),  олицетворяющий  умирающую  и  воскресающую  растительность.  Бог  Таммуз (дословно “Сын, который есть жизнь”),  ежегодно  умирал  осенью  и  воскресал  весной.  Смерть  его  и  воскрешение  отмечались  в  Шумере  торжественными  процессиями  и  богослужениями.  Нанна  и  его  супруга  Нингаль  пользовались  огромной  любовью  в  Шумере,  а  город  Ур (“обжитое место”) был  богатым  и  благополучным. 
   
Очевидно,  что  шесть  богов (бог земли)  соответствуют  Знакам  нижней  половины  круга,  а  шесть  богинь  занимают  верхнее  положение (богиня Неба)  и  должны  соотноситься  зеркально  к  первой  шестерке.  То  есть  они  должны  занимать  место  на  Линиях  аспекта  попарно.

               

Боги Ранг Богини Ранг Линия  аспекта
Ан 60 Анту 55 соединения  и  оппозиции
Энлиль 50 Нинлиль 45 полусекстиля
Эа/Энки 40 Нинки 35 секстиля
Нанна/Син 30 Нингаль 25 квадрата
Уту/Шамаш 20 Нинмах/Нинхурсаг 15 тригона
Ишкур/Адад 10 Инанна/Иштар 5 квинконса

Тогда  характеристики  богов  должны  как-то  соответствовать  свойствам  своей  Линии  аспекта.
Сейчас  надо  уяснить  следующее:  поскольку  Знак  первичен,  то  должны  выделяться  два  рода  Знаков. 
1. Знаки  тропического  или  постоянного  Зодиака,  которые  образуются  от  Солнца  в  день  весеннего  равноденствия. 
2. Знаки  эклиптических  созвездий  или  переменного  Зодиака.  Подробнее  про  “Знаки”.
В  данном  постоянном  Зодиаке  знаки  нижней  половины  круга  являются  мужскими,  верхние – женскими.  В  результате  религиозной  патриархальной  революции  руководящие  места  наверху,  в  небе,  заняли  исключительно  мужские  божества: Ан  и  Энлиль,  Ишкур,  Нанна  и  Уту.  Ряд  функций  и атрибутов  богини  Неба  сохранился  за  Инанной.
   Празднование  нового  года  в  день  весеннего  равноденствия  говорит  о  том,  что  шумеры  владели  понятием  постоянного  Зодиака,  а  тем  более  переменного.  Понятие  “Знаки  созвездий”  они  могли  не  употреблять,  их  вполне  заменяет  “эклиптическое  созвездие”.  Но  ясно,  что  звездный  пояс  также  разделяется  на  Знаки  по  30°  по  тому  же  механизму,  что  от  Солнца.
   Порядок  счета  постоянных  Знаков  идет  против  часовой  стрелки.  Знаки  созвездий  вследствии  прецессии  равноденствий  также  сдвигаются  против  часовой  стрелки.  В  результате  наступает  эра  предыдущего  Знака  созвездий.  Начало  следующей  эры  наступает  с  конца  Знака  созвездия.
Знаки  тропического  Зодиака  всегда  неизменны  во  все  века,  также  как  их  характеристики.  Но  в  результате  сдвига  Знаков  созвездий  происходит  наложение  Знаков.  Совпадение  знаков  тропического  Зодиака  и  Знаков  созвездий  происходит  раз  в  25920 лет  и  должно  сопровождаться  грандиозными  событиями.  Оно  произошло  в  начале  эры  Рыб  и  ознаменовалось  приходом  И.Христа.  Чтобы  понять  эру  нужно  встать  в  окончание  Знака  созвездия,  вступившего  в  0°  постоянного  Зодиака – оно  и  будет  началом  эры.
   В  эру  Тельца  произошло  наложение  переменного,  звездного,  Зодиака  на  знаки  постоянного  Зодиака.  Телец на Овен.  Близнецы на Тельца.  Рак на Близнецы.  Лев на Рак.  Дева на Льва.  Весы на Деву.  Скорпион на Весы.  Стрелец на Скорпиона.  Козерог на Стрельца.  Водолей на Козерога.  Рыбы на Водолея.  Овен на Рыбы.
   А  теперь  следует  вспомнить,  что  в  палеолите  наряду  с  числом 7  наиболее  часто  упоминалось  число 5. 

Иран.  Неолит.  На  рисунках  видим  пять  изображений  скорпиона,  олицетворявшего  неолитическую  богиню,  и  пять  волнообразных  знаков,  в  которых  угадывается  условное  обозначение  волос  богини. 
Пять  изображений  богини.

Числа 10  и  5  принадлежат  Великой  богине.  Ее  Линия  аспекта,  как  и  бога  земли – Линия  квадрата.  В  7 тыс. до н.э.  в  Малой  Азии  впервые  появился  символ  пятиконечной  звезды.  Древнейшие,  относящиеся  к  эпохе  неолита,  примеры  пятиконечной  звезды  известны  также  в  Иране,  Месопотамии,  на  Крите.  Поэтому  в  ранге  женских  богинь  присутствует  пятерка.  В  системе  знаков  Зодиака  выделяется  два  женских - Скорпион  и  Дева  на  Линии  квинконса,  подчеркнуто  связанных  с  Великой  богиней.  Здесь  можно  пренебречь  богом  земли,  поскольку  его  обитель – самая  глубина  круга.  Поэтому  шестой  женской  Линии  аспекта  закономерно  стала  принадлежать  пятерка  и  десятка. 

1. ЛИНИЯ  СОЕДИНЕНИЯ.  В  тропическом  Зодиаке  находится  на  куспиде  Овна,  1-го  Знака.  В  эру  Тельца - на  куспиде  звездного  знака  Близнецов. 
+-Планета1  на  этой  Линии  находится  в  соединении  и,  конечно,  в  силе.  Это  королевская  точка.  Она  также  находится  в  отношениях  соединения  с  каждой  точкой  круга  через  аспект  с  этой  точкой.  Такая  планета  через  внешние  аспекты  распределяет  энергию  по  кругу.  Она  активирует  всю  карту  и  сложившуюся  на  этот  момент  обстановку.  Но  поскольку  точки  внутренней  аспектации,  а  они  сильнее  точек  внешних  аспектов,  находятся  в  плену  в  0° круга,  то  реальное  управление  такая  планета  осуществлять  не  может.  Она  сама  находится  в  плену,  можно  сказать,  на  небе.  И  чтобы  управлять  на  месте  Землей  ей  надо  выйти  из  0° круга.  И  этим  свойствам  соответствует  главный  шумерский  бог.  Собственно,  они  присущи  и  другим  богам  под  №1  разных  народов.  Бог-отец  должен  был  отправить  Бога-сына,  Иисуса,  на  Землю  для  осуществления  реального  влияния.  А  сам  факт  воскрешения  Иисуса  в  первый  день  вавилоно-иудейской  недели  означал  его  переход  к  Богу-отцу  в  0° круга.  Полноправный  бог  может  быть  только  триедин:  обязательно  находиться  в  0° круга  и  обязательно  должен  выйти  из  0°  Точкой1,  которая  сразу  же  составляет  -Точку1  напротив.  Это  математика  и  ничего  больше.  В  Древнем  Египте,  при  выдвижении  жрецами  какого-либо  божества  в  качестве  главного,  верховного,  его  делали  триединым.
   Главой  этой  семьи  богов  Неба  и  Земли  был  щумерский  АН (или Ану в вавилонских и ассирийских текстах).  Он  считался  Великим  Отцом  Богов,  Царем Богов.  Его  владения – это  пространство  небес,  его  символ – звезда.  Бог  неба  Ану  выступает  как  всесильный  и  всемогущий  бог-демиург. 
Однако  свое  владычество  над  вселенной,  богами  и  людьми  Ану  передает  своему  сыну  Энлилю,  который  также  является  демиургом.  Но,  в  отличие  от  Ану,  творца  одноразового  и  единовременного  действа,  отделившего  небо  от  земли  в  начале  времен,  деятельность  Энлиля,  как  творца  характеризуют  многократность  и  повторность.  “Без  Энлиля  не  было  бы  ни  города,  ни  селения,  ни  хлева,  ни  загона,  не  родился  бы  ни  один  верховный  жрец”.  Среди  тысяч  изображений  древних  богов,  обнаруженных  археологами,  нет  ни  одного  изображения  Ану.  В  шумерских  текстах сообщается  лишь  о  нескольких  случаях,  когда  он  спускался  на  землю, – во  времена  серьезных  кризисов,  для  нанесения  официальных  визитов  и   чтобы  сделать  наместницей  на  земле  правнучку  Инанну.  Ану  был  не  только  Великим  Царем,  Царем  Богов,  но  также  тем,  в  чьей  власти  было  избирать  царей  из  числа  простых  смертных.  Согласно  шумерским  преданиям  цари  восходили  на  престол  лишь  по  воле  Ану,  и  недаром  само  шумерское  слово  “царство” – “Ануту” – изначально  имело  значение  “престол Ану”.  Знаками  отличия  Ану  считались  тиара (божественный рогатый головной убор),  скипетр (символ власти)  и  посох.  В  эру  Тельца  произошло  наложение  Тельца  на  Овна  и  править  будет  Телец.

2. ЛИНИЯ  ПОЛУСЕКТИЛЯ.  В  тропическом  Зодиаке  связывает  куспиды  Тельца  и  Рыб,  2-го  и  12-го  Знака.  В  эру  Тельца - на  куспиде  звездного  знака  Рака  и  Тельца.  Управляется  +-Венерой,  +-Нептуном  и  +-Юпитером.  Первая  Линия  аспекта  от  0°,  соединяющая  две  стабильные  точки  +-30° круга.  Здесь  +-Планета1  начинает  оказывать  полновесное  реальное  влияние  на  круг.  Эта  Линия  находится  по  обе  руки  от  0° круга  и  является  его  наследником.  +-Юпитер  позволяет  также  считать  ее  царской.
   Между  небом  и  землей  правит  Энлиль,  тот,  кто  претворяет  в  жизнь  божественные  решения.  Первоначально  он – бог  бурь (шумерское “эн” – господин, “Лиль” – буря).  Энлиль  возглавлял  совет  вместе  со  своим  отцом.  Когда  же  боги  держали  совет  на  земле,  они  встречались  в  доме  Энлиля,  в  храмовом  комплексе  Ниппура,  культового  города  Энлиля,  где  находился  его  главный  храм  Е-КУР – “дом, высокий, как гора”.  Не  только  шумеры,  но  и  их  боги  признавали  первенство  Энлиля.  Они  называли  его  Правителем  Всех  Земель,  говорили,  что  “на Небе – он царевич, на Земле – он Правитель”.  Этого  бога  действительно  боялись.  Может  быть,  даже  больше  боялись,  чем  чтили  и  уважали;  его  считали  свирепым  и  разрушительным  божеством,  а  не  добрым  и  милостивым  богом.  Энлиль  являлся  тем  богом,  который  командовал  “небесным воинством”.  Энлиля  и  его  супругу  Нинлиль (“Нин” – госпожа) особенно  почитали  в  религиозном  центре  Шумера  Ниппуре.  Энлиль  также  выбирал  царей,  которые  должны  были  править  народами.  Поэтому  надписи,  восхваляющие  шумерских,  аккадских  и  вавилонских  царей,  начинаются  с  описания  того,  как  Энлиль  призвал  их  на  царство.  Эти  призывы – от  имени  Энлиля  и  его  отца  Ану – давали  правителю  законный  статус  и  обозначали  его  функции. Наследник  Энлиля  Нинурта  также  имел  ранг 50.  В  эру  Тельца  произошло  наложение  Тельца  на  Овна.
   В  календаре  Ниппура  первым  месяцем  нисанну  был  ЭЗЕН (время праздника)  Ану  и  Энлиля (в високосный год с тринадцатым лунным месяцем праздник устраивался в честь этих двух богов).  В  древних  текстах  Энлиль  постоянно  называется  Быком.  Его  изображение  встречается  на  цилиндрических  печатях  и  глиняных  табличках,  имеющих  отношение  к  астрономии,  а  также  в  произведениях  искусства.  Среди  самых  ценных  произведений  искусства,  найденных  при  раскопке  царских  гробниц  в  Уре,  были  головы  быков  из  бронзы,  серебра  и  золота,  украшенные  полудрагоценными  камнями.  Созвездие  Быка-Тельца  почиталось  как  символ  Энлиля.  В  священном  кедровом  лесу  Энлиль  держал  ГУ-АН-НА – “Быка Неба”,  который  был  символом  ассоциировавшейся  с  Энлилем  эры  Тельца.  В  начале  II тыс. до н.э.  время  Энлиля-Тельца  закончилось,  и  наступила  эра  Мардука-Овна. 

3. ЛИНИЯ  СЕКСТИЛЯ.  В  тропическом  Зодиаке  соединяет  куспиды  Близнецов  и  Водолея,  3-го  и  11-го  Знака.  В  эру  Тельца  соединяет  куспиды  звездного  знака  Льва  и  Овна.  Сильная  Линия  аспекта  и  ее  должен  занимать  значимый  бог.
Третьим  великим  богом  Шумера  был  еще  один  сын  Ану,  носящий  два  имени: ЭНКИ  и  ЭА.  Как  и  его  брат  Энлиль,  он  был  богом  Неба  и  Земли – божеством  небесного  происхождения,  спустившимся  на  землю.  Энки/Эа  был  один  из  наиболее  близких  и  почитаемых  богов  шумерского  пантеона.  Владыка  мудрости  и  хранитель  человеческих  судеб.  Он  творец,  снабдивший  Тигр  и  Евфрат  пресной  воды,  пустивший  в  реки  рыбу,  наполнивший  леса  дичью,  взрастивший  злаки,  но  главным  образом  он  первый  учитель  человека,  поскольку  Эа  хранитель  того,  что  на  шумерском  языке  называлось  “ме” (божественные  силы),  а  на  аккадском – “парцу”.  Однако  в  начале  истории  шумеров  Эа  был  вовсе  не  третий.
В  их  древнейших  верованиях  главную  роль  играл  Энки – мудрый  добрый  бог,  чей  дом – Абзу – находился  на  дне  океана.  Шумеры  пришли  в  Южную  Месопотамию  из  какой-то  другой  страны  морским  путём.  Прежде  всего,  они  появились  в  устьях  рек.  Первый  город,  которым  они  овладели,  был  Эреду (“дом вдали от дома”).  Позднее  они  стали  считать  его  колыбелью  своей  государственности.  В  этом  городе,  расположенном  на  берегу  пресноводной  лагуны  у  самого  Нижнего  моря (Персидский залив) находился  дворец  бога  Энки,  воздвигнутый  на  дне  океана.  Ни  один  бог,  кроме  Энки  не  имел  туда  доступа.  Омываемый  пресными  водами,  Эреду  являлся  собственностью  бога  Энки,  который  охранял  его  и  его  жителей.  Это  был  священный  город.  Паломники  продолжали  посещать  его  и  после  того,  как  в  небесной  иерархии  произошли  перемещения,  и  бог  Энки  отошёл  на  второй  план,  уступив  первенство  своему  брату  Энлилю.  И  шумеры  воздвигли  в  этом  месте  свой  первый  храм,  пока  еще  небольшой  и  скромный.  Археологический  материал,  найденный  при  раскопках  в  храмах  Эреду  и  Лагаша,  свидетельствует  о  том,  что  жители  Месопотамии  приносили  в  жертву  богу  Энки  не  зерно  или  мясо,  что  было  бы  естественно  для  земледельцев  и  скотоводов,  а  рыбу.  В  шумерском  искусстве  был  распространен  мотив  “рыбочеловека”.  Второе  имя  Эа,  а  возможно,  и  первое  было  ЭН-КИ,  то  есть  Господин  Земли. 
   Все  так  и  было.  В  начале  Эры  Тельца  вторая  Линия  аспекта  принадлежала  Энки.  Эа  вынужден  был  уступить  власть  над  землей  брату:
“Рукопожатьем  боги  обменялись,  метнули  жребий  и  поделили  мир.  Затем  Ану  вознесся  к  Небесам.  Земля  была  дарована  Энлилю.  Моря,  что омывают  землю,  Энки  отдали,  Принцу  Земли”.  Принято  считать,  что  знак  Близнецы  назван  в  честь  Инанны/Иштар  и  Уту/Шамаша.  Хотя  этому  доказательств  нет.  А  вот  история  братьев  Энки  и  Энлиля  очень  похожа  на  близнецов.  Если  бы  они  родились  в  разные  дни,  то  вопрос  старшинства  не  поднимался  бы.  Однако  в  тексте,  который  ученые  назвали  “Энки и мировой порядок”,  Энки  объясняет,  что  именно  он,  а  не  Энлиль был  первенцем  Ану,  и  именно  он  должен  был  стать  законным  наследником  отца: 
“Отец  мой,  владыка  Вселенной,  Дал  мне  жизнь  во  Вселенной…
Я  плодоносное  семя  великого  дикого  тура,  Я  первенец  Ана… Я  “большой  брат”  богов… Я  тот,  кто  рожден  был  как  первенец  Ана  святого”.
   Вначале  Энки  занимал  вторую  Линию  аспекта,  Телец (земля)  и  Рыбы (вода),  отсюда  его  два  имени.  Энлиль  занимал  знак  Близнецы.
Но  Энки  обязан  был  переместиться  на  3-ю  Линию  аспекта,  поскольку  звездный  знак  Близнецы  наложился  на  Тельца,  а  сам  Энки  лишился  водного  Знака. 
А  на  Близнецы  тем  временем  произошло  наложение  звездного  знака  Рака,  Рыб  на  Водолея,  и  третья  Линия  аспекта  получила  два  водных  Знака.  На  самых  древних  шумерских  печатях  Энки  изображен  в  окружении  двух  потоков  воды,  в  которых  иногда  присутствовала  рыба.  Эти  изображения  связывали  Эа  с  Луной (в  виде  месяца).  Принято  объяснять,  что  эта  ассоциация  обусловлена  свойством  Луны  вызывать  морские  приливы  и  отливы.  Но  так  можно  с  Луной  связать  все,  что  угодно.  Звездный  Рак  наложился  на  Эа  и  Луна  стала  также  и  его  атрибутом.  Теперь  один  из  эпитетов  Эа – НИН-ИГИ-КУ (“Господин Яркого Глаза”).  Линия  секстиля  представляет  угловое  расстояние  тригон,  а  тригон  это  лев.  Геометрическая  фигура  секстиля – два  равных  тригона.  У  ворот  храма  Энки  в  городе  Кише (воспетого  в  гимне  под  номером  пять)  “лев на лапах лежал”.  У  городских  ворот  Эреду,  города  Энки,  также  стояли  на  страже  львы.

4. ЛИНИЯ  КВАДРАТА.  В  тропическом  Зодиаке  соединяет  куспиды  Рака  и  Козерога,  4-го  и  10-го  Знака.  В  эру  Тельца  соединяет  куспиды  звездного  знака  Девы  и  Рыб.  Очень  сильная  Линия  аспекта,  оказывающая  влияние  на  весь  круг.  Но  она  коварная – может  вознести  на  вершину  успеха  и  быстро  сбросить  в  самый  низ.  У  Энлиля  было  трое  сыновей,  игравших  важную  роль  в  судьбах  богов  и  людей - Нинурта,  рожденный  Энлилю  его  сестрой  Нинхурсаг  и  являвшийся  законным  наследником  престола,  Нанна/Син,  первенец  от  официальной  супруги  Нинлиль,  а  также  младший  сын  от  Нинлиль,  названный  ИШ-КУР,  но  более  известный  под  именем  Адад.  Линия  квадрата  принадлежит  богу  Луны  Нанне/Сину.  И  действительно  четвертый  Знак  математически  управляется  Луной.  Горизонтально  лежащий  серп – символ  Луны  подчеркивает  его  равную  принадлежность  левой  и  правой  половинам  круга.  Линия  квадрата  соединяет  низ  круга  с  его  верхом.  По  роду  своей  деятельности  Нанна  пребывает   в  небе  и  под  землёй,  где  родился,  и  куда  с  постоянной  периодичностью  возвращается,  и  где  функционирует,  как  один  из  богов  подземного  мира (судья).  Ведет  происхождение  от  неолитического  бога  земли  и  преисподней,  которому  также  принадлежит  Линия  квадрата  и  4-й  Знак.  Этой  Линии  принадлежит  и  Великая  богиня – богиня  Неба.  Их  числа – 4  и  10.  Ранг 30.  Бог  Нанна/Син  изображался  сидящим  на  трёхъярусном  небесном  престоле (на  третьем  небе),  сделанном  из  светлых  и  тёмных  овальных  колец,  уложенных  в  десять  рядов.  Куспид  4-го  Знака  соответствует  10-у  декану.  Вершина  круга  равна  куспиду  10-го  Знака.  Диапазон  небес  у  шумеров  был  трех  или  семиярусным.  Первый  уровень - низ  круга,  второй – его  середина,  третий - его  вершина.  Тройка  также  число  и  бога  земли  и  Нанны/Сина,  поскольку  с  3-го  Знака  начинается  спуск  в  преисподнюю.  В  Уре  зиккурат  бога  Луны  имел  три  яруса.  Голова  бородатого  быка-Сина  на  резонаторе  арфы  из  “Царских  гробниц”  Ура,  украшена  тремя  рядами  разобранных  по  десять  прядей  волос,  уложенных  между  его  рогами.  В  Ригведе,  число 3  особенно  явно  восходит  к  трехчленным  вертикальным  делениям  вселенной.  Числа-совокупности  палеолитической  графики,  кратные  3  и  4  легли  в  основание  почти  всех  систем  счисления,  сохранившихся  до  сего  времени,  помимо  десятичной.
   В  эру  Тельца  знак  звездного  Рака  накладывается  на  Близнецов – отсюда  Нанна  сын  Энлиля.  На  знак  Рака  накладывается  звездный  Лев – отсюда  бог  Солнца  Уту/Шамаш  является  сыном  Нанны.  Из  свойства  Линии  квадрата  можно  ожидать,  что  в  судьбе  бога  появятся  резкие  перемены.  И  подтверждения  тому  есть. 
   Нанна,  первенец  Энлиля  от  его  официальной  жены  Нинлиль.  Нанна  получил  во  владение  самый  известный  из  шумерских  городов-государств,  Ур.  Его  здешний  храм  назывался  Е-ГИШ-НУГАЛ,  “дом семени трона”.  Из  этой  обители  Нанна  и  его  супруга  Нингаль  управляли  городом  и  живущими  в  нем  людьми,  проявляя  доброту  и  великодушие.  Население  Ура  очень  любил о  своих  божественных  правителей  и  придумывало  им  ласковые  прозвища,  например  “отец Нанна”.  Процветание  города  Ура  его  население  напрямую связывало  с  Нанной.  Правитель  Ура  Шульги  в  третьем  тыс. до н. э.  сравнивал  дом  Нанны  с  “великим хлевом, наполненным изобилием”,  “щедрым хлебным местом”,  где  умножались  стада  овец,  приносились  в  жертву  быки  и  звучала  приятная  музыка.  Под  властью  своего  бога-покровителя  Нанны  Ур  превратился  в  главную  житницу  Шумера,  в  основного  поставщика  зерна,  а  также  крупного  и  мелкого  рогатого  скота  для  храмов  всей   страны.  Поэма  “Плач о разрушении Ура”  дает  нам  представление  о  том,  каким  был  город  до  его  уничтожения:
“В  житницах  Нанны  не  стало  зерна.
Не  слышно  веселья  богов  на  шумных  пирах;
в  трапезных  залах  иссякло  вино  и  мед…
В  храмах  печи  не  пекут  мяса  быков  и  овец;
в  Храме  Великом  Нанны  смолкли  все  звуки:
в  доме  божественном,  где  звучали
приказы  о  быках,  странно  и  страшно  молчанье  его…
Ступка  и  пест  без  дела  скучают…
На  кораблях  не  везут  богатых  даров…
Людям  Ниппура,  града  Энлиля-царя,  хлеба  не  станет.
Реки  берега  опустели,  по  водам  ее  ладья  ни  одна  не  пройдет…
Траву  берегов  нога  не  примнет  человека;  все  зарастает  вокруг”.
   И  шумерские  тексты,  и  археологические  находки  указывают,  что  Син  и  его  супруга  внезапно  бежали  в  Харран,  хурритский  город.  Несмотря  на  то,  что  Ур  во  все  времена  оставался  культовым  центром  Нанны/Сина,  Харран  в  течение  долгого  времени  был  местом  его  жительства.  Поэтому  город  строился – храмы,  дворцы  и  улицы – как  почти  точная  копия  Ура.  Это  поспешное  бегство  трогательно  описано  в  одном  из  плачей,  сообщающем  об  овчарнях,  в  которых  хозяйничает  ветер,  о  пустых  стойлах  и  исчезнувших  пастухах.  Он  необычен  тем,  что  написан  не  от  лица  жителей  Ура,  а  от  лица  самого  Нанны  и  его  супруги  Нингаль.  В  этом  и  других  текстах  рассказывается  о  каком-то  ужасном  и  необычном  событии.  Дело  в  том,  что  Нанна  и  Нингаль  покинули  город  еще  до  того,  как  он  был  окончательно  разрушен. 
“Нанна  излюбленный  город  свой  покидает.
Син  в  свой  излюбленный  Ур  более  не  возвратится.
Нингаль…
оставляет  свой  дом,  к  чужим  берегам  устремляясь,
торопливо  одевшись”.
В  текстах  утверждается,  что  падение  Ура  и  бегство  его  богов  явилось  результатом  осознанного  решения  Ану  и  Энлиля.  Именно  к  ним  взывал Нанна,  умоляя  о  пощаде:
“Царь  богов,  Ану,  скажи: “Довольно.  Царь  богов,  Ану,  смилуйся!
О,  отец,  меня  породивший,  доколе  ты  будешь  безучастно  смотреть  на  мои  страдания?  Доколе?…”.
Такова  судьба  Линии  квадрата. 

5. ЛИНИЯ  ТРИГОНА.  В  тропическом  Зодиаке  соединяет  куспиды  Льва  и  Стрельца,  5-го  и  9-го  Знака.  В  эру  Тельца  соединяет  куспиды  звездного  знака  Весов  и  Водолея.  Очень  сильная  и  стабильная  Линия  аспекта.  Первые  и  вторые  точки  аспекта  в  соединении  с  плюс  или  минус  Планетой  попарно.  Уту/Шамаш  занимает  пятую  Линию  аспекта.  Действительно,  Солнце  управляет  пятым  Знаком.
   Близнецов  родила  Сину  его  официальная  супруга  Нингал,  и  поэтому  они  являлись  членами  Небесной  Династии.  Формально  Инанна  появилась   на  свет  первой,  но  ее  брат  Уту  был  старшим  сыном  и  поэтому  законным  наследником.  Город,  отданный  во  владение  Уту,  Сиппар,  входил  в  число  самых  первых  городов,  основанных  богами  в  Шумере.  В  надписи  Набунаида  рассказывается  о  том,  как  он  начал  перестройку  храма  Уту  в  Сиппаре,  который  носил  название  Э-БАББАРА.  Он  нашел  древний  фундамент,  скрытый  от  взоров  на  протяжении  3200 лет,  и  углубился  в  землю  на  двенадцать  локтей.  Место  ему  указал  сам  Уту,  “Великий Владыка Эбаббара”.
   Кажущееся  несоответствие  происходит  с  Нинуртой (“властелин, который завершает создание”),  самого  младшего  из  богов  Земли,  рожденных  на  небесах.  Он  управляет  девятым  знаком  Стрельцом,  являясь  при  этом  богом  планеты  Сатурн.  В  эру  Тельца  на  9-й  Знак  идет  наложение  Козерога,  поэтому  ошибки  нет.  Но  по  тропическому  Зодиаку,  да  и  по  образу  этого  бога  Нинурта  определенно  связан  с  Юпитером.  В  известном  рассказе  Гудеа  о  его  сне,  где  бог  заговорил  и  сообщил  Гудеа,  что  тот  избран  для  строительства  нового  храма,  есть  тому  подтверждение.  В  этом  сне-видении  бог  Нинурта  появился  в  лучах  восходящего  Солнца,  причем  Солнце  всходило  над  горизонтом  одновременно  с  Юпитером.  Знаки  на Линии  тригона  управляются  +-Юпитером  и  +-Солнцем.

6. ЛИНИЯ  КВИНКОНСА.  В  тропическом  Зодиаке  соединяет  куспиды  Девы  и  Скорпиона,  6-го  и  8-го  Знака.  Очень  примечательная  Линия  аспекта – здесь  начинается  история  Инанны.  В  эру  Тельца  соединяет  куспиды  звездного  знака  Скорпиона  и  Козерога.  Фактически  Скорпионом  и  этой  Линией  управляет  +-Марс,  +-Плутон  и  +-Меркурий.  Поэтому  Знак  обязан  быть  воинственным.  На  этой  Линии  и  находятся  воинственные  боги – Адад  и  Инанна. 
Ранг 10  и  5.  Становится  понятно,  что  ранг  богов  вовсе  не  является  системой  подчиненности  вроде  воинских  званий.  Ранг  полностью  соответсвует  характеру  Линии  аспекта.  Не  следует  думать,  что  ранг 10  является  низшим  или  маленьким.  Линия  квинконса  по  силе  соответсвует  Линии  полусекстиля,  но  последняя  ближе  к  0° круга  и  потому  наследная.  Поскольку  Линии  аспектов  равны,  то  претензии  на  главенство  должны  идти  от  богов  этой  Линии  аспекта.
   Адад/Ишкур был  могущественным  богом,  которого  его  отец  Энлиль  наделил  властью  и  прерогативами  бога  Бурь.  Ишкур  считался  божественным  владыкой  в  землях,  далеких  от  Шумера  и  Аккада.  Это  был  верховный  бог  ранних  скотоводов.  В  этом  качестве  он  был  почитаем  хурритами  и  хеттами  как  Тешуб,  жителями  Урарту  как  Тешубу (“создающий ветер”),  аморитами – как  Раману (“громовержец”),  хананеями – как Раджиму (“сеятель града”).  Индоевропейские  народы  знали  его  под  именем  Буриаш (“создатель света”),  а  семитские  поклонялись  ему  как  Меиру (“тот, кто освещает” небеса).  Из  шести  известных  нам  сыновей  Энки  в  шумерских  легендах  упоминаются  трое: первенец  Мардук,  который  узурпировал  верховную  власть,  Нергал,  ставший  правителем  Нижнего  мира  и  Думузи,  женившийся   на  Инанне/Иштар.  Мардук  вначале  имел  ранг 10,  и  нет  ничего  удивительного,  что  он  стал  претендовать  на  ранг 50.  Будучи  братом  Сина  и  дядей  Уту  и  Инанны,  Адад  свободно  чувствовал  себя  с  ними.  В  шумерских  мифах  эти  трое  богов  часто  упоминаются  вместе.  Во  время  церемоний,  сопровождавших  визит  Ану  в  Урук,  эта  четверка  тоже  неразлучна.  В  одном  из  текстов,  описывающих  вход  во  дворец  Ану,  говорится  о  том,  что  путь  в  тронный  зал  лежит  через  ворота  Сина,  Шамаша,  Адада  и  Иштар.  Другой  текст  поэтически  описывает,  как  четверо  богов  укладывались  спать  вместе.  Похоже,  Адад  и  Иштар  были  очень  близки – их  даже  изображали  рядом.
   Фактически  боги,  занимающие  эту  Линию,  относятся  к  матриархальной  воинственной  Великой  богине  или  к  верховному  патриархальному  богу  Грозы.  К  Иштар  относились  такие  эпитеты,  как:  “мать, родившая небо и землю”,  “мать, дающая изобилие”,  “госпожа вселенной”,  “госпожа рождения”, “госпожа жизни”.  В  частности,  Иштар  считалась  матерью  Солнца  и  змееголовой.  Как  сообщает  Павсаний,  архаическая  статуя  Афродиты  изображает  ее  вооруженной.  Можно  вспомнить  Афину,  но  она  не  одинока  в  своем  роде.  Афродита  считалась  богиней  не  только  любви,  но  и  войны,  так  же  как  и  Иштар-Астарта-Анат,  имя  которой,  зафиксированное  в  хурритских  и  угаритских  текстах,  Шаушка,  этимологизируют  от  хурритского  sauri  “оружие”.  Римляне  называли  ее  Венерой,  греки – Афродитой,  хананеи  и  иудеи – Астартой,  ассирийцы,  вавилоняне,  хетты – Иштар,  или  Эшдар,  аккадцы  и  шумеры – Инанной,  Иннин  или  Нинни,  но  во  все  времена  люди  поклонялись  ей  как  Богине  Войны  и  Богине  Любви.  Инанну  изображали  крылатой.  Неолит  дает  много  изображений   полуженщины-полуптицы;  они  были  распространены  от  Европы  до  Индии.  Богиня-птица  была  богиней  Неба.  У  народов  Древнего  Востока  женское  божество  часто  характеризовалось  эпитетом  “госпожа Неба”.  Памятники  палеолита  свидетельствуют,  что  еще  тогда  существовало  представление  о  связи  образов  женщины  и  птицы.  Палеолитическое  изображение  птицы  на  верхушке  шеста  может  быть  эмблемой  богини  Неба  в  образе  птицы – символом,  идентичном  диску  на  шесте.  Шумерское  божество  Анзуд  или  Им-Дугуд, воплощавшее  одновременно  доброе  и  злое  начала,  представлялось  птицей. 
   Знаки  этой  Линии  аспекта,  все  же,  закрепились  за  матриархальными  богинями.  Нинхурсаг – под  ее  власть  Энлиль  отдал  Шуруппак.  Это  событие  отразилось  в  названии  следующего  созвездия – Девы.  Нинхурсаг  была  дочерью  Ану.  Однако  под  именем  “Ки” (Земля) она  первоначально  была супругой  Ана.  От  этой  божественной  четы  родились  все  боги.  Согласно  шумерским  текстам  человек  был  сотворен  Нинхурсаг  по  технологии,  которую изобрел  Энки.  Ее  эпитет  НИН-ТИ (“дева, дающая жизнь”).  О  Нинхурсаг  говорили  как  о  богине-Матери.  Ее  также  называли  “Мам-му”,  а  ее  символом  считался  специальный  нож,  которым  в  древности  повитухи  перерезали  пуповину  новорожденного.  У  шумеров  одним  из  имен  первичной  богини – матери  мира  было  Mama  или  Ama.  Знаки  этой  Линии,  шестой  и  восьмой,  связаны  с  болезнями,  войной  и  смертью.  В  древнем  Египте,  так  же  как  у  греков  и  римлян,  было  много  женских  божеств.  Все  они  носят  черты  происхождения  от  неолитической  Великой  богини.  Одна  из  них – богиня  неба  Нут.  Ее  эпитеты: “великая”,  “владычица неба”,  “госпожа земли”,  “мать богов”,  “богиня могилы”.
   В  правой  половине  круга  находятся  два  женских  Знака,  разделенных  мужским  знаком  Весы,  который  управляется  Венерой.  Последовательное  наложение  Знаков  привело  к  объединению  их  признаков  в  лице  самого  верхнего  из  этих  Знаков – Скорпиона.  Шумеры  отождествляли  Инанну/Иштар  с  планетой  Венерой.  Ее  символом  была  восьмиконечная  звезда  в  двойном  круге.  Но  опять-таки  не  потому,  что  это  была  восьмая  планета  от  Плутона (по Ситчину),  а  потому,  что  Иштар  управляла  восьмым  Знаком - Скорпионом.  Восемь - сакральное  число  шумерской  богини  Неба.  Символом  богини  Неба  был  круг  или  двойной  круг.  Восьмилучевая  звезда  это  дважды  по 360° - символ  двойного  круга.  Инанна,  как  правило,  предстаёт  на  изображениях  облачённой  в  восьмирядное  одеяние.  При  раскопках Телль-эйлат-Хассула (недалеко  от  Иерихона),  в  слое,  датируемом  V1-V тыс. до н.э.  на  гладковыбеленной  стене  была  изображена  огромная  звезда  с  восемью  чередующимися  красными  и  чёрными  лучами.  Скорпион  представлял  Великую  богиню.  Скорпион  связывался  с  водой,  и  его  условным  знаком  был  зигзаг.  Знаком  Адада – визави  Иштар  по  Линии  аспекта  был  зигзаг-молния. 
   Звездный  Скорпион  наложился  на  Весы  и  теперь  Инанна/Иштар  стала  отождествляться  с  Венерой.  Фактически  она  заняла  место  супруги  Ану – Анту.  Молодой  богине  выделили  владения  в  удаленной  восточной  части  Шумера,  в  Аратте.  Именно  здесь  находился  дом  Инанны.  Но  у  богини  были  честолюбивые  планы.  В  городе  Уруке  находился  великий  храм  Ану,  использовавшийся  только  во  время  его  официальных  визитов  на  землю,  и  Инанна  задумала  завладеть  этим  центром  власти.  Правителем  Урука  был  Энмеркар,  один  из  величайших  царей  Шумера.  Инанна  без  труда  убедила  царя  в  том,  что  ее  культовым  центром  должен  быть  Урук,  а  не  провинциальная  Аратта.  Инанна  переехала  в  Урук,  но  не  “забыла о своем доме в Арате”.  Инанна  могла  занять  дворец  Ану  в  Уруке  лишь  с  его  ведома  и  одобрения,  и  в  шумерских  текстах  содержатся  свидетельства  того,  каким  образом  было  получено  это  одобрение.  Вскоре  богиню  стали  называть  “Анунитум”,  то  есть  “любимица  Ану”.  В  текстах  ее  называют  “божественной наложницей Ану”,  и  это  значит,  что  Инанна  делила  с  Ану  не  только  храм,  но  и  ложе – во  время  его  визитов  в  Урук  или  в  тех  случаях,  когда  она  сама  поднималась  в  его  небесную  обитель.

7. ЛИНИЯ  ОППОЗИЦИИ.  В  тропическом  Зодиаке  на  куспиде  Весов,  седьмого  Знака.  В  эру  Тельца  на  куспиде  звездного  знака  Стрельца.  Управляется  +-Венерой.  Отвечает  за  вопросы  союза,  брака – функции  соединения - оппозиции.  Занимает  Анту – супруга  Ану. 
   В  своих  известных  книгах  Захария  Ситчин  приводит  обоснование  числа 7.  Царь  Лагаша  Гудеа  утверждал,  что  “небесное 7 равно 50”.  На  его  взгляд,  ответ  крайне  прост:  Гудеа  говорил  о  том,  что  небесное  тело  с  символом “7”  соответствует  богу  Неба  с  рангом 50.  Богу  Энлилю,  имевшему  ранг 50,  ставилась  в  соответствие  седьмая  планета,  то  есть  Земля.  Это  слишком  банально,  чтобы  быть  правдой.  Вообще  числа  с  1  по  12,  оказывается,  означают  порядковый  номер  планеты  от  Плутона.  Возможно (фантастично)  это  и  так,  но  только  отчасти.  Числа  прибытия “имени  Порядкового  счета”.  Толкование  всех  случаев,  где  встречается  число 7,  как  и  любых  чисел,  становится  сплошной  бессмыслицей.  К  примеру,  как  отвечать  на  любой  вопрос  одной  фразой:  “колхоз  имени  Ленина”.  Единственный  случай  хоть  как-то  связный,  и  был  истолкован  Ситчиным.  Числа  имеют  системное  значение,  которое  не  было  понято.  А  здесь  правда  заключается  в  том,  что  тот,  кто  управляет  первым  Знаком (Ану - 60),  управляет  и  восьмым  Знаком  (Инанной).  Кто  управляет  вторым  Знаком (Энлиль - 50),  управляет  седьмым  Знаком (проекция на последовательность планет относительно Земли).  По  урукской  традиции,  Инанна – дочь  Ану.  Поэтому  Иннана  означает  “Госпожа  Ану”.  Ради  ее  включения  в  12  Великих  Богов  Ану  сделал  один  из  своих  редких  визитов  на  Землю. 

   После  того,  как  Мардук  занял  место  Энлиля,  на  Линии  квинконса  с  рангом 10  поместился  его  сын  и  наследник  Набу.  В  середине  пятого  дня  праздновния  нового  года  из  своего  святилища  Набу  приплывал  на  лодке.  Набу  входил  на  территорию  храма  только  на  шестой  день,  поскольку  в  то  время  он  уже  был  включен  в  вавилонский  пантеон  двенадцати  богов.  Его  небесным  аналогом,  по  Ситчину,  считался  Марс – шестая  по  счету  планета.  Однако  Набу – бог  планеты  Меркурий  и  божественный  покровитель  писцов,  занимает  шестую  Линию  аспекта,  а  Знаками  на  ней  управляет  +-Меркурий  и  +-Марс.  От  числа  Линии  аспекта  и  число 6.  Набу  по  воле  Мардука  потеснил  отсюда  Адада,  который  также  ассоциировался  с  планетой  Меркурий  и  присвоил  ее  себе.  Замена  Адада  на  Набу нашла  отражение  в  вавилонской  астрономии.  В  Эрмитаже  хранится  цилиндрическая  печать,  датируемая  2500 г. до н.э.,  на  которой  планета  Марс  символизируется  шестилепестковой  розеткой.  По  той  же  причине – номеру  Линии  аспекта,  например,  вавилоно-иудейский  шестой  день  недели,  он  же  пятница  в  христианской  неделе,  у  многих  народов  был  посвящен  Великой  богине.  Соотнесение  ранга  богов  с  Линиями  аспектов  показывает,  что  шумеры  правильно  определяли  богов  и  семь  планет-управителей  Знаков,  правильно  различали  тропический  Зодиак  и  эффект  прецессии.  Для  того,  чтобы  знать  какая  видимая  планета  каким  Знаком  управляет  надо  точно  знать  их  порядок  относительно  Земли.  Вавилоняне  же  не  знали  истинный  порядок  планет – и  это  загадка.
   В  эру  Тельца  произошло  наложение  звездных  Весов  на  Деву.  По  этой  причине  Инанна/Иштар  вытеснила  Нинхурсаг  и  Знак  стал  называться  АБ-СИН (“ее  отцом  был  Син”).  Знак  звездной  Девы  тем  временем  наложился  на  Льва.  Так  Инанна/Иштар  оказалась  сестрой  Уту/Шамаша.  Так  Дева  оказалась  на  Льве.
Львы  были  священными  животными  Иштар.  Львы  служили  ездовыми  животными  богини  Парвати.  Львы  влекли  колесницу  Реи.   
   Тиннит (Танит) – популярнейшее  и  в  то  же  время  загадочное  божество  Карфагена.  Ее  эпитет  в  пунических  надписях – Пене  Баал.  Тиннит  была  не  просто  небесной,  а  именно  лунной  богиней.  Об  этом  пишет  Геродиан,  указывая  при  этом,  что  карфагеняне  именуют  эту  богиню  Астроархой  (владычицей  звезд),  желая  подчеркнуть  ее  лунный  характер.  Тиннит  выступала  и  как  владычица  и  как  покровительница  Карфагена.  Римляне  отождествляли  Тиннит  с  Юноной.  Апулей  говорит,  что  в  Карфагене  Юнону-Тиннит  чтут  как  деву,  движущуюся  по  небу  на  льве.  Апулей  знал,  что  говорил.  По  происхождению  африканец,  он  учился  в  Карфагене (уже  римском)  и  позже  жил  там,  достигнув  должности  верховного  жреца.  Лев  вводит  нас  уже  в  другую  сферу  деятельности  Тиннит.  В  религиях  Ближнего  Востока  лев  обычно  ассоциируется  с  богинями   плодородия,  богинями-матерями.  Движущаяся  на  льве  Тиннит,  выступает  не  только  как  небесная  богиня,  но  и  как  богиня  плодородия.  Казалось  бы,  этому  характеру  Великой  матери  и  богини  плодородия  противоречит  представление  о  Тиннит   как о  деве.  А  ее  девственный  характер  не  вызывает  сомнений.  Как  дева (virga) она  упоминается  Тертуллианом  и  Августином.  Но  то,  что  противоречит  здравому  смыслу,  иначе  выглядит  в  религиозных  представлениях.  В  них  вполне  может  сочетаться  и  девственность  и  материнство.  Чтобы  не  выходить  за  пределы  финикийского  мира,  можно  сказать  о  богине  Анат,  которая  является  одновременно  и  девственницей (это  ее  постоянный  эпитет),  и  в  тоже  время  супругой  и  возлюбленной  своего  брата  Баалу.  Греки  иногда  отождествляли  Тиннит  с  Артемидой,  которая  также  была  одновременно  и  девой,  и  матерью  и  кормилицей.  Небесную  деву  Тиннит  сближает  с  Анат  и  ее  воинственный  характер.  В  римских  надписях  Тиннит  порой  имеет  такие  эпитеты,  как  invicta  (непобедимая),  victrix (победительница).
   Святилища  Тиннит  располагались  под  открытым  небом.  Самое  древнее  было  вырублено  в  прибрежной  скале  в  районе  карфагенской  гавани.  Во  многих  святилищах  встречается  скульптура  женщины  с  львиной  головой,  ее  считают  стражем  святилища.
   В  портовом  квартале  Угарита  была  найдена  золотая  подвеска.  На  ней  изображена  нагая  богиня,  стоящая  на  льве  и  держащая  в  обеих  руках  связанных  львят.  По  бокам  от  нее  извиваются  вверх  змеи,  символы  плодородия.  Эта  фигурка  богини  изображала  Анат – западносемитскую  богиню  войны,  охоты  и  права,  которой  в  Вавилоне  соответствовала  Иштар. 
   Близ  Сард,  примерно  в  100 километрах  от  западного  побережья  Малой  Азии,  на  территории  современной  Турции,  на  скале  найдено  изображение  сидящей  богини  со  львами.  Оно,  без  сомнения,  относится  к  хеттской  эпохе,  к  периоду  примерно  между  2000  и  1200 гг. до  н.э.  У  хеттов  это  божество  называлось  Кубаба.  Ее  можно  считать  предшественницей  лидийской  Кибелы,  получившей  позднее  известность  как  горная  богиня  Сард – главного  города  Лидии.  Согласно  легендам,  здесь  правила  царица  Омфала.  На  одной  из  ваз,  найденных  при  раскопках,  она  изображена  одетой  в  львиную  шкуру.  Кибела – собственно,  эллинская  богиня  фригийского  происхождения.  Кубаба – божество,  почитавшееся  у  хеттов,  но  заимствованное  из  хурритского  пантеона.  И  Кубаба  и  Кибела – богини  гор,  пантеры  и  львы – их  спутники.  Когда  над  лесистыми  горами  Анатолии  проносились  весенние  бури,  пастухи  говорили:  “Это  Кибела  мчится  со  своей  буйной  свитой.  И  все  горные  склоны  вторят  ее  горестным  восклицаниям:  “Аттис!  Аттис!  Где  ты?”  С  ума  можно  сойти  от  страха”.  Аттис  это  возлюбленный  Кибелы,  покончивший  с  собой.  На  Линии  тригона  Дева  на  льве  приобрела  женский  ранг 15.


Рецензии
благодарю, вы близи к пониманию сингулярности в истории и географии.

Екатерина Сыресина   26.03.2019 14:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.