Паразиты

                «ПАРАЗИТЫ»

     Этого дня третьеклассники ждали целую неделю. Наконец диктор радио объявил о том, что идёт потепление, дожди прекратятся и установится хорошая погода. А это значит, что скоро состоится обещанная ещё вначале года экскурсия в лес.
     Сперва Марина Евгеньевна уведомила притихший класс о предстоящей контрольной по математике. 
     - Если все хорошо напишут контрольную работу, то после второго урока наш класс пойдёт в лес встречать Золотую Осень.
     Ученики дружно закричали «Ура-а!» и тут же забыли о математике. Ликующий класс вовсе не прибавил настроения повидавшей всякое учительнице. Скорее наоборот. Она вздохнула и тихо, только для себя, сказала:
     - Им бы, что бы ни делать, лишь бы ничего не делать.
     На следующее утро уже по дороге в школу, дети собирались группками и, перебивая друг дружку, строили планы похода. Даже школьный звонок, собравший детей в класс, не смог их настроить на рабочий лад.
     Вошла учительница. Строгим взглядом обвела класс, поздоровалась и тут же велела ученикам собрать своё внимание и настроить себя на решение задачи и двух примеров.
     Притихшие дети склонили головки над открытыми тетрадками. Учительница с тревогой поглядывала на часы, и даже прикладывала их к уху. Ей казалось, что чем ближе конец урока, тем стрелки часов движутся быстрее. Наконец прозвенел звонок. Дежурная собрала тетрадки. По классу прошелестел облегчённый вздох.
     Второй урок пролетел ещё быстрее. Марина Евгеньевна читала стихи известных авторов на тему осени. Все в классе уже догадались, что стихи – это уже начало праздника и ждали звонка.
     После столовой, с полупустыми ранцами за спиной, третьеклассники построились в колонну по двое в школьном дворе.
     - Все здесь? – спросила Марина Евгеньевна.
     - Все-е-е! – разноголосо ответили ученики.
     - Тогда, пошли…
     Строем шли улицей города, пока не перешли мостик, за которым по всем признакам начинался лес. Строй идущих постепенно распался. Самые неугомонные побежали вперёд, другие шли рядом с учительницей, слушали её объяснения и тут же задавали новые вопросы. Были и такие, которым хотелось остаться наедине с природой. Они засматривались на говорливую речку, бросали в воду камушки и слушали музыку текущей воды.
     - Не подходите слишком близко к воде, - предупредила Марина Евгеньевна. – Камни скользкие. Охнуть не успеешь, как окажешься в воде. А вода осенью холодная…
     Девочки попятились назад и, вспомнив о том, что именно им было поручено собрать гербарий, принялись собирать самые красивые листики.
     Тропинка вела всё дальше и дальше в лес, пока не образовала развилку. Один её конец утопая в папоротниках устремился на полянку, а другой по крутизне стал вскарабкиваться на крутую гору. Дети остановились у развилки и с горячностью стали спорить, куда идти дальше. Добрая половина класса обошла спорщиков и пошла на поляну. Остальные опомнились только тогда, когда кто-то из ребят воскликнул:
     - А Марина Евгеньевна уже до половины горы дошла!
     Вслед за учительницей отважились пойти немногие. Три неразлучных друга: Витька, Серёга и Валерка. Неожиданно для всех ступила на тропу Рита. У молчаливой девочки небыло подруг. Да она и не стремилась завязать с кем-либо дружбу. Просто, сама для себя так решила и пошла. На пересуды одноклассников она старалась не обращать внимания, а может, делала вид, что это её мало заботит. 
     Мальчишки нагнали Марину Евгеньевну, когда она уже приближалась к самой маковке горы. Запыхавшиеся экскурсанты взобрались на камень и, размахивая руками, что-то выкрикивали тем, кто остался стоять у развилки. Рита тоже подошла к учительнице, и устало опустилась на камушек.
     - Ну, как ребята, красиво? – спросила Марина Евгеньевна, приглашая их полюбоваться лесными далями.
     Галдящие беспрестанно мальчишки приумолкли, засмотрелись.
     - Нравится? Не правда ли красив наш сибирский край?
     Дети согласно закивали головами, и всё смотрели, смотрели, вскрикивая от нахлынувшего восторга.
     - Вот что ребята, вот вам по листику бумаги. Достаньте из ранцев простые карандаши и напишите, пожалуйста, те слова, которые родились в вашем сердце при виде открывшейся вам осенней красоты.
     Была роздана бумага. Нашлись и гладенькие камушки, на которых было удобно писать, вот только подходящие слова всё никак не шли на ум. Бурлящий детский восторг никак не хотел перелиться в призрачные формочки слов. Как вспухающие и тут же лопающиеся пузыри взрывали тишину, редко посещаемого места, короткие возгласы, слетающие из горячих мальчишеских уст. Именно они и легли кривыми буковками на бумажные листы в клеточку. А в самом низу фамилия незадачливого писателя.
     Листы тут же были отданы учительнице. И с чувством выполненного задания, мальчишки с гиканьем побежали вниз, будто бы не слыша тревожного предостережения учительницы. Вздыхая и негодуя на бесшабашность своих учеников, Марина Евгеньевна тоже осторожно стала спускаться вниз по тропинке.
     Только через час Рита подошла к учительнице и отдала вчетверо сложенный лист бумаги и скромно отошла в сторонку.
     Домой из лесу все шли усталые, с большими букетами осенних листьев.  Самый маленький букетик был в Ритиных руках. Но небыло огорчения в её глазах. Свой букетик девочка несла осторожно, словно боялась примять или причинить боль, поверивших её рукам, листикам. Рита знала, что ни один из них не будет выброшен, а ляжет между страниц толстой книги её любимых сказок.
     С того памятного дня прошло месяца два. За это время ученикам много раз раздавались листики бумаги в клеточку и опытной учительницей давались различные задания. Никого это не удивляло. Каждый ученик старался выполнить задание по мере своих способностей и усердия. Но, однажды, Марина Евгеньевна вызвала к доске четырёх учеников: трёх мальчиков и смутившуюся Риту. Им тут же были розданы слегка примятые листы бумаги в клеточку. В руках Риты оказался и вовсе вчетверо сложенный лист.
     - Читайте. Вслух читайте! – строго велела учительница.
     - Супер, - еле слышно выдавил из себя Витя.
     - Клёво, - виновато пробубнил Сергей.
     - Классно, - совсем тихо пролопотал Валера.
     - Может, вы от себя что-то хотите добавить? – предложила Марина Евгеньевна. 
     Ребята переглянулись, пожали плечами и опустили головы.
     - Тогда хоть расскажите нам, чем это вы так восторгались, что в вашем воображении родились такие слова?
     Прошла минута, другая, но, сколько ребята не морщили лбы, даже не смогли вспомнить: где и когда они писали на этих листочках.
     - Давайте мы попросим Риту прочитать то, что было написано её рукой на листочке.
     Рита покраснела, отрицательно покачала головой и даже спрятала листок себе за спину.
     - Марина Евгеньевна, можно я не буду это читать?
     - Почему?
     - Тут я спешила и плохо написала. Я лучше из тетрадки прочитаю…
     - Можно и из тетрадки. Только ты нам хотя бы покажи, сколько написано на твоём листике.
     Девочка развернула вчетверо сложенный лист бумаги. Ученики на задних партах даже привстали, пытаясь рассмотреть написанное. Верхняя половина листа была написана крупными буквами. А чем ниже, тем буковки меньше. Становилось ясно, что писавшей было что сказать, и она экономно расходовала бумагу.
     - А тетрадка у тебя с собой? – спросила учительница.
     - Я сейчас, Марина Евгеньевна.
     Рита торопливо достала из ранца обычную школьную тетрадку, на обложке которой была аккуратно приклеена картинка с видом осеннего леса. Полистав тетрадку, она попыталась прочитать, но от нахлынувшего смущения у девочки потерялся голос.
     - Можно, я за тебя прочитаю, - пришла на выручку учительница.
     Рита кивнула головой и доверительно протянула тетрадь.
     Марина Евгеньевна взглянула на тетрадную страницу, и брови её резко взметнулись вверх. С минуту в классе стояла напряжённая тишина. Дочитав про себя написанное до конца, учительница прокашлялась и начала читать вслух, с выражением, выдерживая паузы. Рита слушала ею написанные строки и впервые усомнилась в том, что эти прекрасные слова родились в её голове.
     «Вроде я и не я…», - подумала школьница. Потом поняла: её стихотворение обрело крылья, и начало самостоятельный полёт. У него теперь своя жизнь…
     - Скажи, Рита, тебе кто-то помогал писать это стихотворение?
     - Не-ет. Я никому не показывала свою тетрадь.
     - Если ты не торопишься, то мы с тобой поговорим на эту тему после уроков. А теперь садись на место. Я ставлю в журнал тебе пять.
     И пока Рита шла на своё место, учительница и весь класс громко аплодировали ей. Ученики оглядывались, словно видели девочку впервые.
     - Может теперь, вы всё-таки сможете что-то дополнить к сказанному? – обратилась учительница к трём ребятам, всё ещё стоявшим у доски. Но ученики только нервно переминались с ноги на ногу и молчали.
     Серёжа, как бы оправдываясь, тихо промолвил:
     - А что тут скажешь? Всё было классно…
     - С вами, молодые люди, всё понятно. Садитесь, пожалуйста, на место. Двоек на этот раз я вам ставить не буду, но, предлагаю подумать: почему так получилось, что ваш интеллектуальный запас состоит только из трёх слов. К сожалению, вы не одиноки в своём невежестве. Эти, часто повторяемые вами слова: «клёво», «классно», «супер» и ещё можно к ним прибавить с десяток таких же словечек из молодёжного сленга, далеко не красят «великий и могучий» русский язык. Эти слова мне так и хочется назвать «паразитами». И заводятся эти «паразиты» в головах ленивых людей. Да-да, тех, кому лень читать книги, лень размышлять над увиденным. А зачем? Сказал «супер» и вроде бы высказал своё отношение к происходящему событию. Может это и так, но только на тот момент. А на самом деле – что получается?.. Если Рита сумела красоту осеннего леса выразить в стихотворной форме, тем самым поделилась своим впечатлением с любым человеком, кому выпадет удача прочитать его, то написанное на листе бумаги вашими тремя товарищами, не смог бы расшифровать никто. Даже сами авторы написанного - оказались бессильны, как вы сами могли в этом убедиться. И добавить ничего не смогли.
     - Можно я скажу! – поднял руку Максим.
     - Ты хочешь что-то добавить? Говори.
     - Я предлагаю объявить слова-паразиты вредными и непригодными для употребления. А лучше всего их необходимо навсегда запретить, не только писать, но и произносить…
     - Садись, Максим. Боюсь, что такими суровыми методами мы мало чего добьёмся. Вместо одних слов-паразитов появятся другие. Глупость плодится по мере возрастания нашего невежества. Я предлагаю другой путь. Давайте черпать красивые, мудрые слова из книг. То есть из русской литературы. Учиться грамотно излагать свои мысли на бумаге…
     Домой Рита шла вместе с Мариной Евгеньевной.
     - Я бы хотела по-настоящему научиться писать стихи. Но это очень трудно…
     - «Трудно» от слова «труд». А всё великое и достигается трудом великим. Если твёрдо решишь посвятить свою жизнь поэтическому слову, постоянному поиску никем не узнанной красоты, то знай, тебе предстоит вечное карабканье вверх, не к вершине славы, а к пониманию главных основ человеческого бытия. Не всегда встретишь сочувствие и поддержку даже в лице самых близких людей. И чем выше ты будешь подниматься по тропе самоусовершенствования, тем гнетуще будет на тебя давить груз одиночества, но вместе с тем больше будешь ощущать жажду знаний… А трудности, девочка моя, для того и существуют, чтоб их преодолевать…

                А. Боднарук
                19 октября 2007 года.


Рецензии
КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАНО - ТРУДНОСТИ ДЛЯ ТОГО И СУЩЕСТВУЮТ, ЧТОБ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ.

СПАСИБО, АНЕЧКА. СВЕТЛАЯ ГОЛОВКА. УДАЧИ И РАДОСТИ.

Нина Шарыгина   13.12.2012 04:55     Заявить о нарушении
Это тебе, лапушка, СПАСИБО - ЗА ПОНИМАНИЕ!!!

Радости тебе!!!!!!!!!

Анна Боднарук   13.12.2012 07:42   Заявить о нарушении