Алексей Аптовцев У меня безжалостная профессия
Алексей Аптовцев соглашается сниматься в сериалах, если предлагают хороший сценарий, в основе которого интересная история. Но в целом, качество сериальной продукции оценивает не высоко, в том числе из-за специфики ее производства. Если, по мнению Аптовцева, художественный фильм можно сравнить с картиной, то сериал – это журнал комиксов или шаржей, которые актеры и режиссер «рисуют» в сжатые сроки. Алексей считает, что в отечественной киноиндустрии, как и во многих других сферах деятельности сейчас время дилетантов. Он говорит:
- Профессионалами должен управлять профессионал. Но если вдруг образуется брешь, и в нее попадает человек, который ничего не понимает в структуре того или иного производства, он начинает тянуть за собой других непрофессионалов. И в итоге выстраивается целая когорта людей, не понимающих, что они делают. Отсюда – бездарные сериалы, некачественная обувь, неумелое социальное обслуживание и так далее.
- Наверно, проблема еще и в том, что производители стремятся как можно быстрее получить прибыль, не слишком заботясь о качестве продукта?
- Посетовать можно и на это. Но надо помнить, что у нас в стране массовая продукция никогда не была качественной. Это свойство менталитета, наверное. Мы лучше сделаем что-то одно, но гениальное, чем много чего-то просто хорошего.
- По-вашему, это относится и к кинематографу?
- Да. Профессионально сделанных фильмов сейчас мало, в том числе и потому, что с распадом Советского Союза мы утратили свои же кинематографические приемы, находки, традиции. Например, в Голливуде наш фильм «Летят журавли» изучили со всех сторон, даже определили градус наклона кинокамеры, просчитали, сколько метров было от нее до артистов, и все это занесли в базу данных. Такой подход не ведет к созданию шедевров, но технологический уровень съемок заметно повышает. Что касается человеческого фактора, то, к примеру, профессиональных режиссеров сейчас тоже, к сожалению, можно пересчитать по пальцам.
Но страна наша велика и постоянно извергает из своего лона гениев, а значит, еще не все потеряно.
- Отдельно взятый актер не может повлиять на кинопроцесс или, к примеру, изменить репертуарную политику театра. Значит, приходится мириться с «предлагаемыми обстоятельствами»?
- И киностудии, и театры – это те же заводы, которые, выпускают сериалы и спектакли. Задача артиста – полюбить свою роль, независимо от того, большая она или маленькая. Я люблю все свои роли. Вечные ценности на сцене «Фэста» ярко отражает классическая пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», где я играю Самсона Силыча Большова. Но… мне не хватает на сцене по-настоящему горячих и глубоких историй, мужской и женской романтики!
Похож я на своих героев или нет, я не знаю, об этом могли бы рассказать мои близкие люди, а не я сам.
- О какой театральной роли вы мечтаете?
- Говорят, что каждый актер хочет сыграть Гамлета. Но чтобы сделать это, нужна внутренняя позиция, ощущение значимости того, что ты хочешь сказать зрителю. Думаю, что такая позиция у меня еще не выкристаллизовалась. Вообще, когда мне было 18 лет, я назвал бы полсотни ролей, которые жаждал сыграть, а к 30-ти годам их осталось не больше двух-трех. Если же говорить не о персонажах, а о близких мне темах, то сейчас это тема одиночества человека в современном мире, заполненном информационными потоками.
- Алексей, возможно, когда-нибудь ваши дочери захотят продолжить актерскую династию. Как вы к этому отнесетесь?
- Моя старшая дочь Саша уже заявила, что хочет стать актрисой. Но сегодня для того, чтобы состояться в актерской профессии, нужно уметь пробиться, это невероятно сложно. Впрочем, если дочь продолжит настаивать на своем, я не стану «ложиться костьми» поперек дороги. Кто знает, может быть, она рождена быть актрисой? У меня безжалостная, но вместе с тем прекрасная профессия.
- А в каком возрасте вы проявили интерес к своей будущей профессии?
- Мне было 5 лет. Я сидел дома и возился с игрушками, а по телевизору шел какой-то исторический фильм. Сражались рыцари, вдруг на экране кого-то убили. Меня это потрясло, я спросил маму: «Дядю правда убили?» Она ответила, что есть особые люди – артисты. Они изображают других людей, их жизнь и даже смерть. Я тут же заявил: «Я тоже хочу быть артистом!» А когда мама усомнилась в наличие у меня способностей, закатил дикую истерику. Этот эпизод запал мне в память.
В 14 лет я поступил в театральную студию «Гармония» к режиссеру Юрию Васильевичу Романенко-Пушковскому, а моей первой профессиональной работой на сцене стала роль Айболита в детском спектакле «Лекарство от зависти» в Московском театре Эстрады.
Так что можно считать, что я мечтал стать артистом, и стал им.
Свидетельство о публикации №210120700607