Притча-апокриф
рассказывает о том,
как Господь, будучи в состоянии истребить людей,
но не заставить их поступать по Его заветам,
исчерпав иные средства,
на день воплотился в старика,
чтобы придти за советом к одному мудрецу,
по пути попробовав понять людей «изнутри».
Бог не привык брать в расчёт человечьи трудности и материализовался неподалёку от города мудреца, но в полдень, прямо на дороге и в богатом тяжёлом халате. Южная жара сразу дала знать о себе: пот тёк с него рекой, сердце старика бешено заколотилось, началась одышка, а близкой тени не наблюдалось.
- Что за…?! – воскликнул мысленно Бог, прикусив тут же язык, - Захотел же понять их изнутри, так постигай!
Снять длинный халат, под которым ничего не было, казалось невозможным, да и солнце палило так, будто пришёл Последний День. Проклиная свою затею, Бог уселся рядом с дорогой у высохшей канавы и, покрыв голову повязкой, стал ждать проезжающих, у которых хотел попроситься в попутчики.
Первым появился старик с ишаком, гружённым двумя мешками. Бог поднялся на ноги и замахал ему. Осёл никак не отреагировал, хотя и не протестовал против остановки.
- Мир тебе, добрый человек! – первым сказал старик, владелец ишака, кланяясь, и с интересом разглядывая богача.
- Не стоит разбрасываться тем, что тебе не принадлежит, старик, - недовольно отвечал Бог, - Мир у меня и так есть.
Старик удивился невеже, окончательно уверившись в его высоком происхождении, и произнёс:
- Я пожелал тебе мира в душе…
Добрым человеком он на этот раз Бога не назвал. И правильно сделал, ибо тот потребовал:
- Скинь-ка мешки со своего животного, и посади меня на него!
Старик не поверил своим ушам и переспросил:
- Что?
- То, что услышал! Не прикидывайся!
Старик быстро огляделся по сторонам, и, не увидев никого, достал кривой нож и приставил к горлу невежи:
- Ограбить меня хочешь? Молись Всевышнему, чтоб вразумил тебя!
Нож несколько вразумил Всевышнего, не пожелавшего погибнуть от руки безумца, и он сменил тон:
- Никак ты хочешь взять грех на душу? Смотри, вскоре предстанешь пред престолом Небесным, чем оправдаешься?
- Тем, что зарезал грабителя, - раздалось в ответ.
- Какой же я грабитель? У меня-то ножа нет!
В ответ старик, не отводя ножа, ощупал дорогой халат и, не обнаружив ничего опасного, сказал:
- Отойди к краю дороги и не мешай мне пройти.
Бог попятился, переведя дух, но возразил:
- Ты хочешь оставить меня здесь без помощи?
- Те, кто ищут помощи, так себя не ведут, - резонно отвечал старик.
- Меня будут искать, а когда отыщут, то примутся за твои поиски, - чуть было не вырвалась угроза из божьих уст, но Он вовремя закрыл рот. Иначе старику бы ничего не оставалось, как зарезать его.
- Однако иметь дело с людьми – целое искусство, - подумал Бог, - Возможно, Я и не зря это затеял и что-то пойму.
А вслух прокричал:
- Что ты хочешь за то, чтобы доставить меня в город?
Старик, было пошедший уже, остановился, размышляя про себя:
- Ишак-то его сдюжит, но мешки тогда придётся тащить мне.
И отозвался:
- Купи у меня содержимое этих мешков и оставь их здесь – до своего возвращения, тогда и садись на осла.
- Наивный! – подумал Бог, - Нужны мне его мешки!
- А что хочешь за мешки?
- Или твой халат или деньги.
Бог порылся в карманах, но монет не нашёл.
- Отдам тебе халат, сам - в чём останусь?
- Мой возьми.
Пришлось Богу брезгливо облачиться в то, что бедняк назвал своим халатом. Сразу стало не так жарко. Старик остался в штанах, а сверху в неком подобии рубахи. Богатое же, с золотым шитьём, украшенное камнями и вышивкой, одеяние аккуратно свернул подкладкой наверх, перевязал и приторочил к седлу, прикидывая в уме, что приобретение должно быть дороже его халата, осла и мешков вместе взятых.
Мешки они замаскировали, как смогли, в канаве. Понимая, что богачу они не понадобятся, старик рассчитывал, что заберёт их на обратном пути.
Бог влез с его помощью на осла, и они двинулись к городу.
Вот, наконец, показались его башни. Бог размышлял:
- Надо ли обвинить старика перед стражей у ворот в пленении и ограблении? Нет, не стоит. Начнётся шум, задержат обоих до выяснения. Старик хитёр, нож куда-то спрятал. Может, когда Я отвернулся, в канаву. Да и как Мне доказывать кто Я? Он-то докажет. Сидеть в их темнице среди крыс и убийц… Брр! Нет, человеческая справедливость Мне не подходит. Поговорю с ним, не открываясь, на Небесах. Меня он не минует. Имя надо спросить.
Старик из осторожности назвался чужим именем. Но попутчик долго и внимательно разглядывал его в поисках особых примет, запоминая цвет глаз, рисунок морщин, овал лица…
Всё это не укрылось от владельца осла, и от греха подальше он предложил тому, кого вёз, спешиться и проходить ворота одному. Бог сделал вид, что удивился:
- Ты же обещал доставить в город, куда направлялся и сам?
- Город – вот он, а мне надо попасти длинноухого. Прощай!
И Бог задумчиво проводил взглядом хитрого старика, который вёл своего четвероногого помощника по направлению к камням…
В городе Бога ждали новые открытия. Он-то был уверен: мудреца, к которому шёл за советом, должны были знать все горожане, но оказалось – каждый из них считал себя умнее любого другого и – слыхом не слыхивал о нужном Ему человеке.
Надо учесть, что названий улицы тогда не имели, и каждый ищущий должен был знать ориентиры вроде таких: «от базарной площади вверх к гончарным мастерским, где уже спроси дом такого-то» или « иди к храму…, что у..., от него поверни…». Поэтому стоит ли удивляться, что Бог устал, как собака, обойдя к вечеру, стоявший на холмах, город и, не найдя того «самого мудрого человека» - так Он спрашивал у всех, запамятовав по старости его имя. Злой и голодный, без сил опустился Он на землю у чьей-то покосившейся хибары.
Ног Он просто не чувствовал, перед глазами плыли круги, в голове гудело, глотка пересохла, а в желудке было пусто… Медленно приходя в себя, Бог стал вяло проклинать и свою затею, и этих тупых и бездушных существ, коих сам же и породил. К концу подходило Его пребывание на земле, пребывание совершенно бесполезное, не достигшее своей цели.
Громкие вопли и грохот в домике за спиной отвлёкли Его от печальных мыслей. Что это? Крики усилились, разбилась тарелка, стукнула дверь. Он обернулся. К нему шёл, виновато улыбаясь, пожилой, слегка растерзанного вида мужчина. Сел рядом. Бог покосился на него.
- Жена! - поднял руки к небу пожилой.
- Ну, да, - подумал Бог, - муж ты - никудышный, денег не приносишь, дом, того и гляди, упадёт, а сам витаешь мыслями неизвестно где. Мало тебе ещё досталось.
И тут, словно услышав Его, супруга неудачника облила того из окна грязной водой.
Бог невольно отшатнулся, а сосед посмотрел на него и сказал:
- Чего ж удивляться? После такого грома и должен был пойти дождь.
- А он не так прост, - подумал Бог и первый раз за весь день слегка улыбнулся.
Через минуту они уже говорили обо всём.
- Ладно, не нашёл того мудреца, так хоть один приличный человек попался. Правда, и тот – не пойми что, но у них тут, похоже, других и не держат, - думал Бог.
И вот они подошли в разговоре к Его главному вопросу. Бог понизил голос и придвинул лицо к собеседнику:
- Вот ты – умён. Так можешь ли сказать, что нужно сделать, чтобы люди жили по божеским законам? или заветам, дело не в словах.
- Это должно быть известно тому, кто их устанавливает… - мягко начал отвечать пожилой.
- Одному Богу это известно, - мысленно перевёл Бог, горько усмехнувшись про себя, но тут услышал окончание фразы:
- … на самом же деле этого не знает никто. А тот, кто думает, что знает, знает меньше тех, кто думает, что не знает.
Бог вздохнул:
- Он даже не представляет насколько прав. Вмешиваться, видно, бесполезно.
Ему было пора уходить. Он не без труда поднялся. Болело всё.
- Не хотел бы быть человеком, - подумал Бог, уже собравшись сделать шаг, но что-то заставило Его остановиться:
- Как тебя зовут, умный человек?
И услышал Им забытое имя мудреца, которого искал.
- Удачи тебе, мудрец! – пожелал Он, указывая на дом.
- Спасибо, добрый человек, - ответил тот, - и прощай!
- Уже простил, - сказал ему Бог, - До свиданья.
Свидетельство о публикации №210120700543
Ордина 13.09.2013 07:03 Заявить о нарушении
Ааабэлла 13.09.2013 12:04 Заявить о нарушении
всю дорогу пытался угадать...кто окажется Насреддином...Мур.
Мурзёпа 11.11.2019 23:44 Заявить о нарушении